Бомбардировка Неймегена

редактировать
Воздушная бомбардировка союзниками голландского города во время Второй мировой войны

Бомбардировка Неймегена
Часть мировой войны II. Операция «Аргумент» (Большая неделя)
Verwoestingen Nijmegen na bombardement.jpg . Полицейское фото 1945 года: на переднем плане части центра в основном подверглись бомбардировкам в феврале 44-го; большинство зданий на заднем плане не было разрушено до Operation Market Garden (сентябрь 1944 г.).
Дата22 февраля 1944 г.
МестоположениеНеймеген
Результат
Воюющие
Соединенные Штаты Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Уильям Р. Шмидт. (командир формирования)Нацистская Германия Вальтер Модель. (командующий Нидерланды)
Сила
14 B-24 Liberators Зенитные артиллерийские установки
Жертвы и потери
НетЖелезнодорожный вокзал сильно поврежден
ок. 800 погибших мирных жителей

бомбардировка Неймегена 22 февраля 1944 г. была оппортунистический бомбардировочный налет, совершенный ВВС США на город Неймеген в Нидерландах, затем оккупированный Нацистская Германия. По количеству жертв это была одна из крупнейших бомбардировок голландского города. y во время Второй мировой войны. Официально около 800 человек (почти все гражданские лица) были убиты в результате несчастных случаев из-за неточной бомбардировки, но, поскольку людей, скрывавшихся, невозможно было сосчитать, фактическое число погибших, вероятно, было выше. Была разрушена большая часть исторического центра города, в том числе церковь Святого Стевена. Также были сильно повреждены церковь Святого Августина и железнодорожная станция Неймегена (предполагаемая цель).

Потому что голландское правительство в изгнании в Лондоне, которое смогло восстановить себя на континенте в начале 1945 года благодаря армии США и другим Военные усилия союзников пытались избежать критики в адрес стран, на которые они опирались в освобождении и обеспечении безопасности в будущем, они и местные власти в основном хранили молчание по поводу этого печального события в течение десятилетий, оставив выживших с не обращать внимания на горе и вопросы и дать возможность процветать диким теориям заговора. Хотя официальные лица долгое время утверждали, что это была «ошибочная бомбардировка», как будто Неймеген был неправильной целью, исторические исследования показали, что атака была преднамеренной, но была проведена плохо.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Ход событий
    • 2.1 Отмена миссии в Готе
    • 2.2 Авиаудар
    • 2.3 Реакция союзников и Германии
  • 3 Послевоенное расследование
    • 3.1 Brinkhuis ( 1984)
    • 3.2 Розендал (2006–09)
  • 4 Наследие
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Спланированный рейд на город Гота был частью так называемой «Большой недели » (официальное название: операция «Аргумент»), серии бомбардировок союзниками немецких авиационных заводов с целью ослабить люфтваффе в рамках подготовки к Дню Д (июнь 1944 г.). 20 и 21 февраля были нанесены первые бомбардировки.

В то время в авиации союзников было обычным делом атаковать второстепенные цели, если основная цель не могла быть достигнута. Эти вторичные цели назывались целями возможностей. Поскольку бомбардировка была рискованной и дорогостоящей (из-за огня и топлива противника), а основная цель часто не могла быть поражена, оппортунистическая бомбовая атака все же могла нанести серьезный удар противнику, таким образом превращая операцию в частичный успех. и обеспечить некоторую отдачу от затрат и рисков. Район железнодорожной станции Неймеген был отмечен как такая возможность, потому что союзники знали, что немцы использовали его для перевозки оружия. На летчиков настаивали, чтобы они бомбили что-либо, если возможно, потому что было небезопасно приземляться с неизрасходованными бомбами, и после того, как летчики совершили 25 налетов, им дали отпуск.

Ход событий

Миссия в Готе отменена

В 9:20 утра 22 февраля 177 американских бомбардировщиков B-24 Liberator в сопровождении десятков P-38 Lightning, истребители P-47 Thunderbolt и P-51 Mustang взлетели с авиабазы ​​RAF Bungay недалеко от Суффолк деревня Фликстон. Они летели в направлении немецкого города Гота, где авиазавод Gothaer Waggonfabrik производил истребители Messerschmitt и другие самолеты люфтваффе. Это потребовало четырехчасового полета над территорией Германии, что делало ее чрезвычайно опасной. Если Гота не может быть достигнута, следующей целью будет Эшвеге, а если и это не удастся, пилотам придется самостоятельно искать подходящую цель на обратном пути на свои базы в Британии.

Поскольку облака были необычно высокими, самолеты не смогли собраться в строй и быстро потеряли друг друга из виду. Как следствие, значительное количество бомбардировщиков прекратили выполнение задания через 15 минут после взлета и вернулись. Еще находясь над Северным морем, американцы были неожиданно обстреляны немецкими истребителями. Когда группа миновала Неймеген в 12:14 (CET ), сторож Ван Ос включил сирену воздушного налета, и жители побежали к своим убежищам, пока не стало безопасно. Вскоре после этого, около 13:00, когда бомбардировщики достигли глубины около 10 миль вглубь Германии, они получили сообщение от командования о том, что налет отменен из-за слишком сильных облачных образований над Готой для эффективной бомбардировки; единицы были отозваны. Поскольку Эшвеге все еще оставался вне досягаемости, теперь рекомендовалось искать возможные цели на обратном пути.

Авиаудар

Подобный B-24 Liberator бомбит немца. railyard в марте 1945 г.

Было чрезвычайно сложно развернуть сотни самолетов и остаться в строю, что привело к огромному хаосу и разделению группы на несколько эскадрилий, каждая из которых самостоятельно пыталась вернуться в Британию.. В процессе они искали подходящие цели, и в конце концов были выбраны и атакованы голландские города Неймеген, Арнем, Девентер и Энсхеде. Эскадрилья, летевшая в Неймеген, состояла из двенадцати освободителей из 446-й бомбардировочной группы, к которым присоединились два отдельных освободителя из 453-й бомбардировочной группы. Заранее листовки были плохо проинформированы о том, является ли Неймеген голландским или немецким городом, можно или нельзя бомбить оккупированные немцами города, и если да, то каким образом, и они небрежно выясняли, какими именно городами они являются. готовится нанести удар, отчасти из-за недопонимания, которое может быть связано с техническими проблемами, такими как застрявший ключ Морзе.

радиста.

Сторож Ван Ос дал четкий знак в 13:16. По причинам, которые до сих пор неясны, ему не удалось активировать сирену воздушного налета во второй раз сразу после того, как 14 самолетов вернулись в воздушное пространство Неймегена, всего через несколько минут после четкого сигнала, из-за чего граждане не бежали в укрытие как можно быстрее в время по этому поводу. Ван Ос впоследствии заявил, что он не звонил в сирену второй раз, пока не услышал взрывы в центре города. В 13:28 было сброшено 144 бризантных бомбы (каждая весом 500 фунтов) и 426 снарядов (20 фунтов за штуку). Фактическая цель - район железнодорожного вокзала - была успешно поражена. Однако значительное количество бомб упало на центр города в жилых районах, разрушив дома, церкви и другие гражданские объекты, а также погибли сотни мирных жителей. После этого официальные источники союзников заявили, что пилоты думали, что они все еще летят над Германией, и ошибочно опознали Неймеген либо как немецкий город Клеве (Клевес), либо Гох. Тем не менее, некоторые летчики сами заявили всего через час после приземления в Англии, что они бомбили Неймеген, и штурман даже сообщил об этом в воздухе сразу после налета.

Реакция союзников и Германии

Нацистская пропаганда пытается использовать трагедия: «С такими друзьями, кому нужны враги !?»

Нацисты сообщили, что голландское правительство в изгнании в Лондоне дали разрешение на авиаудар по Неймегену, и поэтому это была преднамеренная бомбардировка. Они предприняли страстные попытки использовать бомбежки для пропаганды : в общественных местах развешивали плакаты с надписями типа «С такими друзьями, кому нужны враги?» и «англо-американский террор». Газеты, контролируемые Германией, также яростно упрекали союзников и голландское правительство в изгнании, в одном из них отмечалось, что «Англо-американские пираты неба снова выполнили приказы своих еврейско-капиталистических лидеров с исключительно положительными результатами». Похоже, пропаганда была неэффективной: семь месяцев спустя американские сухопутные войска были встречены местными жителями как герои. Внутренние источники в Управлении народного образования и искусства оккупационного правительства даже предполагают, что пропаганда могла быть контрпродуктивной.

На следующий день после налета ВВС союзников начали расследование: все воздушные налеты, запланированные на этот день, были отменен (в том числе из-за плохих погодных условий), и все задействованные летчики и инструкторы были задержаны на базе и допрошены. Полный масштаб катастрофы 23 февраля еще не был ясен, но американские аэрофотоснимки, сделанные во время атаки, которые голландскому морскому командующему удалось получить с помощью Королевских ВВС, не оставили сомнений в том, что Неймеген (и особенно гражданские цели в его центре) пострадали Арнем и Энсхеде. Моленбург проинформировал голландского посла Эдгара Михильса ван Вердуйнена, который встретился с американским послом Энтони Джозефом Дрекселем Биддлом-младшим (до того времени не знавшим о событиях) по этому поводу в присутствии голландской королевы Вильгельмина. Биддл быстро сообщил об этом президенту США Рузвельту. Командующий ВВС США Генри Х. Арнольд был раздражен, когда обнаружил, что голландское посольство было проинформировано раньше, чем он сам, и отныне отказывал Муленбургу в доступе к документам USAAF через RAF (которые, однако, Муленбург мог получить, через офицера секретной службы Кингмана Дугласа ). USAAF также отказался выслать разведывательный самолет для фотографирования с оценкой точных повреждений в трех городах, после чего RAF предложили и выполнили эту задачу. Вильгельмина потребовала и получила письменное заявление о том, что произошло, хотя неясно, что в нем говорилось.

Командование американской армии относительно поздно извлекло уроки из беспорядочного воздушного налета, который сильно ударил по гражданскому населению союзника.. Лишь в середине мая 1944 года был отдан приказ искать возможные цели на расстоянии не менее 30 километров от границы с Нидерландами.

Послевоенное расследование

Союзные и голландские правительственные чиновники утверждали В течение десятилетий бомбардировка была полной ошибкой, и летчики якобы не знали, что они бомбили Неймеген. Это привело к большому разочарованию среди населения Неймегена, которое боролось с вопросами, остававшимися без ответа. Что касается настоящих причин и мотивов нападения, то возникли и широко распространились дикие слухи и маловероятные теории заговора. Хотя они были неправдоподобны и противоречили друг другу, они удовлетворили сильное желание объяснения, любого объяснения трагических событий.

Brinkhuis (1984)

Наконец, историк-любитель Альфонс Бринкхейс, который 10-летним мальчиком пережил бомбардировку Энсхеде в тот же день, стал первым человеком, который провел тщательное расследование в архивах и опросил десятки очевидцев. Летом 1984 года он опубликовал свои выводы в De Fatale Aanval 22 februari 1944. Opzet of vergissing? De waarheid over de mysterieuze Amerikaanse bombardementen op Nijmegen, Arnhem, Enschede en Deventer («Фатальная атака 22 февраля 1944 года. Намерение или ошибка? Правда о таинственных американских авиаударах по Неймегену, Арнему, Энсхеде и Девентеру»). Поступив так, он нарушил табу, и многие факты были впервые обнародованы, хотя некоторые из его исследований были признаны устаревшими из-за более поздних открытий. Бринкхейс сделал следующие семь выводов:

  1. Сотни бомбардировщиков не смогли собраться из-за высокой облачности, и им пришлось преждевременно отменить свою миссию.
  2. Формирование ударной группы не было завершено до того, как немецкие истребители выполнили задание. неожиданный контрудар над Северным морем.
  3. Непонимание произошло из-за плохих погодных условий, американского радиолокационного подавителя и особенно застрявшего ключа Морзе, что не позволяет большинству самолетов отправлять проверяемые сообщения на базы (Однако обратное все еще было возможно).
  4. Из-за этого недопонимания некоторые подразделения получили отзыв раньше, чем другие, и поэтому им пришлось выбирать возможные цели далеко за пределами обычных маршрутов.
  5. Из-за ветра самолеты двигались на запад, не осознавая этого (облака мешали им видеть, над какой страной они летели).
  6. Бомбовые прицелы Norden были установлены на Готе как цель; не было времени перепрограммировать их, что делало невозможным точное бомбометание.
  7. Навигаторы всегда летали по расписанию; их не учили ориентироваться на местности. Это позволяло летчикам теряться, когда миссии не выполнялись по плану.

Розендал (2006–09)

В 2006 году доцент Йост Розендал из Университета Радбауд в Неймегене начал новое исследование бомбардировки, которое в конце концов было опубликовано в 2009 году как Nijmegen '44. Verwoesting, verdriet en verwerking («Неймеген '44: Разрушение, горе и утешение»). В нем он классифицировал нападение как оппортунистический взрыв, а не как ошибку. Розендаль отвергает понятие «ошибки», потому что американцы небрежно определили, какой город бомбить. Американцы «намеренно бомбили удобную цель, которая, однако, не была однозначно идентифицирована».

Розендал добавил, что число погибших еще больше увеличилось из-за нескольких катастрофических обстоятельств. Оператор коммутатора , которая обычно руководила аварийными службами, была убита во время налета, и без нее связь была медленнее. Многие водопроводные трубы были разрушены, что сделало пожаротушение намного сложнее и отнимало больше времени. Десятки людей были еще живы, но застряли под завалами; многие сгорели заживо, когда пламя достигло их, прежде чем они могли быть потушены.

Наследие

Памятник «Де Шоммель» в Раадхуйшоф (2000 г.) помнит жертвы среди гражданского населения в ходе рейда.

Заявлено о бомбардировке союзниками Неймегена. почти столько же жертв среди гражданского населения, сколько в немецкой бомбардировке Роттердама в начале войны, но на национальном уровне этому не уделяется почти столько внимания. Населению Неймегена было сказано не выражать своих эмоций, потому что бомбардировка была произведена союзной страной. Более того, официально утверждалось, что это была «ошибочная бомбардировка» (vergissingsbombardement), и тот факт, что территория железнодорожного вокзала была предполагаемой целью при возможности, был скрыт. Многие выжившие всегда находили слово «ошибка» довольно болезненным, и Розендал считает, что этот термин не отражает того, что произошло.

Воспоминания о февральской бомбардировке затмевают воспоминания о разрушительном освобождении города во время Операция Market Garden в сентябре 1944 года и в последующие пять месяцев, когда Неймеген часто подвергался артобстрелам. Это привело к сотням новых жертв, которых можно было бы избежать, если бы город был эвакуирован. Смертность в Неймегене - более двух тысяч - составляет 7% всех жертв среди гражданского населения в Нидерландах, что намного выше среднего показателя по стране относительно численности его населения. Более того, долгое время было непонятно, как почтить память этих «бессмысленных» жертв; было достаточно памятников солдатам и участникам сопротивления, но не погибших мирных жителей, и они никогда не участвовали в каких-либо официальных поминальных службах.

В 1984 году поминальная служба была проведена впервые, и в Фестиваль рассказчиков в Неймегене в 1994 году, вызвавший большой общественный интерес, очевидцы и выжившие после 50 лет молчания получили возможность выступить. Лишь в 2000 году был установлен памятник жертвам среди гражданского населения: «Де Шоммель» (Swing ) в Раадхуйшоф. Ежегодные мемориальные собрания, проводившиеся 22 февраля, в 2010-е годы собирали все большее количество людей.

Ссылки

Литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 13:53:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте