Бурхан Доганчай

редактировать

Бурхан Доганчай
Burhan Dogancay.jpg Бурхан Доганчай в музее Доганчай
Родился11 сентября 1929 г. (1929- 09-11)
Умер16 января 2013 (2013-01-17) (83 года)
НациональностьТурецкий, американец
ОбразованиеУниверситет Анкары, Парижский университет, Académie de la Grande Chaumière
ИзвестенЖивописью, фотографией, Коллажем и Графика
Известные работыРекламный щит (1964), Symphony in Blue (1987), Stonewall (2009)
ДвижениеСтрит-арт, поп-арт, фотореализм, концептуальное искусство
Супруг (ы)Анджела Хаусманн (1978–2013; его смерть)
НаградыТурецкая национальная медаль в области искусства за заслуги на всю жизнь

Бурхан С. Доганчай (11 сентября 1929 - 16 января 2013) Турецко-американский художник. Доганчай наиболее известен тем, что на протяжении полувека отслеживал стены в разных городах мира, интегрируя их в свои художественные работы.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Художественный вклад
    • 2.1 Стены мира
    • 2.2 Живопись и коллаж
    • 2.3 Литография тамаринда
    • 2.4 Гобелен Обюссона
    • 2.5 Художественный рынок
  • 3 Музей Доганчай
  • 4 Работы в публичных коллекциях (выборка)
  • 5 Награды
  • 6 Выставок
    • 6.1 Персональные выставки (выборка)
    • 6.2 Групповые выставки (выборка)
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Бурхан Доганчай родился в Стамбуле, Турции. Художественное образование получил у своего отца, и оба известные турецкие художники. В юности Доганчай играл в футбольной команде Gençlerbirliği. В 1950 году он получил юридическое образование в Университете Анкары. Во время учебы в Парижском университете в период с 1950 по 1955 год, где он получил степень доктора экономики, он посещал художественные курсы в Académie de la Grande Chaumière. В этот период он продолжал регулярно писать и показывать свои работы на нескольких групповых выставках. Вскоре после своего возвращения в Турцию он участвовал во многих выставках, включая совместные выставки со своим отцом в Анкарском клубе любителей искусства.

После непродолжительной карьеры в правительстве (дипломатическая служба), которая привела его в Нью-Йорк Город в 1962 году, Доганчай решил в 1964 году полностью посвятить себя искусству и сделать Нью-Йорк своим постоянным домом. Он начал искать на улицах Нью-Йорка вдохновение и сырье для своих коллажей и сборок. Он начал думать, что невозможно зарабатывать на жизнь как художник. Томас М. Мессер, директор Музея Соломона Р. Гуггенхайма в течение 27 лет, значительно повлиял на Доганчай, убедив его остаться в Нью-Йорке и столкнуться с проблемами города.

В 1970-х Доганчай начал путешествовать для своего документального фотопроекта «Стены мира». Он встретил свою будущую жену Анжелу на Венгерском балу в отеле Pierre в Нью-Йорке. В 2006 году картина Доганкая под названием Троянский конь была подарена правительством Турции ОЭСР в Париже. Доганчай жил и работал последние восемь лет своей жизни, чередуя свои студии в Нью-Йорке и Тургутрейс, Турция. Он умер в возрасте 83 лет в январе 2013 года.

Художественный вклад

С начала 1960-х годов Доганчай был очарован городскими стенами и выбрал их в качестве своего предмета. Он считал их барометром обществ и свидетельством течения времени, отражающим эмоции города, часто выдерживающим нападения стихий и отметин, оставленных людьми. Это началось, сказал Доганчай, когда что-то привлекло его внимание во время прогулки по 86-й улице в Нью-Йорке:

Это была самая красивая абстрактная картина, которую я когда-либо видел. Были остатки плаката и текстура стены с небольшими тенями, исходящими изнутри. Цвет был в основном оранжевым, с небольшим количеством синего, зеленого и коричневого. Затем были следы дождя и грязи.

Будучи городским путешественником, в течение полувека он составлял карты и фотографировал стены в разных городах мира. В этом контексте городские стены служат документами соответствующего климата и духа времени, как шифры социальных, политических и экономических изменений. Отчасти внутренний дух его работы состоит в том, чтобы утверждать, что ничто не является тем, чем кажется. Искусство Доганчай - это настенное искусство, поэтому его источники сюжетов реальны. Поэтому его вряд ли можно назвать абстрактным художником, и все же при первом знакомстве большая часть его работ кажется абстрактной. В подходе Доганчай важны последовательный характер исследования и выделение характерных элементов для формирования орнаментов. В рамках этого он формулирует последовательное продолжение стратегий деколлагистов - по сути, ре-контекстуализированную деконструкцию позиций, связанных с nouveau réalistes. Доганчай, возможно, начинал как простой наблюдатель и фиксатор стен, но он быстро перешел к способности выражать ряд идей, чувств и эмоций в своей работе. Его видение продолжало расширяться благодаря содержанию и технике.

Стены мира

В середине 1970-х Доганчай приступил к тому, что он считал второстепенным проектом: фотографированием городских стен по всему миру. Эти фотографии, которые Доганчай назвал «Стенами мира», представляют собой архив нашего времени и семена его картин, которые также отражают современность. Основное внимание его «энциклопедического» подхода было направлено исключительно на структуры, знаки, символы и изображения, которые люди оставляют на стенах. Здесь он обнаружил весь спектр человеческих условий в едином мотиве без каких-либо культурных, расовых, политических, географических или стилистических ограничений. Доганчай проник в суть своего исследования, когда сказал:

Стены - это зеркало общества.

Последовательная казнь Доганкая, его радикальное тематическое самоограничение и одержимость захватом того, что его больше всего интересовало, можно сравнить с другими «документалистами». такие как Август Зандер (портреты) и Карл Блоссфельд (растения). Его картины - это не моментальные снимки, а сложные сегменты поверхностей, тонкие исследования материалов, цветов, структур и света, иногда напоминающие монохромность в своем радикальном редукционизме. Со временем этот проект приобрел не только содержание, но и важность; через четыре десятилетия он включает около 30 000 изображений из более чем 100 стран на пяти континентах. В 1982 г. изображения из архива были выставлены персональной выставкой в ​​Центре Жоржа Помпиду, Париж; позже он побывал во Дворце изящных искусств Брюссель и Музее современного искусства Монреаль.

Живопись и коллаж

С плакатами и предметами, собранными со стен являясь основным ингредиентом его работы, Доганчай предпочитал преимущественно «коллаж » и в некоторой степени «фумаге ». Dogançay воссоздает вид городских рекламных щитов, граффити поверхностей стен, а также сломанных или заброшенных входов, таких как окна и двери, в различных сериях. Единственные мастера, с которыми он сравнивает себя, - это Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс из последнего героического периода искусства, частью которого он был. Доганчай, однако, всегда предпочитал воспроизводить фрагменты поверхности стены в их взаимоотношениях точно так же, как он их нашел, и с минимальной корректировкой цвета или положения, а не переворачивать их или комбинировать их небрежно, как в манере Раушенберга.

В значительной степени его практика была симуляцией в духе ведения документации, проводимой глазами коллекционера, а не мусорщика. Во многих случаях его картины вызывают упадок и разрушение города, отчужденное ощущение, что городская жизнь находится в руинах, выходит из-под контроля и не может быть интегрирована снова. Изобразительные фрагменты часто отрываются от своего первоначального контекста и перестраиваются в новые, иногда непостижимые комбинации. Его сложное и неизменно экспериментальное живописное творчество варьируется от фотографического реализма до абстракции, от поп-арта до материального изображения / монтажа / коллажа.

. В 1970-х и 1980-х годах он получил известность благодаря интерпретации городских стен в своей фирменной серии лент, которые состоят из чистых бумажных полос и их каллиграфических -подобных теней. Они контрастируют с его коллажами билборд, такими как Серия Конусов, Серия дверей или Стены Александра. Эти яркие, интенсивные, криволинейные формы ленты, кажется, вырываются из плоского однотонного фона. Изящные формы, похожие на ленты, приобретают трехмерное качество, особенно на это указывают подразумеваемые тени. Эта серия позже дала начало алюминиевым композитным теневым скульптурам alucobond и серии, известной как гобелены Обюссона.

литография тамаринда

В 1969 году Генри Гельдзалер, затем руководитель художественного отдела 20 века в Метрополитен-музее, получил стипендию для Доганкая в Мастерской литографии тамаринда в Лос-Анджелесе. Мастерская, основанная Джун Уэйн, рассчитывалась на десять лет, в ней приняли участие около семидесяти художников, среди которых были Эд Руша, Джим Дайн, Йозеф Альберс и Луиза Невельсон - между 1960 и 1970 годами, задуманные для продвижения литографии в США. Доганчай создал шестнадцать литографий, в том числе набор из одиннадцати оттисков под названием Walls V. Это стало поворотным моментом в его карьере, поскольку они, по сути, представляют собой диалог с плоскостностью. На семинаре, отчасти из-за среды, он был вынужден отказаться от своего случайного подхода, вдохновленного его сырым предметом, в пользу организации своей работы графически. Эта навязанная дисциплина помогла ему создать потрясающие новые эффекты, которые привели к более четким плоским областям и более ярким цветам на изображениях. Доганчай создал новое решение между предметом и методом и оказал глубокое влияние на его дальнейшую эволюцию как художника. Канон яркой тональности и визуального воздействия остался для него сущностью городского противоречия, которым он хочет поделиться со зрителями своих работ.

Гобелен Обюссона

В Париже Доганке был представлен Жан-Франсуа Пико, владельцу L'Atelier Raymond Picaud в Обюссон, Франция. Очарованный серией лент Доганчай и полагая, что они будут идеальными предметами для гобеленов, он пригласил Доганчай представить несколько карикатур на гобелены. По словам Жана-Франсуа Пико, «искусство гобелена нашло своего лидера 21 века в Бурхане Доганчае». Первые три гобелена Dogançay, сотканные в 1984 году, сразу же имели успех у критиков.

Художественный рынок

В ноябре 2009 года одна из картин Доганчай («Симфония в синем») была продана на аукционе Мурату Юлкеру за 1 700 000 долларов США. Этот коллаж относится к впечатляющему циклу работ в рамках творчества Доганчай, названному серией «Конусы», который стал развитием его культовых серий «Прорыв» и «Лента» и захватывающим исследованием городского пространства. Вместе с двумя родственными работами, Великолепной Эрой (собрание Стамбул Модерн ) и Мимаром Синаном (частное собрание), «Симфония в синем» является одним из самых крупных и выразительных произведений, в которых Догандчай вступает в диалог с история Турции. Он был проведен в 1987 году на первой Международной Стамбульской биеннале. «Истанбул Модерн» поручил композитору Камрану Инсе положить Мави Сенфони на музыку. Премьера сольной фортепианной пьесы была представлена ​​Хусейном Серметом 26 июня 2012 года.

В мае 2015 года картина Доганкая «Мави Гюзель» («Голубая красавица») из серии «Лента» была продана за 1 050 000 турецких лир в Antik AS в Стамбуле

Музей Доганчай

Музей Доганчай посвящен исключительно творчеству Бурхана Догандчай и в меньшей степени искусству его отца. Он представляет собой ретроспективный обзор различных творческих этапов художника от студенческих лет до его смерти. Здесь представлено около 100 работ. Основанный в 2004 году музей Догандчай в стамбульском районе Бейоглу считается первым музеем современного искусства в Турции.

Работы Догандчай находятся в коллекциях многих музеев по всему миру, в том числе в Нью-Йоркском MoMA, Метрополитен-музей, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, а также Национальная галерея искусств в Вашингтоне, MUMOK в Вене, Musée National d'Art Moderne в Париже, Istanbul Modern в Стамбуле, Музей Израиля в Иерусалиме и Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге.

Работы в общественных коллекциях (выборка)

  • 1964: Billboard, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
  • 1964: Янки и Битлз, Лондон, Тейт Модерн
  • 1965: Эдди, Вена, Альбертина
  • 1966: Душевный покой, Мангейм, Кунстхалле
  • 1966: Окно закусочной, Даллас, Далласский музей искусств
  • 1966: Дж. Окно Payn, Миннеаполис, Центр искусств Уокера
  • 1969: New York Puzzle, Штутгарт, Staatsgalerie
  • 1969: без названия, Вашингтон, Национальная галерея искусств
  • 1969: Walls V, Нью-Йорк, MoMA
  • 1969: без названия, Кембридж / Массачусетс, Гарвардские художественные музеи
  • 1974: Красно-черная композиция № 5, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
  • 1975: Белый конус и тень, Базель, Художественный музей
  • 1977: Сердце № 26, Сен-Поль де Ванс, Fondation Maeght
  • 1979: Lofty Ribbons, Лондон, Британский музей
  • 1980-е годы: Whispering Wall III, Лондон, Музей Виктории и Альберта
  • 1980-е: # 150, Вена, MAK
  • 1980: давно утерянные ленты, Вена, mumok stiftung ludwig
  • 1980: без названия, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств Бельгии
  • 1982: Ribbon Mania, Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен
  • 1987: Великолепный Эра, Стамбул, Стамбул Модерн
  • 1987: Symphony in Blue, Стамбул, Yildiz Holding (Murat Ülker)
  • 1989: Киндер, Ганновер, Музей Шпренгеля
  • 1989: Неруда, Стокгольм, Moderna Museet
  • 1989: Versace Man, Лос-Анджелес, Музей округа Лос-Анджелес
  • 1992: I Am Really Old, Зальцбург, Museum oder Moderne
  • 1995: Tit Steaks, Анн-Арбор / Мичиган, Музей искусств Мичиганского университета
  • 1997: Эдемский сад, Мюнхен, Pinakothek der Moderne
  • 1997: Push Love, Сент-Луис, Художественный музей Сент-Луиса
  • 1998: Две прекрасные красные линии, Вена, Альбертина
  • 2002: Красная Ада, Женева, Музей искусства и истории (MAH)
  • 2002: Throw FD, Питтсбург, Художественный музей Карнеги
  • 2008: Peace Partners, Кливленд, Кливлендский художественный музей
  • 2009: Восходящая звезда, Босто n, Музей изящных искусств Бостона
  • 2011: Дни Феса, Вена, Альбертина

Награды

  • 2005 - Вклад в премию «Искусство», присужденную Международной выставкой современного искусства, Стамбул
  • 2005 - Награда Art Honor, присужденная Ярмаркой Пластических Искусств Art Forum, Анкара
  • 2004 - Почетный доктор Университета Хаджеттепе, Анкара
  • 2004 - Награда «Художник года», присужденная Санатом Куруму, Анкара
  • 1995 - Национальная медаль в области искусств За пожизненные достижения и культурный вклад, врученная Президентом Турецкой Республики
  • 1992 - Признательная медаль от Министерство культуры России
  • 1984 - Премия Enka Arts Science, Стамбул
  • 1969 - Стипендия тамариндской литографической мастерской, Лос-Анджелес
  • 1964 - Грамота города Нью-Йорк

Выставки

Персональные выставки (выборка)

  • 1976: Стамбул:. Бурхан Доганчай
  • 1977: Цюрих: Kunstsalon Wolfsberg. Acrylmalereien und Gouachen 1966–1976
  • 1982: Париж: Центр Жоржа Помпиду. Les murs murmurent, ils crient, ils chantent...
  • 1983: Монреаль: Musée d'art contemporain de Montréal
  • 1983: Антверпен: Международный культурный центр
  • 1989: Токио: Художественный музей Сейбу – Художественный форум Юракучо. Доганчай
  • 1992: Санкт-Петербург: Русский музей. Стены и двери 1990–91
  • 1993: Стамбул: Культурный центр Ататюрка. Стены 1990–93 (Организатор Яхши Бараз )
  • 2000: Нью-Йорк: Бруклинское историческое общество. Мост мечты.
  • 2001: Стамбул: Культурный центр Долмабахче. Доганчай: ретроспектива (Организатор Фонд доктора Неджата Ф. Экзаджибаши)
  • 2001: Афины, Огайо: Художественный музей Кеннеди - Университет Огайо. Картины Доганчай - стены из собрания музея
  • 2003: Зиген: Музей Зигерланда. the World
  • 2012: Стамбул: Istanbul Modern. Пятьдесят лет городских стен: ретроспектива Бурхана Доганчай
  • 2014: Стамбул: Музей Доганчай. Представьте мир: Бурхан Доганчай в качестве фотографа
  • 2016: Анкара: CER Modern. Представьте мир: Бурхан Доганчай в роли фотографа
  • 2016: Эссен: Museum Folkwang. Новое в коллекции: Burhan Dogancay
  • 2016: Тайбэй: Тайвань Национальный исторический музей. Представьте мир: Бурхан Доганчай в роли фотографа
  • 2017: Вена: Альбертина. Бурхан Доганчай ( работает на бумаге)
  • 2018: Леверкузен: Музей Морсбройх. Zeichen an der Wand

Групповые выставки (выборка)

  • 1972: Нью-Йорк: Pace Gallery. Гравюры в темпе
  • 1977: Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма. Из американской коллекции
  • 1983: Вашингтон: Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт
  • 1987: Стамбул: 1-я Международная Стамбульская биеннале
  • 1999: Нью-Йорк: Музей города Нью-Йорка, Нью-Йоркский век: мировая столица, родной город, 1900–2000 гг.
  • 2006: Фредония, Нью-Йорк: Художественная галерея Центра искусств Рокфеллера. Знаток
  • 2009: Зальцбург: Museum der Moderne. SPOTLIGHT
  • 2009: Биль / Bienne: CentrePasquArt. Коллаж-Деколлаж: Доганчай-Виллегле
  • 2009: Берлин: Мартин-Гропиус-Бау. Стамбул Следующая волна
  • 2010: Лондон: Британский музей. Современное турецкое искусство в Британском музее
  • 2010: Миннеаполис, Миннесота: Центр искусств Уокера, Галерея Перлмана. 50/50: Аудитория и эксперты курируют бумажную коллекцию
  • 2012: Вена: Бельведер, Оранжерея. Kokoschka sucht einen Rahmen
  • 2012: Маастрихт: Bonnefantenmuseum. Разные впечатления, меняющиеся традиции
  • 2013: Бостон: Музей изящных искусств, Бостон. Uncontainable Portraits
  • 2013: Доха: Национальный музей Бахрейна. Стамбул Модерн-Бахрейн
  • 2013: Гренобль: Музей Гренобля-Библиотека Тейссейр-Малерб. Les Mots dans l'Art
  • 2013: Цюрих: Museum Haus Konstruktiv. Hotspot Istanbul
  • 2013: Миннеаполис: Художественный музей Вейсмана. Reviewing The Real
  • 2013: Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен. 50 лет коллекционирования исламского искусства
  • 2014: Бостон: Музей изящных искусств. Национальная гордость (и предубеждение)
  • 2015: Стокгольм: Moderna Museet. Большой мир
  • 2015: Леверкузен: Музей Морсбройх. Эдди Мерфи и молочные братья
  • 2016: Лос-Анджелес: LACMA. Исламское искусство сейчас, часть 2
  • 2016: Стамбул: Музей Эльгиз. Лица и маски
  • 2016: Покупка / Нью-Йорк: Художественный музей Нойбергера. Не публикуйте счета: общественные стены как студия и источник
  • 2017: Миннеаполис: Художественный музей Вейсмана. Принц из Миннеаполиса
  • 2017: Вольфсбург: Kunstmuseum Wolfsburg. Im Käfig der Freiheit
  • 2017: Сен-Поль-де-Ванс: Fondation Maeght. Так живут мужчины?
  • 2018: Анкара: Музей Эвлиягил. Иконы мышления: изображения и тексты
  • 2019: Вена: Альбертина. Уорхол - Рихтеру
  • 2019: Стамбул: Стамбул Модерн. Событие нити: глобальные повествования в текстиле
  • 2019: Вольфсбург: Художественный музей Вольфсбурга. Сейчас время
  • 2019: Женева: MAMCO Musée d'art modern et contemporain. Коллекция (и)
  • 2020: Лондон: Тейт Модерн. Материалы и объекты: Коллаж
  • 2021: Лондон: Британский музей. Размышления: современное искусство Ближнего Востока и Северной Африки

Ссылки

  • Эмслендер, Фриц, Дограмачи, Бурку, «Бурхан Догансай Зейхен ан дер Ванд», Вена, VfmK, 2018, ISBN 978-3903228726
  • Шредер, Клаус-Альбрехт, Ланер, Элси, «Бурхан Доганчай», Вена, Хирмер Верлаг, 2017, 978-3777428871
  • Кёб, Эльдельберт, Цукригель, Маргит, Кушнер, Мэрилин и др., «Picture the World - Burhan Dogancay As Photographer», Стамбул, публикация музея Доганчай, 2014 г., 978-6056504303
  • Каликогу, Левент, Гибуар, Клайв, Тейлор, Брэндон, Вайн, Ричард, Пятьдесят лет городских стен: ретроспектива Бурхана Доганчай, Мюнхен, Престел, 2012 г., ISBN 978-3-7913-5219-0.
  • Пиге, Филипп, Денаро, Долорес, Collage-Décollage: Dogancay- Villeglé, Nürnberg, Verlag für Moderne Kunst, 2009, ISBN 978-3-941185-57-9.
  • Тейлор, Брэндон, Городские стены - поколение коллажей в Европе и Америке, Нью-Йорк, Hudson Hills Press, 2008, I SBN 978-1-55595-288-4.
  • Blanchebarbe, Ursula, Walls of the World, Bielefeld, Kerber Verlag, 2003, ISBN 978- 3-936646-07-8
  • Будак, Эмель, Бурхан Доганчай: ретроспектива, Стамбул, Duran Editions, 2001, ISBN 978-975-97427-2-0
  • Вайн, Ричард, Бурхан Доганчай: Работы на бумаге 1950-2000, Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 2003, ISBN 978-1-55595-226-6
  • Lopate, Phillip, Bridge of Dreams, New York, Hudson Hills Press, 1999, ISBN 978-1-55595-173-3
  • Мойер, Рой, Риго, Жак, Мессер, Томас М., Dogançay, Нью-Йорк, Hudson Hills Press, 1986, ISBN 978-0-933920-61-3

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 05:47:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте