Мальчик, укушенный ящерицей | |
---|---|
Художник | Караваджо |
Год | 1593–1594 |
Средний | Масло на холст |
Размеры | 65 см × 52 см (26 дюймов × 20 дюймов) |
Местоположение | Фонд Роберто Лонги, Флоренс |
Мальчик, укушенный ящерицей | |
---|---|
Художник | Караваджо |
Год | 1594–1596 |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 66 см × 49,5 см (26 в × 19,5 я n) |
Местоположение | Национальная галерея, Лондон |
Мальчик, укушенный ящерицей (Итальянский : Ragazzo morso da un ramarro) - картина Итальянский художник эпохи барокко художник Караваджо. Он существует в двух версиях, обе считаются подлинными работами Караваджо, одна в Fondazione Роберто Лонги в Флоренции, другая в Национальной галерее, Лондон.
Оба Считается, что версии датируются периодом 1594–1596 гг. Согласно искусствоведу Роберто Лонги, более вероятным кажется последний конец этого периода, учитывая, что на картинах есть все признаки ранних работ, написанных в доме искушенного покровителя Караваджо кардинала Франческо дель Монте, и что Караваджо не входил в Палаццо Мадама кардинала до 1595 года.
Как и все ранние работы Караваджо, многое остается предположительным, и идентичность модели была обсуждается.
Согласно одной теории, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и модель для нескольких других картин того периода; пышные, вьющиеся темные волосы и поджатые губы выглядят одинаково, но на других фотографиях, таких как Мальчик с корзиной фруктов и Гадалка, Марио выглядит менее женственным.
Майкл Фрид вместо этого предположил, что картина представляет собой замаскированный автопортрет Караваджо. Фрид утверждает, что руки испытуемого - одна вытянута, другая поднята вверх - находятся в таком же положении, как у художника, держащего палитру во время рисования.
Согласно Леонарду Дж. Слаткес, символизм картины, вероятно, происходит от темы Аполлона Сауроктона, в которой ядовитая саламандра торжествует над богом, а расположение различных фруктов предполагает Четыре темперамента, где саламандра была символом огня во времена Караваджо.. Саламандра также имела фаллический оттенок, и картина, возможно, была вдохновлена эпиграммой Martial : «Ad te reptani, puer insidiose, lacertae Parce: cupit digitis illa perire tuis. (Пощадите эту ящерицу, ползущую к вам, коварный мальчик / Он хочет умереть между твоими пальцами)
Аффектная поза, возможно, была неизбежным результатом эксперимента, который Караваджо, похоже, проводил здесь: наблюдение и запись острых эмоций - удивление и страх - в ситуации, когда настоящая неожиданность была невозможна и когда позу приходилось удерживать в течение значительного периода времени. Критики настаивания Караваджо на рисовании только с натуры позднее укажут на это ограничение его метода: он поддавался удивительно реалистичному (если это театральные) статические композиции, но не сцены, связанные с движением и насилием. Только в поздний период, когда он, кажется, больше работал из воображения, Караваджо смог полностью преодолеть эту профессиональную порок. Тем не менее, «Мальчик, укушенный ящерицей» - важная работа в раннем творчестве художника именно потому, что она показывает выход из безвоздушной неподвижности очень ранних работ, таких как Мальчик, чистящий плод и Больной Вакх, и даже подразумеваемое насилие, но фактический застой таких произведений, как Cardsharps.
Как было впервые предположено Роберто Лонги, Караваджо, вероятно, позаимствовал мотив кусающий палец мальчика, укушенного крабом, рисунок выдающегося художника эпохи Возрождения Софонисба Ангиссола.
Софонисба Ангиссола, Мальчик, укушенный крабом (ок. 1554)