Болуан Фаньчжэн (упрощенный китайский : 拨乱反正; традиционный китайский : 撥亂反正) или Полуань Фаньчэн, буквально означающее «устранение хаоса и возвращение к нормальной жизни», было периодом в истории Китайской Народной Республики, в течение которого Дэн Сяопин, тогда верховный лидер Китая, возглавил далеко идущую программу, пытаясь исправить ошибки Культурной революции, начатой Мао Цзэдуном. Программа постепенно демонтировала маоистскую политику, связанную с культурной революцией, реабилитировала миллионы жертв, подвергшихся преследованию во время революции, инициировала различные социально-политические реформы и систематически вернула страну к порядку. Период Болуана Фаньчжэна считается важным переходным периодом в истории Китая, который послужил основой исторической программы реформ и открытости, начавшейся в декабре 1978 года.
После окончания Культурной революции в 1976 году Дэн Сяопин впервые предложил идею «Болуан Фаньчжэн» в сентябре 1977 года. С помощью своих союзников, таких как Ху Яобан, который позже стал Генеральным секретарем из Коммунистической партии Китая (КПК), Дэн смог запустить программу Болуана Фаньчжэна и стал фактическим верховным лидером Китая в декабре 1978 года во время 3-го пленарного заседания 11-го Центрального комитета КПК.. Период Болуана Фаньчжэна длился до начала 1980-х, после чего основной акцент КПК и правительства Китая сменился с «классовой борьбы » на «экономическое строительство » и «модернизацию ".
Однако в период Болуан Фаньчжэн также было много разногласий, таких как разногласия во взглядах на Мао Цзэдуна, включение «Четырех кардинальных принципов » в Конституцию Китая в целях сохранения однопартийное государство в Китае и правовые споры о том, что многие лидеры и виновные в массовых убийствах в рамках Культурной революции не понесли почти никакого наказания или совсем не понесли наказания. Коммунистическая партия полностью не рассекретила документы, относящиеся к Культурной революции и ограничивающие академические исследования и публичные обсуждения революции в китайском обществе. Более того, после того, как Си Цзиньпин стал Генеральным секретарем КПК и пришел к власти В 2012 году некоторые реформы, проведенные в период правления Болуана Фаньчжэн Они постепенно обращались вспять, вызывая опасения по поводу новой культурной революции.
Буквально «Болуан Фаньчжэн (拨乱反正)» - это чэнъю (китайская идиома), впервые появившаяся в весенних и осенних анналах древнего Китая. Идиома означает «исправить хаос / ошибки и вернуться к нормальной жизни».
19 сентября 1977 года Дэн Сяопин впервые предложил идею «Болуан Фаньчжэн» во время встречи с высокопоставленными должностными лицами Министерство образования Китая, прося чиновников исправить ошибки Культурной революции в области образования.
После смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. Хуа Гофэн сменил Мао на посту председателя Коммунистическая партия Китая и председатель Центрального военного совета. Хуа в значительной степени продолжал маоистскую политику и предложил «Два Чота » («Что бы ни сказал председатель Мао, мы будем говорить, и что бы ни делал председатель Мао, мы сделаем это»).
В мае 1978 г. Дэн Сяопин вместе с Ху Яобаном и другими начали широкомасштабную дискуссию по всему Китаю, обсуждая критерии проверки истины и критикуя «двух сторонников». Дэн вместе со своими союзниками поддержал мнение о том, что «практика - единственный критерий проверки истины», которое впервые появилось в статье, опубликованной Guangming Daily и получило широкую поддержку в китайском обществе.
13 декабря 1978 года Дэн выступил с речью на церемонии закрытия 3-го пленарного заседания 11-го Центрального комитета КПК, во время которого он заменил Хуа Гофэна и стал верховным лидером Китая.. В своей речи под названием «Освободи разум, ищи истину в фактах и объединяйся как единое целое в поисках будущего (解放思想 , 实事求是 , 团结一致,)» Дэн призвал китайцев искать истину в фактах и указал, что если партия, страна и народ продолжат следовать цитатам председателя Мао Цзэдуна с упрямым мышлением и слепыми суевериями, то они никогда не двинутся вперед и погибнут.
9 сентября 1976 года Мао Цзэдун умер, а 6 октября Хуа Гофэн вместе с Е Цзяньин и Ван Дунсин арестовал Банду четырех, положив конец Культурной революции. С 20 ноября 1980 г. по 25 января 1981 г. специальный суд при Верховном народном суде провел судебное разбирательство по делу «Банды четырех» и еще шести человек, в конечном итоге объявив смертная казнь с двухлетней отсрочкой исполнения для Цзян Цин и Чжан Чуньцяо, а также тюремное заключение на различные сроки до пожизненного заключения для других членов.
В то же время, в конце 1970-х, Дэн Сяопин и его союзники начали демонтировать маоистскую линию «непрерывной классовой борьбы », отвлекая внимание КПК и правительство Китая на «экономическое строительство » и «модернизацию ». В 1980–1981 годах Хуа Гофэн в конце концов ушел со своих постов председателя КПК, председателя Центральной военной комиссии и премьер-министра Китайской Народной Республики..
В июне 1981 года на 6-м пленарном заседании 11-го ЦК КПК Коммунистическая партия единогласно приняла резолюцию, подготовленную Дэн и другими, которая полностью аннулировала Культурную революцию, назвав ее «внутренней хаос, начатый по ошибке лидером (Мао Цзэдуном) и использованный контрреволюционными бандами (Линь Бяо и Банда четырех ), «и что он« несет ответственность за самая тяжелая неудача и самые тяжелые потери, понесенные партией, страной и народом с момента основания Народной Республики ».
В период правления Болуана Фаньчжэна Ху Яобан, тогдашний генеральный секретарь Коммунистической партии Китая, был назначен Де нг Сяопин взять на себя ответственность за реабилитацию жертв, которые подвергались преследованиям в так называемых «несправедливых, ложных, ошибочных случаях (冤假错案)» со времен антиправой кампании в 1957 году. Спустя годы после 1978 года были реабилитированы жертвы более 3 миллионов таких случаев. Среди наиболее заметных жертв были:
Первая конституция Китая, известная как «Конституция 1954 года », вступила в силу в 1954 году. Однако, в 1958 году Мао Цзэдун публично отстаивал «правление человека » над «верховенством закона », говоря:
Мы не можем управлять большинство людей полагаются на закон. Большинство людей [можно управлять только], полагаясь на культивирование [хороших] привычек. Опора армии на закон не сработала; на самом деле сработала конференция с участием 1400 человек. Кто мог вспомнить столько статей гражданского кодекса или уголовного закона? Я участвовал в разработке Конституции, даже не могу вспомнить [ее].
Во время культурной революции Конституция Китая была пересмотрена в 1975 году, и в результате вторая конституция, известная как «Конституция 1975 года », впитала маоизм и такие термины, как «абсолютное лидерство» КПК (в Китае) »в его основное содержание; Конституция также содержала некоторые описания организации КПК при удалении таких должностей, как президент и вице-президент Китайской Народной Республики.
после культурной революции, согласно руководящим принципам Хуа Третья конституция Гофэна «Two Whatevers » (известная как «Конституция 1978 года ») была опубликована в 1978 году. Хотя некоторые выражения, связанные с культурной революцией, были удалены из 1978 года. Конституция, большая часть содержания Конституции 1975 года осталась в новой конституции, например, «руководство КПК» в Китае.
В период Болуань Фаньчжэн Дэн Сяопин выступил с важной речью под названием «О реформе системы партийного и государственного руководства (党 和 国家 领导 制度 改革)» 18 августа 1980 г., в которой он предложил Всекитайское собрание народных представителей, что Китаю необходимы политические реформы и систематический пересмотр своей конституции. Дэн указал, что новая конституция должна быть способна защитить гражданские права китайских граждан и должна продемонстрировать принцип разделения властей ; он также описал идею «коллективного руководства », пропагандируя «один человек, один голос » среди высших руководителей, чтобы избежать диктатуры генерального секретаря КПК. В декабре 1982 года четвертая Конституция Китая (известная как «Конституция 1982 года ») была принята 5-м Всекитайским собранием народных представителей, воплощая в себе конституционализм в китайском стиле, и большая часть его содержания остается действующей на сегодняшний день. В Конституции 1982 г. был исключен словарь
Во время Культурной революции академики и интеллектуалы считались «вонючими стариками. Девятое "и подвергались гонениям. Среди известных академиков, ученых и педагогов, погибших в результате Культурной революции, были Сюн Цинлай, Цзянь Бозан, Лао Шэ, Тянь Хань, Фу Лэй, У Хань, Рао Ютай, У Динлян, Яо Тунбинь и Чжао Цзючжан. По состоянию на 1968 год из 171 старшего члена штаб-квартиры Китайской академии наук в Пекине 131 подвергался преследованиям, а среди всех членов академии по всей стране 229 были замучены до смерти. По состоянию на сентябрь 1971 г. более 4000 сотрудников ядерного центра Китая в Цинхае подверглись преследованиям: из них 40 покончили жизнь самоубийством, пять были казнены, а 310 остались инвалидами.
В период Болуан Фаньчжэн сам Дэн Сяопин отвечал за реабилитацию ученых и интеллектуалов, подвергшихся преследованию во время Культурной революции. В марте 1978 года Дэн подчеркнул на Национальной научной конференции, что интеллектуалы являются частью рабочего класса и что стержнем модернизации является модернизация науки и технологий. Позже он также подчеркивал, что знания и талантливых людей нужно уважать, тогда как неправильные мысли, такие как неуважение к интеллектуалам, должны быть противопоставлены. Одно из примечательных заявлений Дэна заключалось в том, что «наука и технология являются основными производительными силами».
Начиная с периода Болуан Фаньчжэн, появились различные новые жанры литературы, включая «литература о шрамах », «созерцательная литература (反思 文学)» и «литература реформ (学 文学)».
Система образования Китая практически остановилась во время Культурной революции. В первые месяцы культурной революции школы и университеты были закрыты. Позднее начальные и средние школы открылись постепенно, но все колледжи и университеты были закрыты до 1970 года, а большинство университетов открывались только в 1972 году. вступительные экзамены в университеты были отменены после 1966 года, и их заменила система, согласно которой студентов рекомендовали заводы, села и воинские части. Были заброшены ценности, которым учат в традиционном образовании. В 1968 году Коммунистическая партия учредила Движение В деревню, в рамках которого «образованная молодежь» (чжиши циннян или просто чжицин) из городских районов отправлялась жить и работать в сельское хозяйство. Крестьянство должно было перевоспитать и лучше понять роль ручного аграрного труда в китайском обществе.
В 1977 году Дэн Сяопин восстановил вступительный экзамен в университет (Гаокао ) после его десятилетнего перерыва, восстановив систему высшего образования в Китае и изменив систему жизнь десятков миллионов. Дэн рассматривал науку и образование как основы четырех модернизаций Китая. Система обязательного образования была предложена в период Болуан Фаньчжэн, и при поддержке Дэна и других обязательное образование было внесено в «Конституцию 1982 года», а девятилетнее обязательное образование в Китае было введено в 1986 году. в соответствии с законом (Закон о девятилетнем обязательном образовании). В 1985 году по рекомендации Чжао Цзыяна, тогда премьер-министра Китая, Всекитайское собрание народных представителей объявило «10 сентября» ежегодным Национальным собранием учителей. День.
Кроме того, известный китайский американский математик математик Шиинг-Шен Черн однажды предложил Дэну повысить базовую зарплату профессорам в материковом Китае, увеличив их ежемесячные платежи в размере 100 юаней, и предложение было вскоре одобрено Дэном.
Утверждалось, что программа Болуан Фаньчжэн, запущенная Дэн Сяопином, имела ограничения и противоречия, такие как написание «Четырех кардинальных принципов "в Конституцию 1982 года, которая запрещала китайским гражданам бросать вызов социалистическому пути Китая, маоизму, марксизму-ленинизму, а также руководству этой страны. Коммунистическая партия.
Возведение мавзолея Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь и сохранение изображения Мао на Тяньаньмэнь также были предметом споров. Более того, некоторые ученые отметили, что сам Дэн продемонстрировал личные ограничения в своей оценке Мао и тоталитаризма. Это можно было увидеть, например, когда Дэн настаивал на том, что из всего, что Мао сделал с китайским народом, «70% были хорошими, а 30% - плохими», приписывая многие бедствия Культурной революции Линь Бяо. и Банда четырех.
После его смерти Мао считался неоднозначной фигурой во всем мире. В конце 1970-х политические диссиденты в Китае, такие как Вэй Цзиншэн, возглавили движение «Стена демократии » в Пекине, критикуя Мао, маоизм и однопартийное государство В Китае при этом требуют демократии и свободы. Однако инициативы Вэя были в конечном итоге подавлены Дэн.
В период Болуана Фаньчжэна, а также в последующие Реформы и Открытость В период, Дэн Сяопин, с одной стороны, подчеркивал важность «освобождения разума», а с другой стороны, неоднократно предупреждал о так называемой «буржуазной либерализации ». В 1983 году была начата Кампания по борьбе с духовным загрязнением, за которой последовала «Антибуржуазная кампания за либерализацию», которая была начата в конце 1986 года. Обе кампании возглавили левые политики и получил некоторую поддержку от Дэна, но обе кампании были отменены из-за вмешательства Ху Яобана и Чжао Цзыяна, которые считались союзниками Дэна и были ведущими реформистами внутри Коммунистической партии Китая. (КПК).
После Культурной революции Центральный комитет КПК не смог систематически «очистить» элементы, связанные с революцией внутри китайского общества, в то же время запретив всесторонние размышления и обзоры этого периода истории в обществе. уровень. Некоторые исследователи и наблюдатели утверждали, что основная причина, по которой КПК предпринимает такие действия, заключается в том, что всесторонний обзор Культурной революции в корне поставит под угрозу легитимность КПК как правящей партии в Китае. Другие отмечали, что даже несмотря на то, что Дэн и другие высокопоставленные должностные лица КПК признали, что партия совершала множество ошибок в прошлом, они все же охраняли однопартийную систему КПК в Китае.
Резня произошла по всему материковому Китаю во время Культурной революции. Однако в период правления Болуана Фаньчжэна многие лидеры и исполнители этих массовых убийств либо получили незначительное наказание (например, их исключили из КПК), либо вообще не получили наказания, что вызвало возмущение общественности. Родственники некоторых жертв массовых убийств лично посетили Пекин, ходатайствуя о правосудии.
В 1980-х годах известные ученые такие как Ба Цзинь призвал китайское общество построить «музеи культурной революции», чтобы будущие поколения могли извлечь уроки из этого периода истории и предотвратить повторение этого. Предложение получило поддержку многих граждан Китая, но Коммунистическая партия не дала ответа. Напротив, Ба Цзинь подвергся личным нападкам во время «Кампании по борьбе с духовным загрязнением » и «Кампании по антибуржуазной либерализации », запущенных левыми консерваторами в 1980-х годах.
В 1996 году местное правительство Шаньтоу, Гуандун решило построить первый музей культурной революции на материковом Китае, который был открыт для публики в 2005 году., музей был вынужден закрыть в 2016 году после прихода к власти Си Цзиньпина.