Боснийцы

редактировать
Боснийцы. Босанци. Босанци
Общее население
4 миллиона (прибл.)
Регионы с значительное население
Босния и Герцеговина 3,531,159
Швеция 58,181 (2016)
Норвегия 50,000
Австралия 39,440
Италия 31,000
Франция 30,000
Канада 26,740
Дания 22,404
Языки
сербохорватский (боснийский, хорватский, серб )
Религия
Большинство: ислам, христианство : (восточное православие, римский католицизм ). Меньшинства: иудаизм, агностицизм, атеизм
Родственные этнические группы
боснийцы, боснийские сербы, Боснийские хорваты, боснийские евреи, боснийские цыгане

боснийцы (боснийский : Bosanci / Босанци; единственное мужское начало: Bosanac / Босанац, женское: Bosanka / Босанка) - это люди, отождествляемые со страной Босния и Герцеговина или со страной регион Босния. Как общий демоним, термин боснийцы относится ко всем жителям / гражданам страны, независимо от какой-либо этнической, культурной или религиозной принадлежности. Его также можно использовать в качестве обозначения для всех, кто происходит из региона Босния. Кроме того, боснийцем может быть любой, кто имеет гражданство государства Босния и Герцеговина и, таким образом, в значительной степени является синонимом всеобъемлющего национального демона боснийцев и герцеговинцев. Сюда входят, помимо прочего, представители этнических групп, составляющих Боснию и Герцеговину: боснийцев, сербов и хорватов. Те, кто проживает в небольшом географическом регионе Герцеговина, обычно предпочитают идентифицироваться как герцеговинцы.

. Как общий демоним, термин боснийцы не следует путать с чем-то похожим, но не тождественный этнониму боснийцы, обозначая этнических боснийцев. Основные этнические группы Боснии и Герцеговины включают боснийцев (боснийских мусульман), хорватов и сербов.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 История
    • 2.1 Средневековые боснийцы
    • 2.2 Османская эпоха
    • 2.3 Австро-венгерская эпоха
    • 2.4 Югославская эпоха
    • 2.5 Современная эпоха
  • 3 Религия
  • 4 Идентификация
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Терминология

В современном английском термин «боснийцы» является наиболее часто используемым экзонимом для всего населения Боснии. В более древней английской литературе жителей Боснии иногда также называли боснийцами или боснийцами. Все эти термины (боснийцы, боснийцы, боснийцы) использовались взаимозаменяемо, как общие демонимы для всего населения Боснии, включая все этнические и религиозные группы. Указывая на различную религиозную принадлежность среди населения Боснии в целом, английские авторы использовали общие термины, такие как христианские боснийцы или мусульманские боснийцы, а также христианские боснийцы или мусульманские боснийцы. Вплоть до 20 века в английском языке ни один из этих терминов (боснийцы, боснийцы, боснийцы) не использовался для обозначения особой этнической принадлежности.

С конца 20-го века, когда большинство этнических мусульман в бывшей Югославии решили использовать термин боснийцы в качестве своего этнического обозначения, последующее использование этого конкретного Термин в английском языке постепенно адаптировался к новой ситуации. Сегодня термин боснийцы (включая вариант написания боснийцев) в основном используется в английском языке как обозначение для этнических боснийцев, в то время как термин боснийцы сохранил свое общее значение, обозначая всех жителей Боснии.

История

Территориальная экспансия боснийского государства в средние века

Средневековые боснийцы

Название Босния как государство впервые было записано в середине 10 век в греческой форме Βόσονα, обозначающей регион. К тому времени период переселения раннего средневековья уже закончился. В этот неспокойный период, с начала VI до середины VII века, ранние славяне вторглись в Византийскую империю и расселились по Юго-Восточной Европе. Во многих регионах они встретили различные группы оставшегося, ранее романизированного населения бывших римских провинций Далмация, Превалитана, Паннония Секунда, Паннония Савия и другие. Оставшееся романизированное население отступало в основном в горные районы, а южнославянские племена селились на равнинах и долинах, постепенно объединяясь в ранние княжества. По мере их расширения, они стали включать в себя другие прилегающие территории, а позже превратились в более централизованные государства.

В течение двенадцатого века был создан Банат Боснии с центром в долине р. река Босна. Среди лингвистов и других ученых существует несколько теорий относительно происхождения обоих терминов для региона и реки, а также относительно связи между этими двумя терминами. Предполагается, что название Босния могло быть взято из более старого регионального термина, который сам изначально произошел от названия реки Босна, которая протекает через сердце страны. От этого корня местный демоним произошел от эндонима в форме Бошняни, обозначающей жителей Боснии.

В течение XIII и XIV веков Банат Боснии постепенно расширялся, включая регионы Соли, Усора, Дони Краджи и Захумлье. Жители всех этих регионов также сохранили свою региональную индивидуальность. К 1377 году Королевство Босния было создано при династии Котроманич. Он также включал несколько территорий средневековой Сербии и Хорватии. Как следствие, многие православные христиане и католики стали подданными боснийских правителей вместе с приверженцами местной боснийской церкви, происхождение и характер которой являются предметом обсуждения. продолжаются дискуссии среди ученых. Бошняни называют это со времен Стефана II т.е. как политические субъекты боснийских правителей. Принадлежащие к этой секте называли себя просто Крстиани («христиане»). Многие ученые утверждали, что эти боснийские крстиани были манихейскими дуалистами, связанными с богомилами Болгарии, в то время как другие ставят под сомнение эту теорию, ссылаясь на отсутствие исторических свидетельств. Власти как католической, так и православной церкви считали Боснийскую церковь еретической и начали энергичные кампании по прозелитизму, чтобы ограничить ее влияние. В результате этих разделений в средневековой Боснии не сложилась последовательная религиозная идентичность, как это было в Хорватии и Сербии.

Османская эпоха

С течением времени Боснийское королевство постепенно начало приходить в упадок.. Он был расколот из-за растущей политической и религиозной разобщенности. К тому времени турки-османы уже закрепились на Балканах. Сначала победив сербов в битве за Косово и расширившись на запад, турки в конце концов захватили всю Боснию и части соседней Хорватии. Территория, которая частично принадлежала средневековому Хорватскому королевству, а частично Боснийскому королевству, веками оставалась под властью Османской империи, до тех пор, пока ее называли турецкой Хорватией (позднее Босанская Краина ).

Эти события изменили историю Боснии, так как многие жители приняли ислам, что усилило сложную боснийскую этнорелигиозную идентичность. Боснийская церковь исчезла, хотя обстоятельства ее упадка обсуждались так же, как и определение ее природы и происхождения. Некоторые историки утверждают, что боснийские крестьяни в массовом порядке обратились в ислам, ища убежища от католических и православных преследований. Другие утверждают, что боснийская церковь перестала действовать за много десятилетий до турецкого завоевания. Как бы то ни было, при османском владычестве среди боснийцев возникла коренная и обособленная мусульманская община, которая быстро стала доминирующей. К началу 1600-х годов примерно две трети боснийского населения были мусульманами.

Австро-венгерская эпоха

Боснийцы во время австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины.

Во время австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины с 1878 по 1918 год Бенджамин Каллай, совместный имперский министр финансов и проживающий в Вене администратор Боснии, повысил Бошняштво до должности политика, направленная на то, чтобы внушить народу Боснии «чувство принадлежности к великой и могущественной стране». Политика отстаивала идеал плюралистической и многоконфессиональной боснийской нации и рассматривала боснийцев как «говорящих на боснийском языке и разделенных на три равноправные религии». Политика пыталась изолировать Боснию и Герцеговину от ее ирредентистов соседей (православных в Сербии, католиков в Хорватии и мусульман из Османской империи ). Империя пыталась воспрепятствовать концепции хорватской или сербской государственности, которая распространилась на католические и православные общины Боснии и Герцеговины из соседних Хорватии и Сербии в середине 19 века. Хорваты и сербы, выступавшие против имперской политики и отождествлявшие себя с националистическими идеями, игнорировали претензии на боснийскую государственность и вместо этого считали боснийских мусульман частью своих наций - концепция, которая была отвергнута большинством боснийских мусульман. После смерти Каллая от политики отказались. Ко второй половине 1910-х годов национализм стал неотъемлемым фактором боснийской политики с национальными политическими партиями, соответствующими трем группам, доминирующим на выборах.

Югославская эпоха

В период, когда Югославия была основана как нация, в политическом истеблишменте Боснии и Герцеговины доминировали сербские и хорватские политики; ни один из двух терминов, боснийский или боснийский, не был признан для обозначения народа как составной нации. Следовательно, боснийские мусульмане или все, кто заявлял о своей боснийской / боснийской этнической принадлежности, были отнесены в статистике югославского населения к категории «региональная принадлежность». Эта классификация использовалась в последней югославской переписи, проведенной в 1991 году в Боснии и Герцеговине.

Классификации переписи населения в бывшей Югославии часто подвергались политическим манипуляциям, поскольку подсчет населения имел решающее значение для власти каждой группы. В конституционных поправках 1947 года боснийские мусульмане просили вариант «боснийский». Но в переписи 1948 года им был предоставлен только выбор: «этнически необъявленный мусульманин», «серб-мусульманин» или «хорват-мусульманин» (подавляющее большинство выбрало первый вариант). В переписи 1953 года была введена категория «югослав, этнически незадекларированный»; Подавляющее большинство тех, кто попал в эту категорию, были боснийскими мусульманами.

В переписи 1961 года боснийцы или боснийские мусульмане были классифицированы как этническая группа, определяемая как «мусульманско-этническая принадлежность», но не как Югославская «конституционная нация» наряду с сербами и хорватами. В 1964 г. Четвертый съезд боснийской партии заверил боснийцев в праве на самоопределение. В 1968 году на заседании Центрального комитета Боснии боснийцы были признаны отдельной нацией, хотя руководство решило не использовать боснийское или боснийское название. Следовательно, в качестве компромисса вариант «мусульмане по национальности » был введен в качестве категории в переписи 1971 года. Это была официальная категория для использования боснийцами до последней переписи населения Югославии в 1991 году.

Современная эпоха

В 1990 году название боснийцы было повторно введено, чтобы заменить термин «мусульмане». по национальности ". Это привело к появлению боснийских или даже мусульманских терминов, которые недавно были (повторно) введены в употребление в качестве политического компромисса. На протяжении веков Османской империи различия между гражданами (в целях налогообложения, военной службы и т. Д.) Проводились в основном на основе религиозной идентичности человека, которая была тесно связана с этнической принадлежностью.

Число людей, идентифицированных как боснийцы при последней переписи населения (2013 г.), точно не известно, однако оно не превышает 2,73%, поскольку это количество людей, идентифицированных как «другие» и « Боснийцы »перечислены в категории« Другие ».

Религия

Мечеть, Католическая церковь и Сербская Православная Церковь в Босанской Крупе

Согласно последней переписи населения (2013 г.) Боснии и Герцеговины, было относительно немного людей, которые идентифицировали себя как " Боснийцы ", поэтому трудно установить религиозную связь между этой группой людей и некоторыми религиями, присутствующими в этой стране.

По словам Тоне Бринги, автора и антрополога, она говорит о Боснии и боснийцах:

«Ни боснийцы, ни хорват, ни серб идентичности могут быть полностью поняты со ссылкой только на ислам или христианство соответственно, но должны рассматриваться в конкретном боснийском контексте, который привел к общей истории и местности среди боснийцев Исламское, а также христианское происхождение ".

Согласно Бринге, в Боснии существует особая," трансэтническая культура ", которая охватывает все этнические группы и формирует различные вероисповедания, включая христианство и ислам" синергетически взаимозависимый ". Тем не менее, большое количество боснийцев светских, тенденция усилилась после Второй мировой войны в Боснии и Герцеговине, поскольку они были частью коммунистической политической системы который отвергал традиционную организованную религию.

Идентификация

Боснийский играющий гусле, картина Иваны Кобылицы, ок. 1900.

Согласно последней официальной переписи населения, проведенной в Боснии и Герцеговине, большая часть населения идентифицировалась с боснийской, хорватской или сербской этнической принадлежностью. Некоторые люди идентифицированы с «боснийской» национальностью, однако они перечислены в категории «Другие» (вместе со всеми другими вариантами, такими как этнические мусульмане, евреи, ромы и т. Д.). Согласно последней переписи населения (2013 г.), «других» было около 2,7%.

В CIA World Factbook, использованном в этой статье в качестве источника данных, не упоминается единственная «боснийская» национальность. Вместо этого в нем упоминаются «боснийцы», «герцеговины», что подчеркивает региональное значение и равенство этих терминов.

Этнические меньшинства на этой территории, такие как евреи, рома, албанцы, черногорцы и другие, могут рассматривать «Боснийцы» как прилагательное, изменяющее их этническую принадлежность (например, «боснийские цыгане») для обозначения места проживания. В других случаях они используют (с равными правами) термин «герцеговинцы».

Кроме того, значительная часть населения Боснии и Герцеговины считает, что термин «боснийцы» определяет народ, который составляет отдельную коллективную культурную идентичность или этническую группу. Однако по данным последней переписи (2013 г.) это население не превышает 2,7%.

В опросе 2007 года, проведенном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), 57% опрошенных в первую очередь идентифицировались по этническому признаку, в то время как 43% выбрали вариант «быть гражданином Боснии». -Герцеговина ". Кроме того, 75% исследователей положительно ответили на вопрос «Считаете ли вы себя [боснийцем, хорватом, сербом] не только гражданином всей Боснии и Герцеговины?». В том же опросе 43% заявили, что они идентифицируют себя как гражданина Боснии и Герцеговины в качестве основной идентичности, 14% идентифицируют себя с определенной этнической или религиозной группой, а 41% выбрали двойную идентичность.

Согласно исследование, проведенное Университетом Черногории, Факультетом спорта и физического воспитания в Никшич, Черногория и Университетом Нови-Сада в Сербия, боснийцы - самые высокие в мире.

См. Также

Ссылки

Литература

Последняя правка сделана 2021-05-13 07:24:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте