Бронислава Вайс

редактировать

Бронислава Вайс
Родился(1908-08-17) 17 августа 1908 года. Люблин, Люблинское воеводство Конгресс Польша
Умер8 февраля 1987 (1987-02-08) (78 лет). Иновроцлав, Польша
Род занятийПоэт, певец
Национальностьполяк - цыгане
Период20 век

Бронислава Вайс (17 августа 1908, Люблин - 8 февраля 1987, Иновроцлав ) был польским ромским классическим поэтом и певцом.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Интересные факты
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Life

Bronisława Wajs, широко известный под своим цыганским именем Папуша, был одним из самых известных цыганских поэтов, когда-либо известных. Она росла кочевой со своей семьей в Польше как часть кумпании или группы семей. Она была грамотна, что необычно для польских ромов того времени. Она научилась читать, продавая кур в обмен на уроки с местными жителями. Это не одобрялось, и всякий раз, когда ее находили читающей, ее избивали, а книгу уничтожали. В 15 лет она вышла замуж по традиционной церемонии за гораздо более старшего и уважаемого арфиста. Она была очень недовольна своим браком и начала петь, чтобы избавиться от разочарования в связи с тем, что муж часто аккомпанировал ей на арфе. Вскоре после того, как она научилась петь, она начала сочинять свои собственные баллады и песни, основанные на традиционных цыганских рассказах и написании песен.

В 1949 году ее услышал польский поэт Ежи Фицовский, который сразу же распознал ее талант. Многие из ее стихов были посвящены «Nostos» (греч. для «возвращение домой»), теме, распространенной в поэзии ромов. Хотя Рома использовал это, чтобы описать стремление вернуться на открытую дорогу, Фицовски увидел в этом стремление Папуша осесть, чтобы больше не быть кочевником. Он опубликовал несколько ее стихотворений в журнале, названном наряду с интервью с польским поэтом Юлианом Тувимом. Хотя, с одной стороны, стихотворение впервые сделало Папушу известной среди польской публики, с другой стороны, интервью и, прежде всего, приложенный к нему цыганский мини-словарь, вызвали негативный поворот в жизни поэта, поскольку ее обвиняли. раскрыть секреты своей родной культуры гаджо. Некоторые цыгане связывали ее деятельность с одновременными действиями коммунистического правительства Польши, кульминацией которых стало сентябрь 1952 года (известное также как «Действие C» или «», направленное на проведение первой переписи польских синти и рома., их оформление и обязательное присвоение ID-карт). Обвинения Папуша и Фицовского как сторонников, даже непреднамеренное насильственное расселение цыган, даже сейчас не редкость, хотя закон, устанавливающий запрет на передвижение, не вводился до 1964 года. Подобные законы начали возникать в соседних странах, таких как Чехословакия (1958), Болгария (1958) и Румыния (1962). Сама Папуша поселилась в западном польском городе Гожув-Велькопольский, проведя большую часть оставшейся жизни в доме на улице Kosynierów Gdyńskich, где сегодня есть мемориальная доска, посвященная ей.

Бронислава Вайс (1930)

Сообщество рома вскоре начало рассматривать Папушу как предателя, угрожая ей и обзывая ее имена, либо за раскрытие деталей языка, культуры, обычаев и обычаев рома. общего права, или ее контактов с гаджо, или ее предполагаемой роли в антикочевых действиях правительства. Папуша утверждал, что Фицовский использовал ее работу и вырвал ее из контекста. Ее апелляции остались без внимания, и (Большой Голова, старейшина ромской общины) объявил ее "нечистой". Она была изгнана из мира ромов, и ее контакты с Фицовски прекратились. После этого она провела 8 месяцев в психиатрической больнице, а затем следующие 34 года своей жизни в одиночестве и изоляции перед своей смертью в 1987 году. Фицовски оставалась ее главным поклонником и прославителем, популяризируя свое наследие и уникальное место в Польше. и цыганская культура на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Bronislawa Wajs.jpg Мемориальная статуя Брониславы в Гожув-Велькопольском

Работы

Большая часть работ Папуша связана с традиционными форматами рома, а также с некоторыми необычными аспектами, такими как письмо в единственном числе. Большая часть ее работ посвящена ностальгии, тоске и (особенно) чувству потерянности.

"... вода не смотрит назад. Она убегает, убегает дальше. Где глаза не видят ее,. вода блуждает..."

Она часто публиковала стихи с конца 1940-х до середины 1950-х годов, когда ее исключили из жизни цыган, сначала в польских литературных журналах, а затем в собственных книгах. В конце 60-х она снова ненадолго опубликовалась.

Интересные факты

  • Папуша наказали за то, что он был опубликованным поэтом, потому что, как говорится, цыганам не разрешается публиковать секреты племени рома. Однако сочинение стихов - частое хобби цыган. мужчины и женщины.
  • Цыганский театр "Романс" в Украине поставил спектакль о Папуше.
  • В Гожув-Велькопольский.
  • Золи, памятник Папуше, четвертый роман Американский писатель ирландского происхождения Колум Макканн рассказывает о жизни Мариенки Новотны по прозвищу «Золи», вымышленной словацкой цыганской женщины. Ее жизнь во многом основана на жизни Брониславы Вайс: Золи исследует преследования цыган во время Второй мировой войны, а также влияние социализма на культуру и образ жизни цыган.
  • Польский фильм «Папуша» и о нем. ее жизнь была опубликована в 2013 году.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Брониславой Вайс.

См. Также

  • Золи, роман, основанный на жизни Вайса

Ссылки

Фонсека, Изабель (1995). Похороните меня стоя: цыгане и их путешествие. Нью-Йорк: старинные вылеты. С. 3–9. ISBN 978-0307761040.

Последняя правка сделана 2021-05-13 13:38:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте