CAC Wirraway

редактировать

Wirraway
Вирра путь (AWM AC0141).jpg
РольТренер / общего назначения
ПроизводительCommonwealth Aircraft Corporation
Первый полет1937 (см. Разработка)
Введение1939
На пенсии1959
Основные пользователиКоролевские ВВС Австралии. Королевский флот Австралии
Произведено1939–1946
Построено755
Разработано изСевероамериканского NA-16
Разработано вCAC Boomerang

CAC Wirraway (слово аборигенов, означающее «вызов») был учебным и военным самолетом общего назначения, изготовленным в Австралии Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) в период с 1939 по 1946 год. Это была австралийская разработка учебного самолета North American NA-16. Wirraway считался основой австралийского авиастроения.

Во время Второй мировой войны и Королевские ВВС Австралии (RAAF), и Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) задействовал ряд Wirraways в боевых ролях, где они служили в качестве импровизированных легких бомбардировщиков / наземных атак, нанося удары по наступающим силам Японская Империя. Хотя этот тип в основном использовался как учебно-тренировочный самолет и самолет общего назначения, присутствуя в небольших количествах в большинстве передовых эскадрилий для этих целей, самолет часто при необходимости использовался в бою. Обычно истребители Wirraway эксплуатировались на театрах военных действий, таких как Новая Гвинея, для выполнения задач по наземным атакам и других задач сотрудничества с Армией в течение продолжительных периодов времени, пока более совершенные самолеты не стали доступны в достаточном количестве. 12 декабря 1942 года Wirraway сбил единственный вражеский самолет, который в то время считался Mitsubishi A6M Zero, но позже был определен как Nakajima Ki-43 Hayabusa - пилотируемый пилотом Джоном С. «Джеком» Арчером.

После окончания конфликта Wirraway более десяти лет использовался в качестве инструктора RAAF, недавно сформированного RAN Fleet Air Arm и эскадрилий Гражданин Эйр Форс. В 1957 году последний из Wirraways РАН был отправлен в отставку, его заменили более новые с реактивным двигателем de Havilland Vampire ; когда CAC Winjeel поступил в эскадрилью, RAAF постепенно свернули свой оставшийся флот Wirraways в конце 1950-х. Официально последний военный полет этого типа был выполнен 27 апреля 1959 года. Примечательно, что Wirraway также служил отправной точкой для разработки военного "аварийного истребителя ", который также был разработан и изготовлен CAC, известный как Boomerang.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Выбор
    • 1.3 Производство
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 Военная служба
    • 3.2 Послевоенная и государственная служба
  • 4 Варианты
  • 5 Эксплуатанты
  • 6 Уцелевшие самолеты
  • 7 Технические характеристики (CAC Wirraway)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Развитие

История вопроса

В середине 1930-х годов некоторые политические лидеры отметили, что и Империя Япония и нацистская Германия, похоже, делали успехи в направлении серьезной готовности к войне, что в свою очередь привело к тому, что несколько других стран начали свои собственные приготовления в ответ. Однако в случае с Австралией в стране не было отечественной авиастроительной промышленности, частично из-за исторического предпочтения закупок самолетов как гражданского, так и военного назначения за границу у производителей, базирующихся в Соединенном Королевстве, что происходило через прочные политические и культурные связи между двумя народами. Примерно в то же время правительство Австралии решило приступить к развитию и расширению RAAF в боевую силу, способную защитить нацию от внешних агрессоров, в соответствии с рекомендациями, сделанными официальной оценкой, составленной Сэр Джон Салмонд в 1928 году. Предположительно, на переезд в Австралию сильно повлияло принятое в мае 1935 года британское решение о значительном увеличении силы фронта Королевских ВВС (RAF

Однако было признано, что, хотя Великобритания традиционно была основным поставщиком самолетов для Австралии, составляя около 50% всех действующих самолетов в какой-то момент, британская промышленность уже испытывала трудности, связанные с требования для RAF, не говоря уже об удовлетворении крупных заказов из других стран. По совпадению, такие деятели, как промышленник Эссингтон Льюис проявили интерес к развитию отечественной авиационной промышленности в Австралии. Эти факторы были объединены на специальной конференции, проведенной австралийским правительством, на которой были сформулированы первые планы фабрик, управляемых синдикатом, по производству самолетов и авиадвигателей. Соответственно, в начале 1936 года трое офицеров Королевских ВВС Австралии (RAAF) во главе с командиром звена Лоуренсом Уакеттом были отправлены с оценочной миссией за границу для проверки производство самолетов в Европе, Великобритании и США, а также для поддержки выбора конструкции самолета для местного производства в Австралии.

В свете промышленных условий производство передовых высокопроизводительных двигателей истребители, такие как Supermarine Spitfire, рассматривались как слишком амбициозные и потенциально опасные для всего предприятия. Позиция правительства сосредоточена на создании промышленной базы, способной производить самолеты; Таким образом, было решено, что первый самолет, который будет производиться внутри страны, должен быть надежным и хорошо зарекомендовавшим себя самолетом общего назначения, а для достижения долгосрочной цели по производству на месте высокопроизводительных истребителей потребуется около пяти лет. Вопрос о том, какие именно самолеты следует изготавливать, был более сложным, так как было быстро признано, что в составе RAAF не было самолетов, которые были бы привлекательными для продолжения местного производства.

17 октября 1936 г. при поддержке правительства Австралии три компании объединились, чтобы сформировать совместное предприятие, зарегистрированное как Commonwealth Aircraft Corporation (CAC), первоначальная цель которого заключалась в оценке жизнеспособности разработки самодостаточного самолета промышленность в стране. Вначале CAC приступила к планированию создания как двигателей, так и предприятий по производству самолетов и испытаний в Fishermans Bend, Melbourne, Victoria, закупая инструменты и оборудование у производители как в Великобритании, так и в США. Вновь созданная компания быстро решила, что сначала будет заниматься разработкой и производством одномоторного учебно-тренировочного самолета, который, вероятно, будет лицензированной версией существующего самолета. Было проведено расследование различных самолетов европейского и американского производства для оценки пригодности проектов кандидатов.

Выбор

Самолетом, выбранным CAC, был North American Aviation (NAA) NA-16, по рекомендации Лоуренса Вакетта. Выбор был вызван относительно низким уровнем сложности изготовления как планера, так и его Pratt Whitney R-1340 Wasp радиального двигателя. Приложение для NA-16 часто рассматривалось как подходящее для роли учебно-тренировочного самолета, но оно также могло сыграть некоторую роль в качестве истребителя-бомбардировщика, хотя были сомнения, высказанные высокопоставленными лицами по поводу его боевой пригодности. Выбор был неоднозначным, поскольку некоторые в правительстве Австралии высказывались за то, чтобы производство и развитие самолетов оставалось в рамках Содружества Наций. В 1938 году сэр Эдвард Эллингтон осмотрел Wirraway, который тогда находился в разработке, в 1938 году, что привело к тому, что он выразил свое мнение о том, что этот тип должен служить только временно в боевых ролях и что выбор следует отложить до ждем испытаний подходящего британского самолета для этой миссии.

Тем не менее, предложение о производстве модифицированного варианта NA-16, известного как Wirraway, получило официальное одобрение. В течение 1937 г. CAC была проинформирована о необходимости подготовки к производству первой партии из 40 самолетов, если тип окажется удовлетворительным. В конце июня 1938 года правительство Австралии объявило, что разместило заказ на 40 самолетов Wirraway; в то время он заявил, что указанная цена была конкурентоспособной по сравнению с импортными самолетами. Отчет Эллингтона о пригодности самолета вызывал горячие споры, особенно Австралийским советом по авиации, который был подвергнут значительной критике со стороны Эллингтона; Совет защищал Wirraway как лучший из имеющихся самолетов в своем классе.

В 1937 году лицензии на производство этого типа были получены от North American Aviation вместе с сопутствующими договоренностями по производству внутри страны. Двигатель Wirraway Wasp от Pratt Whitney. Кроме того, пара NA-16 была закуплена непосредственно в Северной Америке в качестве прототипов. Первым из этих двух самолетов была стационарная ходовая часть НА-16-1А (аналогичная по конструкции БТ-9 ); вторая - убирающаяся ходовая часть НА-16-2К (аналогична ВС-1 ). Эти два самолета также были известны по своим учетным кодам проекта NAA (NA-32 для NA-16-1A и NA-33 для NA-16-2K), что иногда приводило к путанице; эти учетные коды (или коды «начислений») использовались NAA внутри компании для отслеживания своих проектов и не были фактическими номерами моделей самолетов. В августе 1937 года NA-16-1A прибыл в Австралию и после повторной сборки совершил первый полет в Laverton 3 сентября того же года, ровно за два года до объявления войны Нацистская Германия Соединенным Королевством и Францией. В сентябре 1937 года NA-16-2K прибыл в Австралию и вскоре после этого совершил полет. Этим самолетам были присвоены серийные номера RAAF A20-1 и A20-2 в системе нумерации этой организации.

Производство

Самолет Wirraway, строившийся на заводе CAC в 1940 году

Модель NA-16-2K был тип, выбранный для первоначального производства. В конструкции было внесено несколько деталей и структурных изменений, таких как возможность установки пары орудий прямой наводки вместо одиночной пушки NA-16, а также усиление хвостовой части и крыльев для облегчения бомбометания с пикирования операций. Другие модификации включали установку одиночного орудия на шарнирном креплении в задней части кабины, а также установку камер и радиостанций. 27 марта 1939 года первый CA-1 Wirraway, серийный A20-3 RAAF, выполнил свой первый полет. Впоследствии этот самолет был оставлен CAC для оценки и испытаний в течение нескольких месяцев; 10 июля 1939 года первая пара Wirraway, поставленная RAAF, серийные A20-4 и A20-5, была получена службой.

К началу Второй мировой войны RAAF получил в общей сложности шесть Wirraway. С самого начала стало ясно, что темпы производства самолетов CAC превышают возможности Австралии по производству двигателей Wasp для этого типа. В 1940 году, наблюдая за избытком австралийских мощностей, Великобритания сделала предложение закупить любые планеры Wirraway, которые могли быть произведены, которые еще не были выделены для выполнения заказов RAAF, намереваясь установить для них двигатели Wasp американского производства. Это привело к размещению первоначального британского заказа на 245 самолетов, последний из которых должен был быть доставлен до конца 1942 года. В октябре 1940 года этот заказ был расширен до 500 самолетов, 300 из которых должны были быть поставлены в 1943 году. В то время как эти заказы в конечном итоге не были выполнены из-за реализации обширного соглашения по ленд-лизу под руководством Америки, британское правительство действительно профинансировало закупку самолетов для использования в Австралии в рамках Имперской программы обучения воздухоплаванию.

Сорок CA-1 Wirraway были построены до того, как улучшенный вариант CA-3 был запущен в производство. Несмотря на то, что в конструкцию были внесены изменения в деталях, изменение обозначения было больше связано со следующей партией Wirraways, построенной по другому государственному контракту, чем с какой-либо реальной разницей между двумя подтипами. В феврале 1942 года военный кабинет Австралии выдал разрешение на производство 105 перехватчиков Wirraway в качестве «перестрахования от невозможности получить истребители из-за границы». Примерно в это же время Военный кабинет также решил отклонить заказ на 245 Wirraways, полученный из Великобритании. В июле 1940 года, когда Соединенное Королевство было единственной европейской страной, сражавшейся против Германии в войне, правительство Австралии опубликовало заявление, в котором сообщалось, что «с этой даты Австралия не может рассчитывать на Англию в дальнейших поставках каких-либо авиационных материалов или оборудования.

Все модели CA-5, CA-7, CA-8 и CA-9 в целом были похожи на CA-3; только вариант CA-16 отличался существенными конструктивными изменениями; среди прочего Было сделано несколько модификаций крыла, позволяющих перевозить более тяжелую бомбовую нагрузку, а также добавлены тормоза пикирования для бомбометания с пикирования. Комплекты крыльев «пикирующего бомбардировщика» (как установлено на СА) -16) были построены под обозначением CA-10A (модель CA-10 была предложенным вариантом пикирующего бомбардировщика, который так и не был построен) и переоборудованы в CA-3, -5, -7 и -9; 113 Wirraway были переоборудованы.. Семнадцать Wirraway были модифицированы после войны и доставлены в Королевский флот Австралии (RAN), модификации не были внесены. Выпускается под обозначением САС СА-20. Эти 17 самолетов включали СА-1, СА-5 и номера всех последующих вариантов; они эксплуатировались под их оригинальными серийными номерами RAAF. Производство этого типа продолжалось даже после окончания Второй мировой войны. В июле 1946 года CA-16 A20-757, последний самолет, который был построен из 755 Wirraways, был передан RAAF.

Дизайн

CAC Wirraway был учебным и военным самолетом общего назначения. Фюзеляж состоял из сварного каркаса из хромистой стали , который состоял из четырех отдельно изготовленных секций, скрепленных болтами во время окончательной сборки. Борта фюзеляжа имели тканевое покрытие, поддерживаемое шпангоутами из алюминиевого сплава , в то время как нижняя часть и настил имеют металлические покрытия. Крылья с одинарным лонжероном , которые были построены из пяти отдельных секций, состояли из разнесенных нервюр и напряженной обшивки. Рули имели металлический каркас с тканевым покрытием; Расположение раздельных закрылков ранних моделей Wirraways было дополнено на более поздних самолетах за счет добавления тормозов пикирования. На хвостовом оперении и киле использовалась цельнометаллическая напряженная обшивка; обе стороны хвостового оперения были взаимозаменяемыми.

Wirraway был оснащен одним 600-сильным радиальным двигателем Pratt Whitney R-1340 Wasp , лицензированным CAC. двигатель приводил в действие трехлопастный винт с изменяемым шагом, разработанный de Havilland Propellers. Топливо хранилось в паре резервуаров емкостью 45 галлонов. Экипаж из двух человек сидел в тандемной кабине , укомплектованной полностью закрытым раздвижным куполом ; Обе позиции были оборудованы средствами управления полетом. Кроме того, в задней кабине имелось поворотное складывающееся сиденье для наводчика / бомбардировщика, а также положение для бомбометания лежа в полу самолета. Wirraway мог нести легкое вооружение из одной 500-фунтовой бомбы или пары 250-фунтовых бомб под крыльями; легкие бомбы или осветительные ракеты также могли быть размещены под центральной частью. Кроме того, были установлены пара передовых пулеметов Vickers Mk.V и один поворотный пулемет, расположенный в задней части кабины.

История эксплуатации

Служба военного времени

В июне 1939 года, в свете ухудшающейся ситуации в Европе и возрастающей вероятности крупного конфликта, начальник штаба авиации рекомендовал расширить RAAF до 32 эскадрилий. ; Из них немедленно были начаты приготовления 9 эскадрилий общего назначения, которые должны были быть оснащены Wirraway. 25 августа 1939 года, через месяц после того, как произошли первые поставки Wirraway, было объявлено официальное чрезвычайное положение; 3 сентября 1939 года, когда Вторая мировая война разразилась в Европе, Австралия решила мобилизовать всю свою военно-воздушную силу, направив все эскадрильи на короткий срок для боевых действий. Однако в течение первого года войны Wirraway все еще вводили в количестве во многих эскадрильях; эти усилия были отложены из-за временной нехватки доступных запасных частей.

Как и его американский «двоюродный брат», Т-6 (оба типа произошли от NA-16) годился для многих Военно-воздушные силы союзников во время Второй мировой войны, Wirraway служили одним из основных типов учебно-тренировочных самолетов RAAF с 1939 года. Помимо учебно-тренировочных самолетов, они также использовались в боевых целях, в том числе в качестве аварийного истребителя. В начале войны на Тихом океане в декабре 1941 г. компания Wirraways оборудовала семь эскадрилий RAAF: №№ 4, 5, 12, 22, 23, 24 и 25. Группа из пяти Wirraways, базировавшаяся в Клуанг в Малайе в учебных целях, была вынуждена вступить в бой против японских наземных сил вторжения; на них обычно летали новозеландцы с австралийскими наблюдателями, и они имели определенные успехи.

Еще в 1941 году сообщения о возможностях японских истребителей подпитывали восприятие что Wirraway не сможет эффективно атаковать такие самолеты; тем не менее, этот тип был признан обладающим некоторыми достоинствами в бою, несмотря на то, что считался устаревшим. Тем не менее, тип часто применялся против наступающих японских войск. 6 января 1942 года Wirraways из 24-й эскадрильи попытались перехватить японские гидросамолеты, летевшие над Новой Британией ; только одному удалось поразить вражеский самолет, что стало первым воздушным боем между RAAF и японскими войсками. Две недели спустя восемь 24-й эскадрильи Wirraways защищали город Рабаул от более 100 атакующих японских бомбардировщиков и истребителей, в результате чего были уничтожены или серьезно повреждены все австралийские самолеты, кроме двух.

12 декабря 1942 г. летчик-офицер Дж. С. Арчер сбил японский истребитель (в то время считался A6M Zero, но после войны был обнаружен Ki-43 ) после того, как он заметил его на глубине около 1000 футов (около 300 метров) ниже себя и нырнул на него, открыв огонь и отправив «Зеро» в море. Это был единственный случай, когда Wirraway сбил другой самолет (и на один больше, чем общее количество самолетов, сбитых его дочерним истребителем Boomerang ).

В ответ на запрос сэра Томаса Блейми о создании эскадрильи для сотрудничества с армией, управляющей относительно медленным самолетом, в Порт-Морсби была отправлена ​​4-я эскадрилья, оснащенная Wirraway. в начале ноября 1942 года. Действуя над Новой Гвинеей, этот тип выполнял воздушную разведку, фотографирование, артиллерийское обнаружение, связь, сбрасывание припасов, бомбометание с пикирования, наземные атаки и пропагандистские операции. В этом качестве Wirraway оказался вполне подходящим; однако из-за риска быть ошибочно идентифицированным как вражеский Зеро, ограничения по высоте часто вводились, чтобы предотвратить инциденты дружественного огня зенитчиков союзников. Известные своей универсальностью, истребители Wirraway некоторое время эксплуатировались над Новой Гвинеей, выполняя наземные атаки и выполняя другие задачи сотрудничества с Армией, пока другие самолеты RAAF, такие как Boomerang и американские Curtiss P-40, не были выпущены. доступны в количестве, достаточном для их замены.

К середине 1943 года почти все боевые действия Wirraway подошли к концу, их заменил более новый Boomerang, который сам был истребителем. -ориентированная производная Wirraway. У большинства передовых эскадрилий RAAF был по крайней мере один Wirraway, прикрепленный к эскадрилье, то есть самолет, используемый для выполнения поручений, таких как посещение штаб-квартиры или других баз. По крайней мере, один самолет (ранее A20-527) летал в составе рейса штаба 5-й воздушной армии с полной маркировкой ВВС США.

Послевоенная и государственная служба

Послевоенный Wirraway продолжил службу в RAAF в качестве тренера в Uranquinty и Point Cook и был взят в составе вновь сформированной Воздушной армии флота РАН в 1948 году. Виррэвэй также служил в эскадрильях Citizen Air Force (летный резерв RAAF, созданный в 1948 году) вместе с CAC Mustangs, частично оснащенные № 22 (город Сидней ), № 23 (город Брисбен ), № 24 (город Аделаида ) и № 25 (город Перт ) эскадрильи. Обязанности не ограничивались тренировочными полетами: патруль Wirraway, патрулирующий акул , разбился на пляже в Маручидоре 30 декабря 1950 года, убив троих детей и ранив 14 человек.

RAN отказалось от своих Wirraways в 1957 году, заменив их на de Havilland Vampires. После того, как CAC Winjeels начал поступать на вооружение, 4 декабря 1958 года RAAF приступили к поэтапному отказу от своих самолетов Wirraways, проведя прощальный рейс на Пойнт-Куке в ознаменование своего ухода с этой базы. Последний военный полет состоялся 27 апреля 1959 года, когда CA-16 A20-686 был доставлен в Токумвал для утилизации.

Уцелевший CA-16 Wirraway, действовавший как боевая птица

В 1954 году Super Spread Aviation, базирующаяся в аэропорту Мураббина, купила два CA-16 Wirraways и модифицировала их для выполнения воздушных приложений. Оба были почти новенькими, один налетал 9 часов, а другой 12 часов; Модификации включали установку бункера и опрыскивателя. Отражая многое из того, что требовалось от типа во время войны, два самолета оказались непригодными для выполнения этой задачи, и оба были сняты с учета 10 апреля 1956 года и позже списаны. Несмотря на то, что эти два самолета и сотни других были списаны, значительное количество Wirraways сохранилось сегодня в авиационных музеях Австралии, Папуа-Новой Гвинеи и Соединенных Штатов; и с 10 в Австралийском регистре гражданских самолетов в 2011 году; либо летают, либо восстанавливаются, чтобы летать как боевые птицы. Wirraway, использовавшийся в качестве боевой птицы, разбился во время авиашоу в Nowra в 1999 году, убив двух пассажиров.

Варианты
Последняя правка сделана 2021-05-13 09:58:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте