Боянская церковь

редактировать
Боянская церковь
Боянска църква
Боянская церковь 2 TB.JPG Внешний вид Боянской церкви
Религия
Принадлежность Болгарский Православный
Местоположение
МестоБояна, София, Болгария
Географические координаты 42 ° 38′40,82 ″ N 23 ° 15′58,22 ″ E / 42.6446722 ° N 23.2661722 ° E / 42.6446722; 23,2661722 Координаты : 42 ° 38'40,82 ″ N 23 ° 15'58,22 ″ E / 42,6446722 ° N 23,2661722 ° E / 42,6446722; 23.2661722
Архитектура
Основаниеконец 10 века
Завершеноначало 11 века
объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное название: Боянская церковь
ТипКультурные
Критерииii, iii
Назначен1979 (3-я сессия )
Справочный номер42
Штат ПартияБолгария
РегионЕвропа и Северная Америка

Боянская церковь (болгарский : Боянска църква, Боянска цăрква) - средневековая болгарская православная церковь, расположенная на окраине Софии, столицы Болгарии, в квартале Бояна. В 1979 году здание было внесено в ЮНЕСКО Список всемирного наследия.

Восточное крыло двухэтажной церкви изначально было построено в конце 10 - начале 11 века, затем было центральное крыло. добавлен в 13 веке во времена Второго Болгарского царства, все здание было закончено с дальнейшим расширением на запад в середине XVIII века. он 19 век. Всего на стенах церкви изображено 89 сцен с 240 изображениями людей.

Содержание

  • 1 История и архитектура
  • 2 Фрески
    • 2.1 Первый слой
    • 2.2 Второй слой
      • 2.2.1 Авторство
    • 2.3 Поздние фрески
  • 3 Надпись ктитора
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

История и архитектура

Внутренний вид Боянской церкви

Боянская церковь была построена в три этапа: в конце 10-го - начале 11-го, середине 13-го и середина 19 века. Самая старая часть (восточная церковь) представляет собой небольшую одноапсидную крестово-сводчатую церковь со встроенными крестообразными опорами. Он был построен в конце 10 или начале 11 века.

Вторая часть, примыкающая к восточной церкви, была заказана Себастократором Калояном и его женой Десиславой в середине 13 века. Здание относится к двухэтажному типу церкви-усыпальницы. Он состоит из семейной гробницы на первом этаже с полуцилиндрическим сводом и двух аркосолий на северной и южной стенах, а также семейной часовни на верхнем этаже, идентичной восточной церкви. Внешний вид украшен керамическим орнаментом.

Последняя часть была построена на пожертвования местного сообщества в середине 19 века. Церковь была закрыта для публики в 1954 году с целью сохранения и восстановления. В 2006 году его открыли только частично.

В качестве меры защиты был установлен кондиционер, поддерживающий температуру 17–18 градусов по Цельсию (62–64 по Фаренгейту), с малотемпературным освещением. Группам до 8 человек разрешается оставаться на 10 минут. Здание, переданное в ведение Национального исторического музея (Болгария), было полностью открыто для публики министром культуры Стефаном Данаиловым 2 октября 2008 года.

Фрески

первый слой фресок XI – XII веков, из которых сохранились только фрагменты, и знаменитый второй слой фресок 1259 г., церковь также имеет меньшее количество более поздних фресок XIV и XVI – XVII веков, а также 1882 г. Фрески были отреставрированы и очищены в 1912–1915 гг. австрийцем и болгарским специалистом, а затем в 1934 и 1944 гг.

Мировой известностью церковь обязана главным образом своим фрески 1259 года. Они образуют второй слой над росписями предыдущих веков и представляют собой один из наиболее полных и хорошо сохранившихся памятников средневекового искусства на Балканах.

Восемнадцать сцен в нартексе изображают жизнь святителя Николая. Здесь художник нарисовал некоторые аспекты современного образа жизни. В «Чуде на море» корабль и шляпы моряков напоминают венецианский флот. Портреты покровителей церкви - Себастократора Калояна и его жены Дессиславы, а также болгарского царя Константина Тиха и Царицы Ирина, считается одной из самых впечатляющих и реалистичных фресок в церкви и находится на северной стене церкви.

Первый слой

Первый слой фресок, который первоначально покрывал всю восточную церковь, датируется XI – XII веками. Фрагменты этих фресок сохранились в нижней части апсиды и северной стены, а также в верхней части западной стены и южного свода.

Второй слой

Согласно надписи дарителя на северной стене второй секции, второй слой фресок датируется 1259 годом. Эти фрески были нарисованы поверх предыдущего слоя группой неизвестных. художники, которые также украсили два этажа здания по заказу Себастократора Калояна.

Боянская церковь обязана своей мировой известностью прежде всего фрескам 1259 года, демонстрирующим исключительные достижения средневековой болгарской культуры. Большинство из более чем 240 изображенных здесь фигур демонстрируют индивидуальность, выдающуюся психологическую проницательность и жизненную силу. Фрески соответствуют канону иконописи, установленному Седьмым Вселенским Собором, состоявшимся в Никее в 787 году.

Фрески в самой старой части церкви включают великолепное изображение Христа Пантократора в купол. На барабане ниже изображены сонмы ангелов с четырьмя евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном - на подвесках. Лицо арок украшают четыре изображения Христа: Христос Эммануил; Христос, Ветхий днями; ахейропоэтические («сделанные без рук») Holy Mandylion и Holy Tile. Далее идут сцены из Больших праздников и Страстей Христовых. Среди полноразмерных изображений святых первого яруса есть десять святых-воинов. Богоматерь на троне в окружении архангелов изображена в алтарной раковине. Ниже представлены четыре отца церкви: Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Патриарх Герман. Фрески, обрамляющие алтарь, изображают диаконов Лаврентия, Евплия и Стефана, а также святого Николая, покровителя первого этажа церкви, одного из самых популярных святых и покровителя моряков, купцов и банкиров.

Житие святого Николая изображено в 18 сценах притвора (вторая часть церкви). Неизвестные художники включили в эти сцены элементы современной жизни, и многие фигуры вполне реалистичны, особенно их лица. На люнете над входом в нартекс изображены Богоматерь с младенцем, святые Анна и Иоаким, а также Христос благословение. В нижних ярусах стен изображены св. Екатерина, св. Марина, св. Феодора Студита и св. Пахомия. В южном аркосолиуме изображена сцена спора Христа с врачами, а в северном - «Представление Богородицы». В нартексе также представлены два высокочтимых болгарских святых - святой Иоанн Рильский (старейшее сохранившееся изображение святой) и святая Параскева (Петка). Среди изображенных здесь монахов появляется отшельник преподобный Ефрем Сир. Выразительные реалистические портреты жертвователей Себастократора Калояна и его жены Дессиславы, а также болгарского царя Константина Асена Тиха и царицы Ирины, написанные с точностью, необычайным мастерством и чувством, являются одними из старейших портретов болгарских деятелей. история.

Авторство

Сегодня имя «Боянский мастер» обозначает команду неизвестных художников, которые украшали церковь и осваивали свое искусство в мастерских им. Бояна - единственный и самый впечатляющий полностью сохранившийся памятник Тырновской школы живописи 13 века. По мнению многих ведущих специалистов, всемирно известные фрески Боянской церкви сыграли важную роль в развитии средневековой болгарской и европейской живописи.

Имя, возможно, художника, было обнаружено во время реставрационных работ в 2006–2008 гг. Государственный исторический музей директор Божидар Димитров заявил: «Во время реставрации обнаружен редкая надпись под слоем штукатурки на одной из стен церкви: «Я, Василий вписал». «Боянский мастер» 13 века был единственным живописцем среди царей и знати, чьи имена регулярно зачитывались во время проповедей в церкви. " Реставратор Григорий Григоров заявил: «Христианская православная религия запрещает художнику проявлять себя, так как в глазах священников руку ведет Бог. Но этот художник написал свое имя, зная, что верующие не могут этого видеть». Другие историки и археологи менее уверены в том, что надпись идентифицирует «мастера», поскольку она могла быть оставлена ​​и помощником.

Поздние фрески

Некоторые части церкви были перекрашены, и большинство этих фресок сохранилось до наших дней. Более поздние фрески включают в себя сцену Представления Богородицы XIV века, портрет Святого Николая XVI – XVII веков и изображения двух святых покровителей Боянской церкви - Святого Николая и Святого Пантелеймона. с 1882 г.

Ктитор надпись

Надпись покровителей церкви на среднебулгарском языке с 1259 г. гласит:

⁜ вꙁьдвиже сѧ ѿ ꙁемѧ · и сьꙁда сѧ · прѣчисты храма.

мь · ст҃аго иерарха хв҃а николы · и ст҃аго и великѡ. славнагѡ мѫченика хв҃а · пантелеимѡна · тече. ни внемь и троудомь и любовнꙙꙛ многоꙙѫ · калѡ. ѣнѣ с н с стократора ·ваг9 цеха. стефана · кралѣ србьскаго · написа же сѧ пи цр҃. ьство блгарское · при благовѣрнѣмь и бг҃очь. стивѣмь · и хс҃толюбивѣмь цр҃и · костањ. динѣ асѣни ⁘ ·119] в 11 [ · ҃ ⁘ ѱ҃ · · ѯ҃ ⁘ ꙁ҃ ⁘

Этот непорочный храм святителя Николая и мученика Пантелеймона возведен из земли и создан на средства фонда s, забота и большая любовь Калояна, себастократора, двоюродного брата царя, внука святого Стефана, короля Сербии, и был украшен при Болгарском царстве при благочестивом и набожном царе Константине Асене. Указание 7 года 6767 [1259].

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Боянской церковью.
Последняя правка сделана 2021-05-13 08:47:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте