Заповеди бодхисаттвы (традиционный китайский : 菩薩 戒;; пиньинь : Púsà Jiè, японский : bosatsukai) - это набор моральных кодексов, используемых в Махаяна буддизме, чтобы продвинуть практикующего по пути к Бодхисаттве. Традиционно монахи соблюдали основной моральный кодекс буддизма, пратимокша (например, Дхармагуптака ), но в традиции махаяны монахи могут также соблюдать заповеди бодхисаттвы.
В Брахмаджала Сутре, переведенном как Кумараджива (ок. 400 г. н.э.), есть список из десяти основных и сорока восьми второстепенных обетов бодхисаттвы. Заповеди Бодхисаттвы часто называют «Заповедями Сети Брахмы» (кит. : 梵網 戒; пиньинь : Fànwǎng Jiè), особенно в буддийской науке, хотя другие наборы заповедей бодхисаттвы могут можно найти и в других текстах. Обычно в восточноазиатских традициях махаяны только десять основных заповедей считаются заповедями бодхисаттвы. Согласно сутре, десять основных заповедей бодхисаттвы сводятся к следующему:
Нарушение любого из этих предписаний описывается в сутре как серьезное нарушение. Более полное описание таково:
Согласно до Атиши, обеты пратимокши являются основанием для обетов бодхисаттвы. Без соблюдения одного из различных наборов обетов пратимокши (в одной из существующих школ винаи) не может быть обетов бодхисаттвы.
В Сото школа Дзэн, основатель Догэн установил несколько расширенную версию Заповедей Бодхисаттвы для использования как священниками, так и мирскими последователями, основанную на Сутре Брахма Нет и других источники. Существует множество различных переводов, следующие используются Джоном Дайдо Лоори, Роши, основателем Горного монастыря Дзэн :
Три сокровища широко известны в буддизме как Три Прибежища или Три Драгоценности.
Они также известны как Три коренные заповеди и также упоминаются в Сутре Сети Брахмы.
Китайский Чань монах Инь Шунь писал заповедей бодхисаттвы: «Развивать ум бодхи означает принимать заповеди бодхисаттвы и практиковать десять добрых дел».
На практике принятие и посвящение наставлений бодхисаттвы сильно различается в зависимости от школы буддизма Махаяны. В восточноазиатском буддизме полностью посвященный монах или монахиня посвящает сначала в соответствии с традиционными предписаниями пратимокша в соответствии с винаей Дхармагуптаки. В китайской традиции это называется Четырехчастная Виная (кит. : 四分 律; пиньинь : Sìfēnlǜ). Затем, в качестве дополнения, тот же ученик также выполнял наставления бодхисаттвы.
Монахи и монахини считаются «посвященными» не наставлениями бодхисаттвы, а скорее на «четырехчастную винаю», в то время как наставления бодхисаттв служили для укрепления идеалов махаяны. Точно так же наставления бодхисаттвы даются мирским ученикам, чтобы укрепить их преданность буддизму. Такие ученики часто принимают в качестве дополнения основные Пять заповедей, а затем наставления Бодхисаттвы.
В буддизме в Японии "четырехчастная виная" была переоценена с появлением сайчо и Секта Тендай и новая монашеская община были созданы исключительно на основе заповедей Бодхисаттвы Брахмаджала Сутры. Все посвящения Винаи в то время были даны в Тодаи-дзи в Нара, и Сайчо хотел подорвать мощь буддийской общины Нара и установить «чисто махаянскую линию преемственности», и обратился к императору с просьбой к более поздним буддийским сектам, которая была удовлетворена через 7 дней после его смерти в 822 году.
Более поздние буддийские секты в Японии, включая школу дзэн Сото, Дзёдо-сю и Буддизм Сингон, использовали аналогичный подход к своим монашеским общинам и использовали исключительно Заветы Бодхисаттвы. К этому времени в Японии линия Виная почти вымерла, и удаленность Японии затрудняла восстановление, хотя и ограниченными усилиями Дзёкэя, а Сингон Риссю возродили ее на время. В дальнейшем это соблюдалось в период Мэйдзи, когда Закон Никудзику Сайтай (肉食 妻 帯) 1872 года декриминализировал церковный брак и мясоедение.