Борис Эйфман (Борис Яковлевич Эйфман) (родился 22 июля 1946 года, в г. Рубцовск ) - российский хореограф и художественный руководитель. На его счету более пятидесяти балетных постановок.
Эйфман родился в Сибири, куда его отец-инженер был направлен работать на танковый завод. В 1953 году семья переехала в Кишинев, Молдавия. Эйфман окончил Кишиневское хореографическое училище в 1964 году. Выступал танцовщиком в Кишиневском театре оперы и балета; поступил в хореографию в Ленинградскую консерваторию, где его педагогом был хореограф Георгий Алексидзе. Эйфман окончил Ленинградскую консерваторию в 1972 году. В 1972-1977 годах стал балетмейстером Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. В 1977 году он получил разрешение на создание собственной труппы, первоначально известной как Ленинградский театр современного балета. Труппа была известна под разными именами, но сегодня ее официальное название - Санкт-Петербургский Государственный Театр Балета Бориса Эйфмана, или просто Балет Эйфмана Санкт-Петербурга на гастролях. Помимо хореографии для собственной труппы, Эйфман создал балеты для Малого театра оперы и балета, Кировского балета, Большого балета, Les Ballets de Monte Carlo, New York City Ballet и других. Он также делал танцы для кино и телевидения.
Семья Эйфмана была вынуждена переехать из Харькова в Сибирь во время Второй мировой войны. Хотя условия в Сибири были тяжелыми, переезд спас им жизни. Эйфманы - евреи; а нацисты убили семью его отца в Харькове и Киеве. В Сибири они жили в «яме» с шестью комнатами, в которых проживало шесть-десять семей. «Если правительство не строило настоящего жилья, то не из-за денег, а потому, что с людьми обращались не как с людьми, а как со скотом», - говорит Эйфман. После переезда семьи в Молдавию Эйфман с семи лет начал заниматься балетом и народными танцами в пионерской школе . Его родители изначально выступали против его желания танцевать карьеру, но он начал экспериментировать с хореографией еще подростком.
Интерес Эйфмана к драматическим сюжетам в его хореографии помещает его творчество в давнюю русскую традицию. Эта традиция восходит к XVIII веку и является основанием русской балетной школы учениками Жан-Жоржа Новерра. Эйфман сказал: «Тип философского театра, над созданием которого я работаю, родился не в Советском Союзе... Эта идея принадлежит Новерру».
Хореограф заявил, что его работа для него Собственное предприятие можно разделить на три периода: «советский период, эпоха перестройки и последние 10 лет». В первый период он работал в основном без государственных субсидий и подвергался строгой цензуре. Однако, несмотря на эти ограничения, он завоевал популярность благодаря хореографии под рок-н-ролл (Pink Floyd ) и осмелился затронуть спорные темы. Власти предлагали ему эмигрировать, но он не хотел уезжать из Петербурга. Во втором периоде, начавшемся балетом 1987 года «Мастер и Маргарита» и совпавшем с перестройкой, Эйфман обладал большей творческой свободой. Его труппа совершила свой первый международный тур в Париж в 1989 году. Третий период начался в 1996 году, когда к нему подошел импресарио Сергей Данилиан, ведущий к американскому дебюту балета Эйфмана в 1998 году.