![]() | |
Местоположение | Calder Freeway, Кейлор, Виктория 3036 |
---|---|
Часовой пояс | GMT +10 |
Координаты | 37 ° 40′18 ″ ю.ш. 144 ° 45′21 ″ в.д. / 37,67167 ° ю.ш. 144,75583 ° E / -37.67167; 144,75583 Координаты : 37 ° 40'18 ″ ю.ш. 144 ° 45'21 ″ в.д. / 37,67167 ° ю.ш. 144,75583 ° в.д. / -37,67167; 144,75583 |
Вместимость | 44,000 (Thunderdome) |
Владелец | Родни Макдональд |
Оператор | Australian Motorsport Club Limited |
Открыт | 14 января 1962 года |
Основные события | ATCC. Чемпионат Австралии NASCAR. Чемпионат AUSCAR. Национальный чемпионат Австралии по дрэг. Гран-при Австралии. WTCC |
Thunderdome | |
Surface | Асфальт |
Длина | 1,801 км (1,119 мили) |
Повороты | 4 |
Крены | Повороты - 24 °. Передняя прямая - 4 °. Обратно прямо - 6 ° |
Шоссе | |
Поверхность | Асфальт |
Длина | 2,280 км (1,417 миль) |
Поворотов | 9 |
Рекорд круга гонки | 0: 52.69 (Джон Боу, Весканда C1 Chevrolet, 1986, Чемпионат Австралии по спортивным автомобилям ) |
Короткое замыкание | |
Поверхность | Асфальт |
Длина | 1,609 км (1.000 миль) |
Поворотов | 6 |
Рекорд круга гонки | 0: 36,9 (Алан Джонс, Williams FW07 Ford, 1980, Formula One ) |
комбинированная схема (roa d + овал) | |
Поверхность | Асфальт |
Длина | 4,216 км (2,620 миль) |
Оборотов | 15 |
Кренинг | Грозовой купол. Оборотов - 24 °. Передняя прямая - 4 °. Задняя прямая - 6 ° |
Рекорд круга гонки | 1: 45,03 (Эндрю Мидеке, Ford Sierra RS500, 1987, World Touring Car Championship ) |
Calder Park Raceway - автодром в Мельбурне, Виктория, Австралия. Комплекс включает в себя драгстрип, дорожную трассу с несколькими возможными конфигурациями и «Громовой купол», скоростной овал с наклоном, оборудованный для гонок по часовой стрелке (для автомобилей с правым рулем) или против часовой стрелки. (для автомобилей с левым рулем, таких как NASCAR ).
Гоночная трасса Колдер-Парк была основана в фермерском сообществе Diggers Rest и начался как грунтовая дорога, вырезанная в загоне группой автолюбителей, которые хотели где-нибудь участвовать в гонках на своих FJ Holdens. Одним из этих людей был Патрик Хоторн, который в то время владел заправочной станцией в Клейтоне, когда один из его клиентов предложил место для гонок на его территории.
Первое собрание по битумной трассе было организовано Австралийским мотоспортивным клубом и состоялось 14 января 1962 года. Дизайн трассы был очень похож на существующую клубную трассу, которая используется до сих пор. В число участников этой встречи входили нынешний владелец парка Колдер Боб Джейн (Autoland Jaguar 3.8 # 84), Норм Бичи (Холден # 40), Джон Вуд (Холден # 83) и Питер Мэнтон (Мини Купер).
В начале 1970-х гонщик-чемпион и продавец шин в Мельбурне Боб Джейн купил гусеницу. Трасса принимала не только шоссейные гонки, но и дрэг-рейсинг, а приусадебный участок являлся частью трассы Rallycross. Цепь длиной 1,609 км (1000 миль) была увеличена в длину в 1986 году до 2,280 км (1,417 миль), хотя короткое замыкание все еще сохраняется. В рамках изменений в схеме, главная прямая была удлинена с 700 метров до чуть менее 1 км, в то время как последний поворот (который долгое время был известен как светящийся угол) также был перенесен примерно на 75 метров вперед, так что трасса и начало полосы дрэг-рейсинга были разделены (это было связано с долгими жалобами водителей и велосипедистов на то, что начало главной прямой было заведомо скользким, так как это также было началом дрэг-полосы, особенно в мокрый). Удлинение прямой также дало тормозной полосе более длинный сток и зону замедления. Джейн также построила Громовой купол с берегом высотой 1,801 км (1,119 миль) в стиле NASCAR на восточной стороне дороги, которая открылась в августе 1987 года.
В 1982 году трасса была переименована в Melbourne International Raceway, в то время как на этапе Чемпионата Австралии по гоночным автомобилям 1985 года, телеканал Channel 7 называл Колдера Keilor International Raceway .
Громовой купол - это специально построенная 1,8-километровая четырехугольная гоночная трасса, расположенная на территории гоночной трассы Колдер-Парк. Первоначально он был известен как Goodyear Thunderdome, чтобы отразить права на название спонсорство, купленное Goodyear Tire Rubber Company.
. Он имел передний участок с двойным изгибом и линию старта / финиша, расположенную на Являясь прямым участком, а не вершиной кривой, Громовой купол технически имеет форму четырехугольника, хотя с момента открытия его обычно называют треховалом. Трасса, созданная на основе уменьшенной версии знаменитой трассы Charlotte Motor Speedway, имеет крен 24 ° на 1, 2, 3 и 4 поворотах, в то время как передний участок наклонен под углом 4 °, а задний прямой - под углом 6 °. °.
The Thunderdome был завершен в 1987 году, но его корни уходят корнями в более чем двадцать лет назад, когда австралийский символ автоспорта Боб Джейн, предыдущий владелец Calder Park Raceway, поехал в United Штаты и неоднократно посещали трассу Charlotte Motor Speedway и Daytona International Speedway, чтобы оценить рост популярности серийных гонок. Когда NASCAR получил больше эфирного времени на австралийском телевидении, во многом благодаря влиянию комментатора автоспорта Channel 7 и сиднейского промоутера спидвея Майка Рэймонда, в 1981 году Джейн заключила сделку. с Биллом Франсом-младшим, главой NASCAR, чтобы привнести гоночные автомобили в Австралию, и были разработаны планы строительства овала с высоким наклоном, примыкающего к существующей гоночной трассе Calder Park Raceway.
Первый прорыв грунта для трассы произошел в 1983 году, и на строительство потребовалось четыре года. Он был построен за 54 миллиона австралийских долларов, причем Джейн лично внесла более 20 миллионов долларов из своих собственных денег. Из-за отсутствия таких знаний в Австралии во время строительства Джейн была вынуждена привлечь инженеров из США, имевших опыт строительства овалов скоростных автострад с высокими наклонами. Громовой купол был официально открыт мэром городского совета Кейлор 3 августа 1987 года.
Первая гонка на Громовом куполе была проведена всего через две недели после его открытия, хотя ранее использовалась трасса. как Громовой купол, так и ранее существовавший Национальный автодром. Это было 300-километровое событие для группы A туристических автомобилей, с Джоном Боу и с турбированным Nissan Skyline DR30. RS занял первое место - на сегодняшний день это единственный раз, когда японский автомобиль выигрывал гонку, проводимую на Громовом куполе.
AUSCAR имел честь провести первую гонку, в которой использовался исключительно Громовой купол. Гонка, метко названная AUSCAR 200, была проведена за неделю до Goodyear NASCAR 500. В шоке для истеблишмента, в котором доминируют мужчины, 18-летняя гонщица Терри Сойер выиграла гонку на 110 кругов. Коммодор Холдена ВК. Сойер квалифицировала своего Коммодора в первом ряду сетки и весь день бежала впереди или рядом с ней, побеждая Ким Джейн (племянник владельца Колдера Боба Джейна), Макса де Джерси, Фила Брока и Грэма Смита. Все пять лучших мест достались тем, кто водил VK или VL Commodore. Грег Ист, также управляющий VK Commodore, сел на шест на AUSCAR 200 со временем 33,2 секунды и средней скоростью 121,34 миль в час.
Первой гонкой NASCAR, в которой использовался только овал, была Goodyear NASCAR 500, проведенная 28 февраля 1988 г. (в отличие от «500» в гонках NASCAR в США, австралийская версия составляла всего 500 км, или 310 миль - примерно такое же расстояние, как в гонке серии Busch Series ). Гонка транслировалась по национальному телевидению по Seven Network и была показана в США по ESPN. В нем были представлены некоторые из лучших туристических автомобилей Австралии и водители спидвея, а также множество импортёров с Winston Cup, в том числе Бобби Эллисон (который выиграл свой третий Daytona 500 всего двумя неделями ранее в захватывающем финише его сына Дэйви, что придало гонке Thunderdome большую известность), Нил Боннет (выигравший Гонка Winston Cup на Richmond International Raceway в предыдущие выходные), Майкл Уолтрип, Гарри Гант, Морган Шеперд, Дэйв Марсис, Рик Уилсон и другие. Самая известная фамилия NASCAR была также представлена 1987 Coca-Cola 600 победителем Кайл Петти, совершившим поездку вниз.
В тестовой сессии перед Goodyear NASCAR 500 1988 года «Король» NASCAR Ричард Петти, рекордсмен по количеству побед в истории NASCAR с 200 карьерными победами и отец Кайла Петти, установил неофициальный рекорд круга для Thunderdome в 28,2 секунды при средней скорости 142,85 миль в час. Это было примерно на 6/10 секунды (3,1 миль / ч) быстрее, чем поул-результат Боннета в гонке.
Боннетт выиграл гонку на Pontiac Grand Prix у Эллисон на Buick LeSabre и Марсис на Chevrolet Monte Carlo. В ходе гонки на 80-м круге произошла тяжелая авария, в результате которой сошли с дистанции около 6 машин, в том числе австралиец Дик Джонсон (Ford Thunderbird ) и Аллан Грайс (Oldmobile Delta 88 ), который сломал ключицу после удара по уже разбившейся машине Джонсона на высокой скорости в середине третьего и четвертого ходов. Грайс, у которого, как и у Джонсона, была камера Racecam в его машине. и в NASCAR впервые смог поговорить с командой комментаторов Канала 7 во время гонки, не смог достаточно замедлиться из-за отсутствия тормозов в его машине, о чем он рассказал телезрителям только о кругах до аварии.
Это был первый случай, когда мероприятие NASCAR проводилось за пределами Северной Америки, и оно оказалось настолько популярным, что многие из тех же пилотов вернулись на другую гонку, проводившуюся в Thunderdome в декабре того же года, Christmas 500, с трехкратным победителем Indianapolis 500 Джонни Резерфорд, возвращающимся в Австралию впервые после своего краткого появления в 1977 Bathurst 1000, чтобы стать частью линия движения вверх.
Thunderdome также принимал многочисленные австралийские автогонки на серийных автомобилях (AUSCAR), пока эта серия не закончилась в 2001 году. AUSCAR был уникален тем, что автомобили были с правым рулем. и основан на австралийских Ford Falcon и Holden Commodore. Объем двигателей был ограничен 5,0 л, что позволяло использовать существующий двигатель Holden V8 и двигатель Ford 302, хотя до Ford Australia повторно представил 302 V8 для в линейке Falcon в 1991, те, кто участвовал в гонках Ford XF Falcon, использовали 5.8L 351 Cleveland V8. В отличие от NASCAR, автомобили AUSCAR с правым рулем мчались по часовой стрелке по овальным трекам, таким как Thunderdome и ⁄ 2 миль Speedway Super Bowl на Adelaide International Raceway. Самым успешным гонщиком AUSCAR был Брэд Джонс, выигравший пять чемпионатов подряд с 1989/90 по 1993/94 в различных гонках Commodore. Джонс также успешно перешел в NASCAR, выиграв серию Superspeedway с первой попытки в 1994/95.
С автомобилями NASCAR, способными проезжать по трассе со скоростью выше 140 миль в час (примерно 28 секунд за круг), Thunderdome обычно считается самой быстрой гоночной трассой в Австралии. Автомобили AUSCAR, как правило, могли проехать по Thunderdome со скоростью примерно 126 миль в час (около 32 секунд на круг)
В Calder Park проводились различные мероприятия, от австралийских туристических автомобилей, истории до Super Tourers и т.д. Super Trucks и Super Bikes на рок-концерты с участием таких артистов мирового уровня, как Fleetwood Mac, Santana и Guns N 'Roses.
С 1980 по 1984 год Колдер Парк принимал Гран-при Австралии. Гонку 1980 выиграл австралиец Алан Джонс за рулем Williams FW07B, на котором он ездил, чтобы выиграть 1980 Формула-1 Чемпионат мира, гонка открыта для автомобилей F1, Formula 5000 и Formula Pacific (по состоянию на 2016 это последний раз, когда австралийский гонщик выигрывал AGP). Молодой бразильский гонщик Роберто Морено доминировал в AGP с 1981 по 1984 год, выиграв гонки в 1981, 1983 и 1984, заняв третье место. позади тузов F1 Алена Проста и Жака Лаффита в 1982. В течение этого периода владелец Колдера Боб Джейн сумел привлечь к участию в Гран-при в Колдере многих пилотов Формулы 1, включая чемпионов мира Джонса, Проста, Ники Лауда, Нельсона Пике и Кеке Росберг, а также Лаффите, Бруно Джакомелли, Дидье Пирони, Франсуа Эно и Андреа де Сезари, а также Австралийские игроки сборных Джефф Брэбэм и Ларри Перкинс. Гонки 1981-1984 годов были открыты для автомобилей Formula Pacific только Морено и Прост, выигравшие гонки на 1,6-литровом Ford с двигателем Ralt RT4s.
Раунд 1987 World Touring Автомобильный чемпионат проводился на трассе Гран-при Колдер-Парк 11 октября 1987 года. В этой гонке использовались комбинированные автодороги и овальные трассы, и в ней выиграл Eggenberger Motorsport Ford Sierra RS500 за рулем Стива Сопера и Пьера Дьедонне.
Также в 1987 году комбинированная трасса «дорога-овал» использовалась для гонки серии Swann для супербайков. По соображениям безопасности велосипедам не разрешалось выезжать на повороты с наклоном 24 ° в Thunderdome, и им приходилось использовать фартук с плоской гусеницей в качестве поворотов. Велосипедам разрешалось выходить на переднюю прямую под углом 4 ° с размещенными на трассе шляпами ведьм (конусами), чтобы указывать гонщикам, где находится край трассы.
Колдер также был первыми будут принимать Superbike Racing и Truck Racing, грузовики, участвующие в гонках National и Thunderdome в отдельных соревнованиях. Серия AUSCAR была разработана для гонок на Громовом куполе.
На длинной передней прямой Национальной трассы также есть дрэг-стрип, который на протяжении многих лет был местом проведения Австралийского национального чемпионата по дрэг-рейсингу. Также каждую пятницу вечером проводятся Legal Off Street Drag Racing, если погода не подходит для гонок.
Calder Park продолжит свое существование еще долгое время, и одним из основных направлений его деятельности является обеспечение качественной и доступной гоночной трассы в непосредственной близости от центрального делового района Мельбурна для всех викторианских автоклубов и их рядовых членов.
— Боб Джейн, (декабрь 2004 г.). [1]Полоса по-прежнему считается самой быстрой полностью битумной дрэг-полосой в мире, хотя официальные соревнования по дрэг-рейсингу ANDRA на национальном уровне отсутствовали в течение двенадцати лет до 2013 года из-за спор между руководящим органом и владельцем автодрома Бобом Джейном.
Совсем недавно Calder Park представил дрифтинг в своем впечатляющем списке автоспортивных мероприятий. Первые соревнования Drift Nationals, проведенные в марте 2004 года, собрали более 8000 зрителей и добавили еще одно первое мероприятие к длинному списку новых мероприятий, проводимых Calder Park Raceway.
1 февраля 1993 года Guns N' Roses выступили в парке Колдер в рамках Use Your Illusion Tour. Концерт был полон разногласий, включая сообщения о том, что сотрудники службы безопасности запрещали посетителям приносить на место свою еду, напитки и солнцезащитный крем; это наиболее серьезно повлияло на девушку-подростка, страдающую диабетом, у которой были конфискованы лекарства и тщательно порционированная еда. В тот день стояла очень жаркая погода, по сообщениям, 42 ° C (108 ° F), и многие посетители концертов ехали к месту проведения на специальных маршрутных автобусах. Автобусы покинули место встречи вскоре после того, как Guns N 'Roses исполнили свою последнюю песню, в результате чего многие посетители концерта оказались в затруднительном положении. Сообщается, что они прошли весь путь по шоссе Колдер обратно в Мельбурн, ограбив на шоссе 7-Eleven в поисках еды. Было проведено расследование условий, результаты которого были опубликованы омбудсменом Викторией в мае 1993 года. По сей день это был последний концерт, который проводился в парке Колдер.
Колдер Парк ежегодно проводил Гран-при Австралии с 1980 по 1984 год, после чего гонка стала этапом чемпионата мира Формулы-1 и стала проходил по адресу Adelaide Street Circuit. В 1980 году гонка была открыта для автомобилей из Формулы-1, Формулы 5000 и Формулы Пасифик. В 1981-1984 годах гонка была ограничена Formula Pacifics.
Год | Водитель | Автомобиль | Участник |
---|---|---|---|
Австралийская Формула 1 | |||
1980 | ![]() | Williams FW07B Ford | Williams / Боб Джейн T-Marts |
Formula Pacific / Formula Mondial | |||
1981 | ![]() | Ralt RT4 Ford | National Panasonic |
1982 | ![]() | Ралт RT4 Форд | Боб Джейн Т-Мартс |
1983 | ![]() | Ралт RT4 Ford | Ignes Fridges |
1984 | ![]() | Ralt RT4 Ford | Ignes Fridges |
Колдер Парк провел 25 этапов чемпионата Австралии по кузовным гонкам в период с 1969 по 2001 годы. Аллан Моффат выиграл большинство раундов ATCC в Колдере, выиграв пять раз (1970, 1973, 1976, 1977 и 1983).
11 октября 1987 года в Колдер-парке состоялся 9-й тур инаугурационного Чемпионат мира по кузовным гонкам на комбинированной трассе и недавно построенном высоком берегу Грома. Гонка, известная как Bob Jane T-Marts 500, выиграла англичанин Стив Сопер и бельгиец водитель / журналист Пьер Дьедонне в Руэди Эггенбергер построено Ford Sierra RS500.
Год | Водители | Автомобиль | Абитуриент | |
---|---|---|---|---|
Группа A | ||||
1987 | ![]() ![]() | Ford Sierra RS500 | ![]() |
В Колдере проводились этапы различных чемпионатов Австралии по автоспорту.
Год | Водитель | Автомобиль | Участник | |
---|---|---|---|---|
Австралийская Формула 1 / Австралийская Формула 2 | ||||
1974 | ![]() | Lola T300 Chevrolet | Макс Стюарт Motors | |
1975 | ![]() | Elfin MR6 Repco Holden | Ansett Team Elfin | |
1976 | ![]() | Lola T400 Chevrolet | M Stewart | |
1977 | ![]() | Lola T332 Chevrolet | Джон Дэвисон | |
Австралийская Формула-1 | ||||
1978 | ![]() | Макрей GM3 Chevrolet | Thomson Motor Auctions | |
1980 | ![]() | Лола T430 Chevrolet | Дистрибьюторы Porsche | |
1982 * | ![]() | Тига FA81 Ford | Porsche Cars Australia | |
1983 * | ![]() | Ralt RT4 Ford | Джон Смит | |
Formula Mondial | ||||
1984 | ![]() | Тига FA81 Ford | Porsche Cars Australia | |
1986 | ![]() | Ralt RT4 Ford | Watson Motor Racing Pty Ltd | |
Австралия Для mula 2 | ||||
1988 | ![]() | Magnum 863 Volkswagen | Magnum Racing Australia | |
Formula Holden | ||||
1996 | ![]() | Рейнард 91D Холден | Birrana Racing | |
1997 | ![]() | Рейнард 91D Холден | Гарри и Уоррен Смит | |
1998 | ![]() | Рейнард 92D Холден | SH Racing | |
2001 | ![]() | Рейнард 94D Холден | Холден Янг Лайонс |
* Раунд Колдера на чемпионатах Австралии по водителям 1982 и 1983 годов были также Гран-при Австралии. Победа в раунде была присуждена лучшему гонщику отечественной серии.
Год | Водитель | Автомобиль | Участник |
---|---|---|---|
1974 | ![]() | Rennmax Repco | Лайонел Эйерс |
1976 | ![]() | Porsche RSR Turbo | JAG Team Porsche |
1977 | ![]() | Porsche 934 Turbo | Дистрибьюторы Porsche |
1978 | ![]() | Болвелл Нагари | Росс Бонд |
1979 | ![]() | Porsche Carrera | Росс Мэтисон |
1980 | ![]() | Porsche Turbo | Джон Лэтэм |
1981 | ![]() | Porsche 930 Turbo | Джон Лэтэм |
1984 | ![]() | Кадитча Chevrolet | Стив Уэбб |
1985 | ![]() | Весканда C1 Chevrolet | Берни ван Элсен |
1986 | ![]() | Весканда C1 Chevrolet | Берни ван Элсен |
1987 | ![]() | Porsche 935 | John Sands Racing |
Год | Водитель | Автомобиль | Участник |
---|---|---|---|
1976 | ![]() | Chevrolet Corvair | John Player Racing |
1977 | ![]() | Holden Monaro HQ Chevrolet | Bob Jane 2UW Racing Team |
1978 | ![]() | Ford XC Falcon Hardtop | Jim Richards Motor Racing |
1979 | ![]() | Alfa Romeo Alfetta GTV Repco Holden | Дональд Эллиот |
1980 | ![]() | Alfa Romeo Alfetta GTV Repco Holden | Дональд Эллиот |
1981 | ![]() | Alfa Romeo Alfetta GTV Chevrolet | Дональд Эллиот |
1997 | ![]() | Toyota Celica Supra Chevrolet | Керри Бейли |
Год | Водитель | Автомобиль | Абитуриент |
---|---|---|---|
1963 | ![]() | Jaguar E-Type | Боб Джейн Продажа Jaguar-Fiat |
1982 | ![]() | Porsche 935 / 80 | Porsche Cars Australia |
1983 | ![]() | Alfa Romeo Alfetta GTV Chevrolet | Дон Эллиот |
1984 | ![]() | Porsche Carrera RSR | Питер Фицджеральд / Stanilite Electronics |
1985 | ![]() | Де Томазо Пантера | Пол Холстед / Магазин игрушек |
Год | Водитель | Автомобиль | Участник |
---|---|---|---|
2000 | ![]() | Porsche 996 GT3 | Falken Tyres |
Первые 100 метров Drag Strip были восстановлены в 2006 году из-за неровностей в районе стартовой линии, полоса была вновь открыта для соревнований Legal Off Street Drag Racing в пятницу, 17 ноября 2006 года.
Схема с использованием как дорожного движения, так и овала
Дорожного маршрута
Овального трека AKA "Thunderdome"
Руководство Trackpedia по гонкам и вождению Calder Park