Бранко Чопич

редактировать

Бранко Чопич
С.Крагуевич, Бранко Копич.JPG
Родился(1915-01-01) 1 января 1915 года. Хашани, Босния и Герцеговина, Австрия-Венгрия
Умер26 марта 1984 (1984-03-26) (69 лет). Белград, СР Сербия, Югославия
Место упокоенияАллея выдающихся граждан, Белградское новое кладбище
ОккупацияПисатель, новеллист

Бранко Лопич (произносится ; сербская кириллица : Бранко Ћопић; 1 января 1915 г. - 26 марта 1984 г.) был югославским писателем.

Запомнился в бывшей Югославии как писатель детских рассказов из школьных учебников, но также как диссидент и «еретик», который должен был объясниться партийной бюрократии из-за его критики революции и послевоенной жизни, развращенной материализмом «товарищей», расцвела бюрократия и подхалимство, которые он презирал. Чопич был одним из немногих романистов, которые жили исключительно за счет его произведений, поскольку из-за его популярности его книги продавались миллионными тиражами как в Югославии, так и за рубежом.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Карьера
  • 3 Социальная критика
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Похвалы
  • 7 Оценка
  • 8 Работы
    • 8.1 Романы
    • 8.2 Романы для детей
    • 8.3 Фильмы и телевидение серия, созданная по произведениям Лопича
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Биография

Лопич был боснийским сербом, родившимся в деревне Хашани недалеко от Босанска Крупа, 1 января 1915 года. Он посещал младшую гимназию в Бихач и педагогические колледжи в Баня-Луке, Сараево и Карловац перед переездом в Белград для учебы на философском факультете Белградского университета до его окончания в 1940 году. Он признал, что по прибытии в В Белграде в 1936 году он «боялся большого города» и особенно беспокоился, что может

После восстания в Боснийской Краине в 1941 году он присоединился к партизанам и оставался в их рядах до конца Второй мировой войны.. Был политруком отряда, военным корреспондентом газеты Борба, культурным пролетарием. Этот период его жизни повлиял на большую часть его литературного творчества, о чем можно судить по темам, о которых он будет писать. Награжден Памятной медалью партизан 1941 г.. По окончании войны вернулся в Белград, где до 1949 года работал редактором нескольких журналов, в том числе детского журнала «Пионир» («Пионер»). С 1951 года до самой смерти он был профессиональным писателем.

Его книги переведены на албанский, чешский, английский, голландский, итальянский, македонский, Китайский, польский, румынский, турецкий, словацкий, словенский, немецкий, французский и русский, а некоторые из них экранизированы. Он был изображен на купюре 0,50 Боснии и Герцеговины, которая была изъята из обращения и заменена монетами.

Карьера

Его первым опубликованным рассказом был Smrtno ruvo Soje Čubrilove («Мертвая одежда Сойи Чубриловой»), напечатанный в 1936 году в белградской газете Politika.. Редактор «Политики», Жика Миличевич, был известен своей строгостью и поначалу отвергал многие другие рассказы Лопича, но продолжал писать их и отправлять их Миличевичу, пока тот не решил напечатать их в газетах. Он пообещал Чопичу, что будет публиковать два своих рассказа каждый месяц, если они будут хорошими. До 1941 года и начала Второй мировой войны в Югославии «Политика» опубликовала 125 его рассказов. Чопич считал это сотрудничество с «Политикой» «большим стимулом» и «началом серьезного литературного утверждения». Он опубликовал свой первый сборник рассказов в 1938 году и продолжал писать на протяжении всей войны.

Уже его первый сборник рассказов «Под Грмечом» («Под Грмечем») продемонстрировал его дар повествования. Вскоре последовали и другие сборники, в том числе Планинчи («Горцы»; 1940). Вспоминая «Премию Милана Ракича», которую он получил в 1939 году, и денежную часть премии в 1000 динаров, он сказал: «Я был богаче императора». Он был редактором журнала "Пионер" с 1944 по 1949 год и членом редколлегии журнала "Савременник" ("Современник"). Региональный знак его прозы можно узнать в персонажах, местах, темах и языке его родного региона, Боснийской Краины. Его довоенная проза была преимущественно лирической (сборники «Роса на байонетиме» («Роса на штыках»; 1946), «Свети магарац и друге приче» («Святой осел и другие рассказы»), Сурова школа («Жестокая школа»; 1948). но после войны он подчинил лирическое идеологическому и социально вовлеченному. Его рассказы часто называли «рассказами о мальчике-мечтателе».

Он опубликовал сборники стихов Ognjeno rađanje domovine («Огненное рождение» Родины »; 1944) и Ратниково пролиеце (« Воинская весна »; 1947). Среди других сборников рассказов - Borci i bjegunci (« Бойцы и беглецы »; 1939) и Ljubav i smrt (« Любовь и смерть »; 1953). Чопич обогатил военные рассказы юмором и комическими элементами, а в романах «Пролом» («Побег»; 1952) и «Глуви барут» («Безмолвный порох»; 1957) он дал широкую фреску в прозе первых лет войны. Боснийская Краина. Переломным моментом в его послевоенном развитии стала «Доживляи Николетине Бурсача» («Приключения Николета»). ина Бурсач "). Романы Ne tuguj, bronzana stražo («Бронзовые стражи, не скорбите»; 1958) и Osma ofanziva («Восьмое наступление»; 1966) посвящены организованной государством колонизации населения Краины в провинции Воеводина.

Коллекция Bašta sljezove boje («Сад цветов зефира»; 1970) открывается письмом, которое Чопич написал своему покойному другу Зии Диздаревич (1916–42). В нем Чопич устанавливает рамки письма как спасение от смерти и мрачных видений всадников апокалипсиса. Он воспринимает мир с точки зрения хороших «дураков», но, несмотря на донкихотский пыл и юмор, чувство печали, тревоги, разочарования и антиутопических ситуаций прорывается. В продолжении Dani crvenog sljeza («Дни красного зефира») все это превращается в крушение общественных идеалов как дорогостоящих иллюзий.

Он также писал детские стихи и прозу. Наиболее известные произведения: Priče partizanke («Партизанские рассказы»), Nasmejana sveska («Смайлик-тетрадь»), U carstvu leptirova i medveda («В царстве бабочек и медведей»), Vratolomne priče («Истории Сорвиголовы»), Ježeva kućica («Ежик»), «Доживляи мачка тоше» («Приключения кота Тошо»), Orlovi rano lete («Орлы летят рано »; 1957).

Социальная критика

Используя юмор и сатиру, Чопич нацелился на то, что он считал социальными недугами молодого югославского коммунистического общества. В 1950 году он опубликовал Jeretička priča («История еретиков»), высмеивая новые явления, которые он наблюдал вокруг себя, такие как менеджеры государственных компаний, генералы Югославской народной армии (ЮНА), министры правительства, а также их семьи и родственники супругов, неправомерное использование финансируемых государством ресурсов, включая конкретные случаи использования предоставленных государством роскошных автомобилей отдельными лицами из вышеуказанных групп, чтобы их возить на лекции в университете на факультетах, на которые они недавно поступили.

Он затем опубликовал еще одну критическую работу - «Тот, кто пишет рассказы с дьяволом». Он получил выговор со стороны Коммунистической партии Югославии (КПЯ), а лидер страны Иосип Броз Тито публично раскритиковал писателя в 1950 году: «Он [Чопич] представил все наше общество, доверху до снизу, как отрицательный, тем самым выступая за его прекращение. Такую сатиру мы не допустим и не оставим без ответа. Он заслуживает публичного отклика и раз и навсегда сказать, что мы не допустим вражеской сатиры. это работает на разрушение нашего единства. Его личное дело - признать свои ошибки и идти по пути других наших социалистических писателей ".

На одном из собраний Женского антифашистского фронта Югославии («AFŽ»), Тито сердито сказал о Лопиче: «Он лжет! Он не говорит правду!». Мать Чопича, Стоя, присутствовавшая на встрече, сказала Тито: «Мой Бранко никогда не лжет». После непрекращающихся нападок со стороны Тито лично, Чопич повесил на своей двери страницу из газет, где Тито заявил, что не будет его арестовывать.

Из-за опубликованной истории «Избор друга Сократа» («Выборы товарища Сократа») в журнале НИН и в романе «Глуви барут» («Тихий порох»), напечатанном в 1957 году, он снова подвергся осуждению. Защищаясь перед партийной комиссией, он заявил: «Я показал некоторых из наших людей, которые были немного обесчеловечены в суровых условиях [военных] сражений, живущих с верой в то, что они делают то, что лучше всего для революции». Хотя он сказал, что будет «бороться за то, чтобы остаться в партии, потому что там приятно быть», его исключили из нее. Он выступал против написания иностранной и правой прессы, которая использовала его критику новой системы в «Безмолвном порохе».

Его современная комедия Odumiranje medveda («Медведь вымирает») 1958 года вызвала у него дальнейшие проблемы с политический истеблишмент. После нескольких репетиций его запретили показывать Белградский драматический театр. Все это время, когда его критиковали и игнорировали власти, его регулярно навещал автор Иво Андрич. Когда его уже сочли слишком критичным, никто не хотел сидеть рядом с ним в знаменитом «Писательском клубе» в Белграде. Однажды Андрич сел рядом с ним и посоветовал ему перейти к написанию романов, так как «их никто не читает». Чопич был ошеломлен тем, что Андрич даже ругался, поскольку Андрича считали олицетворением дипломата и джентльмена. Он принял предложение, написав Silent Gunpowder, но только усугубил ситуацию. После периода партийных преследований он был исключен из партии в 1960 году. После его исключения из партии культурные центры начали массово отменять проведение его литературных лекций, ссылаясь на «домашнюю роспись» в качестве причины отмены. Он спросил своих [бывших] товарищей по партии, «сколько продержится эта картина»?

Он объяснил, что писал в свою защиту, когда его допросили партийные аппаратчики : «Прежде чем начать писать, представьте, что прошло уже 50 лет, что вас и тех, кто вас сегодня допрашивает, уже нет в живых, и кто-то начинает копаться в своих архивах. Пишите так, чтобы вам не было стыдно перед этого неизвестного человека из будущего ».

Хотя он некоторое время сохранял свой веселый дух, исключение из партии было серьезным психологическим ударом. Помимо Тито, он подвергался прямым и публичным нападкам и преследованиям со стороны партийной элиты, в том числе Моша Пияде и Милован Жилас. Гораздо больше он пострадал от нападок со стороны его коллег-писателей: [ср ], Скендер Куленович, Ото Бихалджи-Мерин, [ср ], Густав Крклец. Он много страдал, понимая, что это предательство друзей. В последующие годы они избегали его, «как будто он был болен туберкулезом».

О его социальной критике Лопич однажды сказал: «И я устал от всей этой сатиры в отношении мелкой буржуазии, религия, священники, пономарь и хавадж, тоже не хотели закрывать глаза на социальные и политические вопросы в новой Югославии ».

Личная жизнь

Его брат и сестра погибли во Второй мировой войне. Брат Райко был убит в 1942 году, а сестра Смилька (р. 1921) в 1943 году. Чопич посвятил ей стихотворение Grob u žitu («Могила в зернах»).

Чопич встретил свою будущую жену Богданку Илич, по прозвищу Чика, в 1945 году. Богданка Чопич позже стал педиатром, они поженились в 1950 году и оставались вместе до его смерти. Последние десять лет жизни Чопич они провели в здании напротив башни Белограданка в центре Белграда.

Лопич был заядлым читателем, любителем живописи и хвалил кино и театр, даже написал несколько сочинений. сценарии. Ему нравились итальянский неореализм, такие фильмы, как Тайная жизнь Уолтера Митти, Плата за страх и мультфильмы Диснея. Его восхищали Мигель де Сервантес, Максим Горький, Милош Црнянский, Иван Цанкар, Мирослав Крлежа, Исидора Секулич, Оскар Давичо, Михайло Лалич и называл себя Лички Босанац («Лика боснийец»). Чопич сказал, что одиночество тяжело, а жизнь коротка, поэтому ее следует проводить в любви, согласии и понимании.

Смерть

В понедельник, 26 марта 1984 г., Чопич позвонил своему давнему близкому другу Момчило Сречкович должен прибыть из Обреновац в Белград. Сречкович впервые встретился с женой Чопича, которая сказала ему, что Бранко ранее в тот же день посетил врача и что он в депрессии. Сречкович нашел его около 16:00 в Парке пионеров. Они пошли в Теразие, где коктейль выпили в летнем саду гостиницы «Москва», где Лопич «открыл свою душу». Он сказал, что в течение нескольких лет у него больше не было проблем с написанием, назвав «Сад цветов зефира», «Приключения Николетины Бурсач» и «Восьмое наступление» своими фаворитами, и сентиментально отзывался о своем детстве. По словам Сречковича, Чопич «говорил много, больше, чем я мог запомнить».

Они продолжали Зелени Венац и Мост Братства и Единства через Саву, сегодня называется мост Бранко. Чопич вспомнил свой приезд в Белград, когда он спал под мостом (в то время это был мост короля Александра, который был разрушен во время войны), говоря: «этот мост - моя судьба». Показывая скамейку под мостом, где он спал в 1936 году, очки Лопича упали на тротуар внизу. Сречкович спустился по лестнице, чтобы забрать его, но когда он снова поднялся на мост, Чопич уже перешел реку на другую, сторону Нового Белграда. Сречкович поспешил поймать его и позвал его, но когда он подошел поближе, Чопич бросился через металлический забор и упал на тротуар на левом берегу реки Савы.

Полиция сначала задержала Сречковича в качестве свидетеля, но также подозревает он столкнул Лопича с моста. Он был освобожден после того, как вдова Лопича Богданка пришла в полицию и принесла его предсмертное письмо, которое он оставил в квартире. Он закончил письмо словами «Прощай, красивая и страшная жизнь».

Мост в целом приобрел печально известную репутацию моста самоубийц, так как около 40 человек пытаются покончить жизнь самоубийством, прыгая с него каждый раз. год. Поскольку мост является продолжением улицы Бранкова, названной в честь Бранко Радичевича, сербского поэта-романтика, он был назван в честь этой улицы. Однако с тех пор возник городской миф о том, что мост был назван в честь прыжка Лопича.

Награды

Он получил множество наград с первых дней своего творчества: премия Академии семи искусств (1938), награда Ракича (1939), награда Сербской королевской академии (1940), награда комитета по культуре и искусству (1947, 1948), правительственная награда FNRJ (1949), торговля премия профсоюзов (1953 г.), премия в области детской литературы (1956 г.), награда города Белграда за октябрь (1956 г.). В 1958 году он получил награду NIN за лучший роман «Бронзовые гвардейцы, не скорбите».

16 декабря 1965 года он стал ассоциированным членом Сербской академии. наук и искусств и был избран в полноправные члены 7 марта 1968 года.

Награжден орденом «За заслуги перед народом» с Золотой звездой (I ранг), орденом «За заслуги перед народом с серебряными лучами» ( II ранга), Орден Братства и Единства с Золотым венком (I ранг) и Памятная медаль партизан 1941 года.

Оценка

Многие из созданных им персонажей были основаны на реальных людях из своего родного края, на склонах горы Грмеч. Сам Чопич считал, что его жизненные работы - это три романа: «Сад цвета зефира», «Приключения Николетины Бурсач» и «Восьмое наступление».

Кинорежиссер Пуриша Дорджевич снял документальный фильм о Чопиче в 2016 году, под названием Moja Mala iz Bosanske Krupe.

Работы

Лопич на сербской марке 2015 года Памятник Лопичу в Баня-Луке

Романы

  • Пролом - Побег (1952)
  • Gluvi barut - Тихий порох (1957)
  • Ne tuguj, bronzana stražo - Бронзовая гвардия, не горюйте (1958)
  • Osma ofanziva - Восьмое наступление (1966)

Детские романы

  • Orlovi rano lete - Eagles Fly Early (1957),
  • Slavno vojevanje - Glorious Combat (1960) и
  • Bitka u Zlatnoj dolini - Битва за Золотую долину

- эти три известны как «Пионирская трилогия» - Пионерская трилогия,

  • Magareće godine - «Ослиные» годы (что означает: Крутые подростки);
  • Balada o ribaru i mačku - Баллада о рыбаке и коте
  • Глава у klancu n oge na vrancu - Голова в седле на коне
  • Ježeva kućica - Домик ежа (1949)
  • Doživljaji mačka Toše - Приключения кота Тошо
  • Bašta sljezove boje - Сад цветов маршмеллоу
  • У карству медведя и лепирова - В царстве медведей и бабочек
  • Причеиспод змаевых крила - Истории под крыльями дракона

Фильмы и телесериалы, созданные после Труды Чопича

  • «ivjeće ovaj narod» (1947)
  • «Major Bauk» (1951)
  • «Grob u žitu» (1951)
  • «Николетина Бурсач ( 1964)
  • Орлы летят рано (1966)
  • «Четрдесет прва» (1971)
  • «Гайдучка времени» (1977)
  • «Мала моя из Bosanske Krupe »(1978)
  • « Osma ofanziva », сериал (1979)
  • « Bježaćemo čak u Liku »(1979)
  • « Odumiranje međeda »(1982)
  • Телесериал "Смиешне и друге приче" (1986)
  • "Разговоры старины" (1986)
  • Тихий порох (1990)
  • " Magareće godine "(1994)
  • Ježeva kućica (2017)

См. Также

  • icon Портал романов

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Бранко Чопич.
Последняя правка сделана 2021-05-13 10:02:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте