Эффект бумеранга (психология)

редактировать
Непредвиденные последствия попытки убеждения, приводящие к принятию противоположной позиции

В социальная психология, эффект бумеранга относится к непредвиденным последствиям попытки убеждения, приводящей к принятию противоположной позиции. Иногда его также называют «теорией психологической реактивности », утверждая, что попытки ограничить свободу человека часто приводят к «антиконформическому эффекту бумеранга».

Содержание
  • 1 Условия и объяснения
    • 1.1 Раннее распознавание
    • 1.2 Теория психологического реактивного сопротивления
    • 1.3 Анализ теории когнитивного диссонанса
    • 1.4 Другой анализ
  • 2 Примеры применения
    • 2.1 Поведение потребителей
    • 2.2 Преднамеренное эксплуатация
    • 2.3 Убедительная информация о здоровье
    • 2.4 Экологическое поведение
    • 2.5 Помощь
    • 2.6 Национальная и человеческая безопасность
    • 2.7 Политические убеждения
  • 3 Связанные эффекты
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
Условия и объяснения

Раннее распознавание

Ховланд, Дженис и Келли впервые записали и назвали эффект бумеранга в 1953 году, отметив, что он более вероятен при определенных условиях:

  • Когда слабый аргументы сочетаются с отрицательным источником.
  • Когда слабое или нечеткое убеждение заставляет получателя поверить municator пытается убедить их в другой позиции, отличной от той, которую намеревается коммуникатор.
  • Когда убеждение вызывает агрессию или неслабое эмоциональное возбуждение.
  • Когда общение добавляет получателю знания о нормах и увеличивает их соответствие.
  • Когда несоответствие их собственной группе приводит к чувству вины или социального наказания.
  • Когда положение коммуникатора слишком далеко от позиции получателя и, таким образом, создает "контраст" «эффект и, таким образом, усиливают их первоначальное отношение.

Позже, в 1957 году, Ховланд, Шериф и Харви обсудили необходимость понимания этих непреднамеренных изменений отношения при убеждении и предложили возможные подходы к анализу через лежащие в основе мотивационные процессы, а также психофизические стимулы. как вербальный материал, вовлекающий эго. Джек Брем и Артур Коэн были одними из первых, кто дал теоретические объяснения.

Джек Брем первым обратил внимание на феномен свершившегося факта, который предположительно мог бы вызвать диссонанс, если бы событие привело к противоположному поведению, предсказанному ранее. Он провел эксперимент, чтобы изучить поведение восьмиклассников, которые едят нелюбимые овощи. Примерно половине из них сказали, что их родители будут проинформированы о овощах, которые они съели. Затем измерялась симпатия к овощу до и после процедуры. Результаты показывают, что для детей, которые указали небольшое или полное отсутствие разницы между подачей и фактическим употреблением нелюбимого овоща в домашних условиях, они не должны испытывать диссонанса в отношении симпатии к овощу от низкого до высокого состояния. Таким образом, они пришли к выводу, что чем сильнее была первоначальная неприязнь индивида, тем большее давление оказывал эксперимент, чтобы увеличить его симпатию. Также было большее сопротивление изменению отношения, когда первоначальное отношение было более экстремальным. Однако они утверждали, что в этом эксперименте давление, направленное на уменьшение диссонанса, увеличивалось быстрее с увеличением несоответствия, чем сопротивление изменению, что подтвердило теорию когнитивного диссонанса Фестингера. В дальнейшем Сенсениг и Брем сосредоточили внимание на эффекте бумеранга в экспериментах и ​​применили психологическую теорию реактивного сопротивления Брема для объяснения непреднамеренного изменения отношения.

Анализ теории психологического реактивного сопротивления

Компания Sensenig Brehm применила теорию реактивного сопротивления Брема для объяснения эффекта бумеранга. Они утверждали, что, когда человек думает, что его свобода поддерживать позицию по вопросу отношения устранена, возникает психологическая реактивность, и затем он, следовательно, перемещает свою позицию таким образом, чтобы восстановить утраченную свободу. Он посоветовал студентам написать эссе, подтверждающее одну из пяти проблем, и заставил некоторых из них поверить в то, что их убедительные эссе могут повлиять на решение по этим вопросам. Таким образом, люди, у которых сложилось впечатление, что их предпочтения были приняты во внимание при принятии решения относительно того, какую сторону они поддержат по первому вопросу, показали изменение отношения в пользу предпочтительной позиции, в то время как другие, которые обеспокоены своей свободой, потеряли движение в сторону предполагаемое положение, занимаемое коммуникатором.

Этот эксперимент привел к появлению различных звеньев в цепочке рассуждений: (а) когда свобода человека находится под угрозой, его мотивационное состояние будет двигаться в сторону восстановления свободы, которой угрожает опасность; (b) чем больше подразумеваемая свобода, находящаяся под угрозой, тем сильнее будет тенденция к восстановлению свободы, которой угрожает опасность; (c) восстановление свободы может принимать форму смещения позиции человека с позиции, навязанной другими.

Джек Брем и Шэрон Брем позже разработали психологическую теорию реактивного сопротивления и обсудили ее приложения. Они также перечислили ряд реакций, которые может вызвать реактивное сопротивление в дополнение к эффекту бумеранга, который включает, помимо прочего, связанный эффект бумеранга, косвенное восстановление или косвенные эффекты бумеранга.

Анализ теории когнитивного диссонанса

Теория диссонанса Леона Фестингера способствовала прогрессу исследований социальной психологии в 1960-х годах, поскольку она не ограничивается предсказанием предполагаемого влияния, но может поддержать почти все области психологических исследований. Хотя сам Фестингер неоднозначно относился к роли приверженности в теории, более поздние исследователи, такие как Брем и Коэн, подчеркнули ее важность в обеспечении общей концептуализации эффекта бумеранга. Более ранние исследования Тибо и Стрикленда, Келли и Волкхарта также подтвердили эту линию рассуждений Теории диссонанса, несмотря на то, что они не были сформулированы с использованием точной терминологии.

Согласно Коэну, теория диссонанса может предоставить не только объяснение, но и предсказание как предполагаемого, так и непреднамеренного влияния коммуникации убеждения на изменение отношения. В своем эксперименте он представил факторы, которые могут привести к эффекту бумеранга, предлагая при этом более широкий взгляд на непредвиденные последствия, чем просто случай реакции на попытку изменения отношения. Коэн предложил следующую модель диссонансной формулировки непреднамеренного изменения отношения с помощью убедительной коммуникации. Во-первых, предположим, что возник диссонанс в отношении некоторого неопределенного познания. Согласно теории когнитивного диссонанса Фестингера, мы знаем, что диссонанс можно уменьшить путем изменения познания. Теперь предположим, что сопротивление изменениям велико, потому что фактическое событие не может быть изменено и его значение неоднозначно (например, человек твердо привержен исходной познавательной позиции), тогда человек будет прибегать к другим формам, чтобы уменьшить или устранить диссонанс.. В этой последней форме можно решить проблему несоответствия путем добавления элементов, согласных либо с исходным познанием, в котором произведен эффект бумеранга. Коэн сформулировал ситуацию «эффекта взаимного бумеранга», в которой коммуникатор твердо привержен тому, чтобы убедить другого человека в его установочной позиции с помощью убеждения. Из-за этой сильной исходной позиции коммуникатора, Коэн предсказывает, что чем дальше исходная позиция целевого человека, тем больший диссонанс будет испытывать коммуникатор. Ожидаемое «непреднамеренное влияние» возникает, когда коммуникатор пытается убедить другого в ценности своего собственного положения, становясь еще более крайним в этом положении. Он попросил своих испытуемых написать убедительное эссе партнерам с противоположной стороной отношения к проблеме, которые на самом деле являются единомышленниками. Таким образом, субъекты здесь действуют как коммуникаторы, чтобы переманить своих партнеров на свою сторону. Испытуемых также попросили оценить симпатию и дружелюбие партнеров, прежде чем они прочитают ответное «эссе своего партнера». Коэн использовал изменение отношения партнеров как манипуляцию диссонансом, когда он случайным образом распределял своих субъектов на группы с высоким диссонансом и группы с низким диссонансом. Результаты показали сильные эффекты бумеранга для группы с высоким диссонансом. Он также выяснил, что реакция на симпатию и дружелюбие партнеров актуальна. Данные показали, что разница между условиями диссонанса была в значительной степени ограничена и преувеличена для тех испытуемых, которые первоначально оценивали своих партнеров как относительно более симпатичных и дружелюбных.

Исследование Коэна об эффекте бумеранга расширило сферу убедительной коммуникации от простой реакции получателя на убедительное сообщение до попытки коммуникатора повлиять на цель. Теория диссонанса предполагает, что основной вопрос заключается в том, при каких условиях человек укрепляет свое первоначальное отношение, чтобы уменьшить некоторую несогласованность в отношениях. Коэн предположил, что можно уменьшить диссонанс с помощью бумеранга, когда диссонанс создается (а) с твердым намерением убедить другого человека, (б) без ожидания дальнейших попыток влияния, и (в) без легкого шанса отказаться другой человек. Его результаты о симпатии усилили интерпретацию как группы с низким диссонансом, которые находили своих партнеров более симпатичными и дружелюбными по отношению к ним в установках, в то время как симпатия только усиливала диссонанс на максимумах.

Другими словами, диссонанс можно уменьшить, сделав более экстремальным в исходном положении, тем самым увеличив долю познания, поддерживающего исходную позицию, и уменьшив долю диссонирующего познания.

Другой анализ

Эффект бумеранга иногда также называют эффектом бумеранга атрибуции / отношения. Исследователи применили теорию атрибуции Хайдера, чтобы объяснить, почему это произошло. Например, Сковронски, Карлстон, Мэй и Кроуфорд продемонстрировали ассоциативные эффекты в своем исследовании спонтанного переноса черт. Несмотря на то, что описания других людей не зависят от коммуникатора, простые ассоциативные процессы связывают их вместе и создают феномен бумеранга.

Примеры приложений

Поведение потребителей

Вендландт и Шрейдер изучили сопротивление потребителей программам лояльности, встречающимся в маркетинге взаимоотношений. Они обнаружили, что (а) договорные связи вызывают эффекты реактивного сопротивления, (б) социально-психологические связи не увеличивают ни реактивное сопротивление, ни воспринимаемую полезность программы, (в) экономические связи повышают воспринимаемую полезность до определенного порогового уровня, от которого впоследствии преобладает эффект реактивного сопротивления.. Их результаты помогли менеджерам оценить эффект от внедрения мер по удержанию потребителей и посоветовали осторожно и ограниченно применять программы лояльности.

Преднамеренная эксплуатация

Тактика обратной психологии, которая представляет собой преднамеренную эксплуатацию ожидаемого эффекта бумеранга, включает попытку симулировать стремление к результату, противоположному этому. действительно желаемого, так что сопротивление потенциального клиента будет работать в том направлении, которое на самом деле желает эксплуататор (например, «Пожалуйста, не бросайте меня в этот шиповник »).

Убедительное общение по вопросам здоровья

Исследователи сообщили, что некоторые меры общественного здравоохранения вызвали эффекты, противоположные тем, которые предполагались при общении по вопросам здоровья, такие как курение и употребление алкоголя, и поэтому для их изучения были использованы различные методы. в разных контекстах. Рингольд утверждал, что негативная реакция некоторых потребителей на предупреждения об употреблении алкогольных напитков и образовательные мероприятия можно кратко объяснить теорией психологической реактивности Брема. Эти результаты показали, что эффекты бумеранга следует рассматривать как потенциальные затраты на запуск кампаний массовой коммуникации. Диллард и Шен также подчеркнули важность теории реактивного сопротивления для понимания сбоев в убедительной коммуникации о здоровье, но утверждали, что существует проблема измерения. Таким образом, они разработали четыре альтернативных концептуальных взгляда на природу реактивного сопротивления, а также провели эмпирическую проверку каждого из них.

Экологическое поведение

Манн и Хилл исследовали случай борьбы с подстилкой и показали, что комбинация различных стратегий положительного воздействия может фактически создать эффект бумеранга и уменьшить объем надлежащего удаления отходов. Schultz et al. (2007) провели полевой эксперимент, в котором нормативные сообщения использовались для продвижения энергосбережения в домохозяйстве, где они обнаружили, что описательное сообщение об использовании соседства создает эффект бумеранга в зависимости от высокого предыдущего потребления домохозяйством. Они также устранили эффект бумеранга, добавив запретительное сообщение о социальном одобрении. Их результаты предоставили эмпирические доказательства для предшествующих исследований теоретической основы для эффектов бумеранга.

Помощь

Шварц и Ховард обсудили возникновение эффектов бумеранга при оказании помощи, поскольку они обнаружили наличие определенных факторов Предполагается, что активирует нормы, благоприятствующие помощи, на самом деле приводит к уменьшению помощи. Они определили три связанных формы такого эффекта бумеранга в помогающем поведении. Во-первых, когда люди считают, что призыв о помощи содержит чрезмерные заявления о необходимости, они становятся подозрительными и начинают беспокоиться о мотивах и истинной серьезности первоначального запроса (то есть недоверие). Для второго объяснения использовалась теория реактивного сопротивления. Они заявили, что люди будут реагировать на угрозу свободе, либо действуя вразрез с попыткой социального влияния, либо заявляя о своей беспомощности. Третий тип предполагает подрыв внутренних выгод за счет внешних санкций.

Национальная безопасность и безопасность человека

Лиотта попытался понять политические решения и будущий выбор, обусловленный размытием проблем, связанных с безопасностью, ориентированной на государство, и безопасностью человека. Она предположила, что эффект бумеранга возникает в области, в которой чрезмерное внимание к одному аспекту безопасности за счет или в ущерб другому является плохим балансом целей и средств в меняющейся среде безопасности, и вместо этого мы должны сосредоточить внимание как на национальном, так и на человеческом. безопасность.

Политические убеждения

Nyhan Reifler провели эксперименты, в которых испытуемые читали фальшивые новостные статьи, в том числе вводящие в заблуждение заявления политика или такие заявления с последующим исправлением. Они обнаружили, что исправления часто не в состоянии уменьшить неправильные представления об идеологической группе, на которую направлена ​​дезинформация. Они также обнаружили случаи так называемого «обратного эффекта» (т. Е. Эффекта бумеранга), когда исправления укрепляли веру в дезинформацию. Они связывают это с мотивированными рассуждениями со стороны затронутых участников. Однако более поздние исследования не обнаружили доказательств этого эффекта, предполагая, что он, по крайней мере, не был распространен.

Связанные эффекты
См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-13 14:38:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте