Византийские флаги и знаки различия

редактировать

На протяжении большей части своей истории Восточная Римская (Византийская) Империя не знала и не использовала геральдика в западноевропейском понимании перманентных мотивов, передаваемых по праву. Различные большие аристократические семьи действительно использовали определенные символы для обозначения себя; использование креста и икон Христа, Богородицы и различных святых также засвидетельствовано на печатях чиновников, но зачастую это были личные, а не семейные эмблемы. Аналогичным образом, различные эмблемы (греч. : σημεῖα, sēmeia; sing. σημεῖον, sēmeion) использовались в официальных случаях и в военных целях, такие как знамена или щиты с различными мотивами, такими как крест или лабарум. Несмотря на обилие догеральдических символов в византийском обществе с 10 века, только через контакт с крестоносцами в 12 веке (когда геральдика систематизировалась в Западной Европе), и особенно после Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.) И основание франкских княжеств на византийской земле с 1204 г. и далее стали геральдическими элементами Византии. Исконная византийская геральдика начала появляться на средних и нижних ступенях аристократических семей в XIV веке, что совпало с упадком имперской власти и фрагментацией политической власти при поздних палеологанских императорах. Однако он так и не получил широкого распространения или систематизации своих западных аналогов.

Содержание

  • 1 Императорский знак отличия
    • 1.1 Одноголовый орел
    • 1.2 Двуглавый орел
    • 1.3 Тетраграмматический крест
  • 2 Личные и семейные знаки отличия
  • 3 Военные флаги и знаки различия
  • 4 Церемониальные знаки отличия
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Имперские знаки отличия

Одноголовый орел

Флавий Анастасий (консул в 517 г.) в консульском облачении со скипетром с орлиной вершиной

Одноголовый римский имперский орел продолжение для использования в Византии, хотя и гораздо реже. Таким образом, «орелоносцы» (ὀρνιθόβορας), потомки аквилиферов римских легионов, до сих пор засвидетельствованы в военном руководстве VI века, известном как Стратегикон Мориса, хотя неизвестно, имели ли они какое-то сходство с знаменами легионера aquilae. Скипетры с головами орла были частой чертой консульских диптихов, и они появляются на монетах до правления Филиппика Бардана (r. 711–713). Однако он продолжал использоваться в барельефах в церквях и надгробных памятниках вплоть до 11 века. В последние века Империи он был нашитым на императорских одеждах и показан в иллюминированных рукописях как украшение подушек (суппедий), на которых стояли императоры.

Двуглавый орел

Герб Византийской империи - это двуглавый орел. Это не изобретение Византии, а традиционный анатолийский мотив, относящийся к хеттским временам, а сами византийцы использовали его только в последние века Империи. Дата его принятия византийцами горячо обсуждалась учеными.

В 1861 году греческий ученый писал, что он был принят Комнинами в 1048 году. Как бы то ни было, эта точка зрения получила широкое признание и распространение. Более тщательное изучение первоисточников Спиридоном Ламбросом показало, что, хотя в качестве декоративного мотива двуглавый орел начинает появляться в византийском искусстве в течение 10-11 веков, это не подтвержден надежно в связи с Императором до хризобулла из Андроника II Палеолога в 1301 году, где он изображен на надписях, украшенных устройством. Ламброс предположил, что он был заимствован из хеттских наскальных рисунков, в то время как А. Соловьев выступал за позднее принятие около 1288 года в качестве талисмана против первых османских успехов в Анатолии, как символический жест, подтверждающий византийское правление на европейских и азиатских территориях.

Было показано, что двуглавый орел происходит из среднеазиатских традиций и распространился на восточное Средиземноморье с турками-сельджуками. Так, в конце XII и на протяжении XIII века орел использовался в северной Сирии и Верхней Месопотамии : артукидские султаны Амиды использовали его в качестве своего знака, монеты династии Зенгидов носили его, и Саладин и сельджукский султан Кайкубад I аналогичным образом использовали его как декоративный мотив в своих постройках. Это использование резко сократилось после битвы при Кесе-Даг в 1243 году, так как многие сельджукские традиции доисламского происхождения были оставлены, включая изображение животных. этот мотив продолжает время от времени появляться в качестве архитектурного украшения в 14 веке и в некоторых чеканках Османской империи в 15 веке. Кроме того, двуглавый орел, возможно, использовался в Латинской Империи, основанной после Четвертого крестового похода : согласно Роберту Клари, первому латинскому Император, Болдуин Фландрии, на своей коронации носил плащ, расшитый орлами; его дочери использовали то же устройство на руках; а византийский историк Никита Хониат сообщает, что латинские императоры чеканили бронзовые монеты с двуглавым орлом на них.

Хранилось устройство Андроника II Палеолога в так называемом «Флаге Андроника Палеолога» в Ватопедском монастыре.

императоры Палеологи использовали двуглавого орла как символ старших членов императорской семьи. Он в основном использовался на одежде и других аксессуарах, что было зафиксировано в середине 14 века псевдо-Кодиносом в его Книге служебных обязанностей. Согласно Кодиносу, император носил особые сапоги (цангиа) с орлами, сделанными из жемчуга, на обеих голенях и на подъеме; деспоты носили похожие белые и пурпурные сапоги, а на седлах были вышитые жемчугом орлы, в то время как седельная ткань и их шатры были белыми, украшенными красными орлами. Точно так же себастократор носил синие сапоги с вышитыми золотой проволокой орлами на красном фоне, а его седельная ткань была синей с четырьмя красными вышитыми орлами. Единственный случай, когда двуглавый орел появляется на флаге, - это корабль, на котором император Иоанн VIII Палеолог находился на Флорентийском соборе, как упоминает Сфранцес и подтверждает его изображение в Двери Филарета дома Св. Базилика Петра. Согласно нескольким сохранившимся примерам, таким как предполагаемый «Флаг Андроника II Палеолога» в Ватопедском монастыре или фронтиспис Библии, принадлежащий Деметриосу Палеологу, византийскому двойнику -головый орел был золотым на красном фоне. Точно так же в западных гербах XV века золотой двуглавый орел на красном щите используется как герб «Империи Востока» или «Константинополя», или как эмблема членов царской семьи. Однако изображение орла на щите - это адаптация к западной геральдической практике; Византийцы никогда не использовали его таким образом для себя, хотя они использовали его в западном контексте, например в присуждении права на ношение императорского оружия флорентийскому гражданину Джакомо Паоло ди Мореллису в 1439 году.

В византийском мире орел также использовался полуавтономными деспотами Мореи, которые были младшими имперскими принцами, и гаттилуси из Лесбоса, которые были родственниками и вассалами Палаиологов. Двуглавый орел также использовался в отколовшейся Трапезундской империи, будучи засвидетельствованным императорской одеждой, но также и на флагах. Действительно, западные портоланы XIV – XV веков используют двуглавого орла (серебряный / золотой на красном / киноварь ) как символ Трапезунда, а не Константинополя. Одноголовые орлы также засвидетельствованы на монетах Трапезунтина, а источник 1421 года изображает флаг Трапезунтины желтым с красным одноглавым орлом. Видимо, как и в столичном византийском государстве, использование обоих мотивов, одноглавого и двуглавого, продолжалось бок о бок. Рельефы с двуглавым орлом также засвидетельствованы на стенах Трапезунда, один пример сохранился в церкви в Каламария, Салоники, что очень похоже на образцы сельджуков 13-го века. Современные ученые обычно считают, что двуглавый орел был усыновлен императорами Великих Комнинов Трапезунда после признания ими сюзеренитета и смешанных браков с династией Палеологов в 1280-х годах. Точно так же небольшое византийское княжество Феодоро в Крыму, правители которого заключили брачные союзы как с палеологами, так и с великими комнатенами, также использовали двуглавого орла в 15 веке.

Другие балканские государства также следовали византийской модели: в основном сербы, но также болгары и Албания при Георгии Кастриоти (более известный как Скандербег ), а после 1472 года орла переняли в Московии, а затем в России. В Западной Европе Священная Римская империя также приняла двуглавого орла в середине 13 века, при Фридрихе II Гогенштауфене, и использовала его рядом с одноглавым орлом. -головая версия.

Тетраграмматический крест

В Палеологанский период, знак правящей династии и ближайший к нему объект к византийскому «государственному флагу», по словам Соловьева, относился так называемый «тетраграмматический крест», золотой или серебряный крест с четырьмя буквами бета «B» (часто интерпретируемый как огнестали ) того же цвета, по одному в каждом углу.

Как знак, крест уже часто использовался в Византии с поздней античности. С VI века кресты с разделенными на четыре буквы известны, особенно из чеканки монет, образующих акронимы различных заклинаний, например четвертные буквы «X» для Σταυρὲ Χριστοῦ χάριν χριστιανούς χάριζε Staurè Christou chárin christianoús chárize («Крест Христа дарует благодать христианам») или буквы σποτη σποντ σποντ "Крест Твой на помощь Владыке Роману "). Изображения флагов с крестами, разделенными на четыре части золотыми дисками, сохранились с 10 века, а изображение флага, почти идентичного палеологовскому образцу, известно с начала 13 века.

Тетраграмматический крест встречается с большой частотой в XIV и XV века: он появляется на византийских монетах во время совместного правления Андроника II Палеолога и его сына Михаила IX Палеолога, на нескольких западных портоланах для обозначения Константинополя и других византийских городов, выше одно из окон Дворца Порфирогенитов, которое псевдо-Кодинос описывает как «обычное императорское знамя» (basilikon phlamoulon). На монетах буквы "B" часто сопровождались кругами или звездами вплоть до конца Империи, в то время как западные источники иногда изображают византийский флаг в виде простого золотого креста на красном фоне без "B". Этот символ также был принят византийскими вассалами, такими как Гаттилуси, правившие Лесбосом после 1355 года, или латинские лорды Родоса и Фульк-де-Вилларэ. Он был помещен на стенах Галаты, очевидно, как знак сюзеренитета византийского императора - в основном теоретического - над генуэзской колонией. Наряду с двуглавым орлом, тетраграмматический крест был также принят как часть своего фамильного герба кадетской линией династии Палеологов, правившей в Монферрате. Он также был принят в Сербии с небольшими изменениями.

Интерпретация символики эмблемы зависит от идентификации четырех устройств либо букв, либо огненных сталей, что является спорным вопросом даже в современных источниках. непоследовательны, и это привело к многочисленным научным спорам со времен ученых 17 века Дю Канжа и Маркуса Вульсона де ла Коломбьера. Таким образом, французский источник конца 15-го века явно называет их буквами, но севильский путешественник середины 14-го века и псевдокодинос называют их огнесталью (πυρέκβολα, pyrekvola, по-гречески). Тем не менее, как указывает Филип Грирсон, использование букв греками в качестве символов было давно устоявшейся практикой, и их идентификация Кодиносом как огненная сталь, вероятно, отражает западное влияние. Две традиционные чтения четырех «B» s, Βασιλεὺς βασιλέων βασιλεύων βασιλεύουσιν Basileus basiléon basileúon basileúousin и Βασιλεὺς βασιλέων βασιλευόντων βασιλεύει Basileus basiléon basileuónton basileúei (оба значения «Царь царей господствующих над царями / правителями») были продемонстрированы греческим археологом и нумизмат Иоаннис Своронос в более поздних интерпретациях Маркуса Вульсона де ла Коломбьера. Сам Своронос предложил три альтернативных прочтения, включив в девиз символ креста: Σταυρὲ βασιλέως βασιλέων βασιλεῖ βοήθει («Крест Короля царей в помощь императору»), basλθευρ βασιλω Король королей помогает правящему городу [Константинополю] "), и Σταυρὲ βασιλέως βασιλέων βασιλεύων βασίλευε Staurè basileùs basiléon basileúon basíleue (« Крест Короля царей, правивший во время правления Грека »). читая, и предположил, что они представляют собой повторение девиза Σταυρέ, βοήθει Staurè, boéthei («Крест, придите нам на помощь»).

Личные и семейные знаки отличия

Типичная византийская печать Феодоры Палеологины, жены Давида VI из Грузии. Дева Мария стоит на аверсе, а изображение Феодоры с ее титулами на реверсе. Рельеф в Замке Митилини, показывающий фамильный шифр Палеологов (слева), византийский двуглавый орел (в центре) с гербом Гаттилуси на груди и орел семьи Дориа (справа)

В отличие от западных феодалы, византийские аристократические семьи, насколько известно, не использовали определенные символы для обозначения себя и своих последователей. Только с XII века, когда Империя вошла в более тесный контакт с западными людьми из-за крестовых походов, геральдика начала использоваться среди византийцев. Однако даже тогда тематология в значительной степени была основана на символах, использовавшихся в более ранние века, и ее использование было ограничено основными семьями Империи. Гораздо более распространенным, как в печатях, так и в украшениях, было использование шифров или монограмм (Sing. Συμπίλημα, sympilēma) с буквами личного или фамильного имени владельца, расположенными вокруг креста.

Герб Андроника II Палеолога, расположенный в ныне разрушенных морских стенах Константинополя, зарисованный Мэри Аделаидой Уокер в 19 веке.

Другой очень западный дизайн можно найти на одной из ныне разрушенных башен на берегу моря стены Константинополя, которые были восстановлены Андроником II Палеологом (годы правления 1282–1328), и на них была изображена эмблема императора - коронованный лев, несущийся с мечом.

Частое использование символа звезды и полумесяца, который появляется на монетах, военных знаках отличия и, возможно, когда-то в качестве муниципальной эмблемы имперского города, похоже, связано с культ Гекаты Лампадефора («светоносца») в Византии эллинистической эпохи. В 330 году нашей эры Константин Великий использовал этот символ при повторном посвящении Константинополя Деве Марии.

. Известно, что Анна Нотарас, дочь последнего мегаду Византийской империи Лукас Нотарас после падения Константинополя и своей эмиграции в Италию сделал печать со своим гербом, на котором изображены два льва, обращенных друг к другу, каждый держит меч на правой лапе и полумесяц на левой. Однако, скорее всего, это дизайн, созданный после ее эмиграции в Италию. С другой стороны, приспособление византийских форм к западному использованию можно увидеть с помощью печати Андреаса Палеолога, которая включает в себя императорского двуглавого орла на гербе, что никогда не происходит. используется в Византии.

Военные флаги и знаки отличия

Монета Константина (ок. 337), изображающая его лабарум, пронзающий змею.

Позднеримская армия в конце III в. века продолжали использовать знаки отличия, обычные для римских легионов : орлиный наконечник aquila, квадрат vexillum и имаго (бюст императора на полюс). Кроме того, использование драко, заимствованного у даков, было широко распространено среди кавалерии и вспомогательных частей. Однако немногие из них, похоже, выжили после 4 века. Аквила вышла из употребления с распадом старых легионов, имаго было заброшено с принятием христианства, и только вексиллум и драко до сих пор иногда засвидетельствованы в V веке и позже. 278>Константин Великий (годы правления 306–337) вставил эмблему Chi-Rho в римские военные стандарты, в результате чего появился так называемый labarum. В иконографических свидетельствах это обычно принимает форму Чи-Ро, вышитого на поле вексиллума, но литературные данные предполагают также его использование в качестве символа во главе посоха. Лабарум, хотя и был обычным явлением в IV и V веках, полностью исчезает в VI веке и появляется снова гораздо позже в измененной форме как часть императорских регалий.

Сцена битвы XIII века Мадридские скилицы. В световых хрониках часто изображаются флаги, соответствующие общему типу бандона, разного цвета и рисунков, но их точность сомнительна.

В конце VI века Stratēgikon, приписываемом императору Морису, появляются два вида военных флагов: треугольный вымпел или фламулон (φλάμουλον, от латинского : flammula, «маленькое пламя») и больший бандон (βάνδον, от латинского и, в конечном счете, германский bandum). Вымпелы использовались в декоративных целях на копьях, но Stratēgikon рекомендует снимать их перед битвой. Согласно литературным свидетельствам, они были одно- или двуххвостыми, а более поздние рукописные иллюстрации свидетельствуют о треххвостой фламуле. Бандон был основным византийским боевым знаменем с VI века и даже дал свое название основной части византийской армии (бандон или tagma ). Его происхождение и эволюция неизвестны. Возможно, он возник в результате модификаций дракона или вексиллума, но в своей окончательной форме он появляется в Stratēgikon, состоящем из квадратного или прямоугольного поля с прикрепленными лентами.

Согласно Stratēgikon, цвета стандарт отражал иерархическую подчиненность подразделения: банда полков одной бригады (мойра, дроунго ) имела поле того же цвета, отличавшееся характерным устройством, а полки одного и того же подразделения (мерос или турма ) армии имели одинаковый цвет на ленточках. У каждой мойры и мероса был свой собственный флаг, а также у командующего армией (stratēgos ). Они были по той же схеме, но большего размера и, возможно, с большим количеством лент (Stratēgikon изображает флаги с двумя-восемью лентами). Морис также рекомендует, чтобы флаг центрального мероса, возглавляемого заместителем командира (hypostratēgos ), был более заметным, чем флаг других меро, и чтобы флаг командующего генерала (или императора, если бы он присутствовал) должно быть самым заметным из всех. Кроме того, Stratēgikon предписывает отдельный стандарт для багажного поезда (тульдона) каждой мойры. Стандарты использовались не только для различения частей, но также как точки сбора и передачи сигналов другим формированиям. В византийском флоте также у каждого корабля был свой штандарт. Как и их наземные аналоги, они также использовались для передачи сигналов. В X веке крест стал более заметным символом и часто использовался как навершие вместо наконечника копья. При Никифор II Фокас (годы правления 963–969) большие золотые кресты и драгоценности использовались в качестве знамен, возможно, несли на шесте или иным образом изображались на флагах. Кроме того, использование частей Истинного Креста часто упоминается на военных парадах.

В поздневизантийский период псевдокодинос записывает использование палаиологанского «тетраграмматического креста» ( см. выше) на имперском флаге (греч. : βασιλικόν φλάμουλον, basilikon phlamoulon) на борту византийских военно-морских судов, а командующий флотом, megas doux, имел изображение императора верхом.

Церемониальный знак

Церемониальный миниатюрный лабарум, который, судя по всему, носил торжествующий император в 10 веке Гюнтертух

С VI века до конца империи Византийцы также использовали ряд других знаков различия. В основном они записаны в церемониальных процессиях, особенно в 10 веке De Ceremoniis, но, возможно, их также несли в битве. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях Константинополя. Среди них были имперские фламулы из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» (σκῆπτρα, skēptra), которые обычно представляли собой символические предметы на посохе. Некоторые из них, так называемые «римские скипетры» (ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα, rhōmaïka skēptra), напоминали старую вексиллу с развешанной тканью (βῆλον, vēlon, от латинского velum ). Следующие знаки этого типа включали эвтихию или птихию (εὐτυχία или πτυχία), которая, вероятно, несла какое-то изображение Победы.

. Еще одна группа, известная под общим названием «скеуэ» (σκεύη), упоминается в De Ceremoniis, в основном древней военные стандарты передавались на протяжении веков. Они были laboura (λάβουρα), вероятно, формой labarum; kampēdiktouria (καμπηδικτούρια), потомки жезлов поздних римских мастеров строевой подготовки; знак (σίγνα, «знаки отличия»); драконтия (δρακόντια) и банда. Драконтии, несомненно, являются потомками древнеримских драконов, и термин драконарий, обозначающий знаменосца, сохранился до 10 века. Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. Согласно описанию Никеты Хониата, они все еще включали ветроуказатель, который был отличительной чертой дракона, но это может быть преднамеренной архаикой. Во всяком случае, использование дракона в качестве изображения хорошо засвидетельствовано в XIV веке.

Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в имперских процессиях: один по имени archistratēgos ( ἀρχιστράτηγος, «обер-генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми стримеров, известных как октаподионы (ὀκταπόδιον, «осьминог»); другой в виде креста с изображениями Св. Деметрий, св. Прокопий, св. Теодор Тиро и св. Теодор Стрателат ; другой с изображением Св. Георгий верхом; другой в форме дракона (δρακόνειον, драконейон); и еще один с императором на коне. Пара каждого существовала, и их несли процессиями, а во время кампании брали с собой одну или две копии, в зависимости от размера императорского эскорта. Им всегда предшествовали skouterios с дибеллионом (διβέλλιον), личным флагом императора, а также императорским щитом (skouterion), а за ними следовали знамена Деспоты и другие полководцы со знаменами dēmarchoi (глав константинопольских кварталов) в тылу. Природа дибеллиона обсуждалась, но его название - скорее всего, смешанное греко-латинское соединение, означающее «двойной велум» - очевидно, описывает раздвоенный вымпел, очевидно западноевропейского происхождения.

См. также

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 07:39:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте