Богдан Виктор Казимеж Пневский (родился 26 августа 1897 года в Варшаве, умер 5 сентября 1965 г. в Варшаве) был польским модернистом архитектором, профессором Варшавского технологического университета и Академии изящных искусств в Варшаве. В основном он известен как проектировщик государственных зданий в довоенную и послевоенную Польшу, хотя условия работы архитектора в эти эпохи заметно варьировались. Пневский, популярный среди польской политической межвоенной элиты (он был проектировщиком дворца Брюля, который был офисом Министерства иностранных дел, возглавляемого Юзеф Бек ), оставался известным в коммунистической Польше. Удивительно, но «Бека придворного архитектора» (nadworny architekt Becka), как его называли враги после 1945 года из-за его роли в проектировании дворца ненавистного министра, построил свои самые известные здания после войны - в Польская Народная Республика.
Богдан Пневский родился четвертым ребенком в семье банковского чиновника Виктора Пневского (1849-1918) и его второй жены Елены Кешковской (1876-1965). В 1906-1914 годах он учился в средней школе (Szkoła Realna im. Stanisława Staszica), где попал в отряд разведчиков. Его образование было продолжено на факультете строительства механико-технического училища им. Иполита Вавельберга и Станислава Ротванда. В 1915 году он потерпел неудачу в своей первой попытке поступить на архитектурный факультет Варшавского технологического университета, но был принят по второй заявке, два года спустя.
Его обучение было приостановлено из-за Первой Мировая война, в которой Пневский принимал участие сначала как разведчик, а затем как солдат Польской военной организации. В ноябре 1918 года он помог мирно разоружить немецких солдат, оставшихся в Польше после окончания войны. Но война Богдана Пневского не закончилась в 1918 году, потому что, как и многие молодые поляки его возраста, он решил защитить свою страну от новорожденной Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Он присоединился к Легионам маршала Юзефа Пилсудского, и этот шаг вскоре оказался полезным в его карьере из-за положения бывших солдат во Второй республике. Во время польско-советской войны, в 1920 году, он был ранен, что с гордостью подчеркивал в последующие годы. Во время лечения ноги он встретил свою будущую жену Эльжбету Домбровскую (1900-1980) и был награжден Польским крестом доблести за храбрость на поле боя. В начале 1923 года он с отличием окончил архитектурный факультет Варшавского технологического университета ", представив в качестве диссертации архитектурный проект для Фондовой биржи под руководством профессора Чеслава Пшибыльского".
Первой работой Пневского стал проект польского павильона на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности, построенный в сотрудничестве со Станиславом Брукальским и Лехом Немоевским в 1923 году. Его первые городские проекты рассматривали перепроектирование Радом, но не были выполнены. Первые работы Пневского были построены в 1928 году, и, как пишет Петр Киборт: «Все эти проекты имеют авангардные архитектурные особенности, хотя Пневский использовал эти новые формы в первую очередь из-за их эстетических ценностей, чтобы добиться эффекта современности, а не для преднамеренного социальная программа или связанные с ними технологии, которые мотивировали художников левого авангарда этого периода ». Его первыми работами были поселение Солнце на улице Мадалинского 83-95 в районе Мокотув, поселок Стржеча Урзендница на улице Коховского и Ниголевского в районе Жолибож, а также выставочный павильон Дома моды Богуслава Герса. для Национальной выставки в Познани в 1929 году.
Пневский, однако, получил широкое признание в Польше не благодаря своим авангардным проектам поселений, а своим проектам государственных зданий. В 1928 году он выиграл конкурс на проект здания Польской дипломатической миссии в Софии, которое до сих пор остается посольством Польши в Болгарии. В 1930-х годах он выиграл конкурс на проектирование Храма Божественного Провидения, который так и не был построен из-за высоких прогнозируемых затрат и разногласий по поводу того, может ли такое здание (церковь, подаренная государством Католическая церковь ) должна финансироваться государством. В 1938 году был успешно завершен один из самых известных проектов Пневского: реконструкция дворца Брюля - офиса Министерства иностранных дел. Этому проекту Пневский обязан своим уничижительным, в коммунистические времена прозвищем: «Бека придворного архитектора» (надменный архитектор Бека). Интерьеры здания, переработанного архитектором в стиле модерн, казались руководству послевоенной Польши слишком дорогими.
Перед Второй мировой войной Пневский построил свою виллу на проспекте На Скарпие, где сегодня находится Музей Земли Польской академии наук, «расположенный в предполагаемом помещении масонского Лодж спроектирован Шимоном Богумилом Цугом ". Важной особенностью здания является библиотека с керамическими тарелками с фольклорными мотивами на потолке. Вилла оставалась домом Пневского после войны и рабочим местом архитектора до его смерти. Архитектор также спроектировал в 1930-е гг. гостевой дом Яна Кепуры в Крыница и дом Мушинского на улице Клоновой.
Во время Второй мировой войны Пневский продолжал преподавать в Варшавском технологическом университете и Академии изящных искусств. в Варшаве, но не мог сделать этого открыто, поэтому места его занятий держались в секрете. Он выполнил различные архитектурные проекты, но большинство из них осталось на бумаге. После войны из-за политических изменений в университетах Пневский был исключен из Академии изящных искусств и несколько лет не преподавал в Технологическом университете. Тем не менее, он по-прежнему был влиятельным архитектором и популярным среди нового коммунистического режима. Поскольку все проекты финансировались государством, архитектор мог жить, только сотрудничая с государством. В противном случае была необходима смена профессии. Пневский работал с коммунистическим режимом, но старался оставаться индивидуально свободным.
В 1948 году Пневский спроектировал здание Национального банка Польши (Narodowy Bank Polski). Он также участвовал в перестройке польского парламента (сейма), и этот проект стал для него самым престижным. Он также построил здания Польского радио, поселение Соса Краковская в районе Охота, Дом Хлопа и Государственный архив на улице Ханкевича. Одним из самых сложных его проектов была реконструкция и перепланировка Большого театра - Национальной оперы (Teatr Wielki - Opera Narodowa) после трагических причин Варшавского восстания. Это здание стало символом архитектурных проектов, построенных в Польской Народной Республике, поскольку строилось на протяжении многих лет и проект десятки раз пересматривался, что приводило архитектора в ярость.
Пневский продолжил преподавание в Варшавском технологическом университете, а после 1956 года в Варшавской Академии изящных искусств. Его ученики называли его «князем архитектуры». Богдан Пневский умер 5 сентября 1965 года в Варшаве - городе, которому он посвятил всю свою жизнь и работу.