Букэ шохатто (武 家 諸法 lit, букв. Различные пункты законов для домов воинов), широко известные на английском языке как Законы для военных домов, представлял собой собрание указов, изданных японским сёгунатом Токугава, регулирующих обязанности и деятельность даймё (феодалов) и остальная часть самурайской воинской аристократии. Они легли в основу бакухан тайсэй (система сёгунат-доменов), которая легла в основу режима Токугавы. Содержание указов рассматривалось как кодекс поведения, описание надлежащего благородного поведения даймё, а не только как законы, которые необходимо соблюдать. Таким образом, апеллируя к понятиям морали и чести, сёгунат смог увидеть, как его строгие правила соблюдаются, несмотря на его неспособность обеспечить их прямое соблюдение.
Впервые указы были прочитаны собранию даймё отставным сёгуном Токугавой Иэясу в замке Фусими в седьмом лунный месяц 1615 года. Они были составлены рядом ученых, служивших сёгунату, включая Ишин Суден, и были направлены в первую очередь на ограничение власти даймё и, таким образом, на защиту контроля сёгуната над страна.
Правящий в то время сёгун, сын Иэясу Токугава Хидэтада, вскоре после этого официально издал указы, и каждый последующий сёгун формально переиздал их, усилив ограничения на даймё и контроль над ним. сёгунат. Однако через эти сменяющие друг друга поколения правила развивались и значительно менялись.
Указ 1615 г. содержит суть философии сёгуната относительно кодексов поведения самураев. Аналогичная политика будет наложена и на простых людей, переиздана и многократно усилена в течение периода Эдо.
Некоторые вопросы касаются необходимости бережливости, концепции, лежащей в основе конфуцианских представлений о надлежащем управлении. Другие относятся к закону о роскоши, требующему от людей определенных станций представлять себя таковыми, в своей одежде, способах передвижения и другими способами.
Некоторые элементы были включены для предотвращения образования союзов против сёгуната, например, элементы, касающиеся социальных взаимодействий между владениями и браков между семьями даймё. фудай даймё обладали меньшей властью, пользовались большим доверием сёгуната и могли быть легко наказаны лишением их владений и привилегий. Однако тодзама даймё были гораздо более могущественными и менее заслуживающими доверия, а сёгунату не хватало силы, чтобы прямо силой навязывать свою политику внутри владений тодзама, и он справедливо опасался военного потенциала союза между несколькими владениями тозама.
Положения, касающиеся строительства, расширения и ремонта укреплений, также служат для предотвращения наращивания военной мощи, которая может быть использована против сёгуната, как и ссылка на политику санкин-котай, согласно которым даймё должны были регулярно совершать сложные паломничества в Эдо, чтобы явиться на службу.
Указы были переизданы в 1629 г. и снова в 1635 г. третьим сёгуном Токугава, Иэмицу. Новые указы прояснили власть сёгуната и его желание установить контроль. Хотя в этом третьем обнародовании было много изменений, большинство положений были просто уточнениями по тем же темам. Даймё было запрещено ссориться, создавать союзы и партии, а также давать друг другу клятвы. Система санкин котай более полно утвердилась в это время и более подробно описана в указе. Были разработаны правила роскоши.
Этот год также является значительным для реализации ряда политик, которые можно сгруппировать под термином (морские запреты) и которые иногда называют Указами Сакоку. Хотя ограничения на поездки за границу сами по себе не упоминаются в версии букэ шохатто 1635 года, описывается ряд связанных политик в отношении внутренних поездок и религии.
Некоторые из новых положений заключались в следующем:
Указы были переизданы после череды каждый из сёгунов. Обнародования под заголовками Токугава Иэцуна, Токугава Цунаёси и Токугава Иэнобу в 1663, 1683 и 1710 годах, соответственно, претерпели значительные стилистические изменения, хотя и с относительно небольшими поправками по существу. Среди новых положений были запреты на джунши (ритуальное самоубийство после смерти своего лорда), злоупотребление властью, получение взяток и подавление общественного мнения, а также положения, касающиеся надлежащей преемственности даймё. внутри клана или домена.
Следующие семь сёгунов переиздали букэ шохатто в его форме 1683 года, с лишь самыми незначительными стилистическими изменениями. Хотя когда-то они издавались вместе с (законами для самураев), последние стали в значительной степени устаревшими после 1683 года и были поглощены более широкой массой приказов и запретов сёгуната ().