Чашка-клетка

редактировать
Чашка IV века в Музее наследия Плевля, Черногория с гладкими стыками Милан кубок клетки, IV век одеколонский кубок клетки IV века; при взгляде сверху утверждается, что гладкие соединения клетки с чашей позволяют отличить их от резьбы обода и клетки.

A чашка клетки, также vas diatretum, множественное число диатрета или «сетчатая чашка». разновидность роскошного позднего римского стеклянного сосуда, найденного примерно с 4 века, и «вершина римских достижений в стекловарении ». Диатрета состоит из внутреннего стакана и внешней клетки или оболочки украшения, которая выделяется из тела чашки, к которой она прикреплена короткими стержнями или стержнями. Сохранилось около пятидесяти чашек или, чаще, фрагментов, и лишь некоторые из них находятся в почти полном состоянии. Большинство из них имеют клетку с круговыми геометрическими узорами, часто с надписью или фразой, написанной буквами над сетчатой ​​областью. У некоторых есть фланец или зона выступающего карниза над нижними узорами и под надписью (здесь только проиллюстрировано чашкой Кельна в галерее).

Еще реже встречаются примеры сцен с фигурами, из которых Кубок Ликурга в Британском музее является единственным сохранившимся полным образцом, хотя есть и другие фрагменты. Здесь остальная часть «клетки» состоит из лозы, в которую попадает Ликург. Ни у кого нет ноги. Все они были явно трудными в изготовлении и, без сомнения, очень дорогими, как и другой эффектный вид роскошного римского стекла, камео, такие как Портлендская ваза. Как технология, использованная для их изготовления, так и способ их использования до сих пор являются предметом споров среди специалистов.

Содержание

  • 1 Технология
  • 2 Функция
  • 3 Происхождение
  • 4 Примеры
  • 5 Историография
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Далее чтение
  • 10 Внешние ссылки

Технология

Клеточные чашки, диатрета, упоминаются в римской литературе, и даты, присвоенные образцам (не обязательно одними и теми же людьми), варьируются от примерно середины трети до середина IV века, одновременно с позднеримскими камео стеклянными сосудами. Похоже, что они были сделаны из похожих очков, и есть также свидетельства того, что некоторые поздние сосуды могли быть комбинацией техник камеи и чашки клетки. Основное деление - чашки с фигурами, сопровождаемые сетчатыми узорами или без них, и чашки без них. На некоторых есть надписи и фланцы с орнаментом оволо ; другие нет. Большинство из них имеют форму узкого стакана, а другие - более широкую чашеобразную.

Со времени первой публикации по этому вопросу в 1680 году в основном считалось, что чашки клетки изготавливались путем разрезания и измельчения пустого сосуда. массивное толстое стекло - трудоемкая техника, в которой греки и римляне были очень опытны благодаря своей страсти к резьбе по твердому камню и гравировке драгоценных камней в полудрагоценных камнях. Альтернативная теория, когда-то отвергнутая, но недавно возрожденная, предполагает, что это верно только в отношении обода сосудов и разреза фиксированной клетки, но не для соединения стакана и его клетки; они были бы сделаны отдельно и сплавлены в горячем состоянии. Например, утверждается, что гладкие стыки на мюнхенской чашке показывают слияние клетки с основной чашей, хотя сама клетка вырезана. На этих гладких стыках также изображены чашки Кельна и Плевля выше. Однако это остается спорным, и на фрагментарной чашке, найденной в Коринфе в 1960-х годах, как утверждается, нет никаких доказательств стыков, где клетка встречается с основной чашей, при исследовании под микроскопом .

Кроме вырезанной драгоценных камней, небольшой фрагмент ажурного узора из сетчатого серебра сохранился в большом кладе римского серебра, измельченного в V веке как слитки и захороненного в Шотландии в Trapain Law, теперь в Королевский музей Шотландии. На фрагменте изображен узор, основанный на кругах, который очень похож на стеклянную диатрету, что позволяет предположить, что тот же стиль мог быть использован в серебряной пластине, хотя, что было первым, неизвестно.

Чаша Ликурга, с подсветкой сзади, с современной ножкой и ободком.

Некоторые примеры добавляют сложности в производственный процесс, используя разные цвета на клетке, например чашки Милана и Кельна, но большинство из них - простое стекло, как в Мюнхене и Корнинг. Чтобы узнать о специальной технологии дихроичного стекла, которое меняет цвет при прохождении света, см. Статью о лучшем примере: Lycurgus Cup.

Функция

Функция чашки клетки обсуждается. Надписи убедительно свидетельствуют о том, что это были чашки, которые использовались и, возможно, передавались для церемониального питья на пирах, но было высказано предположение, что форма внешнего обода мензурок и отсутствующая подставка всех известных сосудов означают, что все диатреты были похожи на пример из Corning Museum of Glass, который почти наверняка был масляной лампой, предназначенной для подвешивания. Чаша Corning определенно предназначалась для подвешивания, поскольку вместе с ней были обнаружены детали из медного сплава; под ободом находится круглая полоса, три части, которые представляют собой часть цепи и часть стержня, ведущие к кольцу и одиночному стержню, а также множество чашек для трех насадок, очень похожих на подвесную корзину в современные сады и расположение, которое, как известно, использовалось римлянами для светильников. Праздничные посвящения, найденные на нескольких примерах, параллельны основам многих римских золотых стеклянных чаш, найденных в основном в Риме.

Кубок Ликурга не имеет загнутого наружу обода, но, возможно, он был изменен или снабжен металлическим ободом, подобным нынешнему. Как и чашка Констебля-Максвелла, чашка Corning намного шире, чем другие известные образцы, она больше похожа на чашу, чем на чашку, хотя, за исключением отсутствия букв, в остальном очень похожа на форма к более узким чашкам. Таким образом, чашки, вероятно, образуют две группы: группу ламп в форме чаши без надписи и группу в форме стакана для питья с буквами. Чашки для питья с закругленным дном, которые способствуют более быстрому потреблению, поскольку их нужно либо держать, либо ставить краем вниз (и пустыми) на такую ​​поверхность, как стол, известны из разных культур, например, современные дворовые стекла и другие виды «дробового» стекла.

Происхождение

Декоративное римское стекло высочайшего качества, как правило, приписывается Риму или Александрии, последняя упоминается как источник чрезмерно изысканного стекла к I веку сатирик Марциал и другие источники, но большинство находок диатреты происходит из римских поселений вдоль Рейна или около него, что позволяет предположить, что они были произведены в область, возможно, в Августа Треверорум, современный Трир, крупнейший город римской Германии, который был главной резиденцией Константина I в течение многих лет, что совпадает с период, когда кажется, что чашки были изготовлены. Colonia Claudia Ara Agrippinensium, современный Cologne, является другой возможностью. Однако несколько более поздних открытий, в том числе чашки Корнинга и Констебля-Максвелла, были сделаны из Восточной Империи, поэтому, возможно, было два центра производства.

Примеры

Coppa diatreta Trivulzio в Милане, перевернутый

Это наиболее хорошо сохранившиеся до наших дней образцы.

В форме стакана:
  • Кельнская клеточная чашка в Романо-германском музее в Кельне. Его греческие буквы читаются так: ΠΙΕ ΖΗCΑΙC ΚΑΛѠC ΑΕΙ = ΠΙΕ ΖΗΣΑΙΣ ΚΑΛΩΣ ΑΕΙ = pie zesais kalos aei = Пей, живи вечно хорошо. Это несколько озадачивает археологов, поскольку остальная часть погребального инвентаря, найденного в той же могиле, была весьма приземленной.
  • Коппа диатрета Тривульцио в Археологическом музее Милан, единственный пример без повреждений. На нем есть надпись: BIBE VIVAS MVLTIS ANNIS: «Пей, и проживешь много лет». Это 4-й век, найденный в 17-м веке в саркофаге между коммунами Манделло Витта и Кастеллаццо Новарезе (Новара), в 18 веке приобретен аббатом Тривульцио, а в 1935 году - городом Милан.
  • Кубок Мюнхена в Munich Staatliche Antikensammlungen, найденный в Кельне, также отмечен надписью «Bibe multis annis», сокращенно от BIBE VIVAS MVLTIS ANNIS
  • Кубок Ликурга ; надписи нет, но стекло дихроичное, меняет цвет при освещении сзади. Его происхождение неизвестно, но, вероятно, оно всегда было наземным. Это значительно больше, чем геометрические мензурки, и их высота составляет 158,8 мм (6,25 дюйма).
  • Дарувар "Нетцбехер" ("чистый стакан") в Вене, найденный в 1785 году в Даруваре, Хорватия, а теперь в Художественно-историческом музее. Чашка была высотой 9,5 см, и в ней много не хватало. В нем есть буквы FAVENTIBVS, выражение удачи (возможно, сокращение от «Faventibus ventis» - «с попутным ветром», обычное выражение).
  • Rheinisches Landesmuseum, Trier, найдено в 1950 г. в саркофаге в Пиеспорт -Нидереммель, высота 18 см, объем 1,5 литра.
  • Плевля чашка клетки, найденная в 1975 году в Комини / Комине недалеко от город Плевля в Черногории ; IV век с прозрачным корпусом, синей клеткой и надписью по краю: VIVAS PAN [H] ELLENI BONA M [emoria] («Живи, Панхеллениус, в доброй [памяти]»). Он находится в Музее наследия Плевля.
  • Фрагментарная «ваза диатретум», раскопанная в Сердике (София) в 2001 году в римском саркофаге конца IV века.
  • A фигуративная чаша, на которой явно изображен Фарос Александрийский, найденный в кладе в Баграме, недалеко от Кабула в Афганистане.
  • Фрагмент, обнаруженный в 2009 г. в domus dei "Putti danzanti" (вилла танцующих путти ) в Аквилеи.
В форме чаши:
  • The Corning Cage Cup, в Corning Museum of Glass, Corning, New York, чаша шире, чем в предыдущих примерах, 7,4 см в высоту, 12,2 см в ширину. Определенно предназначен для подвешивания, так как фитинги из медного сплава были найдены вместе с ним, как описано выше.
  • Чашка Констебля-Максвелла, широкий пример, такой как чашка Corning, высотой 4 дюйма (10 см), 7 1 / 8 дюймов (18,2 см) в ширину. Это все еще находится в частной коллекции, продано в 1979 году за ок. 1,2 миллиона долларов США, затем в 1997 году за 2 311 000 фунтов стерлингов и снова в 2004 году за 2 646 650 фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом цены на кусок римского стекла.
  • чаша Hohen-Sülzen, самый ценный из шести стаканов, найденных в 1869 году в двух римских саркофагах. За исключением бутылки Диониса в Landesmuseum Mainz, все они отсутствуют с 1945 года.

Историография

До 1950-х годов группа мало обсуждалась. В 1950 г. Виктор, лорд Ротшильд обратился в Британский музей с просьбой исследовать его чашу Ликурга, которую он впоследствии продал музею в 1958 году. В 1956 году немецкий ученый Фриц Фремерсдорф опубликовал отчет об их изготовлении путем резки и шлифования. что остается общепринятой теорией. В 1959 году Дональд Харден и Джоселин Тойнби опубликовали подробный отчет о Кубке Ликурга, который также впервые эффективно обсудил диатрету как группу. Крупная выставка 1987 года "Стекло Цезаря", организованная Музеем стекла Корнинга и показанная в Британском музее, Кельне и Милане, объединила несколько ведущих образцов, а ее каталог под редакцией Хардена остается ключевой работой.. Современные реплики чашек изготавливались несколько раз, отчасти для проверки гипотез этого метода. Предположительно, ранний немецкий образец, сделанный в 1906 году, был наполнен праздничным напитком из шампанского и затем сломался по краю, когда резак начал пить.

См. Также

Wikimedia Commons содержит материалы, относящиеся к чашкам клетки.

Примечания

Ссылки

  • Британский музей База данных коллекции, Кубок Ликурга (см. статья для дополнительных источников)
  • Бордман, Джон изд., Оксфордская история классического искусства, 1993, OUP, ISBN 0-19-814386-9
  • "Bonhams": Кубок Констебля-Максвелла Кейджа, каталог продажи 2004 из Bonhams, лот 18, распродажа 11380 - Древности, 14 июля 2004 г., Нью-Бонд-стрит
  • Флеминг, С.Дж., Римское стекло; размышления о культурных изменениях. 1999, Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, google books
  • "New Scientist ", 18 февраля 1988 г., стр. 51, рецензия на" Glass of the Caesars " ".
  • Прайс, Дженнифер, Гласс, Глава 10 в: Хениг, Мартин (ред), Справочник по римскому искусству, Файдон, 1983, ISBN 0- 7148-2214-0
  • Рандерс-Персон, Жюстин Дэвис. Варвары и римляне: борьба за рождение в Европе, 400-700 гг. Н. Э., 1983, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0 -7099-2266-3, ISBN 978-0-7099-2266-7
  • Штекнер, Корнелиус, Diatrete als Lichtgefaesse, стр. 110-114 в: Lierke, Rosemarie ed., Antike Glastoepferei: Ein vergessenes Kapitel der Glasgeschichte, Ph. Von Zabern, 1999 ISBN 3-8053-2442-1
  • Белый дом, Дэвид, римское стекло в Музее стекла Корнинга, Corning Museum of Glass
  • Whitehouse, David, Cage Cups: Late Roman Luxury Glasses, Corning Museum of Glass, 2015

Дополнительная литература

  • Харден, DB: Glass of the Caesars. Exh. cat., организовано: The Corning Museum of Glass, Corning, N. Y., Британским музеем, Лондон, Römisch-Germanisches Museum, Кельн; Оливетти, Милан, 1987.
  • Мередит, Халли Г. Слово становится изображением: Ажурные сосуды как отражение поздней античной трансформации, Археология археопресс, 2015.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 13:29:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте