Кабирия | |
---|---|
Режиссер | Джованни Пастроне |
Продюсер | Джованни Пастроне |
Сценарий автор |
|
На основе | книги Тита Ливия и романа Эмилио Сальгари |
В главной роли | Бартоломео Пагано |
Музыка Автор | Манлио Мацца. Ильдебрандо Пиццетти |
Кинематография |
|
Продакшн. компания | Itala Film |
Дата выхода | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 148 минут |
Страна | Италия |
Бюджет | 50 000 фунтов стерлингов |
кассовые сборы | 1 миллион ₤ |
Cabiria - итальянский эпический немой фильм 1914 года, снятый Джованни Пастроне в Турине. Действие фильма разворачивается в древней Сицилии, Карфагене и Кирте в период Второй Пунической войны (218–202 гг. До н.э.).. Он следует мелодраматическому основному сюжету о похищенной маленькой девочке Кабирии и показывает извержение горы Этна, отвратительные религиозные ритуалы в Карфагене, альпийский поход Ганнибал, Архимед разгромил римский флот при осаде Сиракуз и Сципион, маневрирующий в Северной Африке. Помимо того, что этот фильм сам по себе является классикой, он также известен тем, что стал первым фильмом, в котором дебютирует многолетний киногерой Maciste. Согласно Мартину Скорсезе, в этой работе Пастроне изобрел эпический фильм и заслуживает похвалы за многие инновации, часто приписываемые Д.У. Гриффит и Сесил Б. Демилль. Среди них было широкое использование движущейся камеры, что освободило полнометражный повествовательный фильм от «статического взгляда».
Исторический фон и персонажи рассказа взяты из книги Ливия Ab Urbe Condita (написано около 27–25 до н.э.). Вдобавок сценарий Кабирии был частично основан на романе Гюстава Флобера 1862 года Саламбо и Эмилио Сальгари на романе 1908 года «Картажин в огне» («Карфаген в огне»). Это был первый фильм, показанный в Белом доме
Батто и его маленькая дочь Кабирия живут в роскошном поместье в тени горы Этна, в Катана, на острове Сицилия. Кабирия играет в куклы со своей няней Кроэссой. Когда вулканическая Этна сильно извергается, Батто молится богу Плутону об избавлении, но получает лишь краткую передышку, прежде чем его дом и сады будут разрушены. Пытаясь сбежать, слуги обнаруживают секретную лестницу, ведущую под землю. Воспользовавшись хаосом и разграбив спрятанные подземные сокровища Батто, слуги вместе с Кроессой и Кабирией бегут в сельскую местность. Батто и его жена оплакивают потерю Кабирии, так как они считают, что она была похоронена под обломками.
Беглые слуги разделяются собрать сокровище (Кресса получает кольцо) и отправиться в море, но вскоре натолкнется на финикийских пиратов, которые уводят Кроессу и Кабирию в Карфаген, где маленькая девочка продается в Картало, Первосвященник. Он намеревается принести ее в жертву великому богу Молоху. Также в Карфагене есть два римских шпиона: Фульвий Аксилла, римский патриций, и Масист, его огромный мускулистый раб. Трактирщик Бодасторет приветствует Фульвия и Масиста в своей таверне полосатой обезьяны. Кроесса пытается предотвратить принесение в жертву Кабирии, притворившись, что ребенок болен, но Кресса хлестает за ее обман. Позже она случайно встречает Фульвия и Мачиста. Признавая их соотечественниками, она умоляет их помочь ей.
Статуя Молоха из Кабирии Джованни Пастроне (1914), Национальный музей кино (Турин).Вход в огромный Храм Молоха - это гигантская трехглазая голова со ртом в качестве портала. Сто маленьких детей должны погибнуть как жертвы. Внутри храма находятся обезумевшие преданные, а колоссальная сидящая статуя крылатого бога Молоха представляет собой полую бронзовую печь. Огромный сундук открывается для каждой жертвы, и когда юноша погружается в ад, дверь закрывается, и из открытого рта изрыгается пламя. Кроесса, Фульвий и Масист пробираются в храм, и раб смело выхватывает Кабирию у священника. Преследуемые разъяренной толпой, они поднимаются на крышу, спускаются по гигантскому фасаду и возвращаются в таверну. Однако Кроесса платит роковую цену за спасение.
Тем временем Ганнибал и его войска пробираются через заснеженные Альпы в сторону Рима. Солдаты, слоны и другие животные пробираются через перевалы. Узнав о военных событиях, Фульвий решает бежать обратно в Рим после дальнейшего запугивания трактирщика, чтобы обеспечить тишину. Нумидиан Король Массинисса посещает Карфаген, и Гасдрубал, брат Ганнибала, обещает ему свою прекрасную дочь, Софонисбу, в жены. В большом зале для аудиенций с двумя огромными слоновьими колоннами Массинисса рассылает подарки и послание для тайной встречи Софонисбе, которая, получив их, испытывает головокружение от нетерпения.
Бодасторет, трактирщик, пробирается в Храм Молоха и за награду выдает местонахождение и намерения римлян. Фульвий, Мачист и Кабирия попадают в засаду приспешников Жреца, когда они пытаются бежать из города на следующее утро, но Фульвий спасается, эффектно прыгнув с высокой пропасти и уплыв. Мачисте и Кабирия бегут в сопровождении последователей в кедровый сад Гасдрубала и сталкиваются с Массиниссой и Софонисбой как раз в тот момент, когда начинается их тайное свидание. Мачисте умоляет аристократическую пару, которые оба скрывали свою истинную сущность, спасти Кабирию. Среди хаоса Софонисба, Кабирия и слуга убегают, в то время как Массинисса ложно отрицает людям Жреца, что он видел какую-либо маленькую девочку. Мачист, однако, схвачен, замучен и прикован цепью к огромному жернову, который он должен повернуть, но ему все еще удается запугать всех вокруг себя.
Римский флот имеет осаждены Сиракузы, греческий союзник Карфагена, и Фульвий теперь участвует в сражении. Римляне, однако, расстраивают гигантский массив зеркал, излучающий тепловой луч, который великий изобретатель Архимед использует для поджигания парусов кораблей. Римский флот сильно разрушен.
Фульвий, все еще носящий кольцо, которое дала ему Кроэсса, брошен на произвол судьбы и вскоре спасен. Хотя его спасатели грабят бессознательного Фульвия, один из них узнает кольцо на его пальце, и его несут в дом Батто, который был восстановлен. Родители очень рады узнать, что Кабирия все еще жива, по крайней мере, когда он видел ее в последний раз. Уходя, Фульвий клянется найти Кабирию, если он когда-нибудь вернется в Карфаген.
В подзаголовке говорится, что Сифакс, король Цирта, конкурирующего пустынного королевства, сверг Массиниссу и заставил его исчезнуть в пустыне. Гасдрубал теперь дает победителю Софонисбу, чтобы укрепить его новый союз против Рима. Софонисба явно недовольна, и когда она появляется в своем наряде на церемонии обручения, она падает в обморок и разбивает церемониальный сосуд.
Римский полководец и консул Сципион, уже владеющий большей частью Северной Африки, разрабатывает стратегию со своим новым союзником Массиниссой. Они снова отправляют находчивого Фульвия в качестве шпиона в Карфаген, чтобы наблюдать за его обороной. Скрытно развернув впечатляющую человеческую пирамиду римских солдат, Фульвий успешно пробивает городские стены.
В слоновьем зале Гасдрубал отправляет верховного жреца Картало с миссией убедить Сифакса напрямую атаковать римлян. Караван верблюдов Картало пересекает бескрайние дюны. Тем временем Фульвий находит время искать Макисте и Кабирию, которые теперь заключены в тюрьму на 10 лет. Путем запугивания и подкупа он извлекает информацию из Бодасторета. Когда Фульвий замаскирован под вольноотпущенника, они тайно наблюдают, как Масист все еще скован цепями и привязан к его жерновам. Той ночью Фульвий возвращается, чтобы разбудить спящего силача, которого переполняет счастье от того, что он снова видит своего любимого хозяина. Вернувшись в свое убежище в гостинице, Бодасторет потрясен, увидев Масисте, и умирает. Фульвий и Масист сбегают за городские стены.
В Цирте, перед дворцом с двумя огромными кошачьими колоннами, Сифакса официально проводят со стороны Софонисбы и Картало, последний из которых видит прекрасную рабыню первого, Элиссу. Пока военные маневры продолжаются, Фульвий и Мачист попали в ужасное положение, измученные и жаждущие в пустыне. Масисте замечает огонь вдали, когда лагерь Сифакса был подожжен его врагами. Два римлянина вскоре захвачены конными киртанами.
Находясь за пределами города, король Сифакс был схвачен, а Масист и Фульвий вместе с другими заключенными были захвачены в пределах городских стен Цирты. «Элисса», которая на самом деле Кабирия, сжалилась над заключенной парой и протянула им воду, не узнав, кто они. Цирта находится в осаде войск Массиниссы. Солдаты карабкаются по лестницам за стенами, пока на них обрушиваются валуны, копья, стрелы и кипящее масло.
Софонисбе снится тройноглазый Молох. Обескураженная, она интерпретирует свой сон как предзнаменование того, что Кабирия / Элисса каким-то образом повлечет за собой гибель города, и признается Картало в том, что произошло в кедровом саду много лет назад.
Масист, который своей огромной силой взломал железные прутья своей тюремной камеры, решает отомстить Картало. Он вторгается в окно как раз вовремя, чтобы спасти Элиссу, в которой он теперь узнает Кабирию, от изнасилования священником. Вскоре к битве присоединяется Фульвиус, но в хаосе бегства они теряют контроль над Кабирией и вынуждены забаррикадироваться в кладовой. Фульвий потрясен, узнав, что девушка - не кто иной, как Кабирия.
Сразу за городскими стенами открывается еще одно ужасающее зрелище: царь Сифакс в цепях насмехается над победоносным королем Массиниссой, который теперь одет в римские военные регалии. Циртаны устали и сдаются. В зале гигантских кошачьих колонн Софонисба торжественно сдается и унижается перед своим бывшим женихом и нынешним похитителем мужа, Массиниссой. Он, в свою очередь, возражает и столь же тщательно клянется ей. В церемониальном зале с местными божествами пара продолжает ритуал своей солидарности. Софонисба выходит замуж за Массиниссу, и решено, что она не будет подвергнута параде в триумфе римлян.
Фульвий и Мачист наслаждаются достаточным количеством провизии в кладовой, пока осаждающие стражи не попытаются их выкурить. Массинисса узнает об обстоятельствах жизни двух «героев» и, очевидно неоднозначно относясь к таким бывшим римским товарищам, решает пощадить их. Фульвий пользуется возможностью, чтобы умолять Софонисбу от имени Кабирии, но в припадке досады она сообщает обезумевшему Роману, что Кабирия мертва.
Сципион и его лейтенант, Лелиус, лагерь около Цирты. Лелиус, чьи силы опередили силы Сципиона, рассказывает своему командиру о предательстве королевской семьи. Поначалу Массинисса высокомерно бросает вызов Сципиону, разбивая табличку с посланиями римского генерала на куски, но позже срывается перед лицом величия Рима. Однако он умоляет Сципиона избавить Софонисбу от унижений, связанных с выставлением напоказ в Риме. Сципион не уступит.
В отчаянии Массинисса убеждает Фульвия в обмен на то, что он пощадил его раньше и в ожидании негласной будущей милости, одолжить ему своего раба Масисте. Раб получает браслет с надписью и отдает его королеве Софонисбе. Получив его, Королева читает послание и понимает, что ей предстоит отравиться порошком из пустотелого подарка. Выпивая растворенный яд, Софонисба с большим успехом снимает с себя драгоценности. Прибывает Фульвий, и слишком поздно они понимают цель просьбы Массиниссы. Софонисба, корчась в агонии, сообщает, что Кабирия все еще жива, и в качестве платы за дар смерти она будет избавлена во второй раз от участи живой жертвы. Кабирия извлекается из тюремной камеры и прибывает вовремя, чтобы увидеть, как умирает королева.
Фульвий и Кабирия пересекают море по пути в Рим. Пока Масист играет на свирели в бушприте, Фульвий клянется в любви Кабирии и праздничные морские духи окружают лодку гигантской прозрачной гирляндой.
| Актриса Лидия Кваранта, сыгравшая главную роль.
|
Итальянский автор Габриэле д'Аннунцио участвовал в написании сценария, написав все титры, назвав персонажей и сам фильм. Фильм был отмечен как первый популярный фильм, в котором используется отслеживающий снимок - камера установлена на тележке, что позволяет ей следить за действием и перемещаться в пределах съемочной площадки или места. Сам по себе следящий выстрел не был чем-то новым. Эффекты «Панорама» (боковые и вертикальные) часто использовались в фильмах с 1896 года, но Cabiria с новой свободой, предоставляемой тележкой, является новаторской в представлении движения «zoom » в направлении и от сцену, которую в течение многих лет операторы и режиссеры называли кадром "Кабирия". Это движение было таким новаторским в то время, что другие кинематографисты быстро внедрили его. Фильм оказал большое влияние на Д.У. Нетерпимость Гриффита (1916), но он никогда не использует выстрелы «Кабирии»; знаменитый выстрел журавля, спускающийся вниз на фестиваль в Вавилоне, - это эффект «панорамы».
Слоны, использованные в нескольких сценах фильма, - это индийские слоны, а не гораздо меньшие и менее устрашающие североафриканские слоны (которые, хотя и использовались во время вторжения Ганнибала, был давно вымершим во время съемок) или африканского слона (которого нельзя приручить).
Кинокритик Роджер Эберт сказал, что Гриффит «перемещает камеру с большей свободой, у него головокружительный рассказ и захватывающее использование сквозных изображений, к которым Пастроне не подходит». но никогда не пытается использовать возможности подлинно мобильной камеры, созданной в кадре «Кабирии», хотя такое движение камеры очень редко можно увидеть, использовавшееся для драматического эффекта в других американских фильмах того времени, особенно в фильме Аллана Двана Дэвид Харум (1915 г.). В фильме также дебютировал персонаж Масисте, который сделал долгую карьеру в итальянских фильмах о мечах и сандалиях.
Музыкальное оформление фильма было составлено, в основном, переработавшими музыку нескольких композиторов, включая Моцарта, Мендельсона, Спонтини, Доницетти и Глюка. Но фильм также содержал оригинальную композицию бывшего учителя Маццы Ильдебрандо Пиццетти, которая была написана по рекомендации Д'Аннунцио: десятиминутную Sinfonia del fuoco. Отрывок был написан для сопровождения заклинания Молоха во втором главном эпизоде фильма, когда сотня обнаженных детей приносится в жертву богу Карфагена. Записанная для большого оркестра, включающего шесть первых и шесть вторых альтов, баритон и смешанный припев из более чем пяти частей, Sinfonia del fuoco была исполнена только один раз, в вечер премьеры фильма под управлением Мацца в Театре. Витторио Эмануэле в Турине, 18 апреля 1914 года. Современные обзоры показывают, что в этом случае произведение было исполнено как увертюра в начале фильма.
Размер задействованных сил в сочетании с отказом Пиццетти позволить другим проводить работу, а также тем фактом, что он сам никогда не включал ее в свои концерты, означал, что никаких дальнейших выступлений не проводилось до 1988 года, когда Версия фильма 1914 года была представлена с живым оркестровым сопровождением всей партитуры в Орто Ботанико, Рим. Sinfonia del fuoco с тех пор была записана Naxos Records в 1997 году.
Cabiria была выпущена в Италии 18 апреля 1914 года.
В июне 1914 года «Кабирия» стала первым фильмом, который был показан в Белом доме, когда президент Вильсон и его семья смотрели показ на лужайке с веранды и садовых стульев. (Рождение нации был первым фильмом, показанным в Белом доме, в Восточной комнате.)
Восстановленная версия Кабирии была показана 27 мая 2006 г. на Каннском кинофестивале, где будет показано вступительное слово режиссера Мартина Скорсезе.
Викискладе есть материалы, связанные с Cabiria. |