Гимн Кадмона - это короткое древнеанглийское стихотворение, приписываемое Кадмону, якобы неграмотному и немузыкальному пастуху, который, по словам нортумбрийского монаха Беде (ум. 731), был чудесным образом уполномочен петь в честь Бога-Создателя. Поэма - единственное известное сочинение Кадмона.
Поэма претендует на звание самой старой из сохранившихся английских поэм: если счет Беде верен, поэма была написана между 658 и 680 годами, на ранних этапах христианизации англосаксонской Англии ; даже на основе сохранившихся рукописей, стихотворение является самым ранним надежно датируемым образцом древнеанглийского стиха. Соответственно, это один из старейших сохранившихся образцов германского аллитеративного стиха, представляющий собой важную веху для изучения древнеанглийской литературы и раннего использования традиционной поэтической формы для христианских тем после обращения раннесредневековой Англии в христианство.
Поэма также является древнеанглийским стихотворением, засвидетельствованным в самом большом количестве рукописей - 21 - после «Песни смерти» Беды. Все это рукописи церковной истории английского народа Беде. Эти рукописи демонстрируют значительные вариации в форме текста, что делает их важным примером для переписчиков передачи древнеанглийских стихов.
Гимн Кадмона сохранился на древнеанглийском языке в 21 рукописи, первоначально как аннотации на полях к латинскому описанию стихотворения Беде. Некоторые из этих рукописей отражают нортумбрийский диалект Беде и (предположительно) Кодмона, а некоторые отражают перевод стихотворения на западносаксонский диалект. Будь то из-за изменения устной традиции или передачи писцов, текст в разных рукописях различается. Есть некоторые споры относительно лучшего перевода некоторых из этих вариантов.
Следующий староанглийский текст представляет собой нормализованное прочтение старейшей или второй по возрасту рукописи стихотворения Нортумбрия середины восьмого века Мур Беде (Кембридж, Университетская библиотека, MS Kk. 5. 16). В переводе отмечены ключевые моменты споров относительно значения и вариации в других рукописях.
Nū scylun hergan hefaenrīcaes Uard, metudæs maecti end his mōdgidanc, uerc Uuldurfadur, suē hē uundra gihwaes, ēci dryctin ōr āstelidæ hē rist scōp aelda barnum heben tilā scepen, Thā middungeard moncynnæs Uard, eci Dryctin, fter tīadæ fīrum foldu, Frēa allmectig. | Теперь [мы] должны чтить хранителя небес, мощь архитектора и его замысел, дело отца славы, поскольку он, вечный владыка, установил происхождение каждого чуда; Он первым создал для детей человеческих небо как кровлю, святой Творец. Затем хранитель человечества, вечный владыка, впоследствии назначил среднюю ограду, земли для людей, Господь всемогущий. |
Хотя разные древнеанглийские версии не сильно отличаются друг от друга, они достаточно различаются, чтобы исследователи смогли реконструировать пять существенно разных вариантов стихотворения, свидетелями которых стали разные группы из 21 рукописи. Следующий список содержит ссылки на критические редакции каждого из авторов Дэниела О'Доннелла:
Одним из примеров попытки литературного перевода Гимна Кодмона (в данном случае редакции eorðan) является перевод Харви Шапиро 2011 года:
Гимн Кодмона сохранился только в рукописях « Historia ecclesiasticagentis Anglorum» Беды, в которой стихотворение рассматривается как часть тщательно продуманной истории о чудесах. Хронология Беды предполагает, что эти события имели место при аббатстве Хильд Уитби (658–80 гг.) Или через десятилетие после ее смерти. Получил ли Беде эту историю непосредственно из устных источников или имел ли он доступ к письменному отчету, является предметом споров, но хотя мировая литература свидетельствует о многих историях о поэтическом вдохновении, которые напоминают историю Беды, ни один из них не является достаточно похожим, чтобы быть вероятным источником.
Согласно Беде, Кодмон был неграмотным пастухом, работавшим в монастыре Уитби, который чудесным образом прочитал христианскую хвалебную песню в древнеанглийских стихах. По сюжету Кадмон посещает пир; когда гуляки передают арфу, чтобы все спели песню, он покидает зал, потому что он не может написать песню и ему стыдно. Он засыпает, и во сне ему является мужчина и просит его спеть песню. Cdmon отвечает, что он не может петь, но человек говорит ему: «Спой мне начало всего». После этого Cdmon может петь стихи и слова, о которых он раньше не слышал. Проснувшись, Кодмон сообщил о своем опыте сначала стюарду, затем Хильде, аббатисе Уитби. Она предлагает ученым оценить дар Кодмона, и ему поручено превратить божественное учение в песню. Хильд настолько впечатлен поэтическим даром Кодмона, что призывает его стать монахом. Он изучает историю христианской церкви и создает больше стихов, таких как история Бытия и многие другие библейские истории. Это впечатляет его учителей. Беда говорит, что Кадмон, сочиняя стихи, хотел обратить человека от любви к греху к любви к добрым делам. Говорят, что Кадмон мирно умер во сне после того, как попросил Евхаристию и убедился, что он находится в мире со своими собратьями.
Следующий латинский текст представляет собой прозаический пересказ стихотворения Кодмона, который Беда представляет в своей Historia ecclesiasticagentis Anglorum ; Беда не привел текст на староанглийском:
"Nunc laudare debemus auctorem regni caelestis, Potentiam Creatoris, et consilium illius facta Patris gloriae: quomodo ille, cum sit aeternus Deus, omnium miraculorum auctor exstitit; qui primo filiis hominum caelum Customers pro culmine tecti dehinc". Hic est sensus, non autem orde ipse uerborum, quae dormiens ille canebat; neque enim posunt carmina, quamuis optime conposita, ex alia in aliam linguam ad uerbum sine detrimento sui decoris ac dignitatis transferri.
«Теперь мы должны восхвалять Создателя небесного царства, силу Творца и его совет, деяния Отца славы и то, как Он, будучи вечным Богом, был Создателем всех чудес и первым сотворил небеса. в качестве крыши для детей человеческих, а затем всемогущий Хранитель человеческого рода создал Землю ». Это смысл, а не порядок слов, которые он пел во сне. Ибо невозможно перевести стих, каким бы хорошо он ни был, буквально с одного языка на другой без потери красоты и достоинства.
Многие ученые более или менее приняли историю Беды, предполагая, что Кодмон существовал и действительно сочинил Гимн Кодмона. Они делают вывод, что стихотворение Кодмона тогда было распространено в устной традиции, что Беде знал его как устное стихотворение и что его латинский пересказ стихотворения был близким передатчиком этого текста. Затем они делают вывод, что другие члены сообщества Беды также знали это устно переданное древнеанглийское стихотворение наизусть, и что текст, добавленный на поля рукописей его Historia ecclesiastica вскоре после его смерти, по сути, является той же поэмой, которую написал Кодмон и которую знал Беда.
Однако также возможно, что, хотя древнеанглийское стихотворение действительно было в устной традиции до Беды, история его сочинения является вымыслом.
Между тем, содержание латинского парафраза Беды несколько отличается от всех сохранившихся древнеанглийских текстов. Ученые обсуждали, почему это могло быть. Большинство ученых думают, что Беда переводил с (вероятно, устной) версии древнеанглийского стихотворения как одну из сохранившихся версий, но делал это нечетко. Самая ранняя староанглийская версия Гимна могла быть наиболее похожей на текст Беды, и в этом случае другие староанглийские версии расходились с ней в устной или переписной передаче. С другой стороны, самая ранняя версия могла быть наименее похожей на текст Беды, а древнеанглийские версии, более похожие на текст Беды, могли быть адаптированы писцами, чтобы сделать их более похожими на латынь Беды.
Некоторые даже утверждали, что древнеанглийский текст вообще не предшествует латыни Беды, а возник как (несколько вольный) стихотворный перевод латинского текста Беды.
Все копии Гимна Кадмона находятся в рукописях Латинской Historia ecclesiasticagentis Anglorum Беды или в староанглийском переводе этого текста; Известно, что существует двадцать одна рукопись древнеанглийской поэмы, датируемая восьмым-шестнадцатым веками.
Этот список основан на опросе Пола Кавилла. Гиперссылки на описания О'Доннелла каждой рукописи даются с отметок на полках, а также на его факсимиле и транскрипции с номеров фолио.
Сиглум | Марка полки | Источник | Версия Беды | Диалект гимна | Фолио | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
M | Kk. 5. 16, Кембридж, университетская библиотека ( Мур-Беде ) | 734 х 737 | латинский | Нортумбрийский | 128v | |
L | лат. Q. v. I. 18, Санкт-Петербург, Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина ( Санкт-Петербургский Беде ) | первая половина восьмого века | латинский | Нортумбрийский | 107р | |
Тр 1 | Р. 5. 22, Кембридж, Тринити-колледж | Четырнадцатого века | латинский | Западный Саксон | 32в | |
Bd | Бодли 163, Оксфорд, Бодлианская библиотека | Середина одиннадцатого века | латинский | Западный Саксон | 152в | Попытка корректора убрать стихотворение из текста сделала его практически неразборчивым. |
ЧАС | Хаттон 43, Оксфорд, Бодлианская библиотека | Середина одиннадцатого века | латинский | Западный Саксон | 129р | |
Ln | Лат. 31, Оксфорд, Линкольн-колледж | Середина двенадцатого века | латинский | Западный Саксон | 83р | |
Mg | Лат. 105, Оксфорд, Колледж Магдалины | Середина двенадцатого века | латинский | Западный Саксон | 99р | |
W | Я, Винчестер, Собор | Середина одиннадцатого века | латинский | Западный Саксон | 81р | |
Т 1 | Таннер 10, Оксфорд, Бодлианская библиотека (Таннер Беде) | Первая половина десятого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | 100р | |
C | Коттон Ото Б. xi, Лондон, Британская библиотека | С середины десятого до начала одиннадцатого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | Раздел, содержащий Гимн Кодмона, был уничтожен во время коттонианского пожара 1731 года. | |
N | Дополнительный 43703, Лондон, Британская библиотека | Шестнадцатый век | Древнеанглийский | Западный Саксон | стр. 25-25 | Транскрипция Отто Б. xi Лоуренсом Ноуэллом, предшествовавшая потере Гимна Кодмона. |
О | 279, Оксфорд, Колледж Корпус-Кристи | Начало одиннадцатого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | часть ii, ф. 112в | |
Ca | Kk. 3. 18, Кембридж, университетская библиотека | Вторая четверть XI века | Древнеанглийский | Западный Саксон | 72в | |
В 1 | 41, Кембридж, Колледж Корпус-Кристи | Первая четверть одиннадцатого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | п. 322 | |
Ld 1 | Laud Misc. 243, Оксфорд, Бодлианская библиотека | Первая четверть двенадцатого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | 82v | |
Час | P. 5.i, Херефорд, Соборная библиотека | Первая четверть двенадцатого века | Древнеанглийский | Западный Саксон | 116v | |
Ди | 547 [334], Дижон, Bibliothèque Publique | Двенадцатый век | латинский | Нортумбрийский | 59v | |
П 1 | Lat 5237, Париж, Национальная библиотека | c. 1430 | латинский | Нортумбрийский | 72в | |
Br | 8245-57, Брюссель, Королевская библиотека | 1489 | латинский | Нортумбрийский | 62р-в | |
LCA | M.6, Лондон, Оружейный колледж | Двенадцатый век | латинский | Западный Саксон | 86v | |
SM | HM. 35300, Сан-Марино, Калифорния, Библиотека Хантингтона | Середина пятнадцатого века | латинский | Западный Саксон | 82r | |
К | 134, Турне, Bibliothèque de la Ville | Двенадцатый век | латинский | Западный Саксон | 78v | Разрушен в 1940 году, но сохранился на факсимиле. |
В латинских копиях Гимн Кодмона появляется как глосс к латинскому переводу Беде древнеанглийского стихотворения. Несмотря на тесную связь с творчеством Беды, древнеанглийский гимн, по-видимому, не передавался регулярно вместе с Latin Historia ecclesiastica до относительно позднего периода ее текстовой истории: там, где древнеанглийский текст появляется в латинском рукописи, он часто добавлялся писец, кроме ответственного за основной текст. В трех рукописях (Оксфорд, Бодлианская библиотека, Laud Misc. 243; Оксфорд, Бодлианская библиотека, Хаттон 43; и Винчестер, Собор I) стихотворение было скопировано писцами, работавшими четверть века или более после того, как основной текст был впервые изложен. Даже когда стихотворение находится в той же руке, что и основной текст рукописи, мало свидетельств того, что оно было скопировано с того же экземпляра, что и Latin Historia: почти идентичные версии древнеанглийского стихотворения встречаются в рукописях, принадлежащих к разным редакциям. латинского текста; близкородственные экземпляры латинской Historia иногда содержат очень разные версии древнеанглийской поэмы.
Несмотря на название, это не гимн в узком смысле формальных и структурных критериев гимнов. Напротив, это отрывок из традиционной древнеанглийской аллитеративной поэзии, который, кажется, был составлен как устное произведение, которое нужно петь вслух; он характеризуется шаблонной дикцией, присущей многим другим древнеанглийским стихам, и рассматривается как пример применения устно-формульной теории к древнеанглийскому стиху.
Несмотря на хвалу Беде Гимну Кадмона в его Historia ecclesiastica, современные критики обычно не считают это стихотворение большим эстетическим успехом. Стихотворение, однако, метрически правильное; как и другие древнеанглийские стихи, девять строк Гимна разделены на половинки цезурой, причем первый слог с наибольшим ударением в первой половине аллитерирует с первым слогом с наиболее сильным ударением во втором. Хотя Беда представляет стихотворение как новаторское в обращении к христианской тематике, его язык и стиль соответствуют традиционному староанглийскому поэтическому стилю. Общепризнано, что текст можно разделить на два риторических раздела (хотя некоторые ученые считают, что его можно разделить на три) в зависимости от темы, синтаксиса и темпа, первая из которых - это строки с первой по четвертую, а вторая - с пятой по девятую.. По оценке Дэниела О'Доннелла, «стилистически Гимн Кодмона, вероятно, наиболее примечателен интенсивным использованием орнаментальных поэтических вариаций, особенно в последних пяти строках стихотворения».
Было много научных дебатов и предположений относительно того, существовали ли до-кадмонианские христианские композиторы, на которых могло повлиять на Кодмона влияние, но господствующее мнение, по-видимому, таково, что «достаточно ясно, что Кадмон придумал христианские поэтические формулы, которые мы найти в Гимне ». В творчестве Кодмона «была новизна, которую он утратил с течением времени», но многие утверждали, что его поэтические нововведения «дают ему право называться гением»; поскольку содержание гимна может показаться нам условным или «банальным», согласно Мэлоуну (1961), «нас сбивают с пути наши знания более поздней поэзии».