Can (группа)

редактировать
Немецкая экспериментальная рок-группа

Can
Может c. 1972 г. Слева направо: Кароли, Шмидт, Чукай, Либезейт, Сузуки Can c. 1972. From слева: Кароли, Шмидт, Чукай, Либезейт, Судзуки
Справочная информация
ПроисхождениеКёльн, Западная Германия
Жанры
Годы деятельности1968–79, 1986, 1988, 1991, 1999
ЛейблыLiberty, United Artists, Spoon, Mute
Связанные действияTraffic, Phew
Веб-сайтsporecords.com
Бывшие участникиМайкл Кароли. Яки Либезейт. Ирмин Шмидт. Хольгер Чукай. Малкольм Муни. Дамо Судзуки. Дэвид C. Johnson. Rosko Gee. Rebop Kwaku Baah

Can (стилизованный под CAN ) - немецкая экспериментальная рок-группа, сформированная в Кельне. в 1968 году основной квартет Хольгер Чукай (бас, монтаж кассет), Ирмин Шмидт (клавишные), Майкл Кароли (гитара ар) и Яки Либезейт (барабаны). В состав группы входило несколько вокалистов, в первую очередь, родившийся в Америке Малкольм Муни (1968–70) и уроженец Японии Дамо Судзуки (1970–73), а также различные временные группы.

Исходя из опыта авангарда и джаза, участники Can смешали элементы психоделического рока, funk и noise на таких влиятельных альбомах, как Tago Mago (1971), Ege Bamyasi (1972) и Future Days (1973). У Can также иногда был коммерческий успех: синглы, такие как "Spoon " и "I Want More ", попадали в национальные синглы чарты. Их широко называют пионерами немецкой краутрок-сцены, оказавшими значительное влияние на последующий рок, пост-панк, эмбиент и электронную музыку. 370>Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение: 1966–68
    • 1.2 Название группы
    • 1.3 Ранние годы: 1968–70
    • 1.4 Средние годы: 1971–73
    • 1.5 Поздние годы: 1974–79
    • 1.6 После разделения и воссоединения
    • 1.7 Сольные работы
    • 1.8 Архивные релизы
  • 2 Музыка
    • 2.1 Стиль
    • 2.2 Наследие и влияние
    • 2.3 Импровизация, запись и живое выступление показывает
  • 3 участника группы
    • 3.1 Дополнительные сотрудники
    • 3.2 Временная шкала
  • 4 Дискография
  • 5 Видеография
  • 6 Ссылки
  • 7 Процитированные работы
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

История

Происхождение: 1966–68

«Отец не может кричать» «Отец не может кричать» из Monster Movie

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Корни Can можно проследить до Ирмина Шмидта и поездки, которую он совершил в Нью-Йорк в 1966 году. Хотя Шмидт сначала проводил время с avant -garde музыканты, такие как Стив Райх, Ла Монте Янг и Терри Райли, он также в конечном итоге познакомился с миром Энди Уорхола и Отель Челси. По его собственным словам, поездка «испортила» его, вызвав восхищение возможностями рок-музыки. По возвращении в Кельн позже в том же году вдохновленный Шмидт сформировал группу с американским авангардным композитором и флейтистом Дэвидом К. Джонсоном и учителем музыки Хольгером Чукай с намерением изучить его недавно расширившиеся горизонты.

Когда я основал группу, я был классическим композитором, дирижером и пианистом, выступал с фортепианными концертами, играл много современной музыки, а также Брамса, Шопена, Бетховена и все такое. И когда мы собрались вместе, я хотел сделать что-то, в чем вся современная музыка стала бы одним целым. Современная музыка, особенно в Европе, новой музыкой была классическая музыка Булез, Штокхаузен и все такое. Я изучал все это, я изучал Штокхаузен, но никто не говорил о рок-музыке, как Sly Stone, Джеймс Браун или Velvet Underground как о современной музыке. Потом был джаз, и все эти элементы были нашей современной музыкой, она была новой. В каком-то смысле она была намного новее, чем новая классическая музыка, которая претендовала на звание «новой музыки».

— Шмидт в интервью 2004 г.

До этого момента склонности всех трех музыкантов был исключительно авангардной классикой. Фактически, и Шмидт, и Чукай непосредственно учились у влиятельного композитора Карлхайнца Штокхаузена. Шмидт предпочел играть на органе и фортепиано, в то время как Чукай играл на басу и мог записывать их музыку с помощью простого двухдорожечного магнитофона. Группа вскоре пополнилась гитаристом Майклом Кароли, 19-летним учеником Чукай, и барабанщиком Яки Либезейт, разочаровавшимся в своей работе во фри-джазовых группах. По мере того как группа развивала более рок-ориентированное звучание, разочарованный Джонсон покинул группу в конце 1968 года.

Название группы

Группа использовала названия «Inner Space» и «The Can». "прежде, чем окончательно остановился на" CAN ". Позднее Либезейт предложил использовать аббревиатуру «Коммунизм, Анархизм, Нигилизм » для названия группы, после того как английский музыкальный журнал заявил, что это было предполагаемое значение. Тем не менее, Малькольм Муни первоначально предложил название Can из-за того, что оно имеет положительное значение на разных языках. Например, в турецком, языке, который широко используется в Германии из-за большого количества носителей турецкого языка, слово «может» может означать, в зависимости от контекста, «жизнь, душа, сердце, духа, любви и жизненной силы ».

Ранние годы: 1968–70

Примерно в сентябре 1968 года в группу вошел творческий, очень ритмичный, но нестабильный и часто конфронтационный американский вокалист Малкольм Муни, скульптор из Нью-Йорка, с которым они записали материал для альбома Prepared to Meet Thy Pnoom. Как "Inner Space", в присутствии Джонсона и Муни, группа ненадолго появилась в фильме 1969 года Kamasutra: Vollendung der Liebe, бэк-вокалистка Маргарет Джуван. Не найдя звукозаписывающей компании, желающей выпустить альбом, группа продолжала студийную работу до тех пор, пока у них не был материал для того, что стало их первым релизом, Monster Movie, выпущенным в 1969 году. Этот альбом содержал новые версии двух песен. ранее записывалась для Prepared to Meet Thy Pnoom, "Father Cannot Yell" и "Outside My Door". Другой материал, записанный примерно в то же время, был выпущен в 1981 году под названием Delay 1968. Причудливый напыщенный вокал Муни подчеркивал явную странность и гипнотизирующее качество музыки, на которую особенно повлияли гаражный рок, психоделический рок и фанк. Повторение было подчеркнуто на басу и ударных, особенно на треке "Yoo Doo Right ", который был отредактирован из шестичасовой импровизации, чтобы охватить всего лишь одну сторону винила. Плотная, но разнообразная игра Liebezeit на ударных играла решающую роль в передаче музыки.

Муни сделал свои последние записи с Джаном в декабре 1969 года, прежде чем вернуться в Америку примерно в конце года по совету психиатра, которому сказали, что уйти от хаотичной музыки Джана будет лучше для него. душевное здоровье. В примечаниях к переизданию компакт-диска Monster Movie говорится, что Муни пережил нервный срыв («застрял в канавке для банки») и неоднократно кричал «наверху, внизу». В мае 1970 года его заменил более сдержанный Кендзи «Дамо» Судзуки, молодой японский путешественник, уличный возле мюнхенского кафе Чукай и Либезейт. Хотя он знал лишь несколько гитарных аккордов и импровизировал большую часть своих текстов (а не записывал их на бумаге), Сузуки попросили выступить с группой в тот же вечер. Первой записью группы с Suzuki была Soundtracks, выпущенная в 1970 году, сборник музыки для фильмов, который также содержал два более ранних трека, записанных с Mooney. Тексты Suzuki обычно были на английском, хотя иногда и на японском (например, в «Oh Yeah» и «Doko E»).

Средние годы: 1971–73

В следующие несколько лет Can выпустили свои самые известные работы. В то время как их ранние записи, как правило, были по крайней мере свободно основаны на традиционных песенных структурах, в середине своей карьеры группа вернулась к чрезвычайно подвижному импровизационному стилю. Двойной альбом Tago Mago (1971) часто рассматривается как новаторский, влиятельный и глубоко нетрадиционный альбом, основанный на интенсивно ритмичной игре на барабанах, вдохновленной джазом, импровизированной гитаре и соло на клавишных (часто переплетающихся), редактировании кассет как композиции., и своеобразные вокалисты Судзуки. Чукай: «(Таго Маго) был попыткой достичь загадочного музыкального мира от света до тьмы и возвращения».

В 1971 году группа сочинила музыку для трехсерийного криминального телесериала на немецком языке. «Дас Мессер» («Нож»), режиссер Рольф фон Сюдов. Трек «Spoon » был использован в качестве музыкальной темы и, выпущенный как сингл, достиг 6-го места в немецком чарте синглов.

За Tago Mago в 1972 году последовал Ege. Bamyasi, более доступная, но все же авангардная пластинка, включающая броский «Vitamin C » и попавший в десятку лучших немецких хитов «Spoon». Чукай: «Мы смогли добиться отличного сухого и эмбиентного звука... [Эге Бамьяси] отражает более светлое настроение группы».

За ним последовали Future Days в 1973 году, который представляет собой ранний пример эмбиент-музыки, а также включает поп-песню «Moonshake ». Czukay: «Bel Air» [20-минутный трек, который занял всю вторую сторону оригинального винилового LP Future Days] показал Can в состоянии электрической симфонической группы, исполняющей мирный, хотя иногда и драматичный пейзаж. «

Сузуки ушел вскоре после записи Future Days, чтобы жениться на своей девушке из Германии и стать Свидетелем Иеговы. Вокал переняли Кароли и Шмидт; однако после ухода Suzuki вокал в их треках был меньше, так как Can экспериментировали с эмбиентной музыкой, которую они начали с Future Days.

Более поздние годы: 1974–79

Soon Over Babaluma из 1974 года продолжился в эмбиентном стиле Future Days, но вернул часть резкости Таго Маго и Эге Бамьяси. В 1975 году Джан подписал контракт с Virgin Records в Великобритании и EMI / Harvest в Германии, появившись в том же году на BBC Old Gray Whistle Test, где в запоминающемся исполнении Vernal Equinox участвовал Шмидт. одна секция клавиатуры с серией быстрых ударов карате. Вскоре после выступления Шмидт сломал ногу, что привело к отмене турне группы по Великобритании.

В более поздних альбомах Landed (1975) и Flow Motion (1976) Can перешли к несколько более традиционному стилю, поскольку их технология записи улучшилась. Соответственно, диско-сингл «I Want More » от Flow Motion стал их единственным хитом за пределами Германии. В соавторстве с их живым звукооператором Питером Гилмором, он достиг 26-го места в британских чартах в октябре 1976 года, что побудило его появиться на Top of the Pops, где Чукай выступал с контрабасом. В 1977 году к Кану присоединились бывший басист Traffic Роско Джи и перкуссионист Ребоп Кваку Баа, оба из которых исполнили вокальные партии на музыку Кана, появившуюся на альбомах Saw Delight (1977), Out of Reach (1978) и Can (1979).

В этот период Чукай был отодвинут на второй план из-за разногласий по поводу творческого направления группы и его неспособности как бас-гитариста идти в ногу с ростом других музыкантов. Бас-гитара была чем-то, что Чукай «почти по умолчанию взял», и он с готовностью признал свои ограничения на инструмент. После того, как Джи присоединился к Джану, Чукай издавал звуки, используя коротковолновое радио, клавиши азбуки Морзе, магнитофоны и другие разные предметы. Он покинул Can в конце 1977 года и не появлялся на альбомах Out of Reach или Can, хотя он был вовлечен в продюсерскую работу над последним альбомом. Вскоре после этого у группы, казалось, был перерыв, но с тех пор несколько раз случались воссоединения.

После распада и воссоединения

После распада все бывшие участники были вовлечены в музыкальные проекты, часто в качестве сессионных музыкантов для других артистов. В 1986 году они ненадолго реформировались вместе с оригинальным вокалистом Муни, чтобы записать Rite Time (выпущенный в 1989 году). В 1991 году Кароли, Либезейт, Муни и Шмидт снова воссоединились, чтобы записать трек для Вима Вендерса фильма До конца света и в августе 1999 года Кароли, Либезейт. и Шмидт с Джоно Подмором для записи кавера на "The Third Man Theme " для сборника Grönland Records 'Pop 2000. В 1999 году четыре основных участника Can, Karoli, Liebezeit, Schmidt и Czukay выступили вживую на том же концерте, хотя играли отдельно со своими текущими сольными проектами (Sofortkontakt, Club Off Chaos, Kumo и U-She соответственно). С тех пор может быть предметом многочисленных компиляций, концертных альбомов и сэмплов. В 2004 году группа начала серию ремастеров Super Audio CD своего бэк-каталога, которые были завершены в 2006 году.

Майкл Кароли умер от рака 17 ноября 2001 года; Яки Либезейт умер от пневмонии 22 января 2017 года, а Хольгер Чукай умер естественной смертью 5 сентября 2017 года, в результате чего Ирмин Шмидт остался единственным выжившим постоянным членом группы.

Сольные работы

Хольгер Чукай записал несколько эмбиент-альбомов и сотрудничал с Дэвидом Сильвианом среди других. Jaki Liebezeit много играл с басистами Jah Wobble и Bill Laswell, с барабанным ансамблем Drums of Chaos и в 2005 году с Datenverarbeiter на онлайн-альбоме Givt. Майкл Кароли записал регги-альбом с Полли Элтес перед своей смертью, а Ирмин Шмидт начал работать с известным барабанщиком Мартином Аткинсом, продюсируя ремикс для industrial группы The Damage. Мануал и обложка "Banging the Door" для трибьют-альбома Public Image Ltd, оба выпущены на лейбле Аткинса Invisible Records. Кароли основал Sofortkontakt! для шоу воссоединения Can в 1999 году с Марком Спайби, который ранее был связан с Dead Voices on Air, Zoviet France, Reformed Faction и Скачать. В группе также участвовали Александр Шонерт, Феликс Гуттирез из Jelly Planet, Томас Хопф и Манджао Фати. Кароли также неоднократно выступал с Damo Suzuki's Network. Дамо Судзуки вернулся к музыке в 1983 году, и с тех пор он дает живые импровизационные шоу по всему миру с местными музыкантами и участниками гастролирующих групп в разных местах, иногда издает концертные альбомы. Малкольм Муни записал альбом в качестве вокалиста группы Tenth Planet в 1998 году. Роско Джи был басистом концертной группы в телешоу Харальда Шмидта в Германии с 1995 года. Ребоп Кваку Баа умер в 1983 году после кровоизлияние в мозг.

Архивные релизы

Can выпустили сборник Limited Edition в 1974 году и расширили его до двойного альбома Unlimited Edition в 1976 году из своих неизданных студийных записей. Delay 1968, выпущенный в 1981 году, представлял собой сборник неизданных записей 1968–1969 годов. Cannibalism 2, сборник альбомов и синглов, также включал одну неизданную песню "Melting Away" 1960-х годов.

В 1995 году был выпущен The Peel Sessions, сборник записей Can на BBC. В 1999 году был выпущен Can Box с документальным видео Can, концертной записью 1972 года и двойным концертным CD, составленным Майклом Кароли и позже выпущенным отдельно под названием Can Live Music (Live 1971–1977). Невыпущенная живая музыка Can также была выпущена на 40th Anniversary Edition Tago Mago в 2004 году и на коробке с 17 пластинками Can в 2014 году.

The Lost Tapes, выпущенная в 2012 году, находилась под контролем Авторы Ирмина Шмидта и Даниэля Миллера, составлено Шмидтом и Джоно Подмором и отредактировано Подмором.

Музыка

Стиль

Хольгер Чукай и Ирмин Шмидт оба были учениками Карлхайнца Штокхаузена, и Джан унаследовал прочную основу в его музыкальной теории; последний получил образование классического пианиста, а Майкл Кароли был учеником Хольгера Чукай и принес влияние цыганской музыки через его эзотерическое этюды. Барабанщик Яки Либезейт имел сильные джазовые склонности. Изначально предполагалось, что звучание группы будет основано на звучании этнической музыки, поэтому, когда группа решила использовать звук гаражный рок, первоначальный участник Дэвид Джонсон ушел. Эта мировая музыка тенденция была позже проиллюстрирована на таких альбомах, как Ege Bamyasi (имя означает «Aegean okra » на турецком ), Future Days и Saw Delight, а также за счет включения в группу новых участников разных национальностей. Серия треков на альбомах Can, известная как «Ethnological Forgery Series», сокращенно «E.F.S», продемонстрировала способность группы успешно воссоздавать музыку с этническим звучанием. Они строили свою музыку в основном за счет коллективной спонтанной композиции, сэмплирования самих себя в студии и редактирования результатов; басист и главный инженер Чукай называл живые и студийные выступления Джана «мгновенными композициями».

Ранние рок-влияния группы включают The Beatles и The Velvet Underground. как Джими Хендрикс, Хитрый Стоун и Фрэнк Заппа. Группа признала, что начало песни Can "Father Cannot Yell" было вдохновлено песней Velvet Underground "European Son ". Голос Малкольма Муни сравнивают с голосом Джеймса Брауна (признанного героя участников группы), а их ранний стиль, уходящий корнями в психоделическую музыку, сравнивают с Пинк Флойд. Обширное редактирование Чукай иногда сравнивают с музыкой трубачей Майлза Дэвиса конца 60-х годов (например, In a Silent Way и Bitches Brew ): Can and Дэвис оба записывали длинные импровизации с интенсивным грувом, а затем вместе редактировали лучшие части для своих альбомов. Чукай и Тео Масеро (продюсер и редактор Дэвиса) имеют корни в musique concrète 1940-х и 1950-х годов. Ирмин Шмидт заявил в беседе с Майклом Кароли в 1996 году по поводу различных цитат о влиянии на их музыку: «Знаете, забавно, что, несмотря на все предполагаемые влияния на нас, о которых было написано, одно доминирующее влияние никогда не оказывалось. упоминается: Майкл фон Биль. "

Дамо Судзуки был певцом, который сильно отличался от Муни, с многоязычным (он утверждал, что пел на «языке каменного века») и часто непостижимым вокальным стилем. С Suzuki группа записала свои наиболее успешные с точки зрения критики и коммерции альбомы. Работа ритм-секции над Tago Mago получила особую похвалу: один критик пишет, что большая часть альбома основана на «длительных импровизациях, построенных на гипнотических ритм-паттернах»; другой пишет, что «Halleluhwah » находит, что они «избивают чудовищный транс / фанк-бит».

Наследие и влияние

Люмерианцы и Счастливые понедельники указали на то, что Кан оказал влияние. Критик Саймон Рейнольдс писал, что «панглобальный авангард Джана предвосхитил многие из движений сампладелических танцевальных жанров, таких как трип-хоп, этнотехно и ambient jungle. "Брайан Ино снял короткометражный фильм в честь Джана, а Джон Фрусчанте из Red Hot Chili Peppers появился на Echo Awards Церемония, на которой Джан был удостоен самой престижной музыкальной премии Германии, посвященной памяти гитариста Майкла Кароли. Radiohead часто делали каверы на песню Can "The Thief" в начале 2000-х и заявляли, что в это время группа оказала влияние. Марк Е. Смит из The Fall отдает дань уважения Дамо Судзуки своим трек "I Am Damo Suzuki" из альбома 1985 года Спасительная благодать этой нации. Цепь Иисуса и Марии использовалась для каверовки "Mushroom" в середине 1980-х.

По крайней мере пять известных групп назвали себя в честь Can: The Mooney Suzuki в честь Малькольма Муни и Дамо Судзуки; инди-рок группа Spoon после хита «Spoon »; электронная группа Egebamyasi, созданная шотландским музыкантом мистером Эггом в 1984 году после альбома Джана Ege Bamyasi ; Hunters Collectors после песни из альбома Landed ; и Moonshake, названный в честь трека на Future Days и сформированный бывшим фронтменом Wolfhounds Дэвидом Каллаханом. Шотландский писатель Алан Уорнер написал два романа, посвященных двум разным членам группы Can (Морверн Каллар Хольгеру Чукаю и Майклу Кароли соответственно). Альбом ремиксов Sacrilege включает ремиксы на треки Can исполнителями, на которых оказал влияние Can, включая Sonic Youth и U.N.K.L.E.. Их этномузыкологические тенденции предшествуют повальному увлечению музыкой мира в 1980-х годах. Хотя они и не так сильно повлияли на электронную музыку, как Kraftwerk, они были важными первопроходцами эмбиент-музыки, наряду с Tangerine Dream и вышеупомянутой группой. Многие группы, работающие в жанре пост-рок, могут рассчитывать на Can как на влиятельную часть более крупной краутрок-сцены, как и группы New Prog, такие как The Mars Volta. Rolling Stone назвал группу «новаторской космической рок-группой». Канье Уэст пробовал «Sing Swan Song» из своей песни «Drunk Hot Girls» из своего альбома 2007 года Выпускной. Британская группа Loop находилась под сильным влиянием Can за их повторяющийся полиритмический стиль, кавер на песню Can "Mother Sky" на их альбоме Fade Out.

Группа проверенным именем как формирующее влияние в Дебютный сингл LCD Soundsystem "Losing My Edge ". Сингл Oasis '2008 года "The Shock of the Lightning " был вдохновлен Can и Neu!.

Импровизация, запись и живые выступления

Большая часть музыки Can была основана на свободной импровизации, а затем отредактирована для студийных альбомов. Например, при подготовке саундтрека только Ирмин Шмидт просматривал фильм, а затем давал остальным участникам группы общее описание сцен, которые они будут озвучивать. Это способствовало тому, что импровизированный саундтрек оказался успешным как внутри, так и вне контекста фильма.

Живые выступления Can часто сочетали спонтанную импровизацию такого рода с песнями, появляющимися на их альбомах. Трек "Colchester Finale", появившийся на альбоме Can Live, включает отрывки из "Halleluhwah " в композицию продолжительностью более получаса. Первые концерты показали, что Муни и Судзуки часто могут шокировать публику. Актера Дэвида Нивена Чукай спросил, что он думает о концерте, Нивен ответил: «Это было здорово, но я не знал, что это музыка». После ухода Suzuki музыка стала более интенсивной без вокального центра. Группа сохраняла способность коллективно импровизировать с центральными темами или без них в течение нескольких часов (их самое продолжительное выступление в Берлине длилось более шести часов), в результате чего получился большой архив выступлений.

Джан предпринимал попытки найти нового вокалиста после ухода Дамо Судзуки, но никто не подходил на эту должность. В 1975 году фолк-певец Тим Хардин взял на себя ведущую вокальную партию и сыграл на гитаре с Джаном одну песню на двух концертах, исполнив свою собственную "The Lady Came From Baltimore". Малазийский вокалист Тайга Радж Раджа Ратнам отыграл с группой шесть концертов в период с января по март 1976 года. Другой временный вокалист, англичанин Майкл Казинс, гастролировал с Can с марта (Франция) по апрель (Германия) 1976 года.

Участники группы

Дополнительные сотрудники

  • Манни Лёэ - вокал, перкуссия и флейта (1968)
  • Дункан Фаллоуэлл - тексты песен (1974)
  • Рене Тиннер - звукорежиссер (1973–1979, 1986, 1991)
  • Олаф Кюблер из Амон Дюль - теноровый саксофон (1975)
  • Тим Хардин - вокал и гитара (ноябрь 1975 г.) (умер в 1980 г.)
  • Тайга Радж Раджа Ратнам - вокал (январь – март 1976 г.)
  • Майкл Казинс - вокал (март – апрель 1976 г.)
  • Питер Гилмор - тексты песен, микширование живого звука (поздние 1970-е годы)
  • Джоно Подмор - звукооператор, бас-гитарист (1999), инженер по обработке звука и монтажу (1999, 2003, 2011–2012)

Хронология

Дискография

Видеография

Источники

Цитированные работы

Библиография

  • Bussy, Pascal; Hall, Andy (1986). Can Book. Tago Mago.
  • Bussy, Pascal и Andy Hall. The Can Book. Saf Publishing, 1989.
  • Bussy, Pascal. Kraftwerk: Man, Machine and Music. SAF Publishing, 2005. ISBN 0-946719-70-5
  • The New Musical Express Book of Rock, Star Books, 1975, ISBN 0-352 -30074-4.
  • Rock: The Rough Guide (2-е издание). Penguin, 1999.
  • Strong, Martin C. Great Rock Discography. (5-е издание), MOJO Books, 2000.
  • Стаббс, Дэвид. Future Days: Krautrock and the Building of Modern Germany. Faber Faber Rock Music, 2014.
  • Янг, Роб; Шмидт, Ирмин (2018). All Gates Открыто: История Кана. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0571311491.

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Can (группа).
Последняя правка сделана 2021-05-14 04:19:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте