Польша бронзового и железного веков

редактировать

Культуры бронзового и железного веков в Польше известны в основном из археологических раскопок исследование. Ранние культуры бронзового века в Польше начались около 2300–2400 гг. До н.э., а железный век начался примерно в 700–750 гг. К началу нашей эры археологические культуры железного века перестали существовать. Тема этнической принадлежности и языковой принадлежности групп, живших в Центральной Европе в то время, с учетом отсутствия письменных источников, является спекулятивной, и, соответственно, между ними существуют значительные разногласия. В Польше лужицкая культура, охватывающая как бронзовый, так и железный века, стала особенно заметной. Самая известная археологическая находка того периода - Бискупин укрепленное поселение (горд ) на озере, от которого и берет свое название, представляющее лужицкую культуру раннего железного века.

Бронзовый век в Польше состоял из периода I (раннего), с 2300 по 1600 год до нашей эры; Период II (старше), 1600–1350 гг. До н.э.; Период III (середина), 1350–1100 гг. До н.э.; Период IV (младший), 1100–900 гг. До н.э.; Период V (поздний), 900–700 гг. До н. Э. Ранний железный век включал Гальштат Период C, с 700 по 600 г. до н.э., и Гальштатский период D, с 600 по 450 г. до н.э.

Бронзовые предметы, присутствовавшие в Польше около 2300 г. до н.э., были доставлены через Карпатский бассейн. В последующем исконном раннем бронзовом веке доминировала новаторская культура Унетице в западной Польше и консервативная культура Межановиц на востоке. Они были заменены на соответствующих территориях на время второго, древнего бронзового периода, (до-лужицкой) культурой Tumulus и культурой Trzciniec. Для остальных бронзовых периодов характерны культуры Урнфилда ; в пределах их ареала захоронения скелетов были заменены кремацией тел на большей части Европы. В Польше поселения лужицкой культуры доминировали в ландшафте почти тысячу лет, включая и ранний железный век. Серия скифских нашествий, начавшаяся в VI веке до н. Э., Ускорила упадок лужицкой культуры. Гальштатский период D был временем экспансии поморской культуры, в то время как на территории Мазурии - Вармии территории современной Польши.

Содержание

  • 1 Унетице и другие культуры бронзового века
    • 1.1 Унетицкая культура
    • 1.2 Ивнская культура
    • 1.3 Плонская группа
    • 1.4 Мирзановицкая культура
    • 1.5 Стшижувская культура
    • 1.6 Отомани-фюзешабонская культура
    • 1,7 Тшцинецкая культура
    • 1.8 Культура курганов
    • 1.9 Пилинская культура
  • 2 Лужицкая культура позднего бронзового века
    • 2.1 Общая характеристика
    • 2.2 Поселения, хозяйственная деятельность, ремесла и социальная организация
    • 2.3 Солнечный культ и культовое искусство
  • 3 Лужицкая культура раннего железного века
    • 3.1 Меняющиеся условия и региональные отношения
    • 3.2 Лужицкая культура периода Гальштата
    • 3.3 Хозяйственная деятельность
    • 3.4 Строительство укрепленных и скифских поселений вторжения
    • 3.5 Бискупин
    • 3.6 Упадок лужицкой культуры
  • 4 Поморская культура, культ курганов Западной Балтики уре
    • 4.1 Поморская культура
    • 4.2 Поморские захоронения и урны
    • 4.3 Поморское хозяйство
    • 4.4 Распространение и упадок померанской культуры
    • 4.5 Западно-балтийская культура курганов
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

Унетице и другие культуры бронзового века

Унетицкая культура

бронзовый век в Польше, а также повсюду в Центральной Европе, начинается с новаторской культуры Unetice, существовавшей в Силезии и части Великой Польши в течение первого периода этой эры, то есть с 2200 по 1600 год до нашей эры. Истоки этого оседлого сельскохозяйственного общества состояли из консервативных традиций, унаследованных от населения шнуровой керамики и динамичных элементов народа колокольчиков. Примечательно, что унетисцы поддерживали контакты с высокоразвитыми культурами Карпатского бассейна, через которые у них были торговые связи с культурами ранней Греции. Их культура также отражала вдохновляющее влияние, исходившее от наиболее высокоразвитых в то время цивилизаций Ближнего Востока.

. Характерной чертой обществ Unetice было большее общее достаток и развитое социальное расслоение по сравнению с культурами позднего неолита. Предметы из бронзы, часто роскошного или престижного характера, пользовались большим спросом как символы власти и важности и обычно находились в могилах «князей». Четырнадцать таких захоронений - круглые насыпи земли на деревянных, глиняных и каменных постройках, некоторые из которых достигают 30 метров в диаметре, были найдены в Ленки Мале около Гродзиск-Велькопольский, возведенного в 2000–1800 годах до нашей эры., предполагая существование местной династии. Распространение бронзовых изделий местного производства (кинжалы Унетичи пользовались большим спросом по всей Европе и в Анатолии ) вдали от центров добычи руды или изготовления бронзы, показывает, что элита могла контролировать торговые пути, которые также была связана транспортировка янтаря с берегов Балтийского моря ремесленниками в Эгейское море. Было найдено много спрятанных (по неизвестным причинам), в том числе прекрасный из Пильща возле Глубчице. Стилистически изысканная керамика Унетики вдохновлена ​​ахейскими сосудами , полученными в результате торговли. Были построены укрепленные поселения; одно активно исследуемое место, которое использовалось и прошло несколько этапов в период 2000–1500 гг. до н.э., находится в Брущево в Костян уезде. Остатки поселений и кладбищ были обнаружены вокруг Вроцлава и в других местах Нижней Силезии, в том числе мастерская по обработке янтаря в Нове-Весе, Болеславец уезд.

Природа оружия и других предметов, найденных на сайтах Unetice, предполагает хроническое состояние войны и появление класса воинов. Находясь на переднем крае цивилизации в свое время и в своем месте, культура Unetice в конце концов уступила социальному и экономическому упадку; его кончина могла быть ускорена разрушительными набегами воинов воинственной культуры кургана, которая в конце концов заменила ее.

ивно культура

после Ивно около Шубина, был современником унетицкой культуры. Расположенный в Куявы, восточной (Гданьск ) Померании и северо-восточной Великой Польше, он находился под влиянием культуры Унетице, откуда были импортированы их бронзовые изделия, и много общих черт с культурой Mierzanowice (см. ниже). Тонкостенные глиняные сосуды Iwno были тщательно обработаны, и выращивание домашних животных имело важное значение для экономики.

группа Плоня

Группа сопоставимого периода, названная в честь района Щецин, простирался на центральную и западную польскую Померанию ; он известен захоронениями из каменных сундуков.

Межановицкая культура

К востоку от унетицкой культуры, в Малой Польше и далее на север до Мазовецкого региона, примерно в тот же промежуток времени лежала территория мерзановицкой культуры, названная в честь типовой деревни близ Опатов. Эти люди, которые в культурном отношении также являются потомками культуры шнуровой керамики, сначала жили передвижными скотоводами, но около 2200 г. до н.э. начали строить постоянные поселения и заниматься сельским хозяйством. Мерзановицкая культура была консервативным обществом, часто все еще использовавшим каменные орудия труда и сохранявшим медь для украшений.

Межановицкая культура возникла из самых значительных укрепленных поселений польского бронзового века, расположенных в Тшчинице рядом Ясло. Он был построен на особенно подходящем возвышенном естественном участке с первоначальной огороженной территорией 0,6 га. Он использовался непрерывно примерно с 2100 по 1300 год до н.э., и его часто называют Карпатской Троей или Троей Севера. Этот район был местом археологических исследований в течение последних ста лет, но только недавние исследования раскрыли его истинное значение с точки зрения понимания событий раннего бронзового века в Центральной Европе. Было обнаружено 30 000 артефактов Плешувской группы, в том числе исключительно хорошо сделанная украшенная керамика и ткацкое оборудование. Некоторые из обнаруженных предметов, а также характер защитных сооружений показывают контакты группы Плешув с народами Карпатского бассейна и влияние их культур.

Стшижувская культура

В той же культурной сфере, что и Межановице, еще дальше на восток находилась деревня, названная в честь деревни около Грубешув.

коттеджей Оттоманы c. 1650 г. до н.э., Тшциница (2016) Участок османо-фузесабонских земляных валов, дорога и сторожка в Археологическом музее под открытым небом Карпатская Троя (2016)

Культура османи-фюзезабоний

Прибыли высокоразвитые люди Тшциница область около 1650 г. до н.э., происходящая из регионов к югу от Карпат, и заняла поселение, созданное ранее группой Плешув, поскольку они заселяли реку Вислока. дренажная зона. Они ассимилировали местное население и создали более мощную цитадель, перестроив и расширив с удивительной инженерной изобретательностью существующую структуру. Отоманы оставили более 60 000 идентифицированных реликвий (в том числе, в отличие от реликвий мерзановицких, многочисленные роскошные бронзовые предметы), многие из которых являются проявлением их тесных связей с культурами региона - отсюда "связь Трои". Крепость Тшциница была сожжена, перестроена и снова расширена (до 2 гектаров), а после 1350 г. до н.э. была заброшена на более чем две тысячи лет. Поселение было заселено славянами, которые около 770–780 гг. Н.э. построили здесь массивный горд.

Вышеуказанные культуры составляют первый (ранний) период бронзы. Возраст в Польше, ок. 2300–1600 гг. До н.э.

культура Трзцинец

На всем протяжении их ареала и за его пределами культуры Межановице и Стшижув (и более южная часть культуры Ивно) были заменены культурой Трзцинец. Он был назван в честь Тшцинеца около Пулавы и просуществовал с 1700 по 1100 год до нашей эры, то есть на протяжении второго и третьего периодов бронзового века. Вероятно, он состоял из различных пост- неолитических популяций, общей характеристикой которых был тип керамики - большие сосуды с утолщенным верхним краем и горизонтальным декоративным выступом на шее, впервые обнаруженные около северного Германия в начале тысячелетия. Их собственное производство бронзовых изделий началось поздно и только в западной части ареала этой культуры.

A курган могильник тшцинецкой культуры, использовавшийся с 15-го по начало 12-го века до н.э., сохранился в Дахарзове недалеко от Сандомир. Центральная нижняя часть сооружения состоит из двух смежных прямоугольных каменных погребальных камер с деревянными полами. В большем из них лежат кости нескольких женщин и детей, в меньшем - кремированные останки одного пожилого мужчины. Также присутствовали глиняные горшки и медные украшения. Камеры были покрыты деревянной конструкцией, поддерживающей каменные наклонные стены / крыши, причем вся конструкция была покрыта большим (12–13 метров в диаметре) земляным валом. В дополнение к этой самой старой части - главному захоронению явного вождя племени и его семьи, есть более новые периферийные могилы на краю кургана и предметы, указывающие на длительное использование кладбища и местных культов в этом погребальном комплексе.

Небольшие площади и редкие поселения с более примитивными ремеслами считались характерными чертами периода и распространения тшцинецкой культуры. Однако в районе Полесья, Ловицкий уезд был обнаружен обширный, давно действующий хорошо развитый комплекс с объектами , датированными углеродом с 1530 по 1210 год до нашей эры. Используемое жилое пространство, полный «микрокосм», имело площадь 17 га, ограниченную двумя ручьями, с полями, помещениями для животных и мастерскими. Содержали крупный рогатый скот и свиней, а фермеры выращивали овес, пшеницу и ячмень и нанесли ущерб окружающей природной среде. Изученные скелеты указывают на то, что многие жители страдали кариесом. Среди многих тысяч обнаруженных каменных остатков есть церемониальные жезлы (булавы) с деревянной ручкой, указывающие на влияние далекой Месопотамии и Востока в целом. Производились плавка и обработка бронзы, а соль завозилась из южных регионов. Основное выявленное захоронение активно и неоднократно использовалось в течение нескольких поколений, тела переставлялись, могила, вырытая в земле, покрывалась курганом диаметром 5 метров.

Культура курганов

Прото-лужицкие курганные или курганные культуры дунайского происхождения процветали на западных польских землях в период 1700–1400 гг. До н.э. и внесли свой вклад в зарождение и рост Урнфилдские культуры. Около 1400 г. до н.э. ее сменила самая важная из них - лужицкая культура. Культура кургана снова была комплексом культур, пришедших на смену культуре Унетице, и общей чертой которых были земляные и каменные могилы. Похороны скелетные, в отличие от кремации более поздних культур Урнфилда. Не осталось никаких значительных поселений от жителей кургана, чьи методы ведения сельского хозяйства, по-видимому, ограничивались в основном животноводством. Они в значительной степени развили металлургию бронзы, удовлетворяя свои собственные потребности в оружии и богато разработанных и выполненных украшениях. Их доминирующим социальным классом были воины, которые были равны и были единственными мужчинами, имеющими право на захоронение курганов.

Пилинская культура

Пилинская культура (1500–1200 до н.э., примерно третий или средний период бронзового века) Венгрии и Словакии, а также южной Малой Польши, где, как и другие, они оставили бронзовые сокровища, - это ранний пример культур Урнфилд. Погребальные обычаи этих культур включали кремацию тел и размещение праха в урнах (часто с маленькими отверстиями, предположительно для выхода души). Урны были погребены без насыпи, иногда образуя огромные кладбища с тысячами таких могил.

лужицкая культура позднего бронзового века

Общая характеристика

лужицкая культура артефакты на Бельско-Бяла музей в Бельско-Бяла. Среди глиняной посуды - так называемые «глиняные блины».

лужицкая культура существовала на польских землях с 1450 по 250 год до н.э., до конца бронзового века (средний и поздний периоды), а затем в железный век, с 750 г. до н.э. Хотя археологически он представляет собой довольно единообразный образ, считается, что он был этнически неоднородным и возник в результате взаимодействия между группами, прибывшими извне, и населением, существующим в Польше, в котором были приняты новые культурные образцы. Культурное неравенство между востоком и западом продолжалось: например, использование металлических предметов было менее распространено в восточных регионах, тогда как в западной зоне, помимо урн, могилы часто содержали много других сосудов. Керамика западной зоны раннего лужицкого периода имела очень заметные выступы вокруг нижней части сосуда. Эти региональные различия со временем стали еще более заметными.

Выделяется ряд более мелких лужицких субкультур, например, субкультура в Верхней Силезии, где после 250-летнего перерыва, начавшегося примерно в 900 г. до н.э., что нетипично для культурной сферы Урнфилда, снова обнаруживаются скелеты.

Поселения, хозяйственная деятельность, ремесла и социальная организация

Лужицкие сельские поселения бронзового века были ограничены низменностями и до конца этого периода отсутствовали укрепления или другие оборонительные меры; в эти более мирные времена защита была не так важна, как в последующие века. Дома строились из балок, утепленных глиной или мхом, поддерживаемых шестами, с наклонными крышами, покрытыми соломой или тростником. Внутри были очаги, табуреты, кровати, места для хозяйственной деятельности, такие как цеха металлургического производства, вертикальные ткацкие станки и ручные мельницы. Некоторый скот также содержался внутри, а часть была забита перед зимой из-за недостаточной способности хранить корм.

В качестве материалов по-прежнему использовались древесина, рог и кости, и, особенно в восточной зоне, камень. Женщины обычно занимались прядением и ткачеством, так как глиняные ткацкие орудия и мастерские были обнаружены в раскопанных поселениях. Керамика по-прежнему производилась без гончарного круга, а печи, предназначенные для выпечки горшков, только-только появлялись. В период позднего бронзового века специализированные центры производили красиво расписанную керамику, большая часть которой продавалась. Металлургия и ремесло бронзы также стали очень развитыми и приобрели разные стили - роскошные декоративные предметы, инструменты и оружие изготавливались в Легнице и в других местах западной и южной Польши.

Основывалась лужицкая общественная организация. о семье и расширенной семье, хотя ранние племенные общины, возможно, также развивались. Постепенно формировались социальные, профессиональные и торговые группы, в том числе воины, священники и металлурги, но нет никаких свидетельств наследственного правящего класса или других социальных элит.

лужицкие поселения в центральной Польше (Лодзь площадь) были небольшими (4–5 семей) и недолговечными, не более полувека в одном и том же месте, вероятно, потому, что почва больше не использовалась после интенсивной эксплуатации в течение нескольких поколений. Исключением является огромное поселение в Ковалевицах, Згеж, от позднего бронзового века до периода Гальштата.

Сокровище уникальных в Польше личных украшений из бронзы и железа, датируемых 8 веком до нашей эры., стилистически связанный с находками как из северной, так и из южной Европы, был обнаружен на окраине поселения в Александровицах Краков уезда, области активной деятельности лужицких поселений.

Солнечный культ и искусство, связанное с культами

Считается, что многие предметы, обнаруженные археологами, связаны с культом солнца и солнечного божества. К ним относятся керамика с нарисованными солнечными изображениями и отформованными в фигурки птиц, бронзовые колесные мини-тележки с орнаментом животных и бронзовые застежки с изображениями птиц, которые, вероятно, носили жрецы-колдуны как часть церемониального одеяния. Антропоморфные фигурки, зооморфные контейнеры и тарелки, относящиеся к солярным или другим формам культа, обнаруживаются в лужицкой западной зоне; они происходят из последних веков бронзового века и продолжаются до железного века. На вазе-урне, найденной в Лазах в уезде Милич и датированной 850–650 гг. До н.э., изображены мифические фигуры оленей. У некоторых таких сосудов, украшений и рисунков есть современные аналоги в Ассирии, древнем Израиле, архаической Греции и Этрурии, что свидетельствует о широте лужицкой торговли и др. Контакты. свирель (сиринкс), музыкальный инструмент, популярный в северной Италии и восточных гальштатских кругах, был найден в могиле в Пшечице около Заверце с периоды поздней бронзы или раннего железа.

лужицкая культура раннего железного века

Изменение условий и региональных отношений

Несколько факторов дестабилизировали ситуацию в начале железного века. Похолодание климата вызвало деградацию азиатских степей, что вынудило кочевых людей, живших там, уйти, и начало череду последствий - всадники из степи, вооруженные железным оружием, смогли проникают на большие территории Европы. Европейцы ответили строительством больших укрепленных поселений, перенимая методы ведения войны азиатскими захватчиками, развивая специализированную военную касту и сильную систему власти, основанную на принце-правителе. Гальштатская культура, которая развивалась к западу и югу от Польши, сама подражая цивилизациям и поддерживая тесные контакты с ними, оказала большое влияние на лужицкий народ на польских землях, культура которого достигла своего пика во время период 750–550 гг. до н.э.

балтийский янтарь продавался в обмен на оружие и роскошные предметы из южной Европы, включая модные предметы личного ухода, такие как устройства для стрижки ногтей, и торговые отношения с скандинавскими странами ареалы были также хорошо развиты, особенно в западной Померании, которая все больше подпадала под нордическую культурную зону (южная Скандинавский полуостров, Дания и северная Германия ) влияние на протяжении всего позднего бронзового века, когда ее ремесленники подражали нордическим импортным товарам.

лужицкая культура периода Гальштата

Лужицкая культура периода Гальштата включала большинство земель современной Польши, включая родственные (Зелена-Гура уезд) в некоторых самых западных частях, одновременно с Гальштатом C и D, а затем и с переходом типа могилы типа "цист" (каменная кладка) в поморскую культуру. Западная Польша была более развитой, с местным производством; украшения и другие декоративные изделия из железа, бронзы, стекла, янтаря и других материалов, а также роскошная расписная керамика были созданы по образцу гальштатского ремесла. На многих кладбищах умерших хоронили в деревянных камерах. Захоронения, найденные в Горшевицах (Шамотулы уезд) в Великой Польше (650–550 гг. До н.э.), снабжены причудливым оборудованием и напоминают могилы вождей гальштатских племен; точно так же есть и другие сокровища роскошных и престижных объектов.

Крупномасштабные раскопки лужицких поселений под влиянием альпийского региона гальштатской культуры проводились в Вроцлавском уезде. Здесь, в Старом Слешуве и Милейовицах, части поселений отделены от остальных массивным частоколом, который, возможно, ограждает жилища формирующейся местной элиты. В поселке Новы-Слешув можно было четко выделить жилую и промышленную зоны, последняя из которых включает печи для выпечки керамики и плавильные печи для металлургических заводов. Некрополь в Домаслав действовал с 1300 по 400 год до н.э., и здесь было обнаружено более 3000 могил. Среди них более 80 богатых захоронений гальштатского типа. Найденные предметы указывают на обширные торговые контакты с югом Альп и регионами. На основании полученных доказательств некоторые исследователи теперь полагают, что большой центр во Вроцлавском уезде и другие поселения раннего железного века в Нижней Силезии представляют гальштатскую, а не лужицкую культуру. Несмотря на это очевидное увлечение образом жизни западных элит (и в некоторой степени создание собственных), лужицкий народ никогда не достиг сопоставимого уровня социального расслоения, и не было наследственных «князей».

Экономическая деятельность

Основой экономики оставалось сельское хозяйство, дополненное по-прежнему охотой и собирательством. Уже использовались простые деревянные плуги, запряженные волами. Просо, пшеница, рожь, овес и ячмень выращивались на полях, в то время как в садах выращивались фасоль и чечевица, а также масличные мак, репа и лен, из волокон которых производились льняные нити. Методы животноводства улучшились с распространением железной утвари, то есть с VI века до нашей эры. Лошадей разводили и использовали чаще, помимо традиционно содержащегося крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, а улучшенное хранение кормов позволило содержать стада в течение всего зимнего сезона. Соляные источники использовались для производства соли. В районе Величка соль производилась уже в бронзовом веке, а крупномасштабная добыча происходила в период Гальштата. В южной Польше лужицы пытались разрабатывать доступные здесь металлические руды.

Строительство укрепленных поселений и скифские вторжения

Начиная примерно с 900 г. до н.э. лужицы постепенно укрепляли свои поселения, сначала в <141 г.>Силезия край. К 650–600 гг. До н.э. их там и по всей западной зоне было довольно много. Часто построенные в местах, которые легко защищать, они были окружены стенами из земли, камня и дерева и рвами и могли занимать от 0,5 до 20 гектаров. Меньшие цитадели были построены в стратегически важных местах, таких как горные перевалы и торговые пути, где жители могли контролировать и охранять территорию. Крепости также функционировали как промышленные центры; Хороший пример торгово-производственного городища - город Коморов, расположенный недалеко от Горшевицкого кладбища. Некоторые из крупных укрепленных территорий не имели внутри много строений и, вероятно, служили временными убежищами для местного населения во время опасности.

Начиная с 6 века, несколько волн скифских вторжений прошел через польские земли. Маршруты, по которым они путешествовали, можно увидеть по следам выгоревших лужицких поселений, которые они оставили. Драматические материальные свидетельства насильственной смерти и разрушения были найдены среди пепла погибшего укрепленного поселения в Вичине около Новогруд-Бобжаньски. С другой стороны, золотой скифский клад был обнаружен возле лужицкого поселения в Виташково около Губина - элементы оружия и украшений, выполненные по мотивам зооморфных греческих художественных мотивов и датированные 550 г. до н.э., вероятно, добыча, захваченная у павшего скифского вождя..

Бискупин

Реконструированный Бискупин городище. Как показали исследования дендрохронологии, большинство деревьев, использованных для строительства, были срублены зимой 738/737 г. до н.э.

Другим и гораздо менее распространенным типом является знаменитый, очень хорошо сохранившийся Бискупин деревянная крепость на озере, использовавшаяся примерно с 750 по 500 год до нашей эры, когда повышение уровня воды вынудило жителей покинуть поселение. Дома (почти сотня, достаточно, чтобы вместить около тысячи поселенцев) внутри стен были плотно и равномерно выстроены длинными рядами. Здесь было одиннадцать параллельных улиц, покрытых лесом - некоторые видят всю структуру в протогородской имитации средиземноморских городов. Но все жилища были похожи, что указывало на отсутствие значительных социальных различий в лужицкой общине. Это место, занимающее центральное место в польской археологии, активно и интенсивно исследуется с 1934 года.

Потомки жителей Бискупина, как и большинство лужицких людей, скорее всего, были включены в померанскую культуру, а вместе с ней и в конечном итоге

Упадок лужицкой культуры

В V веке лужицы прекратили строительство укрепленных поселений. Скифская экспансия разорвала их торговые связи с гальштатскими обществами, а климатические изменения нанесли ущерб их сельскому хозяйству. Все это заставило их рассредоточиться и привело к распаду их социальных структур. Менее развитое население из восточной зоны мигрировало на запад, высокоразвитая керамическая и металлургическая промышленность пришли в упадок, поморская культура распространилась на ранее лужицкие территории. К IV веку до нашей эры лужицкая культура по большей части исчезла, и последние, небольшие группы населения сохранились в западной и южной Польше.

Поморская культура, западно-балтийская культура курганов

Поморская культура

Поморские лицевые урны

Последняя крупная культура в этой статье, охватывающая большинство польских земель, - поморская культура, возникшая в VII веке до нашей эры в восточной Померании. Этот регион сохранил отличительную культурную самобытность на протяжении среднего и позднего бронзового века; в отличие от остальных лужицких земель они сохранили обычай поднимать курганы или курганы над могилами. Они были покрыты слоем камней, а урны были помещены в сундук или ящик, построенный из кусков камня.

В начале железного века восточные померанцы стали участниками дальняя торговля янтарем, которая простиралась от Самбийского полуострова, через Померанию, Лужицкие земли и земли Гальштата вплоть до Италии. Торговля янтарем открыла им доступ к импортным товарам. Примерно в то же время климатические изменения благоприятствовали развитию сельской экономики, отличной от типичной для лужицких обществ. Животноводство и менее требовательные зерновые (рожь и ячмень) стали более важными, так как деревни должны были быть построены на больших высотах (из-за климатически повышенного уровня грунтовых вод и экологической эксплуатации низинных поселений). Это, в свою очередь, благоприятствовало небольшим общинам, основанным на семье и расширенной семье, гибким и способным к большей мобильности. Все эти факторы дали поморскому народу конкурентное преимущество перед традиционными лужицкими поселениями.

Поморские захоронения и урны

Соответственно, большие поля лужицких урн были заменены маленькими, семейные захоронения с несколькими или более урнами. Могилы с ящиками теперь были в основном плоскими, без насыпей, образовывали прямоугольник со сторонами до двух метров, сложенный из вертикальных плит, внутри которых находились урны (иногда до тридцати и в отдельных отсеках) и накрытые другой плитой. Далее на юг и восток, по мере того как поморская культура распространилась на центральную и юго-восточную Польшу, были также захоронения, в которых урна была помещена под шар или клош, то есть внутри большого сферического керамического сосуда, который иногда помещался в ящик; районы с таким расположением иногда выделяются в отдельную субкультуру (). Поморцам свойственны два типа погребальных урн: домашние урны и лицевые урны. Урны-дома на нескольких ножках, с большим отверстием спереди, относятся к более раннему периоду, 7–6 вв. До н.э., в основном из области Лемборк. Урны-лица того же периода представляют собой круглые выпуклые контейнеры с уникальным и часто реалистичным изображением лица в области шеи и шляпообразной крышкой, тогда как более поздние, как правило, менее сложные. Иногда снаружи они были по-разному декорированы, внутри помещались инструменты и туалетные принадлежности. Лица-урны периода 650–450 гг. До н.э., обнаруженные в Боручино, графство Картузы и в других местах, представляют богатый ассортимент гравированных сюжетных сцен. К ним относятся запряженные лошадьми колесницы, которые, очевидно, изображают ночные путешествия бога солнца через подземные миры, что символически представляет циклическое обновление жизни; Также присутствуют телеги, запряженные волами и представляющие лунный символизм. На крышки помещали изображения Солнца. Считается, что домашние урны и урны отражают этрусское влияние.

Померанская экономика

Ранний железный век:. Северный бронзовый век. Ясторфская культура. Группа Харпштедта-Нинбурга. Кельты группы. Поморская культура. Культура домашних урн. Восточно-балтийская культура. Западно-балтийская культура пирамид из камней. Милоградская культура. эстонская группа

Поморское сельское хозяйство основывалось на небольших открытых поселениях. Их домашний скот включал лошадей и много собак. Вспашка производилась всеми деревянными (голыми) лопаточными плугами, что требовало многократных прогонов. Поморцы выращивали несколько разных зерновых и занимались рыболовством. Большое развитие получила обработка бронзы и железа. Из производимых оружия, инструментов, декоративных предметов и ювелирных изделий особенно впечатляют большие бронзовые ожерелья, состоящие из множества колец, охватывающих шею и верхнюю часть груди, соединенных решетчатой ​​пряжкой на спине (600–450 гг. До н.э.). В Юшково около Прущ-Гданьский были обнаружены передовые предприятия по металлургии бронзы. В самом Пруще была обнаружена мастерская по обработке янтаря - материал был привезен из Самбии. На чугунолитейном заводе, скорее всего, использовался материал, добытый с местных рудных месторождений (Горы Свентокшиское ). Другим высокоразвитым ремеслом было гончарное искусство, которое нашло свое высшее выражение в описанных выше лицевых урнах.

Расширение и упадок померанской культуры

Уже существующая поморская культура расширилась еще больше, когда лужицкая культура вступил в стадию кризиса. В V веке до н. Э. Основные приобретения произошли в западном и южном направлениях, когда были захвачены северная Силезия и Малая Польша. Старые лужицкие популяции были вытеснены или ассимилированы. Сами поморцы менялись в процессе, либо в результате столкновения с новыми условиями окружающей среды, либо из-за влияния лужицкого народа (например, здесь исчезли лицевые урны). В III веке поморская культура в ее первоначальном виде практически исчезла, а региональные анклавы сохранились только до середины II века до нашей эры.

Культура курганов Западной Балтии

Существовала в Мазурия, Вармия, Самбия и северная Мазовия в период 650–50 гг. До н.э. Частично он произошел от людей, которые переселились сюда из района Днепра и ассимилировали элементы варминско-мазурских лужицких ветвей (им предшествовало средний бронзовый век), а также культур древней лесной зоны. Они были во многих отношениях связаны, в том числе с погребальными сосудами, со своей современной поморской культурой. На радиальных каменных сооружениях построены курганы - курганы, или курганы, некоторые из которых довольно большие и содержат ряд индивидуальных захоронений. Большой курган III века до н.э. был обнаружен и исследован в Пьурково в Бранево уезда. Мертвые были кремированы, а прах помещен в урны. Они строили небольшие укрепленные поселения в подходящих для природы местах, например, на вершинах холмов и, что характерно, в неглубоких водоемах, что требовало погружения бревен и строительства специальных свай. Подводные исследования позволили провести концептуальную реконструкцию такого поселения (III – II вв. До н.э.) на озере Ожиш близ Оржиша в уезде Пиш. Экономика курганов Западной Балтики была традиционной, в основе которой лежало животноводство (стада содержались в полудиких условиях). Обработка земли производилась в меньшей степени и только позже в истории этой культуры. Важное значение имели также охота, рыбалка и собирательство. Производство инструментов было устаревшим, в основном неметаллическим. Керамические сосуды часто имели круглое (полусферическое) дно и скромный колотый или гравированный орнамент. Культура курганов Западной Балтики является предшественницей культуры (культурная сфера западно-балтийских племен ), которая развивалась в течение первых нескольких веков нашей эры.

См. Также

  • flagПортал Польши

Notes

References

Further reading

  • Various authors, ed. and, U źródeł Polski (do roku 1038) (Foundations of Poland (until year 1038)), Wydawnictwo Dolnośląskie, Wrocław 2002, ISBN 83-7023-954-4
  • , – Najdawniejsze dzieje ziem polskich (do VII w.) (Oldest history of Polish lands (until the 7th century)), Kraków 1998, ISBN 83-85719-34-2
Последняя правка сделана 2021-05-13 13:41:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте