Global Express / XRS / 6000. Global 5000 | |
---|---|
Роль | Бизнес jet |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Bombardier Aviation |
Первый полет | 13 октября 1996 г. |
Введение | июль 1999 г. |
Статус | В эксплуатации, в производстве |
Произведено | с 1998 г. по настоящее время |
Построено | 816 (октябрь 2018 г.) |
Стоимость программы | 800 млн долларов |
Стоимость единицы | 5000: 50,44 млн долларов США. 6000: 62,31 млн долларов США. 5500: 46 млн долларов США. 6500: 56 млн долларов США |
Разработано на основе | Challenger 600 CRJ-100 / -200 |
Варианты | Saab Globaleye. Raytheon Sentinel |
Разработан в | Global 7500/8000 |
Bombardier Global Express - это большой салон, дальность полета 6000 миль / 11 100 км бизнес-джет, разработанный и изготовленный Bombardier Aviation (ранее Bombardier Aerospace). Объявленный в октябре 1991 года, он впервые совершил полет 13 октября 1996 года, получил канадский сертификат типа типа 31 июля 1998 года и поступил в эксплуатацию в июле 1999 года. Первоначально оснащался двумя автомобилями BMW / Rolls-Royce BR710, он разделяет поперечное сечение фюзеляжа с Canadair Regional Jet и Challenger 600 с новым крылом и оперением. Global 5000 с меньшей дальностью полета немного меньше, а Global 6000 обновлен и модифицирован для выполнения военных задач. Global 5500/6500 с увеличенным запасом хода оснащены новыми двигателями Rolls-Royce Pearl с меньшим расходом топлива и были представлены в мае 2018 года. Более крупные и удлиненные модели Global 7500/8000 имеют больший запас хода.
После приобретения Canadair и его бизнес-джета Challenger 600 в 1986 году компания Bombardier изучила бизнес-самолет большей дальности. Он был предназначен для перевозки восьми пассажиров и четырех членов экипажа на расстояние более 12000 км (6500 морских миль) со скоростью Маха 0,85. В начале 1990-х на предприятии в Монреале компании была создана группа по совместному определению. К 1994 году команда насчитывала 200 инженеров, равномерно разделенных между Canadair и различными партнерами, включая японскую компанию Mitsubishi Heavy Industries и англо-немецкий производитель двигателей BMW Rolls-Royce.
Партнеры независимо разработали свои собственные элементы самолета, а также разделили долю в программе. Выбор поставщиков повлиял на самолет, его системы были выбраны до этапа рабочего проектирования. Программное обеспечение CATIA CAD использовалось для кинематики, для загрузки программного обеспечения конечно-элементного анализа для проектирования конструкций и вычислений. Гидродинамическое программное обеспечение для аэродинамики, последнее подтверждено испытаниями в аэродинамической трубе.
Оно было разработано для использования минимального количества компонентов, гарантируя, что ни один единичный отказ не приведет к невозможность переадресации или отправки для достижения цели надежности отправки 99,5%. Поскольку эксплуатанты стремились обеспечить уровень безопасности авиалайнера, правила проектирования ETOPS повлияли на дизайн, например, включение компьютера технического обслуживания для обнаружения, индикации и локализации неисправностей, хотя правила ETOPS не были требование. Обычная механическая система управления полетом была выбрана вместо беспроводной связи из-за расходов на разработку и некоторых опасений заказчиков.
28 октября 1991 года Global Express был представлен на съезде NBAA. 20 декабря 1993 года программа была запущена. В июне 1994 года его высокоскоростная конфигурация была заморожена, а низкоскоростная конфигурация была создана в августе 1994 года. К тому времени были приняты наиболее важные проектные решения и были выбраны почти все поставщики. В январе 1995 г. завершалась стадия определения перед детальным проектированием.
К июню 1995 г. отставание составило более 40 самолетов, проданных до 2000 г., что привело к тому, что Bombardier расширила свои ранние производственные планы. На момент запуска дальность полета была увеличена до 12 000 км (6500 морских миль), чтобы обогнать конкурента Gulfstream. Bombardier гарантировал пустой вес и дальность полета, чтобы ответить на критику Gulfstream. Для покрытия затрат на разработку потребовалось около 100 продаж. В октябре 1995 года началось производство первого прототипа, первые секции ожидались в декабре на заводе de Havilland Toronto, а окончательная сборка должна была начаться в марте 1996 года. К июню 1996 года прототип был завершен и начал летать. проверка готовности перед запуском и первым полетом.
Global BD-700 в испытательном полете.13 октября 1996 года первый прототип выполнил свой первый полет из Торонто, один на месяц позже запланированного, продолжительностью 2 часа 46 минут и достижением 11 000 футов (3350 м) и 210 узлов (390 км / ч). В программе летных испытаний использовались четыре прототипа, налетавших 2200 часов. Центр летных испытаний Bombardier в Уичито, Канзас был расширен на 9 100 м (100 000 футов) для программы испытаний. 3 февраля 1997 года второй прототип совершил свой первый полет, а третий - в мае 1997 года.
В конце 1995 года сертификация типа прогнозировалась на март 1998 года. 31 июля 1998 года канадский тип. Сертификация была предоставлена, вскоре после этого последовали одобрения в Европе и США. Первые 15 самолетов должны были быть доставлены до января 1999 года, Global Express поступил в эксплуатацию в июле 1999 года.
Global Express собирается в аэропорту Даунсвью в Торонто. Затем его доставляют для окончательной доработки на один из нескольких участков, включая Монреаль, Саванна, Джорджия или Кахокия, Иллинойс.
Летная палуба с Honeywell Primus. 2000 XP EFIS suiteЯпонский Mitsubishi Heavy Industries строит секции крыла и центральной части фюзеляжа на своем предприятии в Торонто. В число участвующих дочерних компаний Bombardier входят Canadair как руководитель проекта и производитель носовой части; Short Brothers в Белфаст на проектирование и изготовление двигателей гондол, горизонтального стабилизатора и носовой части фюзеляжа ; и de Havilland Canada для задней части фюзеляжа, вертикального оперения и окончательной сборки. шасси производится Dowty, управление полетом - Sextant Avionique, топливная система - Parker Bertea Aerospace, основная авионика - Honeywell, APU от AlliedSignal, электрическая система от Lucas Aerospace и система управления воздухом от ABG-Semca.
В мае 2015 года производство сократилось из-за снижения спроса, вызванного замедлением роста экономики и геополитики на рынках Латинской Америки, России и Китая. К октябрю 2018 года у Bombardier было 202 самолета на сумму 14,1 млрд канадских долларов (11 млрд долларов), в том числе 128 самолетов Global Express: 67 самолетов Global 5000/6000 и четыре самолета Global 5500/6500.
Global Express - это высокоскоростной бизнес-самолет с дальностью полета 6700 морских миль (12400 км) на скорости 0,80 Маха (459 узлов; 850 км / ч), 51000 футов (16000 м) максимальная высота и продолжительность полета 14 часов. Полумонокок планер выполнен из легких алюминиевых сплавов и композитных материалов. Он имеет низкого крыла, трехколесного шасси и фюзеляж установлен двигатели.
Конструкция чистого листа опирается на ранее Canadair CL-600 и Bombardier CRJ. Он имеет такое же поперечное сечение фюзеляжа, что и эти самолеты, в паре с новым T-образным хвостовым оперением и крылом. Последний представляет собой сверхкритический профиль с стреловидностью крыла 35 ° и крылышками. Это гибкое крыло естественным образом ослабляет турбулентность. Первоначально он был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями BMW- Rolls-Royce BR710, управляемыми FADEC. В кабине экипажа есть шесть экранов Honeywell Primus 2000 XP EFIS.
Global Express был бизнес-джетом с самым большим салоном, пока его не превзошел более поздний Gulfstream G650. Он может вместить от 12 до 16 пассажиров в трех секциях салона: в основном в передней клубной секции с четырьмя креслами, центральной четырехместной конференц-группе и кормовом трехместном диване с двумя креслами. Большинство из них имеет носовую камбуз, кресло для отдыха экипажа и туалет для экипажа. Герметизация кабины под давлением 10,3 фунта на кв. Дюйм позволяет выдерживать высоту 4500 футов. высота кабины до FL 450 и 5680 футов при потолке FL 510. Длина кабины без препятствий составляет 14,6 м (48 футов), а пол опущен на 51 мм (2,0 дюйма) от Challenger для увеличения ширины на уровне плеч, а окна были перемещены и увеличены на 25%.
Он может совершать межконтинентальные рейсы без дозаправки (например, Нью-Йорк - Токио ) или между двумя точками мира с одной остановкой.. В этом классе Global Express конкурирует с Airbus Corporate Jet, Boeing Business Jet и Gulfstream G550 / 650.
Большинство миссий от 3,5 до 4,5 часов и покрывают 1500-2000 морских миль; время полета может увеличиваться до 10 часов на скорости 0,85 Маха (488 узлов по ISA) или до 12 часов со скоростью 0,82-0,83 Маха (476 узлов по ISA), или до 13 часов при ясной погоде в пункте назначения и нескольких запасных частях поблизости. Он сжигает 5000 фунтов топлива в первый час, 4000 фунтов во второй, 3000 фунтов в третий и 2500 фунтов в последний час.
Средняя продолжительность поездки для большинства операторов составляет 2,5 часа, при этом самолет будет крейсерская скорость между Маха 0,85 и 0,89 Маха, что делает его одним из самых быстрых самолетов дальнего действия, доступных на 2016 год. Максимальная сертифицированная высота составляет 51 000 футов (16 000 м), а его посадочная дальность составляет 2236 футов / 682 м. на уровне моря, условия ISA и типичная посадочная масса. Типичная скорость подхода составляет 108 узлов (200 км / ч).
Проверки A проводятся с интервалом в 750 часов, а проверки C были продлены с 15 до 30 месяцев в 2012 году.
Модель Global 5000 была анонсирована 25 октября 2001 г. и выпущена 5 февраля 2002 г. письма о намерениях для 15 самолетов с максимальной взлетной массой 87,700 фунтов (39,800 кг) и дальностью полета 4800 миль (8,900 км) при скорости 0,85 Маха. Первый самолет поднялся в воздух 7 марта 2003 года. Он был представлен в апреле 2005 года, и в 2018 году в эксплуатации находилось 224 самолета. В апреле 2008 года Bombardier увеличила максимальную взлетную массу до 92 500 фунтов (42 000 кг), чтобы увеличить дальность полета 0,85 Маха до 5200 нм (9600 миль). км).
Его кабина на 5,9 фута (1,8 м) короче, чем у Global 6000, а максимальная взлетная масса на 5 800–7 000 фунтов (2 600–3200 кг) ниже, в зависимости от бюллетеней обслуживания, для Дальность действия 5,000–5,400 миль (9,300–10,000 км) на LRC . Спецификация базовая рабочая масса составляет 50 350 фунтов (22 840 кг), но на самом деле она ближе к 51 600 фунтам (23 400 кг). Ранние модели сохранили авионику Global Express Honeywell Primus 2000XP, обновленную авионикой Rockwell Collins Fusion с 2012 года.
Он может перевозить от восьми до 19 пассажиров, новое сиденье переходит на полную коек; есть дополнительная отдельная комната на корме, а на камбузе есть место для приготовления 16 блюд из пяти блюд. В 2008 году он был оценен в 40 миллионов долларов, в нем есть носовой и кормовой туалеты, зона отдыха экипажа убрана, но может быть восстановлена. Хвостовой топливный бак снят, топливо ограничено в крыльях, некоторая авионика перестроена, чтобы увеличить полезную длину кабины, а припуск на внутреннюю доработку составляет 3200 кг.
В круизе на высокой скорости он сжигает 5000 фунтов (2300 кг) топлива в первый час, затем 4000 фунтов (1800 кг) во второй час и 3000 фунтов (1400 кг) в течение третьего часа. В 2018 году ранние модели с авионикой Honeywell продаются по цене 10–20 миллионов долларов, а самолеты после 2012 года с современной кабиной могут стоить 22–36 миллионов долларов. Капитальный осмотр каждые 180 месяцев обходится в 800 000–1,2 миллиона долларов, а два капитального ремонта двигателя по 8 000 часов могут стоить 4 миллиона долларов. Более дешевые и эффективные Gulfstream G450 или Falcon 900 LX медленнее, имеют меньшую дальность полета и меньшие размеры салона.
Global Express XRS было объявлено 6 октября 2003 года во время съезда NBAA в Орландо, Флорида.
Производство третьего поколение Global 6000 началось в 2012 году. Его гибкое крыло и 97,5 фунт / кв.фут (476 кг / м) нагрузка на крыло, самая высокая среди конкурентов, обеспечивают комфортную езду в турбулентности. При длительных поездках его сжигание топлива в течение первого часа составляет 5 000 и 4 000 фунтов (2,3 и 1,8 т) во второй, а затем в течение третьего 3 000 и 2 500 фунтов (1,4 и 1,1 т) после этого. Проверки A планируются каждые 750 часов, а проверки C каждые 30 месяцев, при этом резерв двигателя составляет 260 долларов в час. К марту 2019 года было поставлено более 315 миль, в то время как его конкуренты включают более экономичные 6200 морских миль (11500 км) Dassault Falcon 8X, 6500 морских миль (12000 км) Gulfstream G600 или даже 6900 нм (12 800 км) G650.
В кабине экипажа Bombardier Vision установлена авионика Rockwell Collins Pro Line Fusion от Express / XRS Honeywell Primus 2000. Она улучшена акустическая изоляция по сравнению с предшественником. К 2018 году конкуренция со стороны Gulfstream G650 ER привела к тому, что его стоимость составила 40 миллионов долларов с 62 миллионов долларов в 2016 году. Он предлагает более высокую крейсерскую скорость, улучшенную компоновку салона и освещение. Дальность полета увеличивается за счет добавления топливного бака 1486 фунтов (674 кг) в основании крыла.
27 мая 2018 г. компания Bombardier представила разработки Global 5500 и 6500, которые, как ожидается, поступят в эксплуатацию в конце 2019 г., с оптимизированным крылом для максимальной скорости 0,90 Маха, обновленной кабиной, вдохновленной Global 7500 с его Nuage. сиденье и обновленные двигатели Rolls-Royce BR710 Pearl с уменьшенным расходом топлива до 13% для снижения эксплуатационных расходов, лучшей высокой и высокой производительности и 500 и 600 Нм (930 и 1110 км) дополнительной дальности на 5700 и 6600 миль (10 600 и 12 200 км) соответственно. У двигателей на 9% больше тяги, объявлен их сертификат, и они уже находятся в тестовых полетах. Стоимость Global 5500 составляет 46 миллионов долларов, а Global 6500 - 56 миллионов долларов.
К октябрю было завершено 70% часов летных испытаний. Программа включает в себя два летных испытания Global 6500, поскольку 5500 представляет собой простую усадку 0,8 м (2 фута 7 дюймов). Модернизированные крылья построены Mitsubishi Heavy Industries. К декабрю программа летных испытаний была завершена почти на три четверти. К маю 2019 года 90% летных испытаний были завершены двумя модифицированными 6000 и одним модифицированным 5000.
24 сентября Bombardier объявила о сертификации типа Transport Canada для обеих моделей перед входом на рынок. -на обслуживание позже в 2019 г. и одобрение FAA / EASA. Bombardier объявила о вводе в эксплуатацию Global 6500 1 октября. Сертификация типа EASA для обеих моделей была объявлена 15 октября 2019 года. Вскоре после этого дальность действия Global 5500 была увеличена на 200 морских миль (370 км) до 5900 морских миль (10900 км) при скорости 0,85 Маха. Сертификация типа FAA для обоих вариантов была объявлена 23 декабря 2019 г. Bombardier объявила о вводе в эксплуатацию Global 5500 25 июня 2020 г.
Global Express был модифицирован для выполнения военных задач.
. BD-700 также нес высокий Высота Лидар Полезная нагрузка оперативного эксперимента (HALOE), развертываемая в Африке и Афганистане для быстрого обследования больших территорий.
В январе 2020 года Федеральное министерство обороны Германии выбрало Global 6000 вместо беспилотного Northrop Grumman MQ-4C Triton для программы «Постоянная немецкая система воздушного наблюдения» (PEGASUS) для лучшей интеграции в управление воздушным движением.
15 марта Президентство Defence Industries, SSB, объявило, что два зеленых Bombardier Global 6000 были доставлены на объекты Turkish Aerospace для модификации Hava SOJ (авиационная станция). d-off jammer).
Большинство операторов налетает от 450 до 600 часов в год, но операторы флота часто летают более 100 часов в месяц. К февралю 2015 года более 600 самолетов налетали более 1,5 миллиона часов и совершили 570 000 циклов. В мае 2018 года, через 20 лет после появления этого типа, в эксплуатации находилось более 750 Globals.
Половина из 6000 зарегистрированы в Северной Америке, в основном в США. NetJets управляет как минимум шестью крупными корпорациями, такими как Aetna, Caterpillar, CitiGroup, Limited Brands, McDonald's и Texas Instruments управляет самолетом. Базирующаяся на Мальте VistaJet эксплуатирует шесть самолетов 6000, а также пять Global 5000 и два Global XRS, а базирующаяся в Лиссабоне NetJets Европа летает четырьмя самолетами 6000.
Дюжина 6000 самолетов. зарегистрированы на острове Мэн для анонимности, некоторые зарегистрированы на Каймановых островах. Четыре зарегистрированы в Австрии, три - в Швейцарии, два - во Франции и Дании и по одному - в Финляндии, Германии, Ирландии и Турции. Три зарегистрированы в Китае, один в Малайзии и один в Гонконге. Два базируются в Сан-Паулу, два - в Южной Африке и один - в Индии.
Самолет эксплуатируется частными лицами, компаниями, исполнительными чартерными операторами и государственными агентствами, в том числе:
Модель | Global 5000 | Global 5500 | Global 6000 | Global 6500 |
---|---|---|---|---|
Crew | 3 | 4 | ||
Пассажиры | 13 | 16 | 13 | 17 |
Длина | 96 футов 10 дюймов / 29,5 м | 99 футов 5 дюймов / 30,3 м | ||
Крыло | 94 футов 0 дюймов / 28,7 м, площадь 1021 фут² / 94,8 м (8,7 AR ) | |||
Высота | 25 футов 6 дюймов / 7,8 м | |||
Длина кабины | 40 футов 9 дюймов / 12,41 м | 43 фута 3 дюйма / 13,18 м | ||
Секция кабины | Максимальная ширина 7 футов 11 дюймов / 2,41 м, ширина пола 6 футов 6 дюймов / 1,98 м, высота 6 футов 2 дюйма / 1,88 м | |||
Максимальная взлетная | 92500 фунтов / 41 957 кг | 99 500 фунтов / 45 132 кг | ||
Базовая эксплуатация | 50 861 фунт / 23 070 кг | 52230 фунтов / 23691 кг | ||
Макс. Топливо | 39250 фунтов / 17804 кг | 45050 фунтов / 20434 кг | ||
Макс. ad | 7139 фунтов / 3238 кг | 5770 фунтов / 2617 кг | ||
Двигатели | BR710 A2-20 | RR Pearl | BR710 A2 -20 | RR Pearl |
Усилие | 14750 фунтов (65,6 кН) | 15,125 фунтов-силы (67,3 кН) | 14750 фунтов (65,6 кН) | 15,125 фунт-силы (67,3 кН) |
Максимальная скорость | 0,89 Маха | 0,90 Маха | 0,89 Маха | 0,90 Маха |
крейсерский полет | 0,88 Маха (504 кН / 934 км / ч) на высокой скорости, 0,85 Маха (487 кН / 902 км / ч) типичное | |||
M 0,85 Дальность | 5200 нм / 9630 км | 5,700 морских миль 10,556 км | 6,000 морских миль / 11,112 км | 6,600 морских миль / 12,223 км |
Взлет | 5,540 футов / 1,689 м | 5,490 футов / 1,674 м | 6,476 футов / 1,974 м | 6,370 футов / 1,942 м |
Посадка | 2,207 футов / 673 м | 2236 футов / 682 м | ||
высота | Макс. 51 000 футов / 15 545 м, начальный крейсерский полет 41 000 футов / 12 497 м (MTOW) |
По состоянию на 27 января 2020 года шесть Global Express были повреждены и не подлежали ремонту в инцидентах с потерей корпуса.
Дата | Модель | Оператор | Местоположение | Число погибших | Инцидент |
---|---|---|---|---|---|
11 ноября 2007 г. | Глобальный 5000 | Канада, Новая Шотландия, Аэропорт Фокс-Харбор | 0/10 | Приземлился недалеко от взлетно-посадочной полосы, столкнулся с насыпью, вышло из строя шасси, заскользил по взлетно-посадочной полосе на брюхе и остановился в поле. | |
17 января 2015 года | Global 5000 | Филиппины, Аэропорт Таклобан | 0/16 | Сильно повреждены при выезде слева от взлетно-посадочной полосы на высокой скорости. | |
16 апреля 2019 г. | Global 5000 | ВВС Германии | Германия, Берлин Аэропорт Шенефельд | 0 | Серьезно поврежден при вынужденной посадке из-за проблем с управлением полетом из-за ненадлежащего технического обслуживания. |
27 января 2020 г. | Northrop Grumman E-11A | ВВС США | Афганистан, провинция Газни, округ Дих Як | 2/2 | 2020 ВВС США E- 11 Авария в зоне, контролируемой Талибаном |
Сопутствующие разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с: Bombardier Global Express (категория ) |