Бонампак

редактировать
Бонампак

Бонампак (известный в древности как Ак'э или, в непосредственной близости от него, как Усий Витц, 'Холм Стервятников ') является древним археологическим памятником Майя в мексиканском штате в Чьяпас. Это место находится примерно в 30 км (19 миль) к югу от более крупного участка Яшчилан, под которым находился Бонампак, и границы с Гватемалой. Хотя это место не слишком впечатляет с точки зрения пространственного или архитектурного размера (американский археолог, эпиграф и ученый-майя Сильванус Морли однажды заявил, что Бонампак занимает четвертое место по размеру и политическому значению), это хорошо известен фресками, расположенными в трехкомнатном здании 1 (Храм фресок). Строительство построек относится к позднему классическому периоду (ок. 580–800 гг. Н. Э.). Помимо того, что они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся фресок майя, фрески Бонампака примечательны тем, что опровергают ранние предположения о том, что майя были мирной культурой мистиков (позиция, которую давно придерживались и отстаивали известные ранние мезоамериканские археологи, этноисторики и ученые. эпиграф из Вашингтонского института Карнеги, сэр Джон Эрик Сидни Томпсон), поскольку фрески ясно изображают войну и человеческие жертвы.

Это место, расположенное недалеко от притока реки Усумацинта, впервые было замечено немайя в 1946 году. Кто именно был первым, остается предметом предположений, но это были либо двое, либо двое. Американские путешественники, Герман Чарльз (Карлос) Фрей и Джон Борн, или фотограф / исследователь Джайлс Хили. Американцев привели к руинам местные Лакандон майя, которые все еще посещали это место, чтобы помолиться в древних храмах. Джайлз Хили был первым, кому показали огромные картины, покрывающие стены одной из трех комнат строения. Картины показывают историю единственного сражения и его победного исхода.

Содержание

  • 1 Раскопки
  • 2 История государства
  • 3 Храм Фресок
  • 4 Памятника
    • 4.1 Стела 1
    • 4.2 Стела 2
    • 4.3 Стела 3
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Публикации
  • 8 Внешние ссылки

Раскопки

С 1993 по 1997 гг. Мексиканский национальный институт антропологии и истории (INAH) провел раскопки в Бонампаке, обнаружив 27 захоронений.

История государства

Птичий ягуар в начале 5-го века сражался с черепом К'инич Татбу Я в Яшчилане и лишился свободы. Другие дворяне были захвачены в более поздней войне против Узоглазого Ягуара I. В 514 году Узоглазый Ягуар I был взят в плен (правителем С Пьедраса Неграса), что дало Бонампаку некоторую передышку; но после 526 года его преемник К'инич Татбу Череп II снова напал на Бонампак и захватил еще больше лордов.

Бонампак к 600 году н.э. стал спутником Яшчилана. В то время челюсть Яшчилана назначила Яджав Чана Муваана I владыкой Бонампака. Последующий аджавоб реконструировал это место, чтобы сориентироваться в мегаполисе. Около 790 г. н.э. король Яшчилана Щит Ягуар III наблюдал за установкой Чан Муваана II и нанял мастеров Яшчилано, чтобы отметить это на фресках «Структуры I». Бонампак рухнул вместе с Яшчиланом в 9 веке.

Храм фресок

Музыканты на нижнем регистре восточной стены комнаты 1.

Строение 1:

Строение 1 в Бонампаке, построенное в конец восьмого века нашей эры (официально посвящен 11 ноября 791 года нашей эры), имеет размеры 16 метров в длину, четыре метра в глубину и семь метров в высоту и построен на Т-образной платформе. Хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение, некоторые предполагают, что на нем также мог быть гребень на крыше, который можно увидеть на Строении 33 в соседнем Яшчилане. Структурно симметричный, сбалансированный и стабильный, он состоит из трех отдельных комнат, в которых есть фрески, повествующие о восшествии на престол Чуоджа, сына правителя Бонампака Яджава Чаана Мувана и внука Ай Сака Телеса. Хотя есть некоторые разногласия относительно временной последовательности событий, по общему мнению, повествование следует рассматривать в хронологическом порядке, начиная с Комнаты 1 (сцена дани, одевания, танца, мумии и музыкального представления); затем переходим в Комнату 2 (сцена жестокого конфликта и демонстрация, на которой изображен отрубленный человек, которого пытают и убивают в компании высших членов суда и высших эшелонов победившей силы); и, наконец, в Комнату 3 (сцена танца с наблюдателями и ритуального кровопускания). Всего в трех комнатах изображено около 281 человеческих фигур, многие из которых имеют подписи (примерно 1/3 фигур имеют имена, в то время как еще 10 процентов фигур имеют пустые подписи, а чуть более половины не имеют подписей вообще.). Несколько теорий относительно того, почему некоторые подписи были оставлены пустыми, включают смерти или политическую перестройку, прерывание фресок, связанных с мнимым крахом равнинных майя в период создания Структуры 1, и вероятность того, что было политически невежливо называть определенные фигуры. Планирование и выполнение фресок Бонампак указывает на большую команду специалистов, а не на одного гения-одиночку. В эту команду должны были входить штукатуры, составители красок и, возможно, каллиграфы, в дополнение к художникам и планировщикам, чьи художественные замыслы наиболее заметны на стенах.

Внешний вид Структуры 1, хотя и плохо сохранился, когда-то был богато окрашены в яркие оттенки майя синего, сине-зеленого, красного и желтого цветов. Действительно, почти все было покрыто краской, так как даже полы в каждой комнате были выкрашены в черный цвет. Неокрашенными остались только верхние поверхности внутренних скамеек. В дополнение к нанесенным различным цветам на фасаде Строения 1 были и другие художественные элементы. Чуть ниже переплета видны остатки единственной полосы из примерно восьмидесяти глифов, обвивающих здание, и широкие вертикальные полосы красного цвета, чередовались с участками неокрашенной белой штукатурки. По сути, художники из Бонампака обрамляли нижний ряд фасада Структуры 1, как если бы это была ваза майя; В частности, это было сделано в вазах Петена в стиле кодекса, а не в вазах региона Усумасинта, где расположен Бонампак. Над каждой комнатой есть небольшая ниша, в которой сидит сидящая фигура - вероятно, изображения правящего лорда. Между этими нишами находились две большие лепные сцены, только одна из которых пережила разрушительное действие времени. Намекая на то, что изображено на фресках, изображение изображает фигуру, шагающую вперед к пленнику, стоящему перед ним на коленях, его победитель крепко сжимает его волосы. На восточной и западной сторонах здания на верхнем уровне были изображены дополнительные сидящие фигуры в нишах, установленных на головах длинноногих богов - на них все еще видны остатки красной краски. Наконец, в дверном проеме каждой комнаты есть резная перемычка с изображением воина, покоряющего пленника. Перемычка 1 (Комната 1) изображает Яджав Чаана Мувана, правителя Бонампака, пленяющего врага 12 января 787 г. н.э. (давняя дата: 17.09.16.3.12, 8 Eb 10 K’umk’u); Перемычка 2 (Комната 2), вероятно, изображает повелителя из Яшчилана, Щитового Ягуара IV, 4 января 787 г. н.э. (давняя дата: 17.09.16.3.8, 4 Ламат 6 К'умку); и Перемычка 3 (Комната 3) показывает Aj Sak Teles, вероятно, 25 июля 780 г. н.э. (дата в долгом исчислении: 9.17.9.11.14, 3 Ix 2 Yax). Стоит отметить, что высота каждого дверного проема составляет примерно 1,75 метра, а ширина - около 3 футов. Таким образом, очевидно, что ни один аристократ майя в полных регалиях никогда бы не вошел в эти комнаты без почтительного поклона.

В 1996 году группа из Йельского университета под руководством профессора Мэри Миллер начала проект документации Бонампака, что включало в себя еще более подробное исследование, фотографическую запись и репродукции фресок. Эти репродукции, выполненные художниками Хизер Херст и Леонардом Эшби, благодаря инфракрасным фотографиям воплощают в жизнь многие детали, которые больше нельзя увидеть невооруженным глазом. Что особенно важно, на изображениях было запечатлено множество ранее неизвестных глифов, утраченных либо из-за естественной эрозии, либо из-за множества неудачных попыток сохранения, некоторые из которых нанесли гораздо больший ущерб, чем сохранение. Более подробное описание проекта документации Бонампака и подробное обсуждение фресок см. В основополагающей работе Мэри Миллер и Клаудии Бриттенхэм 2013 года по теме под названием «Зрелище позднего двора майя: размышления о фресках Бонампака».

* Примечание: пронумерованные человеческие фигуры (HF), упомянутые ниже, можно найти в вышеупомянутой публикации на странице 73 в дополнение к отличным большим разворотам на обратной стороне книги.

Комната 1:

Перемычка 1 над дверью в Комнату 1. На этой перемычке изображен Яджав Чаан Муван, правитель Бонампака, пленяющий врага 12 января 787 г. н.э. (давняя дата: 17.09.16.3.12, 8 Eb 10) К'умку).

Это сцена королевского события: признание правителем Бонампака, Яджав Чааном Муваном, перед судом и с визитом сановниками права его сына на власть. В этой первой комнате 77 человеческих фигур, выполняющих различные функции в повествовании. Некоторые из актеров, которые сразу же привлекают внимание, - это элегантно одетые фигуры в нижнем регистре южной стены (62, 63 и 64 HF). Большие задние стойки с перьями, а также различные элементы костюмов ягуаров, кетцалей и змей подчеркивают важность этих фигур. Это три ч'ока (молодые наследники). Сначала считалось, что центральной фигурой (HF 63) был правитель Бонампака Яджав Чаан Муван. Однако дальнейшее прочтение сопровождающих глифов показывает, что эта фигура - будущий правитель Чудж, который находится между двумя своими братьями: Берд Баламом и Адж Баламом. Подняв каблуки, все три брата танцуют ритуальный танец. Слева от зрителя от HF 62, начиная с южной стены и ведущей к восточной стене, есть несколько фигур, играющих на инструментах (погремушки, барабаны и панцири черепах) и поющих, которые наполняют эту комнату праздничной музыкой. Справа от зрителя от трех ч'оков, ведущих к западной стене, находятся восемь саджалов (губернаторов). Особо следует отметить HF 71, стоящий в позе, знакомой сегодняшним курильщикам, поскольку он тоже держит длинную тонкую сигарету, выражая некую комбинацию спокойствия, отсутствия интереса и скуки. Позади него 73 и 74 ВЧ, а также ВЧ 52 и 54 на восточной стене работают вместе, держа зонтики, обрамляющие текст Первоначальной серии прямо над ними в среднем регистре. Это единственные кавычки во всем Доколумбовом Новом Свете. В нижнем регистре северной стены еще больше музыкантов (HF 43 и 44) трубят в свои трубы, в то время как другие исполнители (HF 45-50) носят различные костюмы, в том числе костюмы крокодила (HF 48).

Из всех изображений посещающих посланников, дворян и танцоров, содержащихся в верхнем регистре, выделяются несколько особей и, в частности, одна недавно обнаруженная деталь. Заметно размещенная на приподнятой платформе в верхнем регистре южной стены, чуть выше двух отверстий, через которые когда-то проходили деревянные балки, чтобы поддерживать структуру, стоит одинокая фигура (HF 16), представляющая лордам ребенка (HF 15).. Сначала многие думали, что этот ребенок был юным наследником; однако, как отмечалось ранее, центральная танцующая фигура ниже (HF 63) была наследником престола в Бонампаке. Но даже не расшифровав символы рядом с тремя праздничными братьями, можно заметить пару особенностей. Во-первых, лицо молодой фигуры на самом деле раскрашено, а одежда напоминает девушку, возможно, жену будущего правителя. Во-вторых, никто не смотрит на ребенка, даже человек, держащий ее. Фактически, он смотрит через левое плечо в верхний регистр западной стены на фигуру (HF 19), сидящую на возвышенном троне. Эта сидящая фигура, вероятно, Яджав Чаан Муван, правитель Бонампака. Здесь важно отметить, что подпись над этим человеком, как и многие другие подписи в Структуре 1, оставлена ​​пустой. Следовательно, идентификация HF 19 как Yajaw Chaan Muwan скорее выведена, чем известна однозначно на основе глифа имени. Под троном можно увидеть пять связок, хотя и с некоторым трудом. Только после вышеупомянутого проекта документации Бонампак профессора Мэри Миллер ученые наконец узнали, что содержалось в этих связках. После анализа инфракрасных изображений этой сцены были обнаружены символы «5 пи какау». «Какау» было классическим термином майя для обозначения какао-бобов, и профессор Гарвардского университета Дэвид Стюарт предположил, что глиф «пи» представляет собой единицы из 8000 зерен. Следовательно, если это так, то кажется, что Яджаву Чаану Мувану была выплачена дань в размере 40 000 какао-бобов, что является значительной суммой богатства. Наконец, в хранилище через всю сцену в Комнате 1 изображены лица Бога Солнца, когда он движется по небу. На восточной стене большой крокодил, олицетворяющий небесный свод, несет на спине мириады аватаров Бога Солнца.

Комната 2:

Это сцена того, что называют величайшим батальная сцена во всем искусстве майя. Комната 2 - самая большая из трех, что указывает на ее большую важность. Он также содержит больше человеческих фигур, чем Комната 1 или Комната 2, их 139. Южная стена, которая является первой, которую можно увидеть при входе, вместе с восточной и западной стенами изображает воинов в пылу битвы. Тела переплетаются как на нижнем, так и на верхнем регистрах. В гуще битвы звучат трубы (HF 7). По мере того, как человек начинает все больше и больше сосредотачиваться на отдельных лицах, становятся ясными несколько художественных элементов и их символические значения. Древние майя считали, что быть левшой было признаком женственности и слабости, поэтому воины, которых изображали побежденными, в том числе уже раздетыми обнаженными, а победители хватают их за волосы, или те, кто терпит поражение, изображены как левши (например, 61 и 67 HF). Некоторые даже изображены с двумя левыми руками. Чтобы резко контрастировать с этим, нескольким победителям дают две правые руки, удваивая их силу и мужественность. Помимо левши, все проигравшие также носят какой-то элемент птицы - или, по крайней мере, те, которые все еще в своих боевых костюмах и еще не сняли их. Это тоже показатель поражения. С другой стороны, все победители носят костюмы с элементами кошачьих, в частности, ягуара. Поэтому неудивительно, что главный герой на верхнем регистре южной стены, Яджав Чан Муваан (HF 55), крепко сжимает в правой руке обтянутое кожей ягуара копье и надевает большой экстравагантный головной убор ягуара - который может содержать свиток кувшинки - и носить куртку ягуара и сапоги ягуара. Хотя очевидно, что события, окружающие вознесение Чуоджа на место броска, изображенные в Структуре 1, повествуют о реальных событиях, также ясно, что версия реальных событий Бонампаком носит более пропагандистский характер. Вышеупомянутые наряды неудачников подчеркивают этот факт. То есть, никто из тех, кто намеревается победить, не вступит в бой в костюмах, связанных с поражением, и все воины проигравшей стороны не будут левшами. Профессор Мэри Миллер описывает сцену битвы в Комнате 2 как «... официальный исторический портрет, а вовсе не фотографический проблеск войны майя». На южном своде над хаотической битвой изображены три человека в картушах предков-сороконожек. Между ними два связанных пленника. Когда кто-то поворачивается к северной стене, зрителя встречает продолжение битвы: пытки и принесение в жертву пленников, взятых в битве.

Чтобы увидеть северную стену, посетитель сидел бы на южной скамье над связанными пленниками, словно становясь частью сцены. Северная стена - это стена боли и страданий. Обнаженные и почти обнаженные пленники (одетые только в набедренную повязку) изображены в глубокой агонии, так как некоторым из них отрывают ногти, или они уже подверглись этой пытке и кровоточат из своих ран (HF's 101-109). HF 101, возможно, даже удалили зубы, в то время как HF 106 уже просрочен, а HF 120 - это всего лишь отрубленная голова. Яджав Чан Муваан тоже здесь главная фигура, одетый лишь в немного другой вариант своего боевого костюма, чем у южной стены. Он величественно стоит над своими пленниками, в то время как несколько воинов и знати соблюдают ритуал, включая его жену (HF 97). В своде прямо над этой сценой находятся четыре картуша, представляющие различные небесные изображения.

Примечание: Во время радиолокационного исследования Структуры 1 в 2010 году археологи обнаружили гробницу под комнатой 2. Она небольшая и относительно простая. В нем находилось тело мужчины в возрасте от 35 до 42 лет. Это был полный скелет без черепа, который, по мнению ученых, возник просто в результате естественной эрозии, а не в результате обезглавливания. К скелету прилагались нефритовые серьги, нефритовое ожерелье и браслеты, подвеска из раковин спондила, две полихромные пластины, алебастровая ваза с отверстием в основании и каменный нож. Последние два предмета - перфорированная ваза и каменный нож - заставляют некоторых полагать, что этот человек был одной из жертв жертвоприношений, изображенных в комнате 2. Другие теории включают в себя то, что он был раненым воином или возможным родственником Яджав Чана Муваана, как его украшения соответствовали украшениям знати, изображенным в Зале 1. Очевидно, что эта гробница была частью первоначальной конструкции Строения 1 и, следовательно, не была создана позже.

Комната 3:

Верхний регистр восточной стены в Комнате 3, изображающий благородных женщин Бонампак, участвующих в ритуальном кровопускании. Непосредственно наверху, в хранилище, находится сверхъестественное существо, извергающее кровь.

Это сцена ритуального празднования победы в битве, включая кровопролитие знати, и содержит 65 человеческих фигур. Как и в комнатах 1 и 2, в первую очередь просматривается южная стена. Что сразу привлекает внимание, так это три тщательно одетых человека в верхнем регистре (16, 21 и 24 HF) в высоких зеленых головных уборах с перьями кетцаль и крыльями танцоров. Это те же братья из комнаты 1, с молодым наследником Чуоджем в центре (HF 21). У каждого брата есть окровавленная бедренная кость, превращенная в ритуальный топор. Прямо под Чуоджем стоит на коленях еще одна фигура (HF 22); он также держит топор в правой руке и другой предмет в левой. Вот еще один случай, когда проект документации Bonampak смог расшифровать то, что нельзя увидеть невооруженным глазом - в этом случае краска в этой области была полностью разрушена. Однако инфракрасные изображения показали, что то, что было у HF 22 в левой руке, было не чем иным, как все еще бьющимся сердцем жертвенной жертвы внизу (HF 19), которую тащат вниз по ступеням пирамиды два помощника (HF 18 и 20)..

Почти весь нижний регистр южной и западной стен покрывают семь более тщательно одетых персонажей (13, 15, 17, 26, 26, 27 и 28 HF) с головными уборами, аналогичными головным уборам братьев над ними.. Они изображены с поднятой пяткой и вытянутыми руками, как если бы они были захвачены прямо перед вращающимся танцем, возможно, для имитации полета кетцаля. Над всей сценой южной стены на желтом фоне - первое появление цвета, не представляющего реальность - находится сверхъестественное существо с квадратными глазами и единственным заостренным зубом спереди. У него нет зрачков и настоящего носа; позади него появляются две змееподобные сверхъестественные сущности, которые изгоняют дополнительные сущности. Верхний регистр западной стены содержит музыкальную процессию с исполнителями в масках, несущими карлика (HF 42), который поднимается на желтый фон хранилища, демонстрируя его связь со сверхъестественным миром. В верхнем регистре восточной стены изображены знатные женщины Бонампака (2, 5 и 6 HF), прижимающие к языку шипы ската в кровопролитном ритуале. Тем временем крупный мужчина (HF 7) предлагает женщинам на троне кровопускание. Следует отметить тот факт, что эти люди, похоже, также появлялись ранее - HF 7 в комнате 2 в середине восточной стены; остальные в Комнате 1 на сцене с троном у западной стены. Над ними, окруженное желтым, кажется, что еще одна сверхъестественная сущность извергает кровь. Повернувшись к северной стене, можно увидеть в хранилище почти такое же сверхъестественное, что и в хранилище южной стены. Внизу 10 эбетов (лордов), одетых в белые мантии, участвуют в разговоре, а еще девять сидящих внизу людей также жестикулируют, разговаривая друг с другом, возможно, комментируя представление, происходящее на южной стене перед ними. Наконец, в нижнем регистре, еще больше музыкантов поднимают свои инструменты ввысь как часть процессии на западной стене. Зал 3 захватывает зрителя праздником.

Профессор Мэри Миллер писала: «Возможно, ни один артефакт из древнего Нового Света не предлагает такой комплексный взгляд на доиспанское общество, как картины Бонампаков. жизнь двора и столь детально прорисованная, что делает фрески Бонампак беспрецедентным ресурсом для понимания древнего общества ».

Памятники

Стела 1

Стела 1

Расположена в центральной части Большой площади, представляет момент расцвета Чан Мувана II, важность характер отражен в том, как он представлен, и в сложности обработки памятника, то есть в огромной каменной плите небольшой толщины, не имеющей трещин. Его высота составляет почти 6 метров, он является одним из самых высоких в мире майя. Чан Муван II стоит и несет церемониальную трость, стиль ученика придает ему большей силы его взгляд; В нижней части стелы изображено чудовище земли, из которого появляются лица молодого бога кукурузы. Полоса символов под ногами правителя относится к его генеалогии, в то время как на другой вертикальной полосе можно увидеть гербовый знак города.

Стела 2

Она расположена на невысокой террасе прямо в центре Акрополя, рядом со Стелой 3, на ней изображен Чан Муван II, богато одетый в компании двух женщин, впереди из него - ее мать, Леди Щит, Череп, а за ним - его жена, Леди Зеленый Кролик из Яшчилана, которая носит huipil. Сцена вращается вокруг ритуала самопожертвования, совершаемого правителем, который несет в правой руке сумку с копалом, из которой видно лицо бога летучей мыши и которому помогает его мать, которая несет Шипы ската для пирсинга, а его жена держит корзину с полосками бумаги, готовая принять капли крови правителя, которые позже будут сожжены в честь их божеств.

Стела 3

Она представляет собой сцену, в которой Чан Муван II стоит перед сидящим на корточках вторым человеком в позе покорности с бумажными серьгами, символом пленников.

См. Также

Примечания

Публикации

Сотомайор, Артуро. Dos Sepulcros en Bonampak. Хуарес, Мексика: Ediciones Libreria del Prado. [1949]

Стейнс, Летисия. Coord. Де ла Фуэнте, Беатрис. Реж. La pintura mural prehispánica en México II. Área maya. Томо И. Бонампак. Каталого [1] Томо II. Бонампак. Estudios [2] Instituto de Investigaciones Estéticas, UNAM. Мексика. 1998

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Bonampak.

Координаты : 16 ° 42′14,40 ″ N 91 ° 03′54,00 ″ W / 16,7040000 ° N 91,0650000 ° W / 16,7040000; -91.0650000

Последняя правка сделана 2021-05-13 14:01:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте