Бруно Вальтер

редактировать
Дирижер, пианист и композитор немецкого происхождения
Бруно Вальтер
Бруно Вальтер Вин 1912.jpg Бруно Вальтер, Вена, 1912
РодилсяБруно Шлезингер. (1876-09-15) 15 сентября 1876 года. Берлин, Германия
Умер17 февраля 1962 (1962-02- 17) (85 лет). Беверли-Хиллз, Калифорния, США
Род занятийКомпозитор, дирижер, пианист
Годы работы1889–1962

Бруно Вальтер (родился Бруно Шлезингер, 15 сентября 1876-17 февраля 1962) был немецким родившимся дирижером., пианист и композитор. Он родился в Берлине, покинул Германию в 1933 году, чтобы избежать Третьего рейха, был натурализован как гражданин Франции в 1938 году и поселился в Соединенных Штатах в 1939 году. Он тесно сотрудничал с Густавом Малером, чью музыку он помог включить в репертуар, занимал важные должности в Лейпцигском оркестре Гевандхаус, Нью-Йоркской филармонии, Оркестр Концертгебау, Зальцбургский фестиваль, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Государственная опера Унтер ден Линден и <104 «Немецкая опера в Берлине», среди прочего, сделала записи, имеющие историческое и художественное значение, и широко считается одним из величайших дирижеров 20-го века.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Проведение
    • 1.3 Мюнхен
    • 1.4 США
    • 1.5 Берлин, Лейпциг, Вена
    • 1.6 Возвращение в Соединенные Штаты
    • 1,7 Смерть
  • 2 Работа
    • 2.1 Записи
    • 2.2 Композиции
    • 2.3 Письменные работы
  • 3 Известные записи
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Библиография
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Молодой Бруно Вальтер

Ранние годы

Родился около Александерплац в Берлине в среднем классе Еврейская семья, он начал свое музыкальное образование в Консерватории Стерна в возрасте восьми лет, впервые выступив на публике как пианист, когда ему было девять; он исполнил концертную часть с Берлинской филармонией в 1889 году и полный концерт с ними в феврале 1890 года. Он изучал композицию у Штерна у Роберта Радеке и оставался композитором до тех пор, пока около 1910 г. (см. список сочинений ниже). Но именно слушание концерта Берлинской филармонии в 1889 году под руководством Ханса фон Бюлова, как он писал, «решило мое будущее. Теперь я знал, для чего я предназначен. Никакой музыкальной деятельности, кроме оркестровой. дирижером я больше не мог считаться ». Он дебютировал как дирижер в Кельнской опере с Альбертом Лорцингом Der Waffenschmied в 1894 году. Позже в том же году он уехал в Гамбургскую оперу работать руководителем хора. Там он впервые встретился и поработал с Густавом Малером, которого он почитал и чью музыку впоследствии стал сильно идентифицировать.

Дирижирование

В 1896 году он был назначен капельмейстером Stadttheater (муниципальная опера) в Бреслау по рекомендации Малера директору театра Теодору Лёве. Однако Лёве потребовал, чтобы перед тем, как занять эту должность, молодой дирижер сменил фамилию на Шлезингер - что буквально означает силезский - «из-за частого появления в столице Силезии». В письме к своему брату, перефразированному биографами Эриком Райдингом и Ребеккой Печефски, Вальтер сказал, что он «предложил несколько имен, которые Малер записал и дал Лёве, который вернул контракт с именем Бруно Вальтер». Эти биографы добавляют, что Уолтер написал своим родителям, что он обнаружил, что «необходимость сменить имя - это« ужасно »». Они сообщают, что Малер и его сестры «оказывали давление» на Вальтера, чтобы тот сменил имя, и добавляют, что вопреки случайным необоснованным сообщениям, «неизвестно», имеет ли условие Лёве какое-либо отношение к желанию скрыть еврейское происхождение Вальтера.

В 1897 году Вальтер стал главным дирижером городской оперы в Прессбурге (ныне Братислава ). Он нашел город провинциальным и удручающим, и в 1898 году занял должность главного дирижера Рижской оперы, Российской Империи. Там он обратился в христианство, вероятно, в католицизм. В 1899 году Вальтер был назначен музыкальным руководителем оперы Темешвара, Австро-Венгрия (ныне Тимишоара, Румыния), нынешней Банатульской филармонии в Тимишоаре. Затем Вальтер вернулся в 1900 году в Берлин, где занял пост королевского прусского дирижера в государственной опере Унтер-ден-Линден, сменив Франца Шалька ; его коллегами были Рихард Штраус и Карл Мук. Находясь в Берлине, он также дирижировал премьерой Der arme Heinrich Ганса Пфитцнера, который стал другом на всю жизнь.

В 1901 году Вальтер принял приглашение Малера стать его ассистент придворной оперы в Вене. Уолтер возглавлял Верди Аиду во время своего дебюта. В 1907 г. он был избран Венской филармонией дирижировать его концертом Николая. В 1910 году он помог Малеру выбрать и обучить сольных певцов для премьеры Малера симфонии № 8. В последующие годы репутация Уолтера как дирижера резко возросла, когда его пригласили дирижировать по Европе - в Праге, в Лондоне, где в 1910 году он дирижировал Tristan und Изольда и Этель Смит в "Вредкерс" в Ковент-Гарден и в Риме. Когда Малер умер 18 мая 1911 года, Уолтер был на смертном одре. 6 июня он написал сестре, что должен дирижировать премьерой оперы Малера Das Lied von der Erde ; он сделал это в Мюнхене 20 ноября 1911 года, в первой половине малеровского концерта (вторая половина содержала Малеровскую симфонию №2 ). 26 июня 1912 года он возглавил Венский филармонический оркестр на мировой премьере Симфонии № 9.

Мюнхена

Малера.

, хотя Вальтер стал австрийцем. гражданин в 1911 году, он покинул Вену в 1913 году, чтобы стать королевским баварским музыкальным директором и генеральным музыкальным директором Баварской государственной оперы в Мюнхене. Находясь там, утверждают Эрик Райдинг и Ребекка Печефски, «вклад Уолтера в историю выступления Вагнера [был] более значительным, чем многие думают. Байройтский фестиваль был приостановлен после 1914 года... и возобновлен только в 1924 году. В течение этих девяти лет Мюнхен был центром подлинного представления Вагнера; его Prinzregenttheather был очень похож на Festspielhaus в Байройте, а его Национальный театр видел мировые премьеры Die Meistersinger von Nürnberg, Das Рейнгольд, Die Walküre и Тристан и Изольда. Вальтер большую часть этого периода был музыкальным руководителем города и руководил большей частью вагнеровского репертуара »

В январе 1914 года Вальтер дирижировал своим первым концертом в Москве. Во время Первой мировой войны он продолжал активно дирижировать, дав премьеры фильмов Эриха Вольфганга Корнгольда Виоланта и Der Ring des Polykrates а также Ганса Пфитцнера Палестрина. В 1920 году он дирижировал премьерой Вальтера Браунфельса 'Die Vögel.

В Мюнхене Вальтер был хорошим другом кардинала Эухенио Пачелли (позднее Папы Пия XII ). Тесная дружба Уолтера с Томасом Манном, похоже, началась в Мюнхене к 1914 году.

Соединенные Штаты

Вальтер закончил свое назначение в Мюнхене в 1922 году (его сменил Ханс Кнаппертсбуш ) и уехал в Нью-Йорк в 1923 году, работая с Нью-Йоркским симфоническим оркестром в Карнеги-холле ; позже он дирижировал в Детройте, Миннесоте и Бостоне.

Берлине, Лейпциге, Вене

Вернувшись в Европу, Уолтер дебютировал с обоими Leipzig Gewandhaus Orchestra и Royal Concertgebouw Orchestra в 1923 году, а также был музыкальным руководителем Deutsche Oper Berlin (Städtische Oper) с 1925 по 1929 год. Дебютировал. в Ла Скала в 1926 году и был главным дирижером немецких сезонов в Ковент-Гарден в Лондоне с 1924 по 1931 год.

Уолтер был главным дирижером театра Leipzig Gewandhaus Orchestra с 1929 по март 1933 года, когда его срок пребывания в должности был прерван новым нацистским правительством, как подробно описано ниже.

В выступлениях в конце 1920-х годов нацистский лидер Адольф Гитлер горько жаловался на присутствие еврейских дирижеров в Берлинской опере и несколько раз упоминал Вальтера, добавляя к имени Вальтера слова "псевдоним Шлезингер". Когда нацисты пришли к власти, они предприняли систематический процесс отстранения евреев от художественной жизни.

Как сообщили биографы Эрик Райдинг и Ребекка Печефски, когда Гитлер стал канцлером в январе 1933 года, Уолтер дирижировал в Нью-Йорке, но в следующем месяце отплыл обратно в Лейпциг, планируя провести свои ранее запланированные концерты с оркестром Гевандхаус в марте. Однако начальник полиции Лейпцига сообщил руководству, что он отменит концерты, если Вальтер будет их дирижировать. Руководство сопротивлялось, и Вальтер проводил репетиции, но в день, когда должен был состояться первый концерт, полиция «от имени саксонского министерства внутренних дел» запретила генеральную репетицию и концерты; Вальтер уехал из Лейпцига. Затем Вальтер должен был дирижировать Берлинской филармонией 20 марта, но его руководство было предупреждено Йозефом Геббельсом, что на концерте могут произойти «неприятные демонстрации», и Министерство пропаганды разъяснило это говоря, что в зале будет насилие. Услышав об этом, Уолтер решил уйти, сказав руководству: «Тогда мне здесь больше нечего делать». Концерт в итоге дирижировал Рихард Штраус. Позже Уолтер писал: «Композитор Эйн Хелденлебен [« Жизнь героя »] фактически заявил, что готов дирижировать вместо насильственно удаленного коллеги». Концерт, который Уолтер должен был провести во Франкфурте, также был отменен. Вальтер уехал из Германии и должен был дирижировать только после войны.

Внешний звук
значок аудио Вы можете послушать, как Бруно Вальтер дирижирует Венским филармоническим оркестром в Иоганнесе Брамсе ' Симфония № 3 фа мажор Opus 90 в 1936 году здесь, на archive.org

Австрия стала его главным центром деятельности на следующие несколько лет. Он и его семья переехали в Вену, где он регулярно дирижировал Венским филармоническим оркестром - с которым он сделал ряд важных записей в этот период - и на Зальцбургском фестивале. В 1936 году он принял предложение стать художественным руководителем Венской государственной оперы, где он занимал тот же офис, который когда-то принадлежал Малеру. Он также был назначен постоянным приглашенным дирижером (eerste dirigent) Амстердамского оркестра Концертгебау с 1934 по 1939 год и выступал в качестве гостя, например, на ежегодных концертах с Нью-Йоркской филармонией. с 1932 по 1936 год. Когда Третий рейх аннексировал Австрию - аншлюс - в 1938 году, Вальтер дирижировал оркестром Концертгебау в Нидерландах. Его старшая дочь Лотте была в то время в Вене и была арестована нацистами; Уолтер смог использовать свое влияние, чтобы освободить ее. Он также использовал свое влияние, чтобы найти убежище для своего брата и сестры в Скандинавии во время войны.

Дочь Вальтера Гретель была убита 21 августа 1939 года в Берлине ее мужем, который затем убил сам себя; его мотивом была ревность по поводу ее растущих отношений с итальянским бас-певцом Эцио Пинца. Жена Уолтера впала в постоянную депрессию и умерла в 1945 году, и Уолтер винил себя в трагедии, поскольку его дочь познакомилась с Пинзой только потому, что Уолтер приложил особые усилия, чтобы нанять его на исполнение роли Дона Джованни.

Возвращение в Соединенные Штаты

1 ноября 1939 года он отплыл в Соединенные Штаты, которые стали его постоянным домом. Он поселился в Беверли-Хиллз, Калифорния, где среди его многочисленных эмигрантов соседей был Томас Манн.

. В то время как Уолтер оказал большое влияние на музыку, в его книге «О музыке и творчестве» (1957)) он отмечает глубокое влияние философа Рудольфа Штайнера. Он отмечает: «В преклонном возрасте мне посчастливилось быть посвященным в мир антропософии и за последние несколько лет глубоко изучить учение Рудольфа Штайнера. Здесь мы видим живое и живое. в действии то избавление, о котором Фридрих Гёльдерлин говорит; его благословение излилось на меня, и поэтому эта книга является исповеданием веры в антропософию. Нет ни одной части моей внутренней жизни, которая не пролила новый свет Я глубоко благодарен за то, что был так безгранично обогащен... Это великолепно снова стать учеником во время моей жизни. У меня есть чувство омоложение всего моего существа, которое дает силу и обновление моей музыкальности, даже моей музыке ".

Внешний звук
значок аудио Вы можете послушать Бруно Уолтера, дирижирующего Нью-Йоркским филармоническим оркестром в:. Вольфганг Амадей Моцарт Симфония № 40 соль минор. тон Рихарда Штрауса стихотворение Дон Жуан ми мажор, соч. 20. с комментариями в 1953 году здесь, на archive.org

В течение своих лет в Соединенных Штатах Уолтер работал со многими известными американскими оркестрами. В декабре 1942 года ему предложили должность музыкального директора Нью-Йоркской филармонии, но он отказался, сославшись на свой возраст; затем в феврале 1947 года, после отставки Артура Родзинского, он принял эту должность, но изменил название на «Музыкальный советник» (он ушел в отставку в 1949 году). Среди других оркестров, с которыми он работал, были Чикагский симфонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический, Симфонический оркестр NBC и Филадельфийский оркестр. С 1946 года он совершил множество поездок в Европу, став важной музыкальной фигурой в первые годы Эдинбургского фестиваля и Зальцбург, Вену и Мюнхен. В сентябре 1950 года он вернулся в Берлин впервые после сорванного концерта 1933 года; он дирижировал Берлинской филармонией в программе Бетховена, Моцарта, Рихарда Штрауса и Брамса и «читал лекцию для студентов Городской консерватории - бывшей его старой школы, Консерватории Штерна - по просьбе студентов». Его поздняя жизнь была отмечена стереозаписями с Columbia Symphony Orchestra, ансамблем профессиональных музыкантов, собранным Columbia Records для записи. Последний раз он выступил на концерте 4 декабря 1960 года с филармонией Лос-Анджелеса и пианистом Ван Клиберном. Его последней записью была серия увертюр Моцарта с Колумбийским симфоническим оркестром в конце марта 1961 года.

Смерть

Бруно Уолтер умер от сердца. атака в его доме в Беверли-Хиллз в 1962 году. Он похоронен на кладбище Джентилино в кантоне Тичино, Швейцария.

Работа

Записи

Карикатура на Вальтера, дирижирующего
Внешнее аудио
значок аудио Вы можете послушать, как Бруно Вальтер исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта № 20 ре минор K.466 с Венский филармонический оркестр в 1937 году здесь, на archive.org

Работа Вальтера документирована на сотнях записей, сделанных между 1900 (когда ему было 24) и 1961 годом. Большинство слушателей познакомились с ним через стереозаписи, сделанные в последние несколько лет, когда его здоровье ухудшалось. Некоторые критики предположили, что эти записи не полностью передают то, как искусство Уолтера должно было звучать в расцвете сил. Говорят, что поздние записи обладают гениальностью, контрастирующей с энергичными, интенсивными и подвижными выступлениями предыдущих десятилетий. Более того, поздние записи Уолтера сосредоточены в основном на старых композициях, тогда как в юности он часто дирижировал тем, что тогда считалось новой музыкой.

Уолтер тесно сотрудничал с Малером в качестве помощника и протеже. Малер не дожил до исполнения своей Das Lied von der Erde или Симфонии № 9, но его вдова, Альма Малер, попросила Уолтера представить обе премьеры. Вальтер руководил первым исполнением Das Lied в 1911 году в Мюнхене и Девятого в 1912 году в Вене с Венским филармоническим оркестром. Спустя десятилетия Вальтер и Венский филармонический оркестр (зять Малера Арнольд Розе все еще был концертмейстером) сделали первые записи Das Lied von der Erde в 1936 году и Девятой симфонии в 1938 году. записаны живым концертом, последний - всего за два месяца до нацистского аншлюса, изгнавшего Вальтера (и Розэ).

Эти записи представляют особый интерес для исполнительской практики оркестра, а также для интенсивности выражения. Уолтер должен был успешно перезаписать обе работы в последующие десятилетия. Его знаменитая Decca Das Lied von der Erde с Кэтлин Феррье, Юлиусом Пацаком и Венской филармонией была сделана в мае 1952 года, и он снова записал его в стерео с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1960 году. Он дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром во время стереозаписи Второй симфонии 1957 года. Он записал Девятую в стерео в 1961 году. Эти записи, как и другие его американские записи, были сначала выпущены Columbia Records, а затем на компакт-диске Sony.

Поскольку сам Малер никогда не дирижировал Девятая симфония и Das Lied von der Erde, выступления Вальтера нельзя рассматривать как документальные свидетельства интерпретаций Малера. Однако в свете личной связи Уолтера с композитором и того, что он дал оригинальные исполнения, они имеют другой вид первичной аутентичности. В других его (очень уважаемых) записях Малера - различных песен, а также Первой, Второй, Четвертой и Пятой симфоний - есть дополнительный интерес, что он слышал собственные исполнения Малера большинства из них.

Уолтер сделал много высоко оцененных записей других великих германских композиторов, таких как Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус-младший и Антон Брукнер, а также Бах, Вагнер, Шуман, Дворжак, Рихард Штраус, Чайковский, Сметана и другие. Вальтер был ведущим оперным дирижером и записывал оперы Моцарта Дон Жуан и Свадьба Фигаро из Метрополитен-опера и Зальцбургского фестиваля, Бетховена Фиделио, Вагнера и Верди теперь доступны на компакт-диске. Также большой интерес представляют записи его репетиций 1950-х годов Моцарта, Малера и Брамса, которые дают представление о его музыкальных приоритетах и ​​о теплой и нетиранической манере - в отличие от некоторых из его коллег - с которыми он относился к оркестрам..

Композиции

Уолтер активно сочинял, по крайней мере, до 1910 года. Как подробно описано в биографии Эрика Райдинга и Ребекки Печефски, его сочинения включают:

  • Симфония № 1 ре минор (сочинена около 1907; премьера в Вене, 1909; запись CPO # 777 163-2, 2007)
  • Симфония № 2 ми ми (сочинена около 1910 года)
  • Симфоническая фантазия (сочинена в 1904 году; премьера Рихард Штраус в 1904 году)
  • Струнный квартет ре мажор (1903; премьера в Вене Розовым квартетом )
  • Фортепианный квинтет (премьера в 1905 году в Вене Розовым квартетом )
  • Фортепианное трио (премьера состоялась в 1906 году в Вене Вальтером и участниками Розового квартета )
  • Соната для скрипки и фортепиано ля ля (около 1908 г.; премьера Вальтер и Роуз в Вене в феврале 1909 года; записано VAI vaia # 1155, 1997)
  • Музыкальное сопровождение к «Царю Эдипу» (1910. Постановка представляет собой адаптацию пьесы Софокла Гуго фон Хофманнсталя. Режиссер Макс Рейнхардт, премьера которого состоялась в сентябре 1910 года в Мюнхене, после чего последовали выступления в Берлине, Кельне и Вене.
  • Многочисленные песни
  • Хоровые произведения

Письменные произведения

  • III Густава Малера. Симфония. В: Der Merker 1 (1909), 9–11
  • Mahlers Weg: ein Erinnerungsblatt. В: Der Merker 3 (1912), 166–171
  • Über Этель Смит: ein Brief von Bruno Walter. In: Der Merker 3 (1912), 897–898
  • Kunst und Öffentlichkeit. In: Süddeutsche Monatshefte (Oktober 1916), 95–110
  • Beethovens Missa solemnis. In: Münchner Neueste Nachrichten (30 октября 1920 г.), Beethoven Suppl., 3–5
  • Von den moralischen Kräften der Musik. Vienna 1935
  • Gustav Mahler. Wien 1936
  • Bruckner and Mahler. In: Chord and Discord 2/2 (1940), 3–12
  • Thema und Variatione. n - Erinnerungen und Gedanken. Стокгольм 1947
  • Von der Musik und vom Musizieren. Франкфурт 1957
  • Mein Weg zur Anthroposophie. В: Das Goetheanum 52 (1961), 418–21
  • Briefe 1894–1962. Hg. Л.В. Lindt, Франкфурт-на-Майне 1969

Известные записи

Источник: Grove Music Online

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Бруно Вальтер.
Последняя правка сделана 2021-05-13 14:42:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте