Бурхан Доганчай | |
---|---|
Бурхан Доганчай в музее Доганчай | |
Родился | 11 сентября 1929 г. (1929- 09-11) |
Умер | 16 января 2013 (2013-01-17) (83 года) |
Национальность | Турецкий, американец |
Образование | Университет Анкары, Парижский университет, Académie de la Grande Chaumière |
Известен | Живописью, фотографией, Коллажем и Графика |
Известные работы | Рекламный щит (1964), Symphony in Blue (1987), Stonewall (2009) |
Движение | Стрит-арт, поп-арт, фотореализм, концептуальное искусство |
Супруг (ы) | Анджела Хаусманн (1978–2013; его смерть) |
Награды | Турецкая национальная медаль в области искусства за заслуги на всю жизнь |
Бурхан С. Доганчай (11 сентября 1929 - 16 января 2013) Турецко-американский художник. Доганчай наиболее известен тем, что на протяжении полувека отслеживал стены в разных городах мира, интегрируя их в свои художественные работы.
Бурхан Доганчай родился в Стамбуле, Турции. Художественное образование получил у своего отца, и оба известные турецкие художники. В юности Доганчай играл в футбольной команде Gençlerbirliği. В 1950 году он получил юридическое образование в Университете Анкары. Во время учебы в Парижском университете в период с 1950 по 1955 год, где он получил степень доктора экономики, он посещал художественные курсы в Académie de la Grande Chaumière. В этот период он продолжал регулярно писать и показывать свои работы на нескольких групповых выставках. Вскоре после своего возвращения в Турцию он участвовал во многих выставках, включая совместные выставки со своим отцом в Анкарском клубе любителей искусства.
После непродолжительной карьеры в правительстве (дипломатическая служба), которая привела его в Нью-Йорк Город в 1962 году, Доганчай решил в 1964 году полностью посвятить себя искусству и сделать Нью-Йорк своим постоянным домом. Он начал искать на улицах Нью-Йорка вдохновение и сырье для своих коллажей и сборок. Он начал думать, что невозможно зарабатывать на жизнь как художник. Томас М. Мессер, директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма в течение 27 лет, значительно повлиял на Доганчай, убедив его остаться в Нью-Йорке и столкнуться с проблемами города.
В 1970-х Доганчай начал путешествовать для своего документального фотопроекта «Стены мира». Он встретил свою будущую жену Анжелу на Венгерском балу в отеле Pierre в Нью-Йорке. В 2006 году картина Доганкая под названием Троянский конь была подарена правительством Турции ОЭСР в Париже. Доганчай жил и работал последние восемь лет своей жизни, чередуя свои студии в Нью-Йорке и Тургутрейс, Турция. Он умер в возрасте 83 лет в январе 2013 года.
С начала 1960-х годов Доганчай был очарован городскими стенами и выбрал их в качестве своего предмета. Он считал их барометром обществ и свидетельством течения времени, отражающим эмоции города, часто выдерживающим нападения стихий и отметин, оставленных людьми. Это началось, сказал Доганчай, когда что-то привлекло его внимание во время прогулки по 86-й улице в Нью-Йорке:
Это была самая красивая абстрактная картина, которую я когда-либо видел. Были остатки плаката и текстура стены с небольшими тенями, исходящими изнутри. Цвет был в основном оранжевым, с небольшим количеством синего, зеленого и коричневого. Затем были следы дождя и грязи.
Будучи городским путешественником, в течение полувека он составлял карты и фотографировал стены в разных городах мира. В этом контексте городские стены служат документами соответствующего климата и духа времени, как шифры социальных, политических и экономических изменений. Отчасти внутренний дух его работы состоит в том, чтобы утверждать, что ничто не является тем, чем кажется. Искусство Доганчай - это настенное искусство, поэтому его источники сюжетов реальны. Поэтому его вряд ли можно назвать абстрактным художником, и все же при первом знакомстве большая часть его работ кажется абстрактной. В подходе Доганчай важны последовательный характер исследования и выделение характерных элементов для формирования орнаментов. В рамках этого он формулирует последовательное продолжение стратегий деколлагистов - по сути, ре-контекстуализированную деконструкцию позиций, связанных с nouveau réalistes. Доганчай, возможно, начинал как простой наблюдатель и фиксатор стен, но он быстро перешел к способности выражать ряд идей, чувств и эмоций в своей работе. Его видение продолжало расширяться благодаря содержанию и технике.
В середине 1970-х Доганчай приступил к тому, что он считал второстепенным проектом: фотографированием городских стен по всему миру. Эти фотографии, которые Доганчай назвал «Стенами мира», представляют собой архив нашего времени и семена его картин, которые также отражают современность. Основное внимание его «энциклопедического» подхода было направлено исключительно на структуры, знаки, символы и изображения, которые люди оставляют на стенах. Здесь он обнаружил весь спектр человеческих условий в едином мотиве без каких-либо культурных, расовых, политических, географических или стилистических ограничений. Доганчай проник в суть своего исследования, когда сказал:
Стены - это зеркало общества.
Последовательная казнь Доганкая, его радикальное тематическое самоограничение и одержимость захватом того, что его больше всего интересовало, можно сравнить с другими «документалистами». такие как Август Зандер (портреты) и Карл Блоссфельд (растения). Его картины - это не моментальные снимки, а сложные сегменты поверхностей, тонкие исследования материалов, цветов, структур и света, иногда напоминающие монохромность в своем радикальном редукционизме. Со временем этот проект приобрел не только содержание, но и важность; через четыре десятилетия он включает около 30 000 изображений из более чем 100 стран на пяти континентах. В 1982 г. изображения из архива были выставлены персональной выставкой в Центре Жоржа Помпиду, Париж; позже он побывал во Дворце изящных искусств Брюссель и Музее современного искусства Монреаль.
С плакатами и предметами, собранными со стен являясь основным ингредиентом его работы, Доганчай предпочитал преимущественно «коллаж » и в некоторой степени «фумаге ». Dogançay воссоздает вид городских рекламных щитов, граффити поверхностей стен, а также сломанных или заброшенных входов, таких как окна и двери, в различных сериях. Единственные мастера, с которыми он сравнивает себя, - это Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс из последнего героического периода искусства, частью которого он был. Доганчай, однако, всегда предпочитал воспроизводить фрагменты поверхности стены в их взаимоотношениях точно так же, как он их нашел, и с минимальной корректировкой цвета или положения, а не переворачивать их или комбинировать их небрежно, как в манере Раушенберга.
В значительной степени его практика была симуляцией в духе ведения документации, проводимой глазами коллекционера, а не мусорщика. Во многих случаях его картины вызывают упадок и разрушение города, отчужденное ощущение, что городская жизнь находится в руинах, выходит из-под контроля и не может быть интегрирована снова. Изобразительные фрагменты часто отрываются от своего первоначального контекста и перестраиваются в новые, иногда непостижимые комбинации. Его сложное и неизменно экспериментальное живописное творчество варьируется от фотографического реализма до абстракции, от поп-арта до материального изображения / монтажа / коллажа.
. В 1970-х и 1980-х годах он получил известность благодаря интерпретации городских стен в своей фирменной серии лент, которые состоят из чистых бумажных полос и их каллиграфических -подобных теней. Они контрастируют с его коллажами билборд, такими как Серия Конусов, Серия дверей или Стены Александра. Эти яркие, интенсивные, криволинейные формы ленты, кажется, вырываются из плоского однотонного фона. Изящные формы, похожие на ленты, приобретают трехмерное качество, особенно на это указывают подразумеваемые тени. Эта серия позже дала начало алюминиевым композитным теневым скульптурам alucobond и серии, известной как гобелены Обюссона.
В 1969 году Генри Гельдзалер, затем руководитель художественного отдела 20 века в Метрополитен-музее, получил стипендию для Доганкая в Мастерской литографии тамаринда в Лос-Анджелесе. Мастерская, основанная Джун Уэйн, рассчитывалась на десять лет, в ней приняли участие около семидесяти художников, среди которых были Эд Руша, Джим Дайн, Йозеф Альберс и Луиза Невельсон - между 1960 и 1970 годами, задуманные для продвижения литографии в США. Доганчай создал шестнадцать литографий, в том числе набор из одиннадцати оттисков под названием Walls V. Это стало поворотным моментом в его карьере, поскольку они, по сути, представляют собой диалог с плоскостностью. На семинаре, отчасти из-за среды, он был вынужден отказаться от своего случайного подхода, вдохновленного его сырым предметом, в пользу организации своей работы графически. Эта навязанная дисциплина помогла ему создать потрясающие новые эффекты, которые привели к более четким плоским областям и более ярким цветам на изображениях. Доганчай создал новое решение между предметом и методом и оказал глубокое влияние на его дальнейшую эволюцию как художника. Канон яркой тональности и визуального воздействия остался для него сущностью городского противоречия, которым он хочет поделиться со зрителями своих работ.
В Париже Доганке был представлен Жан-Франсуа Пико, владельцу L'Atelier Raymond Picaud в Обюссон, Франция. Очарованный серией лент Доганчай и полагая, что они будут идеальными предметами для гобеленов, он пригласил Доганчай представить несколько карикатур на гобелены. По словам Жана-Франсуа Пико, «искусство гобелена нашло своего лидера 21 века в Бурхане Доганчае». Первые три гобелена Dogançay, сотканные в 1984 году, сразу же имели успех у критиков.
В ноябре 2009 года одна из картин Доганчай («Симфония в синем») была продана на аукционе Мурату Юлкеру за 1 700 000 долларов США. Этот коллаж относится к впечатляющему циклу работ в рамках творчества Доганчай, названному серией «Конусы», который стал развитием его культовых серий «Прорыв» и «Лента» и захватывающим исследованием городского пространства. Вместе с двумя родственными работами, Великолепной Эрой (собрание Стамбул Модерн ) и Мимаром Синаном (частное собрание), «Симфония в синем» является одним из самых крупных и выразительных произведений, в которых Догандчай вступает в диалог с история Турции. Он был проведен в 1987 году на первой Международной Стамбульской биеннале. «Истанбул Модерн» поручил композитору Камрану Инсе положить Мави Сенфони на музыку. Премьера сольной фортепианной пьесы была представлена Хусейном Серметом 26 июня 2012 года.
В мае 2015 года картина Доганкая «Мави Гюзель» («Голубая красавица») из серии «Лента» была продана за 1 050 000 турецких лир в Antik AS в Стамбуле
Музей Доганчай посвящен исключительно творчеству Бурхана Догандчай и в меньшей степени искусству его отца. Он представляет собой ретроспективный обзор различных творческих этапов художника от студенческих лет до его смерти. Здесь представлено около 100 работ. Основанный в 2004 году музей Догандчай в стамбульском районе Бейоглу считается первым музеем современного искусства в Турции.
Работы Догандчай находятся в коллекциях многих музеев по всему миру, в том числе в Нью-Йоркском MoMA, Метрополитен-музей, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, а также Национальная галерея искусств в Вашингтоне, MUMOK в Вене, Musée National d'Art Moderne в Париже, Istanbul Modern в Стамбуле, Музей Израиля в Иерусалиме и Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге.