Бурна-Бурьяш II | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Печать, посвященная Бурна-Буриашу II. | |
Царствование | 1359–1333 гг. До н.э. |
Предшественник | Кадашман-Энлиль I |
Преемник | Кара-Кардаш. Наци-Бугаш. Куригалзу II |
Дом | Кассит |
Бурна-Бурьяш II, переведенный клинописью как Бур-на- или Бур-ра-Бу-ри-иа- аш в королевские надписи и буквы, и означающие слугу или протеже Господа земель на касситском языке, где Буриаш (𒀭𒁍𒊑𒅀𒀾, bu-ri-ia-aš₂) - касситский бог бури возможно соответствующий греческому Борей, был царем в касситской династии Вавилон, в царстве, которое в настоящее время называлось Кардуниаш, правивший ок. 1359–1333 гг. До н.э., где сошлись Краткая и Средняя хронологии. Зарегистрированный как 19-й король, взошедший на касситский трон, он наследовал Кадашман-Энлилю I, который, вероятно, был его отцом, и правил в течение 27 лет. Он был современником египетского фараона Эхнатона. Пословица «время проверки книг - это испытание пастухов» была приписана ему в письме более позднему царю Асархаддону от его агента Мар-Иссара.
Дипломатическая переписка между Бурна-Бурьяшем и фараонами сохранилась в девяти из Амарнских писем, обозначенных EA (для Эль-Амарны) с 6 по 14. Отношения между Вавилоном и Египтом во время его правления был дружелюбен с самого начала, и брачный союз только зарождался. «С тех пор, как мои предки и ваши предки объявили о дружбе, они посылали друг другу прекрасные подарки-приветствия и не отказывали ни в каких просьбах ни о чем красивом». Бурна-Буряш был одержим тем, чтобы его воспринимали как равного, и часто называл своего коллегу «братом». Они обменивались подарками, лошадьми, лазуритом и другими драгоценными камнями из Бурна-Буряша и слоновой костью, черным деревом и золотом из Эхнатона.
Но потом дела пошли плохо. На EA 10 он жалуется, что отправленное золото было недостаточным. «Вы задержали моего посыльного на два года!» - в ужасе объявляет он. Он упрекал египтянина в том, что тот не прислал соболезнования, когда он был болен, и, когда свадьба его дочери была в разгаре, он жаловался, что только пять экипажей были отправлены, чтобы доставить ее в Египет. Подарки невесты занимали 4 колонки и 307 строк клинописи на планшете EA 13.
Реверс глиняной клинописи, EA 9, письмо Бурна-Бурьяша II Нибурререи (Тутанхамон?) Из комнаты 55 британской Музей.Не только государственные вопросы. «Что ты хочешь от земли моей, напиши, и будет принесено, а что я хочу от земли твоей, я напишу, и это может быть принесено». Но даже в вопросах торговли дела пошли наперекосяк, и в EA 8 он жалуется, что вассалы Египта ханаане ограбили и убили его торговцев. Он потребовал отмщения, назвав Шум-Адду, сына Балумме, принадлежность к которой неизвестна, и Шутатну, сына Шаратума Акки, как злодейских преступников.
В своей переписке с фараонами он, не колеблясь, напомнил им об их обязательствах, цитируя древнюю верность:
Во времена Кургальзу, моего предка, все хананеи писали здесь ему, говоря: " Подойдите к границе страны, чтобы мы могли восстать и вступить с вами в союз ". Мой предок послал этот (ответ), сказав: «Забудь о союзе со мной. Если вы станете врагами царя Египта и будете в союзе с кем-либо еще, разве я не приду и ограблю вас? »… Мой предок не послушал их ради вашего предка.
— Бурна-Бурьяш, из табличка EA 9, BM 29785, строка 19 и далее.Потомство не сохранило никаких египетских ответов, однако, Абди-Хеба, ханаанский мэр Иерусалима, тогда небольшой городок на склоне холма, писал в EA 287, что касситские агенты пытались ворваться в его дом и убить его.
Что касается касситов… Хотя дом хорошо укреплен, они совершили очень серьезное преступление. Они забрали свои инструменты, и мне пришлось искать укрытие у опоры для крыши. Итак, если он (фараон) собирается отправить войска в Иерусалим, пусть они придут с гарнизоном для регулярной службы…. И возложите, пожалуйста, на касситов ответственность за злодеяние. Касситы чуть не убили меня в собственном доме. Пусть король проведет расследование в их отношении.
— Абди-Хеба, Табличка Эль-Амарна EA 287.Одно письмо сохраняет извиняющийся ответ марат шарри, или принцессы, на ее bé-lí-ia, или господин (Нефертити Бурна-Бурьяш?). Письма представляют собой игривое, прямое и временами раздражительное возражение, но, возможно, скрывают хитроумное взаимодействие между ними, чтобы подтвердить их относительный статус, уговорить предоставить желаемые товары и измерить их соответствующую угрозу, что лучше всего демонстрирует притворное незнание Бурна-Бурьяшом расстояние между их странами, четырехмесячное путешествие на караване. Здесь он, кажется, испытывает Эхнатона, чтобы заставить его посылать золото или, возможно, просто оценить степень своего потенциального военного влияния.
Дипломатия с соседом Вавилона, Эламом, заключалась в королевских браках. Нововавилонская копия литературного текста в форме письма, которая сейчас находится в Vorderasiatisches Museum в Берлине, адресована касситскому двору эламским царем. В нем подробно описана генеалогия эламитской королевской семьи того периода, и из нее мы находим, что Пахир-Ишшан женился на сестре Куригалзу I, а Хумбан-Нумена женился на его дочери, а их сын, Унташ-Напириша был обручен с Бурна- Дочь Буряша. Возможно, это был Напир-асу, чья безголовая статуя (на фото) сейчас находится в Лувре в Париже.
Вероятно, Суппилулиума I, король хеттов, женился на еще одной дочери Бурна Бурьяш, его третьей и последней жене, которая впоследствии была известна под традиционный титул Тавананна, и это могло быть причиной его нейтралитета перед лицом кризиса престолонаследия Митанни. Он отказал в убежище бегущему Шаттиваза, который получил более благоприятный отклик в Хатти, где Суппилулиума I поддержал его восстановление в уменьшенном вассальном государстве. По словам ее пасынка Мурсили II, она стала настоящей возмутительницей спокойствия, интригой и убийцей, как в случае с женой Мурсили, навязывая свои странные иностранные пути хеттскому двору и в конечном итоге будучи изгнанной. Его свидетельство сохранилось в двух молитвах, в которых он осуждал ее.
Влияние касситов достигло Бахрейна, древнего Дилмун, где два письма, найденные в Ниппуре, были отправлены касситским чиновником Или-иппашра, в Дилмуне Илилии, лицемерной форме Энлиля-кидинни, который был правителем, или шандабакку, Ниппура во время правления Бурна Буриаша и его непосредственных преемников. В первом письме несчастный Или-иппашра жалуется, что местные анархические соплеменники агламского племени украли его финики и «я ничего не могу сделать», а во втором письме они «непременно говорят мне слова вражды и грабежа»
Строительная активность заметно возросла во второй половине четырнадцатого века, когда Бурна-Бурьяш и его преемники приступили к реставрации священных построек. Надписи на трех дверных розетках и кирпичах, некоторые из которых сохранились до сих пор, свидетельствуют о восстановлении им Эбаббара бога солнца Шамаша в Ларса. Табличка дает наставление Энлилю, а кирпич относится к работе над великим цоколем Экиура из Нинлиля в Ниппуре. Теперь ему, вероятно, можно приписать двуязычную надпись в тринадцать строк. В инвентаре нововавилонского храма из Ура он упоминается вместе с его преемниками как благотворитель. Цилиндрическая надпись Набонид напоминает более раннюю работу Бурна-Бурьяша над теменосом в Сиппар :
. Основание Эбарры, которое Бурна-Бурьяш, король прежних времен, мой предшественник, заложил, как он видел, и на основании записи Бурнабуриаша, ни на один палец выше, ни на палец выше, основание этой Эбарры.
— Надпись Набонида, цилиндр BM 104738.Существует около 87 экономических текстов, большинство из которых были обнаружены при последовательных раскопках в Ниппуре, в них приводится формула даты, основанная на годах царствования, которые увеличиваются до 27 года. Многие из них являются списками персонала, имеющими дело с подневольными рабочими., которые, очевидно, работали под принуждением, поскольку термины ZÁḤ, «беглец» и ka-mu, «скованный», используются для классификации некоторых из них. По всей видимости, тысячи мужчин были заняты в строительстве и сельском хозяйстве, а женщины - в текстильной промышленности. Для ограничения их передвижения и предотвращения побега был создан репрессивный режим. Другие тексты включают в себя два отчета extispicy, в которых содержатся предсказания, основанные на исследовании внутренностей животных. Кажется, Ниппур имел статус вторичной столицы. Присутствие королевской свиты, изобилующей писцами, обеспечило бы средства для создания деловых записей для местного населения.
Позже в его правление ассирийский царь Ашшур-убаллин I был принят при египетском дворе Тутанхамоном, взошедшим к тому времени на трон. Это вызвало большую тревогу у Бурна-Бурьяша, который утверждал, что ассирийцы были его вассалами: «Почему они были приняты на вашей земле? Если я вам дорог, не позволяйте им заниматься своими делами. Пусть они вернутся сюда с пустыми Руки!" on EA 9. Наконец, освобожденная из-под ига гегемонии Митанни, Ассирия во время его правления превратилась в великую державу, угрожающую северной границе королевства.
Возможно, чтобы укрепить отношения, Мубаллинат-Шеруа, дочь Ашшур-убаллина, была замужем за Бурна-Бурьяшем или, возможно, за его сыном Кара-Жардаш ; исторические источники не согласны. Сценарий, предложенный Бринкманом, стал считаться ортодоксальной интерпретацией этих событий. В плохо сохранившемся письме из Пергамского музея, возможно, упоминается он и принцесса или марат Шарри. Кара-Жардаш был убит вскоре после того, как наследовал престол своего отца, во время восстания касситской армии в 1333 году до нашей эры. Это подтолкнуло Ашшур-убаллию к вторжению, свержению поставленного армией узурпатора, некоего нацистского Бугаша или Шузигаша, названного «касситом, ничейным сыном», и установить Куригалзу II, «младший», по-разному переводится как сын Бурнабуриаша и сын Кадашман-Царбе, что, вероятно, является ошибкой писца для Кара-Кардаша. Однако обратите внимание, что существует более десятка королевских надписей Куригалзу II, в которых Бурна-Бурьяш идентифицируется как его отец.