Бундизм был светским еврейским социалистическое движение, организационным проявлением которого был Всеобщий еврейский трудовой союз в Литве, Польше и России (идиш : אַלגעמײַנער ײדישער אַרבעטער בּונד אין ליטע פוילין און רוסלאַנד, романизированный : Algemeyner Yidisher Arbeter Bund in Liteh, Poyln un Rusland), основанный в Российской империи в 1897 году.
Еврейский трудовой союз был важным компонентом социал-демократического движения в Российской империи до 1917 года русской революции ; бундовцы изначально выступали против Октябрьской революции, но в итоге поддержали ее из-за погромов, совершенных Добровольческой армией антикоммунистического Белого движения во время Гражданской войны в России. Расколотая по коммунистическим и социал-демократическим линиям на протяжении Гражданской войны, фракция поддерживала большевиков и в конечном итоге была поглощена Коммунистической партией.
Антикоммунистическое социалистическое бундовское движение продолжало существовать как политическое движение. партия в независимой Польше в межвоенный период в качестве Всеобщего еврейского трудового союза в Польше, став главной, если не главной политической силой в польском еврействе. Бундовцы были активны в антинацистской борьбе, и многие из ее членов были убиты во время Холокоста.
После войны Международный еврейский трудовой союз, точнее «Всемирный координационный совет Еврейского трудового союза» был основан в Нью-Йорке с дочерними группами в Аргентине, Австралии, Канаде, Франции, Израиле, Мексике, Великобритании, США и других странах.
Хотя Еврейский лейбористский союз был не только политической партией, но и профсоюзом, его первоначальной целью была организация еврейского пролетариата в России, Польша и Литва.
Верная светская партия, Еврейский лейбористский союз, приняла участие в выборах в кехиллот в Польше.
Еврейский лейбористский союз, первоначально не интересовавшийся идиш как таковым как нечто большее, чем средство увещевания еврейских рабочих в Восточной Европе, вскоре увидел язык и более широкие возможности. Культура идиша как ценность и способствовала использованию идиш как самостоятельного еврейского национального языка; до некоторой степени продвижение идиша было неотъемлемой частью оппозиции Бунда сионистскому движению и его проекта возрождения иврита.
концепции Дойкайта (букв. «наследственность»), Идиш = do-ikayt, do'ikayt; немецкий = Da-keit; французский = «ici-té») занимал центральное место в идеологии бунда, выражая свое внимание к решению проблем, с которыми сталкиваются евреи в стране, в которой они жили, а не "присутствие" сионистского движения, которое постулировало необходимость независимого еврейского государства на его исконной родине, то есть в Земле Израиля, для обеспечения еврейской жизни.
Еврейский лейбористский союз не пропагандировал этнический или религиозный сепаратизм, а сосредоточился на культуре, а не на государстве или месте, как на связующем элементе еврейской государственности в контексте мира мультикультурных и многоэтнических стран. В этом бундовцы широко заимствовали австро-марксистскую концепцию национальной личной автономии ; такой подход оттолкнул большевиков и Ленина, которые насмехались над бундизмом и были политически настроены против него.
В тексте 1904 года «Социал-демократия и национальный вопрос» Владимир Медем изложил свою версию этой концепции:
«Давайте рассмотрим случай страны, состоящей из нескольких национальных групп., например поляки, литовцы и евреи. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в каждом регионе и общие культурные собрания для всей страны. будут наделены собственными финансовыми полномочиями: либо каждая национальная группа будет иметь право повышать налоги для своих членов, либо государство будет выделять часть своего общего бюджета каждому из них. Каждый гражданин государства будет принадлежать к одному из национальные группы, но вопрос о том, к какому национальному движению присоединиться, будет вопросом личного выбора, и никакая власть не будет иметь никакого контроля над его решением. Национальные движения будут подчиняться общему законодательству государства, но в своих сферах ответственности они будут автономными, и никто из них не будет иметь права вмешиваться в дела других ".
Еврейский лейбористский союз, как организация, был образован одновременно с Всемирной сионистской организацией. В конце концов Бунд стал решительно выступать против сионизма, утверждая, что эмиграция в Палестину была формой бегства от действительности. После выборов 1936 года Варшава кехилла, Хенрик Эрлих устроил инцидент, обвинив сионистских лидеров Ицхака Грюнбаума и Зеев Жаботинский виновен в недавней антисемитской агитации в Польше своей кампанией по призыву еврейской эмиграции.
Бунд был против голосования Генеральной Ассамблеи ООН по раздел Палестины и подтвердил свою поддержку страны, находящейся под контролем сверхдержав и ООН. Вторая всемирная конференция Международного еврейского трудового союза в Нью-Йорке в 1948 году осудила провозглашение сионистского государства. Конференция выступила за создание государства двух народов, построенного на основе национального равенства и демократического федерализма.
В 1951 году в Израиле было создано отделение Еврейского лейбористского союза Арбетер-ринг в Исроэле - Брит Хаавода, которое даже приняло участие в выборах в Кнессет 1959 года с очень низким рейтингом. результат выборов. Его публикация, Lebns Fregyn, по состоянию на 2014 год все еще выходит. Это одна из относительно немногих существующих левых публикаций на языке идиш.
На 3-й Всемирной конференции в Монреале 1955 года Международного еврейского трудового союза было решено, что создание еврейского государства было важным событием в еврейской истории, которое могло бы сыграть положительную роль в еврейской жизни, но чувствовал, что необходимо внести несколько необходимых изменений. Участники конференции потребовали, чтобы:
Всемирный координационный совет Еврейского трудового союза тихо работал. распущен рядом бундовцев и представителями родственных организаций, включая Рабочий кружок и Конгресс еврейской культуры в начале 2000-х.
Базирующаяся в Лондоне Группа еврейских социалистов, издающая журнал Jewish Socialist, считает себя наследницей исторического еврейского лейбористского союза. Более того, в начале 21-го века произошло возрождение идей Бунда (иногда называемых «нео-бундизмом»).