Остров Бука

редактировать

Остров Бука из космоса

Остров Бука - второй по величине остров в Автономном районе Бугенвиль, на востоке Папуа-Новой Гвинеи. Он находится на территории Бука-Рурал LLG округа Северный Бугенвиль, со столицей автономного района и округа Бука на острове.

Остров отделен узким проходом Бука от северо-западного побережья острова Бугенвиль и занимает площадь примерно 500 км².

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Вторая мировая война
  • 2 Экономика
  • 3 География
    • 3.1 Подразделения
  • 4 Язык и этнические группы
  • 5 Культура и обычаи
    • 5.1 Вожди
    • 5.2 Классы и кланы
    • 5.3 Традиционные религиозные верования
    • 5.4 Современная религия
    • 5.5 Социальные и религиозные движения
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Бука была впервые заселена людьми в период палеолита, и есть свидетельства того, что люди жили в пещере Килу около 30 000 лет назад.

Британские, австралийские и американские китобойные суда посещали остров в девятнадцатом веке в поисках еды, воды и дров. Первой из зарегистрированных была Элиза в 1806 году, а последний известный визит был Пальметто в 1881 году.

Нынешние жители говорят на языках, пришедших на восток из австронезийских языков Лапита Культурный комплекс, около 2700 лет назад.

В 1899 году Германская империя претендовала на остров, присоединив его к Германской Новой Гвинее.

Вторая мировая война

Остров Бука был оккупирован японцами. войска во время Второй мировой войны, и здесь находились важные японские аэродромы, которые союзники считали стратегическими. Хотя остров бомбили союзные военно-воздушные силы и военные корабли, союзные армии никогда не сражались на Буке. Продержавшись годами из-за плохих запасов, японцы сдались в 1945 году, когда союзные войска приближались к полуострову Селау на соседнем Бугенвиле.

Экономика

Экономику Буки можно разделить на очень небольшую городскую составляющую и сельский сектор. Сельский сектор характеризуется натуральным хозяйством, в основном сладким картофелем в качестве основного продукта питания, а также производством копры и какао как товарные культуры семейными единицами и небольшими кооперативными рабочими группами. Посевы ванили и тропических пряностей постепенно замедляются и остаются очень незначительными источниками дохода для жителей деревни.

Городской сектор Бука Пассаж включает представителей крупного бизнеса Новой Гвинеи, таких как Bank South Pacific, CPL (закупающий товарные культуры), Agmark, Бугенвиль. присутствие правительства автономного Бугенвиля, которое базируется в Кубу, недалеко от пролива Бука. На острове есть несколько малых предприятий.

Аэропорт Бука - главный аэропорт в районе Бугенвиля. Он запланировал рейсы в Рабаул, Лаэ и Порт-Морсби.

География

Бука - относительно плоский остров примерно в 52 километрах (32 мили). протяженность по оси север-юг и до 18 километров (11 миль) в ширину по оси запад-восток. Он отделен от Бугенвиля проходом Бука, узким, глубоким и очень быстрым приливным каналом шириной около 200 метров (660 футов). Восточное побережье большую часть года является наветренной стороной и характеризуется прибрежным обрывом, который поднимается близко к океану, оставляя только узкий и часто каменистый пляж. Коралловый риф окружает весь остров, он узкий на восточном побережье, которое испытывают океанические ветры и большие волны; он распространяется в лагуны на западном побережье.

Вдоль западного побережья есть небольшая горная цепь, названная Хребтом Ричарда Паркинсона в честь немецкого плантатора и исследователя. Самый высокий пик в этом диапазоне - Mt. Бей, высота которого составляет 458 метров (1503 фута). Ареал пролегает между Букой и гаванью Карола. Несколько более крупных рек на острове текут из верховий внутри хребта. Самая крупная - река Гаган.

Остальная часть острова представляет собой большое возвышенное известняковое образование. Он поднимается на 10 метров вглубь суши и на 70–100 метров (230–330 футов) вдоль скал на восточном побережье. Скалы соответствуют рифу древней лагуны.

Морфология известняка означает, что на большей части острова имеется очень мало поверхностных вод. Это создает проблему для жителей острова, особенно в засушливый сезон, когда жители деревни собирают воду из источников «кукубуи» у подножия скал.

Подразделения

Остров разделен на пять автономных правительств Бугенвиля электоратов:

  • Хаку
  • Пейт (охватывающий Западное побережье и Соло)
  • Халия (от Тохати до Хахалиса),
  • Хагогохе (от Саласы до Синг)
  • Циталато (от Лонахана до прохода Бука).

У каждого из этих электоратов есть свои собственное местное самоуправление, известное как советы старейшин.

Бука - главный город на острове Бука и нынешняя столица автономного района Бугенвиль. Он расположен на северном берегу Букинского пролива. На старых картах он называется «Чайнатаун». Земля, которую занимает город, официально называлась Лета. В последние годы произошло значительное расширение города, а также в соседнем Кубу, где находится автономный правительственный парламент Бугенвиля, и в Хутьене, где находится национальная средняя школа, обслуживающая Буку.

Язык и этнические группы

Главный остров Бука занят двумя отдельными языковыми группами: Соло и Халиа. Последний разделен на два диалекта на острове Бука: ханахан-халиа, на котором говорят вдоль восточного побережья от прохода Бука (известный как Иета) до Тохатси и Хаку, на котором говорят в деревнях северного побережья от Элутупана до Лонтиса. На третьем диалекте Халии, известном как Селау, говорят на одноименном полуострове на севере Бугенвиля. Носители халиа и хаку легко понимают друг друга, Селау - более отдаленный диалект. Соло - это отдельный язык в австронезийской семье Северного Бугенвиля, а галиа и соло не являются взаимно понятными.

На западном побережье Буки есть пять небольших населенных островов, которые имеют тесные культурные и языковые связи с главным островом Бука. С севера на юг это Пороран и близлежащие Хитау, Петатс, Ямен и Мацунган. Язык этих островов отличается от языка Халии и Соло, но он больше похож на язык Халии, чем на Соло. В лингвистической литературе этот язык упоминается как петатс, а на Буке - как западное побережье.

Все языки, на которых говорит коренное население Буки, являются частью австронезийской группы языков Северного Бугенвиля. Они демонстрируют некоторую близость к языкам острова Ниссан и Новой Ирландии и являются частью меланезийской ветви австронезийской языковой семьи.

Современные буки часто используют ток писин как лингва-франка между тремя основными языковыми группами.

Культура и обычаи

Несмотря на то, что общество буков разделено на три или четыре разные языковые группы, по всему острову обнаруживаются очень похожие черты. Традиционное общество Бука соответствовало широкому типу меланезийской садоводческой организации. Жители прибрежных (или «таси» - пляжных) деревень, а именно носители хаку, халиа и западного побережья, сажали таро, держали кур, ловили рыбу и собирали моллюсков. Соло ловили рыбу в реках Буки и торговали лесными продуктами и таро с островитянами Халиа и Западного побережья. Как и на большинстве островов Тихого океана, свиньи были и остаются чрезвычайно важными и редко употребляются в пищу, кроме как в ходе ритуалов и официальных пира. Кускус (разновидность сумчатого животного) и различные птицы также дополняют рацион.

Происхождение является матрилинейным, и терминология родства основана на гавайской системе. Родство Бука не предусматривает послеродового проживания, но обычно предпочтительно, чтобы молодая пара сначала жила с родственниками мужа по материнской линии, а затем переезжала на землю жены. Причина этого в том, что хотя мужчине потребуется помощь членов своего клана, его дети принадлежат к клану его жены.

Вожди

Существуют унаследованные руководящие должности для мужчин или вождей, называемые цуноно (в халиа или близкие родственники в других языках). Женщины также могут быть «вождями», известными как тейтахол в Халии и тухикау в Хаку. Традиционно женщины-вожди не имеют явного авторитета, но пользуются большим уважением. Женщины имеют сакральную ценность, а не светскую власть. Это несколько меняется под влиянием НПО, а также из-за лидерской роли женщин в движении за мир во время гражданской войны на Бугенвиле.

Хотя цуноно теоретически определяется генеалогией, на практике правило часто нарушается. Если человек плохо говорит или если его брат исключительный, тело цуноно может распознать в нем «маусмана» (представитель в Ток-писин) или цонпейто (опекун в Халии).

Цуноно не обладают властью произвольно. Они должны представлять интересы своего клана. Хотя клан не может (легко) устранить цуноно, если он этого не сделает, они могут очень затруднить ему мобилизацию земельных и трудовых ресурсов, необходимых для того, чтобы стать эффективным политическим агентом.

У каждого подклана есть собственный дом клана, известный как цухана. Эти постройки чрезвычайно важны в политической организации Буки, это общественные здания, в которых устраиваются панихиды, поминки и примирения. Обычно клан или деревня собираются, чтобы обсудить политические дела в цухане. Здесь хранятся большие деревянные щелевые гонги, которые бьют для созыва собраний, объявления похорон, смертей и других деревенских событий.

Цухана связаны с телом цуноно. Удар по столбу цуханы в гневе считается равносильным нападению на вождя и требует искупления в виде принесения в жертву свиньи. Строительство цуханы - сложный процесс, хотя само здание обычно довольно скромное. Каждый этап строительства требует принесения в жертву свиней, а это, в свою очередь, требует мобилизации подклана и его союзников. Цухана должна быть построена для того, чтобы вождь цуноно считался могущественным и авторитетным.

В целом цуноно и цухана имеют власть над подкланом или территорией размером с деревню, охватывающей от пяти до двадцати нуклеарных семей. Однако существует иерархия цуноно. Обычно несколько цухан объединяются под руководством выдающегося клана, и лидера этого клана называют цунономал. Эти отношения не безвозвратны и требуют согласия других цуноно. Для цуноно невозможно или, по крайней мере, нелегко победить и заставить другую цухану подчиниться своей собственной.

Самый могущественный вождь называется мунихил. Теоретически этот вождь имеет власть над кланами определенного класса в районе, охватывающем, возможно, несколько деревень. Такой вождь не будет самым крупным и могущественным землевладельцем и редко будет иметь сильные генеалогические претензии на все деревни. Иногда таким вождем будет даже не местный житель, а выдающийся лидер, привлеченный из далекой местности. Его претензии на лидерство не его собственные, а проистекают из коллективного соглашения цуноно, которое «выдвинуло его вперед», чтобы он мог представлять их.

Классы и кланы групп

Во всех обществах Бука есть четыре класса группировок - Накарипа, Набоен, Накас и Натаси. Накарипа и Набоен представлены тотемными символами птицы и орла, в то время как Накас представлен собакой, и нет единого мнения относительно тотема Натаси, но котояна, вид морского ястреба, часто предлагается вместе с пуэ, пена морского прорыва. Накарипа и Набоен являются престиж-классами, и подавляющее большинство населения будет утверждать, что принадлежит к одному или другому, даже если они генеалогически принадлежат к низшим престижным классам Накас и Натаси. Последние традиционно выполняли грязную работу престиж-классов; совсем недавно эти группы стали независимыми («бруклус») и заявили о себе как «самостоятельные кланы».

Хотя Бука будет называть свои категории групп «кланами» на ток-писинском и английском языках, это не является социологически точным, и это слово на самом деле используется в двух разных смыслах, соответствующих тому, что антропологи признают группировками и кланами. (Это также особенность языка Halia, рассматриваемый термин Halia - pinaposa.) Существуют кланы, которые имеют общее происхождение и иногда выступают в качестве юридических лиц. Эти кланы являются группами землевладельцев, хотя часто кланы будут представлены подкланами в разных деревнях или даже в разных языковых областях.

Напротив, классы групп включают множество разных кланов. Классификация групп важна в разрешении конфликтов и в организации власти. Чтобы мужчина сменил брата своей матери как цуноно, «противоположная» часть (всегда либо Накарипа, либо Набоен) будет хацуноно (совершить цуноно). Во время церемоний примирения «противоположная» часть произносит речи, устанавливающие условия для примиряющих сторон, и будет председательствовать на жертвоприношениях.

Традиционные религиозные верования

Традиционные религиозные верования Бука вращаются вокруг установления хороших отношений между живыми и духами мертвых, а также с дикими и клановыми духами (известными как лилихане), которые, как считается, населяют каждый названный географический объект. (Большие камни и крошечные водоемы обычно имеют свои собственные названия, как и отдельные проходы в рифе, окружающем остров). Эти духи могут иметь положительное или отрицательное отношение к людям или полностью игнорировать их. Духи могущественны, но не всезнающие и не всемогущие. (Например, когда нового человека знакомят с местом, где обитает могущественный, потенциально опасный дух, он или она должны сказать: «Это снова я, я иду умыться, как и вчера!») Успех в жизни определяется духами. садоводство, борьба и, конечно же, все сексуальное.

Связь с духами устанавливается посредством жертвенного огня. Такие костры чаще всего зажигают при поминках недавно умерших. Во время захоронения огонь не зажигают. На следующий день после погребения клан, наиболее близкий к мертвым, разводит костер и предлагает приготовленную рыбу и таро. Старейшины клана будут говорить с огнем, обращаясь к древним предкам и прося их принять новый дух и помочь живущим на пути впереди. Нужна помощь, потому что теперь клан должен быстро обзавестись несколькими свиньями, чтобы убить их на следующих пирах, отмечающих пять дней, а затем десять дней после захоронения. Эти застолья более публичные, и их успешная организация очень важна для престижа подклана. Эти застолья могут изрядно истощить клан, поскольку свиней в Буке не хватает. Духи помогут в этом и помогут клану достичь сплоченности.

На всей территории Буки, как и в большинстве других областей Меланезии, существует вера в колдовство, называемое «матуна» или «цора». Существует два вида колдовства: один из них традиционно использовался вождем или, точнее, его агентами, для наказания нарушителей в деревне. Это колдовство было публичным, и атрибуты, использованные для его осуществления, демонстрировались на цухане как знак высокого ранга. Под современным колдовством понимают другой вид. Это делается тайно, и обычно считается, что он был куплен предполагаемым колдуном за границей; это само по себе позорное преступление. Чаще всего причиной подозрений в колдовстве является неравный экономический или политический успех, который вызывает «ревность».

Современная религия

Сегодня подавляющее большинство Бука - христиане, разделенные на римско-католическое большинство и значительное меньшинство Объединенной церкви (методистов), а также на множество различных пятидесятнических и евангелических сект.

Букинское христианство, особенно католическое вероисповедание, имеет сильную тенденцию ассимилировать местные и христианские верования. Островитяне называют это «переводом». Бога называют Сунахан, личное имя, которое иногда переводят как «тот, кто сажает деревни, как новые ростки таро», хотя это народная этимология. Сунахан - создатель из традиции Бука, и истории о нем засекречены. В некоторых областях Иисуса уподобляют Бариосе, Гериане или Матанацилу, героям-героям, чьи истории рассказываются на всей территории северного Бугенвиля и до Новой Ирландии. Святая Мария понимается как главным образом женщина, тейтахол или тухикау. В октябре по острову проходят процессии со статуями Святой Марии. За статуями следуют женщины, несущие традиционные женские рабочие рюкзаки, потому что в основном женщина должна путешествовать с таро и бетельном.

Социальные и религиозные движения

Бука известна в антропологической литературе как место возникновения большого и воинственного общественного движения под названием Общество благосостояния Хахали, а также ряда других политические и религиозные движения. Их противники часто называют «карго-культами », хотя полезность этого термина является предметом споров среди антропологов и историков Тихого океана.

Примечания

Ссылки

  • Блэквуд, Б. 1933 г. Обе стороны прохода Бука. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Рейган А.Дж. и Гриффин Дж. М. (ред.) Бугенвиль до конфликта, 2005 г. Канберра: Pandanus Books.
  • Римольди М. и Римольди Э. 1992 Хахалис и труд любви: социальное движение на острове Бука. Оксфорд: Берг.

Внешние ссылки

Координаты : 5 ° 15'S 154 ° 38'E / 5,250 ° S 154,633 ° E / -5,250; 154.633

Последняя правка сделана 2021-05-13 04:36:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте