История камбоджийского искусства (кхмерский : សិល្បៈ ខ្មែរ)) уходит корнями в глубину веков до древних времен, но Самым известным периодом, несомненно, является кхмерское искусство Кхмерской империи (802–1431), особенно в районе Ангкора и в основном храма XII века. комплекс Ангкор-Ват, первоначально индуистский, а впоследствии буддийский. После распада империи эти и другие места были заброшены и заросли, что позволило большей части каменной резьбы и архитектуры той эпохи уцелеть до наших дней. Традиционные камбоджийские искусства и ремесла включают текстиль, нетекстильные ткачество, серебряное дело, резьбу по камню, лакировку, керамика, вода фрески и изготовление воздушных змеев.
Начиная с середины 20-го века, в Камбодже зародилась традиция современного искусства, хотя в конце 20-го века как традиционное, так и современное искусство пришло в упадок по нескольким причинам, включая убийство художников кхмерами. Руж. Страна пережила недавнее художественное возрождение из-за возросшей поддержки со стороны правительств, НПО и иностранных туристов.
В доколониальной Камбодже предметы искусства и ремесла, как правило, производились либо сельскими неспециалистами для практического использования, либо опытными художниками, производившими работы для Королевского дворца. В современной Камбодже многие художественные традиции вступили в период упадка или даже перестали практиковаться, но страна недавно пережила художественное возрождение, поскольку туристический рынок увеличился, а правительства и неправительственные организации внесли свой вклад в сохранение камбоджийской культуры.
Самая известная резьба по камню в Камбодже украшает храмы Ангкора, которые «славятся масштабом, богатством и детализацией своих скульптур». В наше время, однако, искусство резьбы по камню стало редкостью, в основном потому, что старые скульптуры сохранились неповрежденными на протяжении веков (устраняя необходимость в замене) и из-за использования цементных форм для современной храмовой архитектуры. К 1970-м и 1980-м годам ремесло резьбы по камню было почти утрачено.
Однако в конце 20-го века усилия по восстановлению Ангкора привели к новому спросу на квалифицированных резчиков по камню для замены отсутствующих или поврежденных деталей, а также для удовлетворения этой потребности возникает новая традиция резьбы по камню. Большая часть современной резьбы - это традиционный стиль, но некоторые резчики экспериментируют с современным дизайном. Возрождается также интерес к использованию резьбы по камню в современных изделиях. Современная резьба обычно изготавливается из Banteay Meanchey песчаника, хотя также используется камень из Pursat и Kompong Thom.
Угловой рельеф с деватами; конец 1100-х - начало 1200-х годов нашей эры (период Байона); песчаник; Художественный музей Далласа (Техас, США)
Сидящая фигура в нише; 950–975 гг. Нашей эры; выполнен в стиле Бантей Срей; Художественный музей Далласа
Из-за разрушений во время недавней войны в Камбодже осталось несколько исторических ват фресок. В 1960-х годах искусствоведы Гай и Жаклин Нафилян сфотографировали фрески XIX века, зафиксировав это утраченное культурное наследие. Наиболее известные сохранившиеся фрески находятся в Серебряной пагоде в Пномпене, в провинции Сиемреап и в провинции Кампонгчнанг. В последнее десятилетие настенные росписи возродились, но сохранившиеся более старые фрески Камбоджи, как правило, более изысканные и подробные.
Фреска принца Махаджанака, спасенная морской богиней; Ват Ботум
Фреска Гаутамы Будды, обретающей нирвану; Уот Ботум
Рамаяна фреска в Пномпене Серебряная пагода (1)
Фреска Рамаяна в Серебряной пагоде Пномпеня (2)
Шелк ткачество в Камбодже имеет долгую историю. Эта практика восходит к концу 13 века. Согласно записи Чжоу Дагуана : «Никто из местных жителей не производит шелк. Женщины не умеют шить и штопать иголкой и ниткой. Единственное, что они могут сделать, это ткать хлопок из Капока. Даже в этом случае они не могут прядить пряжу, а просто собирают ткань в пряди руками. Они не используют ткацкий станок для ткачества. Вместо этого они просто обматывают один конец ткани вокруг талии, вешают другой конец над окном и используют бамбуковую трубку в качестве челнока ». Интересно, что Чжоу упомянул, что люди из Сиама принесли производство шелка в Ангкор : «В последние годы люди из Сиама приехали жить в Камбоджу, и в отличие от местных жителей они занимаются производством шелка. тутовые деревья, которые они выращивают, и шелковичные черви, которые они выращивают, - все родом из Сиама. Они сами ткут из шелка одежду из атласного шелка с черным рисунком ».
Есть два основных типа камбоджийского ткачества. Техника икат (кхмерский: chong kiet), с помощью которой получают узорчатую ткань, довольно сложна. Для создания выкройки ткачи окрашивают части пряжи утка перед началом ткачества. Узоры разнообразны и различаются в зависимости от региона; общие мотивы включают решетку, звезды и пятна. Вторая уникальная для Камбоджи техника плетения называется «неровная саржа ». Это дает одно- или двухцветные ткани, которые производятся путем плетения трех нитей, так что «цвет одной нити преобладает на одной стороне ткани, а цвет двух других определяет цвет на обратной стороне». Традиционно в камбоджийском текстиле используются натуральные красители. Красный краситель поступает из лаковых гнезд насекомых, синий краситель - из индиго, желтый и зеленый краситель - из коры, а черный краситель - из эбенового коры.
Современные центры шелкоткачества Камбоджи - это провинции Такео, Баттамбанг, Сиемреап и Кампот. В последнее время шелкопрядение пережило серьезное возрождение, и за последние десять лет его производство увеличилось вдвое. Это обеспечило работой многих сельских женщин. Камбоджийский шелк обычно продается на внутреннем рынке, где он используется в сампот (юбки с запахом), в мебели и пидане (гобелены с пиктограммами), но интерес к международной торговле растет.
Текстиль из хлопка также сыграл значительную роль в камбоджийской культуре. Хотя сегодня Камбоджа импортирует большую часть своего хлопка, традиционно тканый хлопок остается популярным. Сельские женщины часто ткут самодельную хлопчатобумажную ткань, которая используется в пошиве одежды и в быту. Крама, традиционные клетчатые шарфы, которые почти повсеместно носят камбоджийцы, сделаны из хлопка.
Многие камбоджийские фермеры плетут корзины (Кхмерский: tbanh kantrak) для домашнего использования или в качестве дополнительного источника дохода. Большинство корзин изготовлено из тонко нарезанного бамбука. Регионы, известные своими плетеными изделиями, включают Сием Рип и Кампонг Чам. Ткачество циновок (tbanh kantuel) - обычное сезонное занятие. Чаще всего их делают из тростника, который либо оставляет естественный коричневый цвет, либо окрашивается в глубокие драгоценные тона. Регион Камбоджи, наиболее известный ткачеством циновок, - это пойма реки Меконг, особенно в районе. Коврики обычно раскладывают для гостей и являются важным строительным материалом для дома. Важное значение имеют также плетеные и ротанговые изделия (tbanh kanchoeu) из деревьев дриандра. Обычные плетеные и ротанговые изделия включают стены, циновки, мебель и другие предметы домашнего обихода.
Высота традиционной камбоджийской лаковой посуды был между 12 и 16 веками; некоторые образцы работ этой эпохи, в том числе позолоченные изображения Будды и бетель шкатулки, сохранились до наших дней. Лакированную посуду традиционно окрашивали в черный цвет с использованием обожженного дерева, символизирующего преисподнюю; красный с использованием ртути, представляющей землю; и желтый с использованием мышьяка, символизирующий небеса. Лак на ангкорском камне датируется 15 или 16 веком.
В современной Камбодже искусство лакировки почти исчезло в небытии: сохранилось немного лаковых деревьев, а лак был недоступен на местных рынках. Сегодняшнее возрождение все еще находится в зачаточном состоянии, но 100 мастеров лака прошли обучение у французского эксперта под руководством Artisans d'Angkor, компании, которая производит традиционные ремесла в деревенских мастерских. Некоторые художники «начинают экспериментировать с различными техниками и стилями... для создания современных и ярких эффектов».
Производство серебра в Камбодже насчитывает века. Королевский дворец традиционно покровительствовал мастерским серебряных дел мастеров, и они по-прежнему сосредоточены в Кампонг Луонг, недалеко от бывшей королевской столицы Удонга. Из серебра изготавливали различные предметы, включая оружие, монеты, церемониальные предметы, используемые в погребальных и религиозных ритуалах, а также ящики из бетеля. В колониальный период Камбоджи мастера из Школы изящных искусств производили знаменитые изделия из серебра, и к концу 1930-х годов насчитывалось более 600 мастеров серебра. Сегодня изделия из серебра популярны для изготовления шкатулок, украшений и сувениров; они часто украшены фруктами, огнем и мотивами, вдохновленными Ангкором. Мужчины создают большинство форм для таких работ, но женщины часто завершают замысловатую филигрань.
Камбоджийские гончарные традиции восходят к 5000 году до нашей эры. Керамика в основном использовалась в домашних целях, например, для хранения еды и воды. Нет никаких свидетельств того, что кхмерская керамика когда-либо экспортировалась, хотя керамика была импортирована из других стран Азии, начиная с 10 века. Керамика в виде птиц, слонов, кроликов и других животных была популярна между 11 и 13 веками.
Горшечные работы традиционно выполнялись либо на гончарном круге, либо с использованием формовочных инструментов, таких как лопасти и наковальни. Обжиг производился в глиняных печах, температура в которых могла достигать 1000–1200 ° C, или на открытом воздухе при температуре около 700 ° C. В основном использовались зеленые и коричневые глазури. В сельской Камбодже сохранились традиционные методы гончарного дела. Многие изделия обрабатываются вручную и обжигаются на открытом огне без глазури. Главный центр страны по производству керамики - Провинция Кампонгчнанг.
В современной Камбодже искусство глазурованной керамики ушло в небытие: техника изготовления керамики перестала использоваться примерно в 14 веке, в конце эпохи Ангкора. Сегодня эта техника начинает медленно возрождаться благодаря бельгийскому керамисту, который основал Центр кхмерской керамики и изящных искусств в Сиемреапе, организацию, ведущую профессиональное обучение и исследования этого утраченного навыка.
Глазурованная посуда с коричневой накладкой; Байонский период, XII век
Лаймовый горшок в форме совы; Ангкорская эпоха, XII-XIII века
Глазурованный керамогранит Эвер; Ангкорская эпоха, 12 век
Кувшин для воды; Ангкорская эра использовалась как контейнер для воды или еды
глазурованный керамогранит в форме кролика; Ангкорская эра, 11-12 века
Камбоджийская традиция изготовления воздушных змеев и запуска воздушных змеев, насчитывающая много веков, была возрождена в начале 1990-х годов и сейчас чрезвычайно популярна по всей стране. Воздушных змеев (кхмерский: khleng ek) обычно запускают ночью в сезон северо-восточных муссонов. Лук, прикрепленный к воздушным змеям, резонирует с ветром, производя музыкальный звук.
Камбоджийская традиция современного (изобразительного) рисунка, живописи и скульптуры зародилась в в конце 1940-х в Школе камбоджийских искусств (позже названной Университетом изящных искусств), где десять лет спустя она занимала большую часть школьной программы. Эти разработки были поддержаны правительством, которое поощряло новые области специализации (например, дизайн и современная живопись) в школе и закупало предметы современного искусства для резиденций премьер-министра и правительственных зданий. Галереи открылись в Пномпене в 1960-х годах, а культурные центры принимали выставки современной живописи и предоставляли художественные библиотеки. Одним из важных художников 1960-х годов был Нхек Дим ; он стал эталоном для современных художников. В течение последующей эры красных кхмеров многие художники были убиты, а производство произведений искусства почти прекратилось.
После падения красных кхмеров художники и профессора вернули Университет изящных искусств, чтобы восстановить художественную подготовку. Правительства Социалистического блока спонсировали образование молодых студентов-художников в Польше, Болгарии, бывшем Советском Союзе и Венгрии в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Другие местные усилия были направлены на воссоздание мастерских, сбор документов и сохранение традиционных знаний.
Хотя несколько галерей представляют меняющиеся выставки в Пномпене, подавляющее большинство художников не могут обеспечить себя за счет выставок и продаж современных работ. Художники обычно получают доход от искусства, вдохновленного Ангкором, для туристов или от рисования рекламных вывесок и больших репродукций, которые на Западе производились бы механически.
Среди современных камбоджийских художников существует несколько широких художественных школ. Некоторые художники, в том числе (ювелир), (производитель масок) и (художник), следуют колониальным традициям, создавая традиционное кхмерское искусство. Работа Чхим Соти также происходит от этих традиций. Многие молодые художники, которые учились за границей в 1980-х годах, в том числе и, представили современные формы кхмерского искусства, сочетающие предметы из кхмерского искусства с западным модернизмом. Другие известные камбоджийские художники включают Леанг Секон, Пич Софип, Асасакс, Чхан Дина, Патрик Самнанг Мей, Лам Соунг и Чхорн Бун Сон. В течение 1990-х годов в Камбоджу вернулись многие члены кхмерской диаспоры, в том числе несколько всемирно признанных художников. Среди них и Чат Пирсат.