Общая численность населения | |
---|---|
300 000 | |
Регионы с значительное население | |
Буркина-Фасо | 175000 |
Мали | 125000 |
Языки | |
бваму, французский | |
Религия | |
Анимизм (85%). Христианство (10%). Ислам (5%) |
Бва - африканское общество, коренное население Буркина-Фасо. Население этого общества составляет около 300 000 человек. Люди Bwa живут в нескольких индивидуализированных сообществах. У них нет центрального правительства, и они полагаются на стандарты своего сообщества. Они наиболее известны своими шрамами и сложными дощатыми масками.
В XVIII веке века земли Бва были заняты империей Бамана, которая заставила Бва платить налоги. Места, оставшиеся непокоренными, подверглись набегам со стороны Баманы, что привело к ослаблению социальной и политической системы Бва. В 19 веке Бамана пришла в упадок, и в этой области доминировали фулани, которые совершили набеги, поработили бва и украли их домашний скот. Конец 19 века принес французских наемников, которые использовали фулани для контроля над территорией. Традиции Bwa по хранению урожая для использования в неурожайные годы были подорваны разрушительной налоговой системой французов, и они еще больше пострадали от голода 1911–1913 годов. Французы потребовали рекрутов из Бва, и в 1915 г. Бва восстала, начав Войну Вольта-Бани. Эта война длилась около года и закончилась разрушением многих деревень Бва.
В связи с этими событиями Бва обратились к своему соседнему народу, Нуна. Восхищаясь тем, что они считали постоянным благословением, бва хотели принять некоторые обычаи нуна в попытке угодить богу нуна. Посвятив себя обязательству, нуна научили бва некоторым их обычаям и практикам. Благодаря этому Bwa приобрели права на использование, ношение и вырезание деревянных масок, их костюмов, а также песен и танцев, сопровождающих их.
Бва живут в центральной части Буркина-Фасо и на юго-востоке Мали, между рекой Бани в Мали и рекой Мухун (Черная Вольта ) в Буркина-Фасо. Их общая численность составляет около 300 000 человек. Основные города, занятые бва: Houndé, Boni, Bagassi, Dossi и Pa.
Early European исследователи области назвали Бва "Бобо", путая их со своими соседями людьми Бобо. Хотя эти две группы имеют общую религию и культуру, они отличаются этнически. Путаница привела к альтернативным названиям Бва, включая Бобо Уле или Восточное Бобо. На языке Джула Бобо Уле означает «Красный Бобо». Это отличает Бва от Бобо, которых называют «Черным Бобо».
Белые Бобо, Бобо Гбэ, также являются Бва.
Южные Бва стали известны их соседям как Nieniegue, что означает «покрытые шрамами Бва» в результате традиции скарификации их лиц и тел. Эта практика больше не является обычным явлением, поэтому термин также находится в упадке.
В обществе Bwa есть три профессиональных касты: фермеры, музыканты и кузнецы.
Земледелие было постоянным образом жизни Бва. Это их основной источник дохода, а их самая успешная культура - хлопок. Однако, помимо хлопка, Bwa, как известно, собирают некоторые зерновые, такие как просо, рис, сорго, ямс и арахис. Эти культуры вместе с другими зерновыми и различными фруктами используются как в пищевых, так и в лечебных целях.
Музыка является неотъемлемой частью традиционных церемоний и ритуалов Бва. Хотя они действительно используют барабаны, Bwa, как известно, создают и играют на флейтах, вырезанных из дерева.
Кузнецы в обществе Бва работают в основном с бронзой для изготовления масок, фигурок, утвари и украшений. Эти работы можно покупать и продавать, использовать в личных целях и / или использовать во время ритуалов.
Деревни Бва автономны и не признают никакой внешней политической власти. Их возглавляет совет мужчин старейшин, которые принимают все основные решения.
Бва говорят на языках бва, близкородственная группа гурских языков из нигерско-конголезской семьи. Некоторые говорят на языке джула (диула ) для торговли и общения с посторонними, также используется французский.
Божество-создатель Бва известен как Вуро, бог, который спроектировал землю с намерением установить баланс. Говорят, что Вуро пострадал от человека, и взамен он решил послать своего старшего сына Дво, чтобы он служил линией связи между ним и людьми. У Вуро было три сына: Два, бог возрождения, Соксо, бог пустыни, и Квере, бог молний. Два и его значение сильно отражено в церемониальных масках из листьев Бони Бва. Анимизм - главное религиозное верование, исповедуемое Бва. Фактически, произведения искусства, которыми славятся Бва, в основном используются для анимистических практик, особенно тех, которые происходят из Нуна.
Практики нуна по-прежнему прочно укоренились в культуре бва. В связи с этим существует группа под названием Культ До (или Два). Их возглавляет старший член деревни, лаби (также известный как земной жрец).
С учетом сказанного, они также приняли и ислам, и христианство в результате их предыдущие вторжения.
Несмотря на то, что Бва славятся своими масками, истинное значение придает смысл их частям. Используя эти маски, а также скипетры и разнообразные украшения для тела, Бва будет танцевать и исполнять эти предметы, изображая различных духов. Те члены Bwa, которые прошли инициацию - процесс перехода от ребенка к взрослому члену общества, - сгруппированы по возрастным категориям. Во время церемоний они украшают и хвалят маски, которые исполняются в группе. Также важно отметить, что эти маски не зависят от пола. Женщины в значительной степени являются частью этих событий, так же как и их коллеги-мужчины.
Бва используют различные гадальные скульптуры и резьбу для проведения значимых церемоний и практик. Хотя скульптурные фигуры являются редким искусством Бва, они будут использоваться для таких мероприятий, как церемонии гадания, ритуалы плодородия и принесение жертв.
Маски Bwa обычно черно-белые; дополнительные цвета зависят от индивидуальных резчиков и их стилей. Изображения животных - частый атрибут работ. Планка-маски - самый известный стиль масок в этом обществе. они имеют вертикальную форму и прикреплены к основанию в виде диска. Оформление может меняться, но в основном это зигзаги, квадраты и круги. Bwa также делают горизонтальные и гетерогенные маски. Гетерогенные маски имеют яйцевидную голову с круглыми и / или ромбовидными глазами. Иногда художник предпочитает добавлять рисунки, такие как полумесяцы или человеческие фигуры.
Бва хорошо известны использованием традиционных племенных масок. Есть несколько типов масок, производимых Бва, которые используются в традиционных ритуалах.
В частности, южные бва известны своими высокими дощатыми масками, известными как нвантантай, и склонны использовать дерево для изготовления масок. [1] Это результат их принятия Религия нуна и их традиции использования деревянных масок. Религия, связанная с деревянными масками, сосредоточена на духе Ланле, сила которого проявляется в деревянных масках. Нвантантай также может быть изготовлен кузнецами из полихрома. Созданные в горизонтальной форме, эти маски могут изображать различных животных и иметь определенный дизайн. Например, маска бабочки будет иметь концентрические круги, а маска ястреба будет иметь простую белую поверхность. эти маски носят для женского развлечения.
Северные Бва используют маски из листьев чаще, чем из дерева. [2] Эти маски из листьев часто представляют Два в религиозных церемониях. Маски также представляют духов кустарников, включая змей, обезьян, буйволов и ястребов. Представления масок обычно проходят в сухой сезон с февраля по май.
Известно, что кузнецы изготавливают утварь и украшения для тела для своих людей. Эти части, как и маски, обычно изображают животных и их атрибуты, связанные с ними. Например, кузнец может использовать гиену, чтобы показать глупость, или кустарниковую корову, чтобы символизировать силу. Наиболее распространены изображения двойного хамелеона и птицы-носорога. Хамелеон в основном используется женщинами, которые хотят иметь детей, но не могут.
Флейты используются ежедневно. Обычно в них играют партиями от 5 до 9 штук. Играя короткие разнообразные паттерны в взаимосвязанной форме, музыканты рассказывают историю. Это форма общения - воспроизведение речи тональных языков. Обычно они сопровождаются танцами.