Борис Гройс | |
---|---|
Родился | 19 марта 1947 года. Берлин, Германия |
Эра | Современная философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная |
Основные интересы | Политическая философия, религия, этика, теория искусства |
Влияния | |
Борис Ефимович Гройс (родился 19 марта 1947 г.) - искусствовед, теоретик СМИ и философ. В настоящее время он является заслуженным профессором русских и славистических исследований в Нью-Йоркском университете и старшим научным сотрудником Университета искусств и дизайна Карлсруэ в Карлсруэ, Германия. Он был профессором эстетики, истории искусств и теории медиа в Университете искусств и дизайна Карлсруэ / Центр искусства и медиа в Карлсруэ и всемирно признанный профессор ряда университетов США и Европы, включая Пенсильванский университет, Университет Южной Калифорнии и Институт искусств Курто Лондон.
Гройс учился в средней школе в Ленинграде (известной с 1991 года как Санкт-Петербург ). В 1965–1971 гг. Изучал математическую логику в Ленинградском университете, впоследствии работал научным сотрудником в различных научных институтах Ленинграда. С 1976-1981 гг. Работал научным сотрудником в Институте структурной и прикладной лингвистики при Московском университете. В 1981 году он эмигрировал из СССР в Федеративную Республику Германия, где получил различные стипендии. Он получил степень доктора философии. по философии в Мюнстерском университете, Германия.
Во время пребывания в Советском Союзе Гройс участвовал в неофициальных культурных мероприятиях Москвы и Ленинграда, публиковался в 37, «Часы» и других самиздатских журналах. В 1979 году он опубликовал в художественном журнале А-Я эссе «Московский романтический концептуализм», в котором ввел термин, применяемый к художественному движению «Московский концептуализм ».
Гройс - теоретик-первопроходец в размышлениях о социалистическом искусстве и постмодернистском искусстве, не оценивая ни того, ни другого. Западные мыслители, такие как Клемент Гринберг, критиковали социалистическое искусство, особенно социалистический реализм, как массовое искусство, и сделали его эстетическим табу. Гройс переоценил социалистическое производство искусства, бросив вызов нормам эстетики, выдвинув тезис, основанный на Уолтере Бенджамине в самой интерпретации политики, утверждая, что модернизм выжил в «общем произведении искусства». "(Gesamtkunstwerk ) сталинизма. Этот тезис обвиняется в том, что он подтолкнул новое поколение мыслителей к переоценке социалистического эстетического наследия (среди прочего, Мишко Шувакович, Марина Гржинич и Ана Перайка), признанного дискурсом постсоциалистического искусства.
Гройс - это член Международной ассоциации критики искусства (AICAO), а также член многих организаций, в том числе Международного исследовательского центра культурных исследований (IFK) в Вене, Австрия, Гарвардского университета Художественный музей и Питтсбургский университет. В 2001 году он занимал должность директора Академии изящных искусств в Вене. С 2003 по 2004 год он возглавлял исследовательскую программу «Посткоммунистические условия» в сотрудничестве с Центром искусства и медиа Карлсруэ и Федеральным культурным фондом Германии.
Гройс написал более 150 статей о современном искусстве, русском искусстве и интеллектуальной истории на нескольких языках. Среди его книг:
Гройс также опубликовал «Циклическое мышление: три видео на тему иконоборчества, ритуала и бессмертия» (DVD, 2008). Видео были сняты в период с 2002 по 2007 год. Каждое из этих видео сочетает в себе теоретический текст, написанный и произнесенный автором, с фрагментами видеоматериалов, взятыми из различных фильмов и документальных фильмов.
Гройс курировал множество выставок, в том числе