Кавалеры «бушменов» Калдоша несут огонь Тихоокеанских игр 2011 года в Бурай | |
Общая численность населения | |
---|---|
73,199 | |
Регионы со значительным населением | |
Новая Каледония (27,1% от общей численности населения), в основном на Нумеа | |
Языки | |
Французский | |
Религия | |
В основном Римский Католицизм,. Протестантизм | |
Родственные этнические группы | |
Французы |
Калдош - это имя, данное европейцам жителям французской заморской общности из Новой Каледонии, в основном коренные французские поселенцы. Официальное название этой конкретной популяции - Calédoniens, сокращение от очень формального Néo-Calédoniens, но это самоназвание технически включает всех жителей архипелага Новой Каледонии, а не только Калдош. Еще один демографический элемент «белых » (хотя они вполне могут быть французами разного этнического происхождения) на территории - эмигранты из столичной Франции, которые временно живут там в качестве государственных служащих. Калдоши подчеркивают свое собственное положение как постоянных местных жителей, называя временных экспатриантов как métros (сокращение от métropolitains) или как Zoreilles (неофициально zozos) на местном сленге.
Новая Каледония использовалась как исправительная колония с 1854 по 1922 год Францией. С этого периода и далее многие европейцы (особенно французского и, в некоторой степени, немецкого происхождения) поселились на этой территории и смешались с азиатскими и полинезийскими поселенцы. Code de l'indigénat, введенный в 1887 году, предоставил населению свободных поселенцев более выгодный статус по сравнению с коренными меланезийскими народами, известными под общим названием канаки. Калдош поселился и приобрел собственность на засушливом западном побережье главного острова Гранд-Тер, где также расположена столица Нумеа, вытеснив канаков на небольшие резервации на севере и востоке. Обладая высшим положением, они составляли правящий класс колонии, и именно они расширили использование слова «канак» как уничижительного.
Калдоши обычно являются политическими лоялистами (в контексте Новой Каледонии они выступают против независимости от Франции). Они считались сторонниками решительного Калдошского сплочения Каледонии в Республике (сплочение Каледонии внутри Республики) до 2004 года, когда их поддержка значительно сместилась в сторону ансамбля Авенир («Будущее вместе» "), который имеет видение многорасовой Новой Каледонии в рамках Французской Республики.
Существует множество теорий происхождения термина «Калдош». Самая распространенная история, изложенная в коллективном лексиконе 1001 каледонского слова, приписывает этот термин местной журналистке и полемисту Жаклин Шмидт, которая в конце 1960-х годов активно участвовала в дебатах о законах Биллотта (в частности, о первом законе, который передала государству обязанности по добыче полезных ископаемых в Новой Каледонии) и подписывала свои статьи псевдонимом "Caldoche", что означает ее сильное чувство принадлежности к Новой Каледонии, где ее семья поселилась почти 100 лет. ранее, и суффикс «-oche», относящийся к уничижительному термину «грязный Бош», который родители ее школьных друзей называли так из-за ее немецкого происхождения (Шмидты являются частью важной немецкой общины из Рейнской области, бежал из Германии, спасаясь от прусского господства в 1860-х годах). Владелец газеты D1TO, Джеральд Руссо, нашел это имя забавным и популяризировал его.
Многие колонисты либо приехали в Нью Каледония по личной инициативе или при поддержке государственных программ и политики по заселению Новой Каледонии. Примеры различных волн поселений включают следующее:
Помимо этих запланированных проектов колонизации, многие другие поселенцы прибыли по своей собственной инициативе, по разным причинам, включая бедность дома (например, в случае ирландских и итальянских поселенцев, а также крестьяне из горных районов Франции, которые сильно пострадали от сельского кризиса 19 века), возможность приобретения богатства, политика (например, республиканские боевики, бежавшие из Метрополии во время переворота 1851 года, или люди из Германии и Эльзас, которые отказались жить под властью Пруссии), или просто просрочили свои должности на государственной службе или в армии.
Первые 250 заключенных прибыли в Порт-де-Франс на борту корабля L'Iphigénie. По оценкам Алена Соссоля, с 1864 по 1897 год 75 различных конвоев доставили в исправительную колонию около 21 630 заключенных. К 1877 году в Новой Каледонии находилось 11 110 колонистов, что составляло около двух третей населения Европы того времени. Последние колонии-тюрьмы были закрыты в 1922 и 1931 годах.
Заключенное можно разделить примерно на три группы. «Транспортированные» - это осужденные, приговоренные по общему праву к срокам от восьми лет до пожизненного заключения за преступления, от физического и сексуального насилия до убийства. В основном они были доставлены в тюрьму и работали на строительстве дорог и зданий в колонии. Вторую группу составили политзаключенные, или «депортированные». Многие из них участвовали в Парижской Коммуне 1871 года, 4250 из которых были отправлены либо на Иль-де-Пен, либо, включая Луизу Мишель и Анри Рошфор.. После того, как в 1880 году все они были амнистированы, менее 40 семей решили остаться в Новой Каледонии. Другая группа «депортированных» была участниками восстания Мокрани 1871-72 гг. В Алжире, большинство из которых решили остаться в Новой Каледонии после предоставления амнистии в 1895 г. и из которых большинство Алжирцы Новой Каледонии в Бурай происходят от них. Рецидивисты, или «пониженные», составили третью группу, 3757 из которых были отправлены с 1885 года в Новую Каледонию, в частности, в Иль-де-Пен или Боулупари. «Перемещенных» и «депортированных» перестали привозить в Новую Каледонию в 1897 году.
После того, как заключенные были приговорены к принудительным работам, заключенные должны были искупить свои преступления, работая на пенитенциарных фермах, а после освобождения получили участок земли. В общей сложности около 1300 участков земли общей площадью около 260 000 гектаров, в основном отобранных у коренных канаков, были переданы освобожденным заключенным, в частности около Бурай, Уэгоа и Pouembout, где многие из потомков заключенных остаются по сей день.
Подавляющее большинство людей Калдош имеют французское происхождение. Известные волны французской иммиграции включают тех, кто бежал из Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны в 1870 году, креольцев из Реюньона, которые бежали во время сахарного кризиса 1860-х и 1870-х годов купцы и судовладельцы из Бордо и Нанта были привлечены на остров в конце XIX - начале XX веков экономическими возможностями, связанными с к открытию запасов никеля и колонистам из регионов Север и Пикардия. Среди других французов, поселившихся на острове, были моряки и авантюристы из Нормандии и Бретани, а также поселенцы из беднейших регионов Франции на территории, которая сейчас является пустой диагональю.
Однако, как уже упоминалось ранее, было также большое количество колонистов Паддона и Шевала британского и ирландского происхождения (многие из которых бежали из Ирландии во время Великого голода ), которые прибыли на остров через Австралию. а также значительное количество итальянцев, немцев (особенно из Рейнской области), бельгийцев, швейцарцев, испанцев, хорватов и поляков. Значительное число неевропейцев также объединено в группу калдош, несмотря на то, что они часто были смешанного происхождения, особенно из Индонезии, Вьетнама, Японии, Индии (через Реюньон) и Алжира (последние особенно сконцентрированы вокруг Бурай )
Обычно люди Калдоши делятся на жителей столицы Нумеа и жителей сельской местности, или «Краш» (французский язык: les Broussards). среди наиболее влиятельных на острове, прибывших в ходе пионерской колонизации в 1850-1870-х годах до основания исправительной колонии, многие из которых ранее жили в «Кисти», а затем переехали в по экономическим причинам или из-за того, что их фермы были поглощены расширяющейся городской территорией Нумеи, и часто эти люди все еще владеют сельским имуществом за пределами города. Большое количество белых людей в столице привело к тому, что город обычно известен принадлежат как "Нумеа Белый", при этом совокупное самопровозглашенное европейское население составляет 37,28% (61 034) населения Большой Нумеи и 43,4% населения собственно Нумеи по данным переписи 2009 года, несмотря на недавние волны иммиграции рабочих из Уоллиса и Футуны, а также бегства коренных канаков из сельской местности из Кисти. Принимая во внимание как население смешанной расы метис, так и людей, указавших в переписи альтернативное этническое обозначение (например, «каледонский»), эта доля увеличивается до 54,19% (88 728) в Большой Нумеи и 58,17% собственно Нумеи, хотя эта цифра может также включать другие группы населения, такие как иммигранты из Азии или французского Карибского бассейна.
Термин Бруссар относится к людям европейского происхождения, проживающим в сельской местности, которые ведут сельский образ жизни, обычно выращивают крупный рогатый скот, но также цервид, домашнюю птицу и кроликов. Они особенно сконцентрированы на западном побережье главного острова, от Паита на юге до Кумака на севере, причем пропорция уменьшается с увеличением расстояния от столица. Небольшие общины также существуют на восточном побережье, в частности в Тоухо и Поиндими, а также в шахтерских деревнях Куауа и Тио, где эта доля колеблется между 7-20% населения согласно переписи 2009 года. Напротив, они почти полностью отсутствуют на островах Луайоте, которые остаются традиционной собственностью коренного населения.
Трудно оценить общее каледонское население Новой Каледонии сегодня, поскольку последняя перепись 2009 года позволяет различать только людей европейского происхождения (71 721 человек, или 29,2% от общей численности населения).) от лиц смешанного происхождения или «нескольких сообществ» (20 398 человек или 8,31%), индонезийцев (5003 человека, 2,5%), вьетнамцев (2822, 1,43%) и тех которые просто называют себя «каледонцами» (12 177 человек, 4,96%), многие из которых считают себя калдошами, в то время как перепись не делает различий между людьми европейского происхождения, считающими себя «калдошами», и более поздними иммигрантами из столицы. Франция (так называемые «Zoreilles»).