A бизнес-альянс - это соглашение между предприятиями, обычно мотивируемое снижением затрат и улучшением обслуживания клиентов. Альянсы часто связаны одним соглашением с справедливым риском и распределением возможностей для всех вовлеченных сторон и обычно управляются интегрированной проектной группой. Примером этого является совместное использование кода в альянсах авиакомпаний.
Существует пять основных категорий или типов союзов:
Во многих случаях альянсы между компаниями Компании могут состоять из двух или более категорий или типов союзов.
Тип союза - это горизонтальный союз. Например, может возникнуть горизонтальный альянс между поставщиками логистических услуг, то есть сотрудничество между двумя или более логистическими компаниями, которые потенциально конкурируют. В горизонтальном союзе эти партнеры могут получить двойную выгоду. С одной стороны, они могут «получить доступ к материальным ресурсам, которые можно использовать напрямую». В этом примере расширение общих транспортных сетей, их складской инфраструктуры и возможность предоставления более сложных пакетов услуг могут быть достигнуты путем объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут «получить доступ к нематериальным ресурсам, которые нельзя использовать напрямую». Обычно это ноу-хау и информация и, в свою очередь, инновации.
Любой альянс подвержен неудачам из-за недостижения сотрудничества или координации, либо того и другого. Такая неэффективность проистекает из двух хорошо известных ограничений человеческой природы: оппортунизма и ограниченной рациональности. Для повышения уровня успеха союзов требуется надлежащий уровень управленческих усилий. Контракты и нормы взаимоотношений - два наиболее часто используемых механизма управления бизнес-субъектами. Они также могут повлиять на то, как бизнес-субъекты решают конфликты в ходе фокусного сотрудничества, а также распространить текущий альянс на будущие отношения сотрудничества. Контрактные и реляционные механизмы управления имеют сложное взаимодействие, при этом один из них влияет на использование и эффективность другого в различных аспектах.