Стекло Cameo - это роскошная форма искусства из стекла, произведенная cameo травлением и вырезанием через сплавленные слои разноцветного стекла для создания рисунков, обычно с белым фигурки и мотивы из непрозрачного стекла на темном фоне. Впервые эта техника была замечена в древнеримском искусстве примерно 30 г. до н.э., где она была альтернативой более роскошным гравированным драгоценным камням сосудам в стиле камеи, в которых использовались полудрагоценные камни с естественным слоем драгоценные камни, такие как оникс и агат. Стекло позволяло создавать однородные и предсказуемые цветные слои даже для круглых предметов.
С середины XIX века возродилось камео-стекло, одинаково подходящее нео-греческому вкусу и французскому Ар-нуво, практикуемый Эмилем Галле. Стекло Cameo производится и сегодня.
Римское стекло для камеи хрупкое и поэтому чрезвычайно редкое - гораздо больше, чем камеи из природных драгоценных камней, такие как Gemma Augustea и Камеи Гонзага, которые являются одними из крупнейших примеров из многих сотен (по крайней мере) сохранившихся классических камей, созданных с III века до нашей эры. Сохранилось всего около 200 фрагментов и 15 полных предметов из раннеримского стекла-камеи. Самым известным из них, а также одним из наиболее хорошо сохранившихся, является Портлендская ваза в Британском музее. Другие прекрасные примеры, такие как чашка Моргана (Corning Museum of Glass ), - это чашки для питья. Обе названные пьесы показывают сложные многофигурные мифологические сцены, иконография вызывает много споров. На Вилле Гетти есть еще одна чашка и флакон духов со сценами египетских божеств, по-видимому, ранний образец ориентализма. В Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть фрагмент более 11 дюймов (28 см) в длину и 5 дюймов (13 см) в высоту от того, что, очевидно, было архитектурной облицовкой, показывающей акант фриз с орлами, роскошный эквивалент в стекле «рельефа Кампаны » в керамике.
Судя по очень ограниченному количеству сохранившихся материалов, камея стекло, по-видимому, производилось в два периода: ранний период примерно с 30 г. до н.э. до 60 г. н.э., а затем в течение примерно столетия с конца III века до периода Константина Великого и его сыновей. В последний период также произошло короткое придворное возрождение искусства резьбы по драгоценным камням, которое находилось в упадке. Все эти даты в некоторой степени приблизительны, и вполне возможно, что между этими периодами продолжали производиться более мелкие драгоценные камни камеи из стекла.
Стекло из более позднего периода встречается даже реже, чем из более раннего, только с одним Известна "горстка" полных частей, одна из которых была раскопана в Норвегии. Его использование было явно ограничено элитой; Говорят, что портлендская ваза была извлечена из гробницы императора Септимия Северуса, для которого она была 200-летней старинной вещью. Самая популярная цветовая схема для предметов раннего периода - белый поверх синего, как в вазе из Помпеи (иллюстрация), но встречаются и другие цвета, такие как белый поверх черного, имитирующий оникс, в Портлендской вазе. В ранний период обычно все слои непрозрачны. Напротив, в более поздний период имеется полупрозрачный цветной наложение на практически бесцветный фон, возможно, имитирующий горный хрусталь. Поверхность элементов верхнего слоя плоская, а не резная, как у предыдущей группы предметов.
Другая сторона Портлендской вазы
Посвящение Ариадны в дионисийские мистерии, из Помпеи
Сопутствующая панель
Китайский период Даогуан Пекинская стеклянная ваза
Флакон духов из стекла-камеи с изображением гомоэротической сцены, найденной в римском некрополе Остиппо (Испания).
Техника камеи использовалась в исламском искусстве в IX и X веках, но затем утрачена до XVIII века в Европе и не была усовершенствована до XIX века. В число английских производителей настоящего камеи девятнадцатого века входят Thomas Webb and Sons и George Bacchus Sons, хотя керамические имитации стали популярными благодаря Wedgwood <19 Гораздо чаще встречаются двухцветные «изделия из яшмы », имитированные другими мастерами с конца 18 века и далее. Как и дизайнеры Веджвуда, они обычно работали в более или менее неоклассическом стиле. Французский медалист, чьи работы для Ричардсона были выставлены в Париже в 1878 году. Выдающимися английскими мастерами по изготовлению камео по стеклу были Филип Паргетер (1826–1906) и Джон Нортвуд (1836–1902), которые первыми успешно воспроизвели портлендскую вазу в камео-стекле. и Джордж Вудалл. Стекло с камеями, обработанное в процессе травления, стало популярной заменой подлинным камеям в брошках, бляшках и т.п., и до сих пор существует множество производителей.
Художественно самая заметная работа с момента возрождения была произведена в период модерн такими мастерами, как Эмиль Галле (1846–1904) и Даум из Нэнси, когда римские сюжеты и цветовые схемы были полностью оставлены, и преобладали растения и цветы. Луи Комфорт Тиффани изготовил лишь небольшое количество камео, которые в тот период были французской специализацией, хотя другие фирмы, такие как чешская Moser Glass, также были производителями.
Введение иезуитами методов обработки стекла привело к появлению китайской формы стекла Камеи Пекинского стекла. Как и в случае со стеклом European Cameo, текстурированное изображение создается путем отделения слоев стекла от основного объекта.
В современном возрождении весь верхний слой, кроме областей, необходимых для рисунок обычно удаляется путем травления - участки фигуры покрываются резистивным слоем из воска или другого кислотостойкого материала, например битумной краски, а заготовка многократно окунается в фтористоводородная кислота, так что камео стекло в некотором смысле является частью стекла, травленного кислотой. Затем выполняется детальная работа с кругами и сверлами до отделки и обычно полировки. Кажется, что в древнем мире весь процесс удаления нежелательного белого или другого верхнего слоя выполнялся сверлами и кругами - в Древнем Риме было очень распространено вырезание колеса на стекле одного цвета. В случае «трехслойной» (или трехцветной) камеи, поверх белого непрозрачного имеется еще один слой стекла, и возможны последующие слои. Одно римское произведение использует рекордные шесть слоев. Неизвестно, где были произведены римские изделия, но из-за отсутствия лучшего предложения большинство ученых думают в самой столице. Представляется вероятным, что, по крайней мере, изготовление заготовок первоначально находилось в руках импортных сирийских стекольных мастеров.