Люди Кабекара

редактировать
Кабекар
Общая численность населения
17 000
Регионы со значительной численностью населения
Коста-Рика
Языки
Кабекар, Испанцы
Родственные этнические группы
Брибри
Территории Кабекара в Коста-Рике Традиционное жилище Кабекара

Кабекар - коренные жители группа отдаленных Таламанка региона востока Коста-Рики. Они говорят на кабекар, языке, принадлежащем чибчанской языковой семье Истмо-колумбийской области нижнего Центральной Америки и северо-запада Колумбия. Согласно данным переписи Национального института статистики и переписи населения Коста-Рики (Instituto Nacional de Estadística y Censos, INEC), кабекар - самая крупная группа коренного населения Коста-Рики с с населением почти 17000 человек.

Территория Кабекара простирается на северо-запад от Рио-Коэн до Рио-Ревентазон. Многие поселения Кабекара сегодня расположены в заповедниках, созданных в соответствии с законодательством Коста-Рики в 1976 г. - защита исконных исконных земель. Эти заповедники демонстрируют экологическое разнообразие, включая обширные полосы тропических лесов, покрывающие крутые откосы и большие речные долины, где многие Кабекар все еще используют традиционные средства к существованию и культурные обычаи.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Язык
    • 1.2 Таламанканские коренные народы
  • 2 Средства к существованию
    • 2.1 Тропические приусадебные участки
    • 2.2 Подсечно-огневое земледелие
    • 2.3 Выращивание подорожника
  • 3 Социальная организация
    • 3.1 Села
    • 3.2 Кланы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
История

Язык

Кабекар - один из шестнадцати оставшихся языков в языковой семье чибчан в Истмо-Колумбийской области, регионе южной части Центральной Америки (в частности, восточной Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рика и Панама ) и северо-запад Колумбии, разделяя области мезоамериканских и южноамериканских лингвистических традиций. Обширное географическое распространение языковой семьи чибчан вызвало споры среди ученых относительно происхождения и распространения языков чибчан. Появились две концептуальные модели для описания возможных сценариев: the и the. Прежние постулаты Колумбия как исторический эпицентр, из которого языковые группы чибчан мигрировали на северо-запад в нынешнюю Панаму, Коста-Рику, Никарагуа и Гондурас. Однако антропологические и археологические данные (см. Cooke and Ranere 1992; Fonseca and Cooke 1993; Fonseca 1994) в сочетании с глоттохронологическими исследованиями (см. Constenla 1981, 1985, 1989, 1991, 1995), предпочитают теорию центробежного расширения, предполагающую, что группы, говорящие на чибханском языке, развивались на месте в течение длительного периода времени, начиная с гор горы Таламанка на территории современных Коста-Рики и Панамы. Оттуда языковые группы чибчан мигрировали и поселились на севере до восточного Гондураса и на юг до Колумбии.

Таламанканские коренные группы

Сегодня брибри и коренные группы кабекар вместе известны как Таламанка. Термин Таламанка не является коренным; он был принят в начале 17 века в испанском городе Сантьяго-де-Таламанка в качестве зонтичного обозначения для групп аборигенов, живущих между нынешней границей Коста-Рики и Панамы и Рио-Коэн в Коста-Рике. В испанских записях задокументированы имена многих тесно связанных групп (Ара, Атео, Абисетаба, Бланкос, Биситас или Витеитас, Корруэ, Укабаруа и Валиентес), живущих в этой области, которые вместе стали известны как Таламанка.

Редкость исторических документов, описывающих группы аборигенов на юго-востоке Коста-Рики, затруднило ученым возможность дифференцировать культурные истории современных Брибри и Кабекар. Испанские францисканские отцы в начале 17 века отмечали лингвистические различия между различными таламанканскими племенами, упомянутыми выше, но в целом эти группы стали известны более широко как брибри или кабекар, в зависимости от их географического положения к востоку или западу от Рио Коэн.. Старейшины Брибри утверждают, что их имя происходит от дерерри, термина Брибри, означающего «сильный» или «жесткий». И наоборот, старейшины Кабекара предполагают, что их название происходит от слов kabé (quetzal ) и ká (место), ссылаясь на предковую традицию Cabécar есть кетсаль. Современные языки брибри и кабекар схожи в лексике, орфографии и тональном уровнях (высокий и низкий), но они не взаимозаменяемы.

Средства к существованию

Сегодня Кабекар средства к существованию отличаются разнообразием видов деятельности. К ним относятся маломасштабное сельское хозяйство, охота, рыболовство и сбор дикой флоры в пищу, медицина, материалы для дома и множество других целей. Обеспечение существования Кабекара в естественной среде происходит в двух сферах: «ближнее пространство» внутри и вокруг дома или деревни, где человеческая деятельность изменила ландшафт; и «дальний космос», где естественные девственные леса остаются неизменными и где деятельность человека должна гармонично сосуществовать с окружающей средой. Натуральное сельское хозяйство в непосредственной близости от космоса является одним из наиболее важных видов деятельности, в котором домохозяйства Кабекара используют три различных сельскохозяйственных системы: тропические приусадебные участки, подсечно-огневые и выращивание подорожника <19.>

Тропические приусадебные участки

Домохозяйства Кабекара содержат приусадебные тропические сады с множеством деревьев и растений для домашнего потребления. Эти сады обычно очень густые, с многослойным навесом. Кедр (Cedrela odorata ), лавр (Cordia alliodora ), бальса (Ochroma pyramidale ) и персиковая пальма (pejibaye или Bactris gasipaes ) являются одними из самых высоких деревьев, часто встречающихся в тропических домашних садах Кабекара. К нижним слоям относятся многолетние культуры, такие как кофе (Coffea arabica ) и какао (Theobroma cacao ). Самый нижний слой представлен лекарственными растениями, кустарниками и клубнями, включая перец чили (Capsicum annuum ), маниок (Manihot esculenta ) и тикиск (Xanthosoma violaceum ). Кабекар ухаживает за своими тропическими домашними садами, удаляя нежелательный подлесок, чтобы позволить рост диких видов, которые также можно собирать для удовлетворения повседневных потребностей Кабекара.

Подсечно-огневое земледелие

Фермеры Кабекара Практика чередования подсечно-огневого земледелия для удовлетворения основных пищевых потребностей. Этот метод используется в самый засушливый месяц, чтобы очистить участок от густого подлеска с помощью мачете или топора. Биомассу растений оставляют для обезвоживания и разложения в течение нескольких недель, а затем удаляют путем контролируемого сжигания. После того, как участок остынет, фермер может сеять основные зерновые, помещая семена в неглубокие отверстия в верхнем слое почвы, образованные заостренным кончиком ветки, сделанной из пальмы педжибайе (Bactris gasipaes).

Подсечное земледелие

Фермеры Кабекара обычно выбирают участок размером примерно один гектар либо в аллювиальных долинах, либо на крутых горных склонах, где выращиваются основные зерновые, такие как рис (Oryza sativa ) и кукуруза (Zea mays ) культивируются с фасолью (Phaseolus vulgaris ) и чередуются с чередующимися периодами пара (покой). Нередко одно домашнее хозяйство Кабекара обрабатывает два или три участка, чередуя возделываемые культуры как внутри, так и между ними. Как только участок дает два или три урожая зерна, его оставляют под паром на срок до двенадцати лет, чтобы восстановить плодородие. В течение этого периода на участке происходит вторичный рост, и Кабекар собирает некультивируемые виды, чтобы удовлетворить свои диетические, лекарственные и материальные потребности.

Выращивание подорожника

Выращивание экзотического гибрида подорожника ( Musa x paradisiaca ) на участках монокультуры и поликультуры становится все более распространенным явлением в общинах Кабекар и изменило структуру их традиционных тропических садов. Домохозяйства Кабекара теперь полагаются на плантаны для внутреннего потребления и в качестве денежной экономики для получения денежного дохода. Приусадебные участки, в которых выращивают подорожники, как правило, демонстрируют меньшее разнообразие растений и меньшую плотность, а некоторые фермеры Кабекара отказались от традиционных местных агроэкосистем в пользу более крупных участков монокультур подорожника.

Социальная организация

Деревни

Деревни Кабекар уникальны тем, что дома и другие постройки не выстраиваются вокруг центра. Вместо этого жилища часто рассредоточены, иногда на расстоянии нескольких километров друг от друга. Понятие плотно расположенных городов или деревень было введено в регион испанцами в колониальную эпоху для принуждения групп коренного населения Таламанкана в концентрированные поселения, но эти попытки встретили сопротивление. Стоун отмечает, что слова, обозначающие «город» или «город», даже не существуют в языках брибри или кабекар; вместо этого «город» представлен в Брибри как «великое место или пристройка», а в Кабекар - как «место многих домов». Большинство деревень Кабекар и Брибри отражают современные модели рассредоточенных поселений, что является показателем географической изоляции региона Таламанка и ограниченных контактов этих коренных народов с испанцами.

Кланы

Кабекар социальная организация основана на матрилинейном кланах, в которых мать является главой семьи. Брачные нормы запрещают человеку вступать в брак с родственником из группы крови, связанной с его матерью. Со стороны отца браки не запрещены, за исключением сестер и двоюродных братьев отца. Каждый матрилинейный клан контролирует возможность вступления в брак, регулирует землевладение и определяет наследование собственности для своих членов. Частное землевладение, как и система зародышей деревень, было чуждо Кабекару до контакта с испанцами. Каждый клан традиционно поддерживает свою собственную территорию для жизнедеятельности своих членов.

Личное имущество передается по наследству или передается родственникам клана после смерти человека. Когда мужчина умирает, его личные вещи могут быть унаследованы его братьями и сестрами, если его мать еще не жива, и в этом случае она перейдет во владение. Когда она умирает, вещи наследуются тем, кого она назначила следующим владельцем. Контакты с некоренными народами открыли для кабекаров западные формы землевладения, основанные на частной собственности. Некоторые деревни Кабекар начали признавать землю собственностью, о чем свидетельствует строительство заборов, разграничивающих границы вокруг сельскохозяйственных участков или приусадебных участков, но традиционные режимы землевладения Кабекар, при которых земля находится под общим контролем матрилинейного клана, все еще сохраняются.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бергер, Маркос Гевара и Рубен Чакон Кастро (1992). Territorios en Costa Rica: Orígenes, Actual y Perspectivas. Сан-Хосе, Коста-Рика: García Hermanos S.A. Print.
  • Constenla, Adolfo (1991). Las Lenguas del Area Intermedia. Сан-Хосе, Коста-Рика: От редакции Университета Коста-Рики. Печать.
  • Гарсия-Серрано, Карлос Рамос и Хуан Пабло Дель Монте (2004). «Использование тропических лесов (агроэкосистемы и сбор диких растений) в качестве источника пищи в культурах брибри и кабекар на Карибском побережье Коста-Рики». Экономическая ботаника, Vol. 58, № 1: 58-71. Печать.
  • Хупс, Джон В. (2005). «Возникновение социальной сложности в мире чибчан в южной части Центральной Америки и Северной Колумбии, 300–600 гг. Нашей эры». Журнал археологических исследований, Vol. 13, № 1: 1-88. Печать.
  • Кесада, Диего Дж. (2007). Чибчанские языки. Картаго, Коста-Рика: от редакции Tecnológica de Costa Rica. Печать.
  • Стоун, Дорис (1962). Таламанканские племена Коста-Рики. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Vol. XLIII, No. 2. Печать.
Последняя правка сделана 2021-05-13 13:04:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте