Византийская лира

редактировать
Струнный инструмент

Византийская лира
Visantine Lyra Museo Nazionale.jpg Самое раннее известное изображение лиры в византийской шкатулке из слоновой кости (900–1100 гг. Н.э.). (Museo Nazionale, Флоренция)
Струнный инструмент
Другие названияВизантийская лира, лира, лура, ром Кеменче, средневековая скрипка, грушевидный ребек
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321 –71. (Лютня с шейкой звучит смычком)
Разработана9 век нашей эры
Родственные инструменты

византийская лира или лира (греч. : λύρα) ​​был средневековым смычковым струнным музыкальным инструментом в византийском (восточно-римском а) Империя. В своей популярной форме лира представляла собой грушевидный инструмент с тремя-пятью струнами, который держали в вертикальном положении и на котором играли, останавливая струны сбоку ногтями. Первое известное изображение инструмента находится на византийской шкатулке из слоновой кости (900–1100 гг. Н. Э.), Хранящейся в Барджелло в Флоренции (Museo Nazionale, Florence, Coll. Carrand, No. 26). Версии византийской лиры до сих пор играют на бывших землях Византийской империи: Греция (Politiki lyra, букв. «Лира города», т.е. Константинополь ), Крит (критская лира ), Албания, Черногория, Сербия, Болгария, Север Македония, Хорватия (далматин Лиерика ), Италия (калабрийская лира ) и Армения.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Терминология
  • 3 Характеристики
  • 4 Используется сегодня
  • 5 Галерея
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
История

Наиболее вероятное происхождение - грушевидный пандура, однако с введением лука. Первое зарегистрированное упоминание о наклонной лире было в 9 веке персидским географом Ибн Хуррададхбихом (ум. 911); в своем лексикографическом обсуждении инструментов он назвал лиру (луру) типичным инструментом византийцев наряду с ургун (органом), шиляни (вероятно, разновидностью арфы или лиры ) и саландж (вероятно, волынка ). Наряду с арабским рабабом, лира многими считается прародительницей европейских смычковых инструментов.

Лира широко распространилась по византийским торговым путям, который соединял три континента; в XI и XII веках европейские писатели использовали термины скрипка и лира как синонимы смычковых инструментов. Тем временем рабаб, смычковый струнный инструмент арабского мира, был представлен в Западной Европе, возможно, через Пиренейский полуостров, и оба инструмента широко распространились по Европе, породив различные европейские смычковые инструменты, такие как средневековый ребек, скандинавский и исландский талхарпа. Ярким примером является итальянская lira da braccio, струнный струнный инструмент 15-го века, который многие считают предшественником современной скрипки.

Терминология

С органологической точки зрения византийская лира на самом деле является инструментом, принадлежащим к семейству смычковых лютней; однако обозначение лира (греч.: λύρα ~ lūrā, английский: лира) представляет собой терминологическое пережиток, относящийся к исполнительскому методу древнегреческого инструмента. Использование термина «лира» для смычкового инструмента было впервые зарегистрировано в IX веке, вероятно, как применение термина лира из струнного музыкального инструмента классической древности на новый струнный смычковый инструмент. Византийскую лиру иногда неофициально называют средневековой скрипкой, или грушевидным ребеком, или кеманче - термины, которые сегодня можно использовать для обозначения общей категории аналогичных струнных инструментов, на которых играют с луком из конского волоса.

Характеристики

Византийская лира имела задние настроечные штифты, вставленные в плоский колышек, аналогично средневековой скрипке и в отличие от рабаб и Ребек. Тем не менее, струны касались ногтями сбоку, а не давили сверху плотью пальца, как в скрипке. Лира, изображенная на византийской шкатулке из слоновой кости в Museo Nazionale, Флоренция (900–1100 гг. Н.э.), имеет две струны и грушевидное тело с длинной и узкой шейкой. дека изображена без звуковых отверстий и как отдельная и прикрепленная деталь, однако это может быть связано со стилистической абстракцией. Новгородские лиры (1190 г.) морфологически ближе к нынешним изогнутым лирам (см. Галерею): они были грушевидными и длиной 40 см; у них были звуковые отверстия и приспособление для трех струн. Средняя струна служила гудком, когда касалась остальных пальцем или ногтем только пальцем или ногтем, вниз или в сторону от струны, поскольку не было накладки на гриф, чтобы прижать их: метод, который дает ноты так же ясны, как и скрипка, и остается обычным явлением в лирах как в Азии, так и на нынешних смычковых инструментах в поствизантийских регионах, таких как критская лира.

Используется сегодня

Лира Византийская империя выжила во многих поствизантийских регионах до наших дней, даже близко к ее архетипу форме. Примерами являются лира Политики (то есть лира Полиса или города, относящаяся к Константинополю) (греч. : πολίτικη λύρα), также известная как классический кеменс (турецкий : Klasik kemençe или Armudî kemençe) из Константинополя, используется в сегодняшней Турции и Греции, критская лира (греч. : κρητική λύρα) ​​и тот, который использовался на греческих островах Додеканес, гадулка (болгарский : Гъдулка) в Болгарии, гусле в Сербии и Черногории, калабрийская лира (итальянская : lira Calabrese) в Италии и Понтийская лира (греч.: ποντιακή λύρα; турецкий: Karadeniz kemençe) в понтийских греческих общинах, которые существовали (или до сих пор существуют) на берегах Черного моря. гудок, исторический русский инструмент, доживший до XIX века, также является вариантом византийской лиры.

Подобно лирам, найденным в Новгороде, критская лира, Гадулка, калабрийская лира и греческие лиры Карпатос, Македония, Фракия и гора Олимп изготовлены из цельного деревянного блока (моноблок ), вылепленного в форме груши. -образный кузов. Слегка закругленное тело лиры продолжается шейкой, заканчивающейся на вершине блоком, который также имеет грушевидную или сферическую форму. При этом устанавливаются колышки, обращенные и выступающие вперед. Дека также вырезана с более мелкой аркой и имеет два небольших полукруглых D-образных звуковых отверстия. Критская лира, вероятно, является наиболее широко используемой сохранившейся формой византийской лиры, за исключением того, что в Крите изготовление инструментов находилось под влиянием скрипки. В настоящее время многие модели имеют тенденцию объединять форму свитка, грифельной доски и другую морфологию некоторых второстепенных характеристик скрипки.

Современные варианты лиры настраиваются по-разному: LA – RE – SOL (или a – d – g, т.е. на квинта ) на критской лире ; LA – RE – SOL (или a – d – g, где SOL [= g] - это идеальная четверть выше, чем RE [= d], а не пятая ниже) в Фракии и на Карпатос и Додеканес ; LA – LA – MI (a – a – e, со вторым LA [= a] на октаву ниже) в Драма ; MI – SOL – MI (e – g – e, т.е. второстепенная треть и мажорная шестая часть ) на гадулка ; LA – RE – LA (a – d – a, пятая и четвертая) на Классическом Кеменче.

Галерея
Примечания
  1. ^ Батлер 2003
  2. ^Картоми 1990, стр. 124
  3. ^ Британская энциклопедия 2009
  4. ^Аркенберг 2002
  5. ^ Бейнс 1992, стр. 109
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 07:39:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте