Мандат для Палестины

редактировать
(Перенаправлено из Британского мандата в Палестине (правовой документ) ) Не следует путать с Подмандатной Палестиной и Эмиратом Трансиордания, территориями, управляемыми согласно условиям мандата.

Лига Наций - Мандат для Палестины и Трансиорданский меморандум
Мандат для Палестины (правовой документ).png Документ британского командования 1785 г., декабрь 1922 г., содержащий мандат на Палестину и Трансиорданский меморандум
Создано Середина 1919 г. - 22 июля 1922 г.
Дата вступления в силу 29 сентября 1923 г.
Аннулирован 15 мая 1948 г.
Расположение Библиотека ЮНОГ ; исх.: C.529. M.314. 1922. VI.
Подписавшие Совет Лиги Наций
Цель Создание территорий Подмандатной Палестины и Эмирата Трансиордания

Мандат на Палестину был Лиги Наций мандат на британской администрации территорий Палестины и Трансиордании, оба из которых были пропущенными в Османской империи после окончания Первой мировой войны в 1918 году мандат был присвоенных Великобритании в Сан Конференция Ремо в апреле 1920 г., после уступки Францией в Соглашении Клемансо – Ллойд Джорджа 1918 г. ранее согласованной «международной администрации» Палестины в соответствии с Соглашением Сайкса – Пико. Трансиордания была добавлена ​​к мандату после того, как арабское королевство в Дамаске было свергнуто французами во время франко-сирийской войны. Гражданская администрация началась в Палестине и Трансиордании в июле 1920 г. и апреле 1921 г., соответственно, и мандат действовал с 29 сентября 1923 г. по 15 мая 1948 г.

Документ о мандате основывался на статье 22 Пакта Лиги Наций от 28 июня 1919 года и резолюции Сан-Ремо Верховного совета основных союзных держав от 25 апреля 1920 года. Целью мандатов на бывшие территории Османской империи было предоставлять «административные консультации и помощь со стороны мандатария до тех пор, пока они не смогут действовать самостоятельно». Граница между Палестиной и Трансиорданией была согласована в окончательном документе о мандате, а приблизительная северная граница с французским мандатом для Сирии и Ливана была согласована в Соглашении Пола-Ньюкомба от 23 декабря 1920 года.

В Палестине «национальный дом еврейского народа», провозглашенный Декларацией Бальфура, должен был быть основан вместе с палестинскими арабами, которые составляли подавляющее большинство местного населения ; это и другие требования, однако, не будут применяться к отдельному Арабскому эмирату, который будет создан в Трансиордании. Британцы контролировали Палестину почти три десятилетия, наблюдая за чередой протестов, бунтов и восстаний между еврейской и палестинской арабской общинами. Во время мандата в этом районе возникли два националистических движения: евреи и палестинские арабы. Межобщинный конфликт в Подмандатной Палестине в конечном итоге привел к арабскому восстанию 1936–39 годов в Палестине и еврейскому восстанию 1944–1948 годов в Подмандатной Палестине. План раздела Палестины ООН был принят 29 ноября 1947 г.; это предусматривало создание отдельных еврейских и арабских государств, действующих в рамках экономического союза, и передачу Иерусалима под опеку ООН. Две недели спустя министр по делам колоний Артур Крич Джонс объявил, что британский мандат истекает 15 мая 1948 года. В последний день мандата - Декларация независимости Израиля. После провала раздела плана Организации Объединенных Наций для Палестины, то 1947-1949 Palestine война закончилась подмандатной Палестина разделена между Израилем, на иорданской аннексии Западного берега и египетского All-Палестине протектората в секторе Газе.

Трансиордания была добавлена ​​к мандату после Каирской конференции в марте 1921 года, на которой было согласовано, что Абдулла бин Хусейн будет управлять территорией под эгидой Палестинского мандата. После окончания войны им управляла из Дамаска совместная арабо-британская военная администрация во главе с младшим братом Абдуллы Фейсалом, а затем она стала нейтральной зоной после того, как французы победили армию Фейсала в июле 1920 года, а британцы изначально предпочли избегать определенная связь с Палестиной. Добавление Трансиордании получило юридическую форму 21 марта 1921 года, когда британцы включили статью 25 в Палестинский мандат. Статья 25 была реализована через Трансиорданский меморандум от 16 сентября 1922 года, которым была создана отдельная «Администрация Трансиордании» для применения Мандата под общим контролем Великобритании. В апреле 1923 года, за пять месяцев до вступления мандата в силу, Великобритания объявила о своем намерении признать «независимое правительство» в Трансиордании; эта автономия еще больше увеличилась в соответствии с договором от 20 февраля 1928 года, и государство стало полностью независимым по Лондонскому договору от 22 марта 1946 года.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Приверженность еврейскому народу: Декларация Бальфура
    • 1.2 Обязательства в отношении арабского населения: переписка МакМахона – Хусейна
    • 1.3 Приверженность Франции: соглашение Сайкса – Пико
    • 1.4 Приверженность Лиге Наций: система мандатов
  • 2 Присвоение Великобритании
    • 2,1 Палестина
    • 2.2 Добавление Трансиордании
  • 3 Составление
    • 3.1 1919: Первые сионистско-британские дискуссии
    • 3.2 1920: переговоры Керзона
    • 3.3 1921: Трансиорданская статья
    • 3.4 1921–22: попытка участия палестинских арабов
    • 3.5 1922: Окончательные поправки
  • 4 Сертификаты
    • 4,1 британский парламент
    • 4,2 США
    • 4.3 Совет Лиги Наций: мандат
    • 4.4 Совет Лиги Наций: Трансиорданский меморандум
    • 4.5 Индейка
  • 5 Ключевые проблемы
    • 5.1 Национальный дом еврейского народа (Преамбула и статьи 2, 4, 6, 7, 11)
    • 5.2 Религиозные и общинные вопросы (статьи 13–16 и 23)
    • 5.3 Трансиордания (статья 25 и Трансиорданский меморандум)
    • 5.4 Законность
    • 5.5 Границы
      • 5.5.1 Палестино-египетская граница
      • 5.5.2 Северные границы
      • 5.5.3 Палестино-Трансиорданская граница
      • 5.5.4 Трансиордано-Аравийская граница
      • 5.5.5 Трансиордано-иракская граница
  • 6 Воздействие и прекращение
    • 6.1 Подмандатная Палестина
    • 6.2 Эмират Трансиордания
  • 7 Основные даты от Декларации Бальфура до вступления в силу мандата
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
    • 9.1 Основные подтверждающие цитаты
    • 9.2 Пояснительные записки и научные перспективы
  • 10 цитат
  • 11 Библиография
    • 11.1 Специализированные работы
    • 11.2 Общая история
    • 11.3 Работы вовлеченных сторон

Задний план

См. Подпись Палестина и Трансиордания на этнографической карте британского правительства до Первой мировой войны

Приверженность еврейскому народу: Декларация Бальфура

Основная статья: Декларация Бальфура

Сразу после объявления войны Османской империи в ноябре 1914 года британский военный кабинет начал рассматривать будущее Палестины (в то время османской области с небольшим еврейским населением ). К концу 1917 года, накануне принятия Декларации Бальфура, более широкая война зашла в тупик. Два союзника Британии не были полностью вовлечены в бой, Соединенные Штаты еще не понесли потерь, а русские были в разгаре Октябрьской революции. Пат на юге Палестины была сломана битвы Вирсавии 31 октября 1917 года выпуска Декларации Бальфура была санкционирована 31 октября; В предыдущем обсуждении в Кабинете министров упоминалось о предполагаемых преимуществах пропаганды, которые дает мировая еврейская община военным усилиям союзников.

2 ноября 1917 года британское правительство опубликовало Декларацию - публичное заявление, в котором объявлялось о поддержке создания «национального дома для еврейского народа» в Палестине. Первые слова декларации стали первым публичным выражением поддержки сионизма. крупная политическая сила. Термин «национальный дом» не имел прецедентов в международном праве и был намеренно расплывчатым относительно того, рассматривается ли еврейское государство. Предполагаемые границы Палестины не были указаны, и британское правительство позже подтвердило, что слова «в Палестине» означают, что еврейский национальный дом не должен был охватывать всю Палестину. Вторая половина декларации была добавлена, чтобы удовлетворить противников этой политики, которые заявили, что в противном случае она нанесет ущерб положению местного населения Палестины и будет способствовать антисемитизму во всем мире (по словам президентов Объединенного комитета Дэвида Л. Александера и Клод Монтефиоре в письме в Times) «клеймит евреев чужаками на их родных землях». В декларации содержится призыв к защите гражданских и религиозных прав палестинских арабов, составляющих подавляющее большинство местного населения, а также прав еврейских общин в любой другой стране.

Впоследствии Декларация Бальфура была включена в Мандат Палестины по осуществлению декларации. В отличие от самого заявления, Мандат был юридически обязательным для британского правительства.

Обязательства в отношении арабского населения: переписка МакМахона – Хусейна

Основная статья: Переписка Макмэхона – Хусейна См. Подпись Карта британского правительства, иллюстрирующая территориальные переговоры с шарифом Мекки См. Подпись Карта, подписанная Сайксом и Пико, прилагается к официальной англо-французской переписке.

В период с июля 1915 года по март 1916 года между Шарифом Хусейном бин Али, главой хашимитской семьи, правившей Хиджазом как вассалы на протяжении почти тысячелетия, и подполковником сэром Генри МакМахоном, верховным комиссаром Великобритании в Египте, состоялся обмен десятью письмами.. В письмах - в частности, что 24 октября 1915 - британское правительство согласилось признать арабскую независимость после войны в обмен на на Шариф Мекки, объявившего арабское восстание против Османской империи. Хотя арабские кадры и местные знания имели некоторую военную ценность наряду с британской армией, основной причиной соглашения было противодействие османской декларации джихада («священной войны») против союзников и поддержание поддержки 70 миллионов мусульман в Британской Индии (особенно в индийской армии, которая была развернута на всех основных театрах военных действий ).

Территория арабской независимости была определена как «в пределах и границах, предложенных шерифом Мекки », за исключением прибрежной зоны, лежащей к западу от «округов Дамаск, Хомс, Хама и Алеппо »; противоречивые интерпретации этого описания вызвали большие споры в последующие годы. Особый спор, который продолжается до сих пор, заключался в том, была ли Палестина частью прибрежного исключения. На Парижской мирной конференции 1919 года премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж сказал своему французскому коллеге Жоржу Клемансо и другим союзникам, что переписка Мак-Магона и Хусейна является договорным обязательством.

Приверженность французам: соглашение Сайкса – Пико

Основная статья: Соглашение Сайкса – Пико

Примерно в то же время был подписан еще один секретный договор между Соединенным Королевством и Францией (с согласия Российской Империи и Италии), чтобы определить их взаимно согласованные сферы влияния и контроля в случае возможного раздела Османской империи. Первичные переговоры, приведшие к соглашению, проходили между 23 ноября 1915 г. и 3 января 1916 г.; 3 января британские и французские дипломаты Марк Сайкс и Франсуа Жорж-Пико парафировали согласованный меморандум. Соглашение было ратифицировано их правительствами 9 и 16 мая 1916 года. Соглашение предоставило Великобритании контроль над нынешними южными районами Израиля и Палестины, Иорданией и южным Ираком, а также дополнительной небольшой территорией, включая порты Хайфа и Акко, для обеспечения доступа к Средиземному морю. Палестинский регион с меньшими границами, чем более поздняя подмандатная Палестина, должен был подпадать под «международную администрацию». Первоначально соглашение было использовано в качестве основы для англо-французского Modus Vivendi 1918 года, который обеспечил основу для Управления оккупированной вражеской территорией (OETA) в Леванте.

Приверженность Лиге Наций: система мандатов

Основная статья: Мандат Лиги Наций Дворец Глас, заполненный людьми во время подписания Версальского мирного договора Мандатная система была учреждена как «священное доверие цивилизации» в соответствии со статьей 22 Части I (Пакт Лиги Наций) Версальского договора.

Мандатная система была создана после Первой мировой войны как компромисс между идеалом самоопределения Вудро Вильсона, изложенным в его речи « Четырнадцать пунктов» в январе 1918 года, и желанием европейских держав добиться выгод для своих империй. Он был учрежден в соответствии со статьей 22 Пакта Лиги Наций, заключен 28 июня 1919 года как часть I Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года вместе с остальной частью договора. Статья 22 была написана за два месяца до подписания мирного договора, до того, как было согласовано, какие именно сообщества, народы или территории будут подпадать под три типа мандата, изложенных в подпунктах 4, 5 и 6 - Класс A «ранее принадлежавшие Турецкой империи», класс B «Центральной Африки» и класс C «Юго-Западная Африка и некоторые острова южной части Тихого океана». Договор был подписан, и мирная конференция прервалась до принятия официального решения.

В основу мандатной системы легли два руководящих принципа: неприсоединение территории и ее управление как «священное доверие цивилизации» для развития территории на благо ее коренного населения. Мандатная система коренным образом отличалась от предшествующей системы протектората тем, что обязательные обязательства власти перед жителями территории контролировались третьей стороной: Лигой Наций. Мандаты должны были действовать как юридические инструменты, содержащие согласованные на международном уровне условия для управления некоторыми территориями после Первой мировой войны от имени Лиги Наций. Они носили характер договора и конституции, которые содержали положения о правах меньшинств, которые предусматривали право подачи петиций и вынесения решений Мировым судом.

Процесс установления мандатов состоял из двух этапов: формального лишения суверенитета государства, ранее контролировавшего территорию, с последующей передачей обязательных полномочий отдельным государствам между державами союзников. Согласно заседанию Совета Лиги Наций в августе 1920 года, «проекты мандатов, принятые Союзными и Объединившимися державами, не будут окончательными до тех пор, пока они не будут рассмотрены и одобрены Лигой... юридическое право, принадлежащее обязательной державе, должно быть двойной: один предоставлен Основными полномочиями, а другой - Лигой Наций ". Для установления мандата требовалось три шага: «(1) Основные Союзные и Соединенные державы наделяют мандатом одну из своих или третью державу; (2) основные державы официально уведомляют совет Лиги Наций о том, что определенная власть была назначена обязательной для такой определенной определенной территории; и (3) совет Лиги Наций официально принимает во внимание назначение обязательной власти и информирует последнюю, что он [совет] считает ее наделенной мандат, и в то же время уведомляет его об условиях мандата, удостоверившись, соответствуют ли они положениям пакта ".

Присвоение Великобритании

Палестина

См. Подпись Январь 1919 Министерства иностранных дела меморандум установки вне границ Палестины для Восточного комитета в британском военном кабинете перед Парижской мирной конференцией

Дискуссии о назначении контроля региона началось сразу же после того, как война закончилась, и была продолжена на Парижской мирной конференции и в феврале 1920 года конференции в Лондоне, и назначение было сделано в апреле 1920 года конференции в Сан - Ремо. Верховный совет союзников предоставил мандаты для Палестины и Месопотамии Великобритании, а также для Сирии и Ливана - Франции.

В преддверии Мирной конференции британцы разработали « шарифское решение », чтобы «исправить все клубки» своих различных обязательств во время войны. Это предполагало, что три сына Шарифа Хусейна, который с тех пор стал королем Хиджаза, и его сыновья- эмиры (принцы) будут назначены королями вновь созданных стран по всему региону, согласованному между Мак-Магоном и Хусейном в 1915 году. Делегация Хашимитов Парижская мирная конференция, возглавляемая третьим сыном Хусейна, эмиром Фейсалом, была приглашена британцами представлять арабов на конференции; они хотели, чтобы Палестина была частью предлагаемого арабского государства, а позже изменили этот запрос на арабское государство под британским мандатом. Делегация сделала два первых заявления на мирной конференции. Меморандум от 1 января 1919 г. касался цели «объединения арабов в конечном итоге в одну нацию», определяя арабские регионы как «от линии Александретта - Персия на юг до Индийского океана». В меморандуме от 29 января говорилось, что «от линии Александретта - Диарбекр на юг до Индийского океана» (с границами любых новых штатов) «подлежат согласованию между нами после того, как будут выяснены пожелания их соответствующих жителей» ссылка на политику самоопределения Вудро Вильсона. В своем выступлении 6 февраля 1919 года на Парижской мирной конференции Фейсал (выступая от имени короля Хусейна) просил арабской независимости или, по крайней мере, права выбирать обязательное. Хашемиты воевали с англичанами во время войны и получали ежегодную субсидию от Великобритании; согласно конфиденциальному приложению к докладу Комиссии Кинга-Крейна за август 1919 г., «французы возмущены выплатой англичанами эмиру Фейсалу большой ежемесячной субсидии, которая, по их утверждениям, покрывает множество взяток и позволяет британцам противостоять и показывать чистые руки, пока арабские агенты делают грязную работу в их интересах ».

Делегация Всемирной сионистской организации на Мирной конференции, возглавляемая Хаимом Вейцманом, который был движущей силой Декларации Бальфура, также запросила британский мандат, подтверждающий «исторический титул еврейского народа перед Палестиной». В конфиденциальном приложении к докладу комиссии Кинга-Крейна отмечалось, что «евреи явно являются для Британии обязательной властью из-за декларации Бальфура». Сионисты встретились с Фейсалом за две недели до начала конференции, чтобы разрешить свои разногласия; в результате Фейсал-Вейцман Соглашение было подписано 3 января 1919 года вместе с письмом, написанным Т. Э. Лоуренса в имени Фейсала, чтобы Феликс Франкфуртер в марте 1919 года соглашение было использовано сионистской делегации утверждают, что их планы Палестины имели ранее арабскую одобрение; однако сионисты упустили рукописную оговорку Фейсала о том, что соглашение было обусловлено нахождением Палестины в зоне арабской независимости.

Французы в частном порядке уступили Палестину и Мосул британцам в декабре 1918 года поправкой к Соглашению Сайкса-Пико; поправка была окончательно согласована на встрече в Довиле в сентябре 1919 года. Вопросы были подтверждены на конференции в Сан-Ремо, которая официально передала мандат на Палестину Соединенному Королевству в соответствии со статьей 22 Пакта Лиги Наций. Хотя Франция требовала сохранения своего религиозного протектората в Палестине, Италия и Великобритания выступили против этого. Франция потеряла религиозный протекторат, но благодаря Святому Престолу продолжала пользоваться литургическими почестями в Подмандатной Палестине до 1924 года (когда почести были отменены). Как Вейцман сообщил своим коллегам по ВСО в Лондоне в мае 1920 года, границы подмандатных территорий не были определены в Сан-Ремо и «будут определены главными союзными державами» на более позднем этапе.

Добавление Трансиордании

См. Также: Шарифское решение, Междуцарствие (Трансиордания) и вступление Абдуллы в Трансиорданию Карта Ближнего Востока 1918 года Первоначальное шарифское решение, проиллюстрированное на карте, представленной Т. Е. Лоуренсом Восточному комитету военного кабинета в ноябре 1918 года, было заменено политикой, согласованной на Каирской конференции в марте 1921 года.

Согласно условиям Переписки Мак-Магона-Хусейна 1915 г. и Соглашения Сайкса-Пико 1916 г. Трансиордания должна была стать частью арабского государства или конфедерации арабских государств. Весной 1918 года британские войска отступили из Трансиордании после их первого и второго нападений на территорию, что свидетельствует об их политических взглядах на ее будущее; они планировали, что этот район станет частью сирийского арабского государства. Впоследствии британцы нанесли поражение османским войскам в Трансиордании в конце сентября 1918 года, всего за несколько недель до полной капитуляции Османской империи.

Трансиордания не упоминалась во время дискуссий 1920 года в Сан-Ремо, на которых был присужден мандат на Палестину. Великобритания и Франция договорились, что восточной границей Палестины будет река Иордан, как указано в Соглашении Сайкса-Пико. В том же году британское правительство сформулировало два принципа. Во-первых, палестинское правительство не будет распространяться на восток от Иордана; второй - избранная правительством - хотя и спорная - интерпретация переписки Мак-Магона и Хусейна, в которой предлагалось включить Трансиорданию в сферу «арабской независимости» (за исключением Палестины).

Двор переполнен людьми Провозглашение Герберта Самуэля в Соляном 21 августа 1920 г. во дворе католической церкви Успения Пресвятой Богородицы. Спустя несколько дней Керзон предупредил Сэмюэля, сказав: «Не должно быть и речи о создании какой-либо британской администрации в этом районе».

Что касается Сирийского арабского королевства Фейсала, то французы свергнули недавно провозглашенное националистическое правительство Хашима аль-Атасси и изгнали короля Фейсала из Сирии после битвы при Майсалуне 23 июля 1920 года. Французы образовали новое государство Дамаск после битвы и воздержались от распространения своего правления на южную часть владений Фейсала; Трансиордания на время стала нейтральной территорией или, как выразился Самуил, «политически заброшенной».

Здесь было несколько жалоб на то, что политическая ситуация не была рассмотрена с достаточной ясностью, что вопросы мандата и границ не были затронуты. Мандат опубликован и теперь не может быть изменен за одним исключением, которое я сейчас объясню. Трансиордания, которая в первом проекте Мандата выходила за рамки Мандата, теперь включена. Статья 25 Мандата, находящегося сейчас на рассмотрении Лиги Наций, содержит это положение. Тем самым, господин де Лим, вопрос о восточных границах получен. На этот вопрос будет еще лучше ответить, когда Сисджордания будет настолько заполнена, что выйдет за пределы Трансиордании. Северная граница пока неудовлетворительна. Мы сделали все представления, мы привели все аргументы, и британское правительство сделало все в этой связи. Мы не получили то, что искали, и я с сожалением вынужден вам это сказать. Единственное, что мы получили, - это уступка на право голоса в обсуждении прав на воду. И вот, всего неделю назад, когда администрация Палестины под давлением нескольких солдат пожелала изменить наши границы, мы выразили самый решительный протест и подтвердили границу в соответствии с согласованными линиями. Это неудовлетворительно, но с теми силами, которыми мы располагаем, ничего другого добиться нельзя. Так и с Мандатом. -Speech по Всемирной сионистской организации президент Хаим Вейцман

Конгресс с удовлетворением отмечает, что Трансиордания, которую еврейский народ всегда считал неотъемлемой частью Эрец-Исраэль, должна быть снова включена в подмандатную территорию Палестины. Конгресс сожалеет, что вопрос о северной границе Эрец-Исраэль, несмотря на все усилия исполнительной власти, до сих пор не получил удовлетворительного решения. - Декларация Конгресса, III. Границы.

Выдержки, касающиеся включения Трансиордании в мандат 12-го сионистского конгресса 1–14 сентября 1921 года, первого после Декларации Бальфура. Статья 25 была представлена ​​как победа сионистов, несмотря на ее намерение исключить Трансиорданию из Еврейского национального очага, который в то время не был публичным.

После французской оккупации британцы внезапно захотели узнать, «что такое« Сирия », на которую французы получили мандат в Сан-Ремо?» и «включает ли это Трансиорданию?». Министр иностранных дел Великобритании лорд Керзон в конце концов решил, что это не так; Трансиордания останется независимой, но в тесных отношениях с Палестиной. 6 августа 1920 г. Керзон написал новоназначенному Верховному комиссару Герберту Самуэлю о Трансиордании: «Я предлагаю вам немедленно сообщить, что в районе к югу от линии Сайкс-Пико мы не признаем французскую власть и что наши политика, чтобы этот регион был независимым, но в самых тесных отношениях с Палестиной ». Самуил ответил Керзону: «После падения Дамаска две недели назад... шейхи и племена к востоку от Иордании, совершенно недовольные правительством Шарифа, вряд ли согласятся на возрождение», и попросил передать части Трансиордании прямо под его административный контроль. Две недели спустя, 21 августа, Самуэль посетил Трансиорданию без разрешения Лондона; на встрече с 600 лидерами в Солте он объявил о независимости этого района от Дамаска и его присоединении к мандату (предлагая в четыре раза увеличить территорию, находящуюся под его контролем, путем молчаливой капитуляции). Самуил заверил своих слушателей, что Трансиордания не будет объединена с Палестиной. Керзон находился в процессе сокращения британских военных расходов и не желал вкладывать значительные ресурсы в область, которая считалась маргинальной стратегической ценностью. Он немедленно отверг действия Самуэля и отправил (через Министерство иностранных дел) повторение своих инструкций, чтобы минимизировать масштабы британского вмешательства в этом районе: «Не должно быть и речи о создании какой-либо британской администрации в этом районе». В конце сентября 1920 года Керзон поручил помощнику министра иностранных дел Роберту Ванситтарту оставить восточную границу Палестины неопределенной и избегать «какой-либо определенной связи» между Трансиорданией и Палестиной, чтобы оставить путь арабскому правительству в Трансиордании.. Впоследствии Керзон написал в феврале 1921 года: «Я очень обеспокоен Трансиорданией... Сэр Х. Самуэль хочет, чтобы она была аннексией Палестины и выходом для евреев. Здесь я против него».

Абдулла, брат недавно свергнутого короля Фейсала, вступил в Маан во главе армии численностью от 300 до 2000 человек 21 ноября 1920 года. Между тем и концом марта 1921 года армия Абдуллы оккупировала всю Трансиорданию с некоторыми местными жителями. поддержки и никакой британской оппозиции.

См. Подпись 12 марта 1921 г. Британский меморандум, объясняющий ситуацию в Трансиордании: «Правительству Его Величества был возложен мандат на« Палестину ». Если они хотят заявить о своих претензиях на Трансиорданию и избежать установления с другими державами правового статуса этой территории, они могут сделать это только исходя из предположения, что Трансиордания является частью территории, на которую распространяется Палестинский мандат. В противном случае Трансиордания будет оставлена ​​в соответствии со статьей 132 Севрского договора в распоряжение основных союзных держав ".С 12 по 25 марта 1921 года включение Трансиордании в мандат было сформулировано британским правительством. См. Подпись Предложение от 25 марта 1921 года, одобренное неделей позже, о включении Трансиордании в статью 25: «При условии, что... каким-то образом в окончательных политических договоренностях в отношении Трансиордании предусмотрено включение ее в пределы Палестины, поскольку в конечном итоге фиксировано, но при иной форме управления, чем в Палестине, как бы нежелательно ни было для правительства Его Величества предлагать изменения мандатов на данном этапе, они были склонны считать, что когда мандаты категории "А" будут рассматриваться со стороны Совета Лиги в данном случае было бы разумно предложить этому органу добавить... после статьи 24 мандата Палестины... "

Каирская конференция была созвана 12 марта 1921 г. Уинстон Черчилль, затем Великобритании Colonial секретаря, и продолжался до 30 марта. Он был призван одобрить договоренность, согласно которой Трансиордания будет добавлена ​​к мандату Палестины с Абдуллой в качестве эмира под властью Верховного комиссара и с условием, что положения мандата Палестины о еврейском национальном доме не будут применяться там. В первый день конференции Ближневосточный департамент Колониального управления изложил ситуацию в Трансиордании в меморандуме. 21 марта 1921 года юрисконсульты Министерства иностранных дел и по делам колоний решили ввести статью 25 в Мандат на Палестину, чтобы Трансиордания «была включена в границы Палестины».

Черчение

Предполагаемые обязательные полномочия должны были представить письменные заявления в Лигу Наций во время Парижской мирной конференции, в которых предлагались правила управления в санкционированных областях. Разработка мандата на Палестину началась задолго до того, как он был официально вручен в Сан-Ремо в апреле 1920 года, поскольку после окончания войны стало очевидно, что Великобритания является привилегированной державой в регионе. Мандат содержал несколько проектов: сионистские предложения от февраля 1919 года к мирной конференции; «компромиссный» проект декабря 1919 года между британцами и сионистами; проект от июня 1920 года после «разбавления» Керзона и проект декабря 1920 года, представленный Лиге Наций для комментариев.

1919: Первые сионистско-британские дискуссии

Весной 1919 года эксперты британской делегации на мирной конференции в Париже начали неформальные дискуссии с представителями сионистской организации по проекту мандата на Палестину. В разработке и обсуждении в Париже д-р Вейцман и г-н Соколов получили ценную помощь от американской сионистской делегации. К концу 1919 года британская делегация вернулась в Лондон, и, поскольку во время длительных переговоров доктор Вейцман часто неизбежно отсутствовал в Палестине, а г-н Соколов - в Париже, работа в течение некоторого времени продолжалась временным политическим комитетом, из которого правой Хон. Сэр Герберт (затем мистер) Самуэль, доктор Джейкобсон, доктор Фейвел, мистер Захер (из Manchester Guardian ), мистер Лэндман и мистер Бен Коэн были первыми членами. Более поздняя стадия переговоров по проекту проводилась подкомитетом, состоящим из господ Захер, Штайн и Бен Коэн, созданным специально для решения вопросов мандата и границ. Проекты мандата были подготовлены для сионистских лидеров профессором Франкфуртером и г-ном Гансом. После консультаций с различными членами Комитета действий и палестинскими [еврейскими] делегатами, находившимися тогда в Париже, эти предложения были переданы британской делегации и в значительной степени воплощены в первом предварительном проекте от 15 июля 1919 г. - Политический отчет, 2. Переговоры о мандате на Палестину, 1919–1921 гг.

Выдержки, касающиеся создания первого полного проекта мандата на Палестину, из отчета Сионистской организации за сентябрь 1921 года 12-го сионистского конгресса, первого после Декларации Бальфура.

Сионистское предложение к мирной конференции от февраля 1919 года в то время не обсуждалось, поскольку дискуссии союзников были сосредоточены на другом. Только в июле 1919 года начались прямые переговоры между британским министерством иностранных дел и сионистами после того, как британцы представили полный проект мандата. Британский проект содержал 29 статей по сравнению с пятью статьями сионистского предложения. Однако в Докладе сионистской организации говорится, что проект был представлен сионистской организацией британцам 15 июля 1919 года.

Бальфур уполномочил дипломатического секретаря Эрика Форбса Адама начать переговоры с сионистской организацией. С сионистской стороны, подготовкой проекта руководил Бен Коэн от имени Вейцмана, Феликса Франкфуртера и других сионистских лидеров. К декабрю 1919 года они согласовали «компромиссный» проект.

1920: переговоры Керзона

См. Подпись Проект мандата, опубликованный на Cmd. 1176, был представлен лордом Бальфуром 7 декабря 1920 г. в Генеральный секретариат Лиги Наций для утверждения Советом Лиги Наций. В изменениях между декабрем 1920 и июле 1922 года были в основном направлены на защиту святых мест (статьи 14 и 21), а также добавление Трансиордании (статья 25).

Хотя Керзон сменил Бальфура в октябре, он не принимал активного участия в разработке до середины марта. Израильский историк Двора Барзилай-Егар отмечает, что ему прислали копию декабрьского проекта, и прокомментировал это так: «… арабы довольно забыты…». Когда Керзон получил проект от 15 марта 1920 года, он был «гораздо более критичным» и возражал против «... формулировок, которые предполагали бы признание любых законных прав...» (например, что британское правительство будет «нести ответственность за поместить Палестину в такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат создание еврейского национального очага и развитие самоуправляемого Содружества... "). Керзон настаивал на внесении изменений, пока проект от 10 июня не снял его возражения; параграф, признающий историческую связь еврейского народа с Палестиной, был удален из преамбулы, а «самоуправляющееся содружество» было заменено «самоуправляющимися институтами». «Признание создания Еврейского национального очага в качестве руководящего принципа в выполнении мандата» было опущено.

После решительных возражений против предложенных изменений заявление об исторических связях евреев с Палестиной было вновь включено в мандат в декабре 1920 года. Проект был представлен в Лигу Наций 7 декабря 1920 года и опубликован в « Таймс». 3 февраля 1921 г.

1921: Трансиорданская статья

Включение статьи 25 было одобрено Керзоном 31 марта 1921 года, а пересмотренный окончательный проект мандата был направлен в Лигу Наций 22 июля 1922 года. Статья 25 разрешала обязательное «отложить или приостановить применение таких положений мандат, который он может счесть неприменимым к существующим местным условиям »в этом регионе. Окончательный текст мандата включает статью 25, которая гласит:

На территориях, лежащих между рекой Иордан и восточной границей Палестины, как в конечном счете определено, Мандатарий имеет право с согласия Совета Лиги Наций отложить или приостановить применение таких положений настоящего мандата, как он может счесть неприменимым к существующим местным условиям и сделать такое положение об управлении территориями, которое он сочтет подходящим для этих условий.

Новая статья была предназначена для того, чтобы позволить Великобритании «создать арабскую администрацию и на неопределенный срок воздерживаться от применения тех положений мандата, которые касаются создания национального дома для евреев», как поясняется в письме Колониального управления за три дня. потом. В результате были созданы две административные области - Палестина, находящаяся под прямым британским управлением, и автономный Эмират Трансиордания под властью семьи Хашимитов - в соответствии с исправленной интерпретацией британского правительства Переписки Мак-Магона-Хусейна 1915 года. На обсуждениях в Иерусалиме 28 марта Черчилль предложил Абдулле свой план, согласно которому Трансиордания будет принята на обязательную территорию как арабская страна, за исключением Палестины, и что она будет (первоначально на шесть месяцев) под номинальным правлением эмира Абдуллы. Черчилль сказал, что Трансиордания не станет частью еврейского национального очага, который будет основан к западу от реки Иордан:

Транс-Иордания не будет включена в нынешнюю административную систему Палестины, и поэтому сионистские положения мандата не будут применяться. Иврит не станет официальным языком в Транс-Иордании, и от местного правительства не ожидается принятия каких-либо мер по содействию еврейской иммиграции и колонизации.

Шестимесячный суд над Абдуллой был продлен, и к следующему лету он начал выражать свое нетерпение по поводу отсутствия официального подтверждения.

1921–22: попытка участия палестинских арабов

См. Подпись {{{аннотации}}} New York Times доклад 31 августа 1921 года в сирийско-палестинского конгресса сообщения «сек в Лигу Наций„желания сирийского и палестинского населения для полной внешней независимости любой власти“

Его разработка велась без участия арабов, несмотря на то, что их несогласие с Декларацией Бальфура было хорошо известно. Палестинская политическая оппозиция начала формироваться в 1919 году в форме Конгресса палестинских арабов, который сформировался из местных мусульманско-христианских ассоциаций. В марте 1921 года новый министр по делам колоний Великобритании Уинстон Черчилль приехал в регион, чтобы на Каирской конференции формировать политику Великобритании. Лидер Палестинского конгресса Муса аль-Хусейни пытался изложить точку зрения Исполнительного комитета в Каире и (позже) Иерусалиме, но оба раза получил отказ. Летом 1921 года 4-й Конгресс палестинских арабов направил делегацию во главе с Мусой аль-Хусейни в Лондон для переговоров от имени мусульманского и христианского населения. По дороге делегация провела встречи с Папой Бенедиктом XV и дипломатами Лиги Наций в Женеве (где они также встретились с Бальфуром, который не взял на себя обязательств). В Лондоне у них было три встречи с Уинстоном Черчиллем, на которых они призвали пересмотреть Декларацию Бальфура, отменить внутреннюю политику евреев, положить конец еврейской иммиграции и не отделять Палестину от своих соседей. Все их требования были отклонены, хотя некоторые консервативные члены парламента поддержали их.

Муса аль-Хусейни возглавил делегацию 1922 года в Анкару, а затем на Лозаннскую конференцию, где (после победы Мустафы Кемаля Ататюрка над греческой армией в Турции ) Севрский договор собирался пересмотреть. Палестинская делегация надеялась, что при поддержке Ататюрка они смогут добиться, чтобы Декларация Бальфура и мандатная политика были исключены из нового договора. Делегация встретилась с ведущим переговорщиком Турции Исметом Пашой, который пообещал, что «Турция будет настаивать на праве арабов на самоопределение и... палестинской делегации должно быть разрешено выступить на конференции»; однако он избегал дальнейших встреч, и другие члены турецкой делегации ясно заявили о своем намерении «принять статус-кво после Первой мировой войны». Во время переговоров Исмет-паша отказался признать или принять мандаты; хотя они и не упоминались в окончательном варианте договора, это не повлияло на реализацию политики в отношении мандата, начатой ​​тремя годами ранее.

1922: Окончательные поправки

Каждая из основных союзных держав приложила руку к разработке предложенного мандата, хотя некоторые (включая Соединенные Штаты) не объявляли войну Османской империи и не становились членами Лиги Наций.

Известные британские проекты мандата
Дата проекта Согласовано между Основные изменения по сравнению с предыдущей версией
Проект сионистской организации от 3 февраля 1919 г. ( Wikisource ) Проект сионистской организации, подписанный Вальтером Ротшильдом, сионистская организация ( Наум Соколов и Хаим Вейцман ); Сионистская организация Америки ( Julian Mack, Стивен С. Вайс, Гарри Friedenwald, Якоб де Хаас, Мэри Fels, Луи Робинсон и Бернард Флекснера ), а также Россия сионистская организация (Израиль Рософф). Представлен в феврале и рассмотрен британцами в апреле 1919 года. Первая версия представлена ​​на Мирной конференции. В проекте было всего пять пунктов, из которых пятая содержала пять подпунктов.
Проект британского министерства иностранных дел от 15 июля 1919 г. ( Wikisource ) Проект британского министерства иностранных дел (политическая секция) после обсуждения с сионистской организацией, которая позже заявила, что предложения, которые они сделали британцам, «в значительной степени воплощены» в этом проекте. Первый официальный проект мандата. Преамбула и 29 статей полностью соответствуют принципам, предложенным сионистами. Соответствующие изменения включали:
  • В преамбуле: «признаниееing историческийаль заглавиесвязь еврейского народа кс участием Палестина и право евреев восстановить в Палестине свой национальный домтребование, которое дает им возможность найти национальный дом в этой стране"
  • Снижение британского обязательства принимать советы Еврейского совета
24 сентября 1919 г. Предложение сионистской организации ( Wikisource ) Контрпредложение сионистской организации, представленное Коэном Forbes-Adam, с поправками, разработанными сионистским «Комитетом действий» в Лондоне в июле и августе. Щелкните здесь, чтобы увидеть сравнение с призывом от 15 июля 1919 года :
  • «Эрез Исраэль» добавлено как перевод «Палестины»;
  • слова «найти национальный дом в этой стране» заменены словами «воссоздать Палестину в качестве своего национального дома»;
  • Добавил, что Еврейское агентство «имеет преимущественное право» на экономические уступки;
  • Удалена статья, гарантирующая имущественные права религиозных организаций;
  • Требовал от правительства признать еврейскую субботу и еврейские праздники официальными днями отдыха.
11 декабря 1919 г. «предварительно согласовано между Сионистской организацией и британской делегацией» ( Wikisource ) Предварительное соглашение было достигнуто после дискуссий в Париже в начале декабря между Forbes-Adam и Гербертом Уильямом Малкиным от британского министерства иностранных дел и Коэном от сионистской организации. Forbes-Адам предупредил сионистов, что «это не последнее слово».
  • «Почти идентично» сентябрьскому сионистскому предложению в отношении основных сионистских проблем; например, преамбула практически не изменилась.
  • Удалена статья: «Контроль и управление мусульманской собственностью Вакуфа в Палестине будет осуществляться правительством, которое будет уважать мусульманское право и пожелания основателей, как это может соответствовать общественным интересам страны в целом». ;
  • Также была удалена статья, в которой предлагалось, чтобы гражданско-правовые вопросы были предметом отдельного судебного решения для евреев и мусульман;
  • Дальнейшие подробности были добавлены к статьям о приобретении евреями гражданства и защите иностранцев.
10 июня 1920 г. Передано в Кабинет министров Великобритании ( Wikisource ). Керзон
25 сентября 1920 г. Представлено британскому кабинету министров ( Wikisource ). Керзон
7 декабря 1920 г. Отправлено на рассмотрение Лигой Наций (LoN) ( Wikisource ) Керзон Сравнение с проектом от 25 сентября 1920 г. :
  • Восстановлена ​​преамбула: «Поскольку тем самым признается историческая связь еврейского народа с Палестиной и основания для восстановления их национального очага в этой стране»;
  • Две статьи о потенциальной демаркации границы удалены (статьи 2 и 3 сентябрьской версии).
24 июля 1922 г. Одобрено Советом LoN ( Wikisource ) Совет Лиги Наций; Изменение Трансиордании, предложенное британским правительством на Каирской конференции в марте 1921 года; другие изменения, предложенные другими членами Совета Лиги. Сравнение с проектом от 7 декабря 1920 г. :

Утверждения

Британский парламент

Общественное мнение и правительство Великобритании становилось все более и более противодействовать государственной поддержке сионизма, и даже Сайкс начал менять свои взгляды в конце 1918 года. В феврале 1922 года Черчилль телеграфировал Самуэлю, который начал свою роль Верховного комиссара по Палестине 18 месяцев назад, с просьбой сокращение расходов и отмечая:

В обеих палатах парламента растет движение враждебности против сионистской политики в Палестине, которое будет стимулироваться недавними статьями Нортклиффа. Я не придаю чрезмерного значения этому движению, но мне все труднее опровергать аргумент о том, что несправедливо просить британского налогоплательщика, и без того перегруженного налогами, нести расходы, связанные с навязыванием Палестине непопулярной политики.

Палата лордов отклонила Палестинский мандат, включающий Декларацию Бальфура, 60 голосами против 25 после опубликования в июне 1922 года Белой книги Черчилля по предложению лорда Ислингтона. Голосование было чисто символическим, поскольку впоследствии оно было отменено голосованием в Палате общин после тактического поворота и ряда обещаний Черчилля.

В феврале 1923 года, после смены правительства, Кавендиш заложил основу для секретного обзора политики Палестины в длинном меморандуме кабинету министров:

Было бы праздно делать вид, что сионистская политика отличается от непопулярной. Он подвергся яростным нападкам в парламенте и до сих пор подвергается яростным нападкам в определенных разделах прессы. Якобы оснований для нападения три: (1) предполагаемое нарушение обещаний Мак-Магона; (2) несправедливость навязывания стране политики, против которой выступает подавляющее большинство ее жителей; и (3) финансовое бремя для британского налогоплательщика...

В его сопроводительной записке содержится просьба сделать заявление о политике как можно скорее и чтобы кабинет сосредоточил внимание на трех вопросах: (1) противоречат ли обещания арабам декларации Бальфура; (2) если нет, следует ли новому правительству продолжать политику, установленную старым правительством в Белой книге 1922 года, и (3) если нет, то какую альтернативную политику следует принять.

Стэнли Болдуин, занявший пост премьер-министра 22 мая 1923 года, в июне 1923 года учредил подкомитет в кабинете министров, круг ведения которого состоял в том, чтобы «заново изучить политику в отношении Палестины и сообщить всему кабинету, следует ли Великобритании оставаться в Палестине и останется ли она., просионистская политика должна быть продолжена ». Кабинет утвердил отчет этого подкомитета 31 июля 1923 г.; Представляя отчет подкомитета кабинету министров, Керзон пришел к выводу, что «мудро или неразумно, для любого правительства практически невозможно выбраться, если не пожертвовать последовательностью и самоуважением, если не честью». Охарактеризовав его как «не что иное, как примечательное», специалист по международному праву профессор Джон Б. Куигли отметил, что правительство признало себе, что его поддержка сионизма была вызвана соображениями, не имеющими ничего общего с достоинствами сионизма или его последствиями для Палестины.. Документы, связанные с переоценкой 1923 года, оставались секретными до начала 1970-х годов.

Соединенные Штаты

Соединенные Штаты не были членом Лиги Наций. 23 февраля 1921 года, через два месяца после того, как проект мандатов был представлен Лиге, США запросили разрешения дать комментарий до рассмотрения мандата Советом Лиги Наций; Совет согласился на запрос через неделю. Обсуждения продолжались до 14 мая 1922 года, когда правительство США объявило условия соглашения с Соединенным Королевством о мандате на Палестину. Условия включали условие, что «согласие Соединенных Штатов должно быть получено до внесения каких-либо изменений в текст мандата». Несмотря на противодействие со стороны Госдепартамента, 21 сентября 1922 года за этим последовала Резолюция Лоджа-Фиша, одобренная Конгрессом Декларации Бальфура.

3 декабря 1924 года США подписали Конвенцию о мандате на Палестину, двусторонний договор с Великобританией, в котором Соединенные Штаты «соглашаются с администрацией» (статья 1) и который касается восьми вопросов, вызывающих озабоченность Соединенных Штатов (включая права собственности и коммерческую деятельность). интересы). Государственный департамент подготовил отчет, в котором изложена его позиция по мандату.

Совет Лиги Наций: мандат

17 мая 1922 года при обсуждении даты, когда вопрос о проекте мандата для Палестины должен быть включен в повестку дня Совета Лиги Наций, лорд Бальфур проинформировал Совет о понимании его правительством роли Лига по созданию мандатов:

[Мандаты] не были созданием Лиги, и по существу они не могли быть изменены Лигой. Обязанности Лиги сводились к тому, чтобы следить за тем, чтобы конкретные и подробные условия мандатов соответствовали решениям, принятым Союзными и Соединенными державами, и что при выполнении этих мандатов мандатные державы должны находиться под наблюдением, а не под контролем. - Лиги. Мандат был добровольным ограничением завоевателями суверенитета, который они осуществляли над завоеванной территорией.

См. Подпись The New York Times, 20 июля 1922 года, за два дня до условного утверждения мандата Лигой Наций. См. Подпись Мандаты вступают в силу согласно протоколу Совета Лиги Наций от 29 сентября 1923 г. Документы с момента условного утверждения и даты вступления в силу. В статье New York Times описывается засыпание Бальфура во время встреч и реакция в Палестине на отказ Палаты лордов от мандата месяцем ранее.

Совет Лиги Наций собрался между 19 и 24 июля 1922 года, чтобы утвердить мандаты класса А для Палестины и Сирии ( протоколы заседаний можно прочитать здесь ). Мандат Палестины был одобрен 22 июля 1922 года на закрытом заседании Совета Лиги Наций в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне, что дало британцам официальное международное признание позиции, которую они де-факто занимали в регионе с конца 1917 г. в Палестине и с 1920–21 гг. В Трансиордании. Совет заявил, что мандат был утвержден и вступит в силу «автоматически» после разрешения спора между Францией и Италией. Публичное заявление, подтверждающее это, было сделано 24 июля президентом совета. С приходом к власти фашистов в Италии в октябре 1922 года новый премьер-министр Италии Муссолини отложил выполнение мандатов. 23 августа 1923 года турецкое собрание в Анкаре ратифицировало Лозаннский договор 215 из 235 голосов.

Совет Лиги Наций определил, что два мандата вступили в силу на своем заседании 29 сентября 1923 года. Спор между Францией и Италией разрешился ратификацией Турции.

Совет Лиги Наций: Трансиорданский меморандум

Документ Утверждение Трансиорданского меморандума на Совете Лиги Наций, 16 сентября 1922 г.

Вскоре после утверждения мандата в июле 1922 года Управление по делам колоний подготовило меморандум по осуществлению статьи 25. 16 сентября 1922 года Лига Наций утвердила британский меморандум с подробным описанием предполагаемого выполнения пункта, исключающего Трансиорданию из статей, касающихся еврейских поселений. Когда меморандум был представлен в Совет Лиги Наций, Бальфур объяснил предысторию; согласно протоколу, "лорд Бальфур напомнил своим коллегам, что статья 25 мандата для Палестины, утвержденного Советом в Лондоне 24 июля 1922 года, предусматривает, что территории в Палестине, которые лежат к востоку от Иордана, должны находиться под несколько иным правом режима от остальной части Палестины... Британское правительство теперь просто предложило выполнить эту статью. Это всегда было частью политики, задуманной Лигой и принятой британским правительством, и последнее теперь желало претворить ее в жизнь. В соответствии с политикой, закрепленной в статье 25, лорд Бальфур предложил Совету принять серию резолюций, изменявших мандат в отношении этих территорий. Целью этих резолюций было отозвать из Транс-Иордании специальные положения, которые предназначались обеспечить евреям национальный дом к западу от Иордана ».

Турция

Турция не была членом Лиги Наций во время переговоров; проигравшие в Первой мировой войне, они не присоединялись до 1932 года. Решения о мандатах на территорию Османской империи, принятые Верховным советом союзников на конференции в Сан-Ремо, были задокументированы в Севрском договоре, подписанном от имени Османской империи. и союзники 10 августа 1920 г. Договор не был ратифицирован османским правительством, однако, потому что для этого требовалось согласие Мустафы Кемаля Ататюрка. Ататюрк выразил презрение к соглашению и продолжил то, что было известно как турецкая война за независимость. Конференция в Лозанне началась в ноябре 1922 г. с намерением заключить договор, который заменит неудавшийся Севрский договор. В Лозаннском договоре, подписанном 24 июля 1923 г., турецкое правительство признало отряд регионов к югу от границы, согласованной в Анкарском договоре (1921 г.), и отказалось от своего суверенитета над Палестиной.

Ключевые вопросы

Национальный дом еврейского народа (Преамбула и статьи 2, 4, 6, 7, 11)

Вырезка из газет "Сионистское ликование. Приветствие британского мандата в Палестине", "Таймс", понедельник, 26 апреля 1920 г., после конференции в Сан-Ремо

Согласно второму абзацу преамбулы мандата,

Принимая во внимание, что основные союзные державы также согласились с тем, что мандатарий должен нести ответственность за выполнение заявления, первоначально сделанного 2 ноября 1917 года правительством Его британского величества и принятого указанными державами в пользу создания в Палестине национального очага для еврейского народа при четком понимании того, что нельзя делать ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в любой другой стране..

Вейцман отметил в своих мемуарах, что он считал наиболее важной частью своего мандата и наиболее трудными переговорами последующий пункт в преамбуле, который признал «историческую связь евреев с Палестиной». Керзон и итальянское и французское правительства отклонили ранние проекты мандата, потому что в преамбуле был отрывок, который гласил: «Признавая, кроме того, историческую связь еврейского народа с Палестиной и требование, которое это дает им, чтобы восстановить ее свой национальный дом.... «Комитет по Палестине, созданный Министерством иностранных дел, рекомендовал опустить ссылку на« требование ». Союзники уже отметили историческую связь в Севрском договоре, но не признали юридическое требование. Лорд Бальфур предложил альтернативу, которая была принята и включена в преамбулу сразу после абзаца, процитированного выше:

Принимая во внимание, что таким образом [то есть Севрским договором] была признана историческая связь еврейского народа с Палестиной и основания для восстановления их национального очага в этой стране;

В тексте документа Сионистская организация упоминается в статье 4; в сентябрьский проект 1920 г. была добавлена ​​оговорка, которая требовала, чтобы «его организация и конституция» соответствовали «по мнению Обязательного». «Еврейское агентство» упоминалось трижды: в статьях 4, 6 и 11. Статья 4 мандата предусматривала «признание соответствующего еврейского агентства в качестве государственного органа с целью консультирования и сотрудничества с Администрацией Палестина в таких экономических, социальных и других вопросах, которые могут повлиять на создание Еврейского национального очага и интересы еврейского населения Палестины, «фактически создав то, что стало« Еврейским агентством для Палестины ». В статье 7 говорилось: «Администрация Палестины несет ответственность за принятие закона о гражданстве. В этот закон должны быть включены положения, сформулированные таким образом, чтобы облегчить приобретение палестинского гражданства евреями, которые постоянно проживают в Палестине». Оговорка к этой цели мандата заключалась в том, что «не следует делать ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине».

Религиозные и общинные вопросы (статьи 13–16 и 23)

Религиозные и общинные гарантии, такие как свобода религии и образования, предоставлялись в общих чертах без ссылки на конкретную религию. Ватикан и правительства Италии и Франции сосредоточили свои усилия на вопросе Святых мест и прав христианских общин, предъявляя свои юридические требования на основании бывшего протектората Святого Престола и французского протектората Иерусалима. Католические державы увидели возможность обратить вспять успехи, достигнутые греческими и русскими православными общинами в регионе за предыдущие 150 лет, как это зафиксировано в Статус-кво. У сионистов был ограниченный интерес к этой области.

Великобритания возьмет на себя ответственность за Святые места в соответствии со статьей 13 мандата. Идея создания Международной комиссии по разрешению претензий в отношении Святых мест, оформленная в статье 95 Севрского договора, была вновь рассмотрена в статье 14 Палестинского мандата. Переговоры об образовании и роли комиссии отчасти стали причиной задержки с ратификацией мандата. Статья 14 мандата требовала от Великобритании создания комиссии для изучения, определения и определения прав и требований, касающихся религиозных общин Палестины. Это положение, которое предусматривало создание комиссии для проверки статус-кво религиозных общин, никогда не было выполнено.

Статья 15 требует, чтобы обязательная администрация обеспечивала полную свободу совести и свободное отправление всех форм вероисповедания. Согласно этой статье, «между жителями Палестины не может быть никакой дискриминации по признаку расы, религии или языка. Никто не может быть исключен из Палестины только на основании его религиозных убеждений». Верховный комиссар установил власть ортодоксального раввината над членами еврейской общины и сохранил модифицированную версию системы османского проса. Официальное признание было распространено на одиннадцать религиозных общин, в число которых не входили неортодоксальные евреи или протестантские христианские конфессии.

Трансиордания (статья 25 и Трансиорданский меморандум)

Публичное разъяснение и выполнение статьи 25, более чем через год после того, как она была добавлена ​​в мандат, ввело некоторых в заблуждение, «представив, что территория Трансиордании была охвачена условиями мандата в отношении еврейского национального очага до августа 1921 года». Это, по мнению профессора современной еврейской истории Бернард Wasserstein, результат в «миф о Палестине„первый раздел“[который стал] частью концепции„Великого Израиля“и идеологии Жаботинского «s движения ревизионистов ». Палестинско-американский академик Ибрагим Абу-Лугод, в то время заведующий кафедрой политологии Северо-Западного университета, предположил, что упоминание израильскими представителями «Иордании как палестинского государства» может отражать «такое же [неправильное] понимание».

25 апреля 1923 года, за пять месяцев до вступления мандата в силу, независимая администрация была признана в заявлении, сделанном в Аммане:

При условии одобрения Лиги Наций Его Британское Величество признает существование независимого правительства в Трансиордании под управлением Его Высочества Амира Абдуллы, при условии, что такое правительство является конституционным и дает Его Британскому Величеству возможность выполнять свои международные обязательства в отношении территории посредством Соглашения, заключаемого с Его Высочеством.

Законность

Двухстраничный документ Правовой аргумент Сионистской организации 1921 года, написанный адвокатом Уильямом Финли о мандате для Палестины и статье 22 Пакта Лиги Наций

Законность мандата подробно оспаривалась учеными, особенно его соответствие статье 22 Пакта Лиги Наций. Согласно преамбуле мандата, мандат был предоставлен Великобритании «с целью выполнения положений статьи 22 Пакта Лиги Наций». В этой статье, которая касается передачи «опеки» колоний, ранее находившихся под германским и турецким суверенитетом, «развитым нациям», указываются «[c] общины, ранее принадлежавшие Турецкой империи», которые «достигли стадии развития, при которой их существование как независимое. нации могут быть временно признаны при условии предоставления административных рекомендаций и помощи со стороны мандатария до тех пор, пока они не смогут действовать самостоятельно ». Во время действия мандата лидеры палестинских арабов цитировали эту статью как доказательство своего утверждения о том, что британцы были обязаны (согласно условиям мандата) способствовать созданию в конечном итоге независимого арабского государства в Палестине.

Границы

Карта Палестины с тремя предложенными границами, одна из которых была принята Три предложения по управлению Палестиной после Первой мировой войны:   Международное управление, предложенное в Соглашении Сайкса-Пико 1916 г.  Предложение сионистской организации  1919 года на Парижской мирной конференции   Окончательные границы Подмандатной Палестины 1923–1948 гг. Дополнительная информация: Границы Израиля и границы Иордании

До Первой мировой войны, на территории, которая стала обязательной Палестина бывшие подразделения Османской империи по Mutasarrifate Иерусалима и южной части Бейрута вилайета ; то, что стало Трансиорданией, было южным вилайетом Сирии и северным вилайетом Хиджаз. Во время войны британские военные разделили театры военных действий Хиджаза и Египетских экспедиционных сил вдоль линии от точки к югу от Акабы до точки к югу от Маана. Театр EEF был разделен между его главным театром в Палестине и сирийским театром, включая Трансиорданию, которым руководила армия арабского восстания Фейсала. Послевоенные военные администрации OETA South и OETA East, последняя с арабским губернатором, разделили территорию таким же образом; Профессор Ицхак Гил-Хар отмечает, что «военная администрация [в Палестине] всегда относилась к Трансиордании как к отдельной администрации, находящейся вне своей юрисдикции». В 1955 году профессор Ури Раанан написал, что пограничная система OETA «политически, если не юридически, должна была повлиять на послевоенное урегулирование».

На закрытом заседании 13 сентября 1919 года во время Парижской мирной конференции Ллойд Джордж вручил Жоржу Клемансо меморандум, в котором говорилось, что Британская Палестина будет «определена в соответствии с ее древними границами от Дана до Беэр-Шевы ».

Библейская концепция Эрец-Исраэль и ее воссоздание в качестве современного государства была основным принципом первоначальной сионистской программы. Хаим Вейцман, руководитель сионистской делегации на Парижской мирной конференции, 3 февраля 1919 года выступил с сионистским заявлением, в котором провозгласил предложенные сионистами границы и ресурсы «необходимыми для необходимой экономической основы страны», включая «контроль над ее реками и их истоки ". Эти границы включали нынешний Израиль и оккупированные Израилем территории, западную Иорданию, юго-западную Сирию и южный Ливан «в окрестностях к югу от Сидона». Ни палестинцы, ни какие-либо другие арабы не участвовали в обсуждениях, определяющих границы Подмандатной Палестины.

Палестино-египетская граница

Нарисованная от руки карта Раннее британское предложение о южной границе Палестины на Парижской мирной конференции. Предложение последовало за египетско-османской границей 1906 года до Аль-Ауджи, затем пересекало восток-запад через северный Негев.

Первая согласованная граница была с Египтом, управляемым британцами. 9 мая 1919 года в меморандуме британской политической делегации на Парижской мирной конференции говорилось, что британцы намерены установить границу между Египтом и Османской империей, установленную в 1906 году. Это решение представляет собой компромисс между предложениями сионистов и Британские власти в Египте уже были четко обозначены на картах.

Регион Негев был присоединен к Палестине 10 июля 1922 г. после уступки ему британского представителя Джона Филби «от имени Трансиордании»; Хотя сионистская организация обычно не считается частью региона Палестины, она лоббировала предоставление Палестине доступа к Красному морю. Просьбы Абдуллы о присоединении Негева к Трансиордании в конце 1922 и 1925 годов были отклонены.

Северные границы

Определение северной границы мандата было гораздо более длительным и сложным процессом, чем для других границ. Два основных различия заключались в том, что эта граница разделяла контролируемые Францией и Великобританией районы, и она проходила через густонаселенные районы, которые не были разделены. Другие границы отделяли Британскую Палестину от Британского Египта и Британской Трансиордании и проходили в основном через малонаселенные районы.

Северная граница между британским и французским мандатами была широко определена Франко-британским соглашением о границе от декабря 1920 года; это стало известно как Соглашение Пола-Ньюкомба для французского подполковника Н. Пола и британского подполковника С.Ф. Ньюкомба, которые были назначены руководить Комиссией по установлению границ 1923 года для завершения соглашения. Он поместил большую часть Голанских высот во французскую сферу и учредил совместную комиссию для урегулирования и обозначения границы. Комиссия представила свой окончательный отчет 3 февраля 1922 г.; он был одобрен с некоторыми оговорками правительствами Великобритании и Франции 7 марта 1923 года, за несколько месяцев до того, как Великобритания и Франция взяли на себя свои обязательные обязанности 29 сентября 1923 года. По условиям договора сирийские и ливанские жители будут иметь одинаковые права на рыбную ловлю и судоходство на озере. Хула, Галилейское море и река Иордан в качестве граждан Подмандатной Палестины, но правительство Палестины будет нести ответственность за охрану озер. Сионистское движение оказывало давление на французов и британцев, чтобы те включили как можно больше источников воды в Палестину во время переговоров по демаркации границы. Требования движения повлияли на участников переговоров, что привело к включению Галилейского моря, обоих берегов реки Иордан, озера Хула, источника Дан и части реки Ярмук. Как верховный комиссар Палестины Герберт Самуэль требовал полного контроля над Галилейским морем. Новая граница проходила по полосе шириной 10 метров (33 фута) вдоль северо-восточного берега. После урегулирования вопроса о северной границе правительства Великобритании и Франции подписали 2 февраля 1926 года соглашение о добрососедских отношениях между подмандатными территориями Палестины, Сирии и Ливана.

Палестино-Трансиорданская граница

См. Подпись Карта региона позднего османского периода, составленная Виталем Куэне 1896 года. На карте показаны санджаки Хаурана и Маана (Керака), которые сформировали большую часть того, что стало Трансиорданией, а также Мутасаррифат Иерусалима и Балки (Наблус) и Санджаки Акре (которые сформировали большую часть того, что стало Подмандатной Палестиной ). См. Подпись Оккупированная Enemy Territory Администрации область, в соответствии с британским правительством истории Великой войны. На карте показаны управляемые британцами OETA Юг (состоящий из Османского Мутасаррифата Иерусалима и Наблуса и Акко Санджаков) и управляемый арабами OETA Восток, состоящий из Дамаскского Вилайета и южного Вилайета Алеппо.

Трансиордания была частью сирийского вилайета - в первую очередь санджаков Хаурана и Маана (Керака)  - под османами. После окончания войны он был частью захваченной территории, переданной под арабскую администрацию OETA East, которая впоследствии была объявлена ​​частью Сирийского арабского королевства Фейсала. Британцы были довольны этим соглашением, потому что Фейсал был их союзником; согласно Соглашению Сайкса-Пико регион подпадал под косвенную сферу британского влияния, и у них не было достаточно войск для гарнизона.

См. Подпись Граница между Палестиной и Трансиорданией еще не была определена в начале 1921 года, как показано на этой карте Кабинета министров Великобритании начала 1921 года с границами предложенных мандатов (включая те области, которые еще не определены).

На протяжении всего периода разработки мандата сионистская организация выступала за включение территории к востоку от реки в состав Палестины. На мирной конференции 3 февраля 1919 года организация предложила провести восточную границу «линии, близкой к Хеджазской железной дороге и к западу от нее, заканчивающейся в заливе Акаба»; железная дорога шла параллельно реке Иордан и в 35–40 милях (около 60 км) к востоку от нее. В мае британские официальные лица представили на мирной конференции предложение, которое включало карты, показывающие восточную границу Палестины всего в 10 километрах (6,2 мили) к востоку от Иордана. Никакого соглашения в Париже достигнуто не было; эта тема не обсуждалась на апрельской конференции в Сан-Ремо 1920 г., на которой границы мандатов «Палестины» и «Сирии» были оставлены неопределенными, чтобы «их установили главные союзные державы» на более позднем этапе.

Река Иордан была окончательно выбрана границей между двумя территориями; это было зафиксировано в статье 25 мандата, утвержденного Керзоном 31 марта 1921 года, в котором граница была просто обозначена как «Иордан [река]». Никакое дальнейшее определение не обсуждалось до середины 1922 года, когда граница стала значимой из-за переговоров по Рутенбергской гидроэлектростанции и Конституции Подмандатной Палестины (которая не применялась к Трансиордании, подчеркивая необходимость четкого определения). Публикация последнего 1 сентября была первым официальным заявлением о подробных границах, которое было повторено в меморандуме Трансиордании от 16 сентября 1922 года: «из точки в двух милях к западу от города Акаба в заливе с таким названием вверх по центру реки. Вади Араба, Мертвое море и река Иордан до ее соединения с рекой Ярмук; оттуда вверх по центру этой реки до сирийской границы ".

Граница Трансиордании и Аравии

Южная граница между Трансиорданией и Аравией считалась стратегической для Трансиордании, чтобы избежать выхода к морю, с предполагаемым выходом к морю через порт Акаба. Южный регион Маан - Акаба, большая территория с населением всего 10 000 человек, находилась в ведении OETA East (позже Арабское Королевство Сирии, а затем Подмандатная Трансиордания) и требовалась Королевством Хиджаз. В OETA East Фейсал назначил каймакама (заместителя губернатора) в Маане; каймаки в Акабе, который «пренебречь как в Мекке Хусейн и Фейсал в Дамаске с безнаказанностью», были проинструктированы Хусейном, чтобы расширить его полномочие Маано. Этот технический спор не превратился в открытую борьбу, и королевство Хиджаз должно было взять под контроль де-факто после того, как администрация Фейсала потерпела поражение от французов. После завоевания Саудовской Аравией Хиджаза в 1924–25 годах армия Хусейна бежала в регион Маан (который затем был официально объявлен аннексией Трансиордании Абдуллы). Ибн Сауд в частном порядке согласился уважать эту позицию при обмене письмами во время заключения Джиддского договора 1927 года.

Трансиордано-иракская граница

Расположение восточной границы между Трансиорданией и Ираком считалось стратегическим в отношении предполагаемого строительства нефтепровода Киркук-Хайфа. Впервые он был изложен 2 декабря 1922 года в договоре, участником которого Трансиордания не была, - в протоколе Укаир между Ираком и Недждом. В нем описывается западная оконечность границы между Ираком и Недждом как « Джебель-Аназан, расположенный в районе пересечения 32 градусов северной долготы и 39 градусов восточной долготы, где заканчивается граница Ирака и Неджд», тем самым косвенно подтверждая это как точку, в которой граница Ирака и Неджда стала границей Трансиордания и Неджда. Это последовало за предложением Т.Лавренса в январе 1922 года о расширении Трансиордании с включением Вади-Сирхана до Аль-Джауфа, чтобы защитить британский путь в Индию и сдержать Ибн Сауда.

Воздействие и прекращение

Обязательная Палестина

Основная статья: Конец британского мандата в Палестине

Британцы контролировали Палестину почти три десятилетия, наблюдая за чередой протестов, бунтов и восстаний еврейской и палестинской арабской общин. План раздела Палестины ООН был принят 29 ноября 1947 г.; это предусматривало создание отдельных еврейских и арабских государств, действующих в рамках экономического союза, и передачу Иерусалима под опеку ООН. Две недели спустя министр по делам колоний Артур Крич Джонс объявил, что британский мандат истекает 15 мая 1948 года. В последний день мандата было провозглашено создание Государства Израиль и началась арабо-израильская война 1948 года.

Эмират Трансиордания

Основная статья: Эмират Трансиордания

В апреле 1923 года, за пять месяцев до вступления мандата в силу, Великобритания объявила о своем намерении признать «независимое правительство» Трансиордании. Трансиордания стала в значительной степени автономной под британской опекой в ​​соответствии с соглашением от 20 февраля 1928 года и стала полностью независимой по договору с Великобританией 22 марта 1946 года.

Ключевые даты от Декларации Бальфура до вступления в силу мандата

Администрация
Год Дата Документ Палестина Трансиордания
Довоенный Османские санджаки: Иерусалим, Наблус и Акко Османские санджаки: Хауран и Маан
1915 г. 24 октября Переписка Макмэхона – Хусейна
1916 г. 3 января Соглашение Сайкса – Пико
1917 г. 2 ноября Декларация Бальфура
1918 г. 23 октября OETA South объявлен под британской администрацией OETA East объявлена ​​под арабским управлением
1 декабря Франция уступает права на Палестину
1919 г. 28 июн Подписан Пакт Лиги Наций, устанавливающий мандатную систему
1920 г. 10 января Соглашение Лиги Наций вступает в силу
8 марта Королевство Сирия объявлено
25 апреля Мандат передан в Сан-Ремо
1 июля Гражданское управление начинается с назначения Верховного комиссара
23 июля Становится земля не-человека после битвы при майсалун
10 августа Подписан Севрский договор (не ратифицирован)
11–26 августа Политика Керзона: «не может быть и речи о создании какой-либо британской администрации в этом районе».
21 ноября Армия Абдуллы движется в Маан
7 декабря Первый проект представлен в Лигу Наций
23 декабря Соглашение о северной границе
1921 г. 12–30 марта Каирская конференция. Статья 25 (Трансиордания) разработана Предложение добавить этот район в мандат Палестины как отдельное арабское образование
11 апреля Создан Эмират Трансиордания
1922 г. 24 июля Условия мандата утверждены
10 августа Конституция Палестины подписана
16 сентября Меморандум Трансиордании принят
23 октября Перепись 1922 года в Палестине
1923 г. 25 апреля Объявление о независимости
29 сентября Мандат вступает в силу

Смотрите также

Ноты

Основные вспомогательные цитаты

Пояснительные записки и научные перспективы

Цитаты

Библиография

Специализированные работы

Общая история

Работы вовлеченных сторон

Последняя правка сделана 2023-08-08 12:33:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте