Война Камисардов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских религиозных войн | |||||||
. Центральный массив во Франции, показывая Севенны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Французское Королевство | Гугенот Камизар повстанцы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Людовик XIV. Виктор-Морис, граф де Бройль. Николя Огюст, маршал де Монревель. Клод Луи Эктор де Виллар | Жан Кавалье. Авраам Мазель. Пьер «Роллан» Лапорт |
Камизар были гугенотами (французские протестанты ) суровых и изолированных Севенны и Ваунаж на юге Франции. В начале 1700-х годов они подняли восстание против преследований, последовавших за Людовиком XIV отменой Нантского эдикта, объявив протестантизм незаконным. Камисарды действовали в основном протестантском регионе Севенны, включая Ваунаж и части Камарга около Эг-Морт. Восстание вспыхнуло в 1702 году, худшие из боев продолжались до 1704 года, затем стычки до 1710 года и окончательный мир в 1715 году. Эдикт терпимости был подписан только в 1787 году.
Название camisard на окситанском языке может происходить от типа льняной блузки или рубашки, известной как camisa (сорочка), которую крестьяне носят вместо любой формы. В качестве альтернативы это могло бы произойти от окситанского : camus, что означает пути (chemins). Камисада в смысле «ночная атака» происходит от особенности их тактики.
В апреле 1598 года Генрих IV подписал Закончился Нантский эдикт и религиозные войны, опустошившие Францию. Протестантам были предоставлены ограниченные гражданские права и свобода отправления религиозных обрядов в соответствии с их убеждениями. Этот «основной и незыблемый закон» поддерживал сын Генриха, Людовик XIII. В октябре 1685 года внук Генриха, Людовик XIV (Король Солнца), отменил Нантский эдикт, издав свой собственный Эдикт Фонтенбло. Людовик был полон решимости навязать Франции единую религию: религию Рима. Еще в 1681 году он учредил драконады, которые были преобразованы в обращение, навязанным драгунами, названными «миссионерами в сапогах». Их поселили в домах протестантов, чтобы помочь им принять решение вернуться в официальную церковь или, наоборот, эмигрировать. Севенны были центром сопротивления, и эта политика не сработала.
Эдикт Фонтенбло лишил гугенотов всех прав и мер защиты. Последовало около двадцати лет гонений. Реформатское богослужение и частное чтение Библии были запрещены. В течение нескольких недель после принятия нового указа было сожжено более 2000 протестантских церквей под руководством Николаса Ламуаньона де Басвилля, королевского администратора Лангедока, и целые деревни были уничтожены и сожжены дотла в результате серии ошеломляющих зверств.. Пасторов и прихожан схватили, а затем сослали, отправили на галеры, пытали или убивали. Семьдесят пять священников-миссионеров под командованием аббата Франсуа Ланглада были отправлены в Севенны. Солдаты с крестами на мушкетах заставляли крестьян подписывать бумаги, в которых говорилось, что они обращаются, и заставляли их посещать мессу. Крестьяне продолжали посещать незаконные собрания. Гугеноты с промыслом бежали в соседние страны. В ответ король закрыл границы.
Протестантские крестьяне Вонажа и Севенн во главе с рядом учителей, известных как «пророки», в частности, Франсуа Вивент и Клод Бруссон, сопротивлялись. Вивент призвал своих последователей вооружиться на случай нападения солдат-роялистов. Несколько ведущих пророков были замучены и казнены, Франсуа Вивент в 1692 году и Клод Бруссон в 1698 году. Многие другие были изгнаны, оставив покинутые общины руководству менее образованных и более мистически ориентированных проповедников, таких как гребец шерсти Авраам Мазель. Католическую церковь уподобляли зверю апокалипсиса, и тайные пророки утверждали, что видели его в пророческих снах. Мазел во сне увидел в своем саду черных волов и услышал голос, приказывающий ему прогнать их. С 1700 года тайные пророки и их вооруженные последователи прятались в домах и пещерах в горах.
«Драгуны», миссионеры в сапогах24 июля 1702 года начались открытые боевые действия. убийство в Пон-де-Монвер местного воплощения королевского гнета, Франсуа Ланглада, аббата Шайлы. Ланглад недавно арестовал и замучил группу из семи протестантов, обвиненных в попытке бежать из Франции. Банду Камисардов возглавил Авраам Мазель, который мирно попросил освободить заключенных, но когда в этом было отказано, они начали убийство. Католическое государство быстро прославило аббата в печати как мученика своей веры.
Камисарды работали независимо друг от друга и в течение дня большинство слились в свои деревенские общины. Они были преимущественно сельскохозяйственными рабочими или ремесленниками и не имели аристократических лидеров. Они хорошо знали тропы и следы овец. Они называли себя детьми Бога - их вдохновляла религия, а не покровительство или политика.
Возглавляемые молодым Жаном Кавалье и Пьером Лапортом (Ролланом), Камисары встретили разрушения королевской армии с нерегулярные методы ведения войны и противостоять превосходящим силам в нескольких крупных сражениях.
Насилие усилилось по мере совершения зверств с обеих сторон: массовые убийства в католических деревнях, таких как Фрассине-де-Фурк, Вальсов и Потельер камзардами. Басвилл, правительственный администратор с репутацией, основанной на пытках, депортировал все население Миале и Саумане. Затем осенью 1703 года с согласия короля систематическое «сожжение Севенн» разрушило 466 деревень и изгнало их население.
Другие протестанты, такие как Фрассине-де-Лозер Под влиянием деревенской элиты выбрал лоялистский подход и боролся с камизарами. Тем не менее они были в равной степени жертвами, потерявшими свои дома во время «сожжения Севенн».
Белые камисары, также известные как «Кадеты Креста» («Cadets de la Croix», с маленького белого креста, который они носили пальто), были католиками из соседних общин, таких как Св. Флоран, Сенехас и Руссон, которые, увидев, что их старые враги бегут, организовались в компании для грабежа и охоты на мятежников. Они совершили зверства, например, убили 52 человека в деревне Брену, включая беременных женщин и детей.
Среди других противников протестантов было шестьсот микелет стрелков из Руссильона, нанятых королем в качестве наемников.
В 1704 году Клод Луи Эктор де Виллар, королевский полководец, сделал туманные уступки протестантам и пообещал Кавалеру командовать королевской армией. Принятие предложения Кавалером сломило восстание, хотя другие, включая Лапорта, отказались подчиниться, если Нантский эдикт не был восстановлен. Разрозненные бои продолжались до 1710 года, но истинным концом восстания было прибытие в Севенны протестантского министра Антуана Корта и восстановление небольшой протестантской общины, которая в основном оставалась в покое, особенно после смерть Людовика XIV в 1715 году.
42% Камисаров были крестьянами Севенны, а 58% - сельскими мастерами, из которых 75% работали шерстью. -чехлы, шерстяные и ткачи. Все говорили на окситанском языке. В нем не участвовали дворяне, никто не обучался военному искусству. Не существовало концепции единой армии, не было единого лидера, но в каждом регионе были свои постоянные организаторы и случайные солдаты.
Примечательными лидерами были:
Религиозные посвященные пасторы были окружены вверх, и ряд пророков служили тайно. Среди них выделялись:
Видения пророков вдохновляли на военные действия, и поощрял крестьян чувствовать себя непобедимым. Крестьяне шли с пением Псалмов, что нервировало оппозицию.
.
Позже Жан Кавалье перешел к британцам, которые сделали его губернатором острова Джерси.
A тысячелетней группой бывших камизаров под руководством Эли Марион эмигрировала в Лондон в 1706 году и, как сообщалось, имела связи с альумбрадо. Обычно к ним относились с презрением и к некоторым официальным репрессиям как к «французским пророкам». Их пример и их труды впоследствии оказали некоторое влияние как на духовное мировоззрение Жан-Жака Руссо, так и на Энн Ли, основательницу движения Шейкер.
Название и иллюстрация анонимной рекламной листовки, напечатанной в Лондоне в 1707 году. На картине изображены Эли Марион, Жан Дауде и Николя Фатио де Дуйе, лидеры так называемых французских пророков, стоящие на эшафоте в Чаринг-Кросс после того, как был приговорен к позорному столбу за подстрекательство к мятежу.После того, как основные активные группы Камизара были подавлены различными способами, французские власти стремились не повторять - разжечь восстание и занять более умеренный подход к антипротестантским репрессиям. Многие бывшие камизары вернулись к более мирному подходу и с 1715 года помогли восстановить все еще незаконный, но теперь гораздо лучше организованный протестантизм. Они находились под руководством Антуана Корта и многочисленных разъездных пасторов, которым было разрешено вернуться в страну.
В его Книга под названием La légende des Camisards, Филипп Жутар, профессор истории, записал очень живую устную традицию о Camisards, которая до сих пор преобладает в регионе Севенны. Он также заметил «притягательную силу» этого поразительного периода истории, когда многие не связанные между собой эпизоды были интегрированы в устную традицию. Поскольку эта устная передача в основном осуществляется через семьи, она часто больше подчеркивает их собственных предков, которые были верны своим убеждениям, чем героических лидеров восстания. Поступая таким образом, он выходит за пределы изначального религиозного вопроса и переходит в общую позицию сопротивления и несогласия, которая определяет всю философскую, политическую и человеческую культуру и образ жизни. Филипп Жутар также отметил, что даже меньшинство католиков, проживающих в этой протестантской части страны, склонно реконструировать свою историю так же, как их бывшие религиозные противники. Таким образом, след Camisards в Севеннах особенно глубок и прочен.
Хотя большинство источников на французском и остаются непереведенными, существует ряд источников на английском языке:
† История начинается с союзных армий в Намюре после битвы при Бленхейме 1704 , прежде чем сцена перейдет к Causse du Larzac (Глава IV).
Найдите Camisard в Wiktionary, бесплатном словаре. |
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Камисардами. |