Божидар Кантушер

редактировать
Божидар Кантушер
Божидар Кантушер.jpg
Справочная информация
Родился(1921-12-05) 5 декабря 1921 года. Павловски Врх, Словения
Умер9 мая 1999 (1999-05-09) (77 лет). Пэрис, Fran ce
ЖанрыСовременность, атональность
Род занятийКомпозитор
Годы работы1946–1999

Божидар Кантушер (Божидар Кантузер) (5 декабря 1921 г., Павловски Врх, Словения - 9 мая 1999 г., Париж ) был словенским композитором классической музыки. Он был гражданином Словении и американским гражданином.

Кантушер является автором симфонической музыки, балетов, оперы, камерной музыки и соло. шт.. Он жил во Франции с 1950 года. Был женат на американской художнице Грейс Ренци. С 1968 года Кантушер был директором Международной библиотеки современной музыки (B.I.M.C.). Он похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

Содержание

  • 1 Музыка
  • 2 Жизнь
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Музыка

Список произведений Божидара Кантушера

Жизнь

Божидар Кантушер родился на хуторе Павловский врх, в сельской местности на северо-востоке Словении. Он был первым из пяти детей Блажа Кантушера и его жены Катарины, урожденной Хочевар. Отец из семьи фермеров из Целе и мать из семьи кузнецов из Камника работали в Лютомере после Первая мировая война и жил в Павловском врхе, недалеко от Лютомера, с 1919 по 1929 год. Сельская среда, культурное наследие и природа его родной Прлекии, где он прожил первые семь лет, оставил неизгладимое впечатление на композитора. Танцы масок языческого происхождения (Куренти ) и костра огненные колеса (Креси), свидетелем которых он был в то время, открыли для него вселенную фантастики, предметом которой был Кантушер посвятил несколько работ, например, балету «Летняя ночь», который также использует другое детское воспоминание, а именно рабочие ритмы, характерные для конкретных сельскохозяйственных задач.

Кантушер учился в первом классе (1928–29) в Лютомере, после чего семья переехала в Целе, где родился отец, и где он устроился на кадастровую работу. Кроме того, будучи пчеловодом, отец также поощрял музыкальное образование всех своих детей, так что с 1932 по 1940 год Кантушер посещал музыкальную школу Целье (Glasbena Matica Celje), где он учился игре на скрипке (и альте) с Иваном Карло Санчином. Санчин также поделился своими знаниями в области изготовления скрипок, и благодаря ему младший брат композитора Йоже позже стал мастером скрипки. Таким образом, склонность Кантушера к струнам возникла из его опыта работы с оркестром Целье и практики камерной музыки. Именно в подростковом возрасте сформировалось желание самовыражаться, которое переросло в потребность в изучении композиции. Во второй половине 1930-х годов он учился в средней школе Целье, а также участвовал в светском скаутском движении. Дети Кантушеров часто проводили летние месяцы у подножия Альп, в Камнике, на родине матери композитора.

В 1941 году Кантушеру пришлось бежать от нацистов. Чтобы закончить среднюю школу, он оставил семью в Целе и направился в Любляну. Там он также познакомился с профессором композиции Сречко Копорцем, который начал его преподавать. Кантушер, будучи агитатором, был арестован фашистами в 1942 году и отправлен в концлагеря для славян в Италии. По возвращении из интернирования в 1943 году он чуть не умер от паратифа, но снова встретил Копорца в Любляне. В 1944 году Кантушер присоединился к сопротивлению. После окончания Второй мировой войны он снова поселился в Любляне, чтобы продолжить учебу композиции с Копорцем. Свое первое произведение он подписал в 1946 году, фугу с двумя сюжетами, добавив прелюдию в 1948 году. Прелюдия и фуга для фортепиано - единственное произведение этого периода, которое Кантушер сохранил в своем каталоге (две оркестровые партитуры остаются неразборчивыми). В 1947 году он получил визу для учебы в Праге, но остался в Любляне и завершил учебу в 1948 году в Копорце, таким образом открыто выступая против академизма Луциан Марии Шкерянц. С 1945 по 1950 год жил студенческой жизнью. Он особенно подружился с художником Карелом Зеленко, с которым он жил в разных квартирах, но также жил в квартире Копорца. В 1950 году он уехал в Париж по визе.

В начале 1950-х он жил на Монпарнасе, выполняя различные небольшие работы одна за другой. Он смешался с художественной средой и особенно подружился с художниками Пранасом Гайлиусом, Рафаэлем Херумяном, Вено Пилоном и Эмилем Вахтером. В 1952 и 1953 годах Кантушер посещал занятия Оливье Мессиана, а также Тони Обена и Жана Ривье в Парижской консерватории. Он также посещал лекции по эстетике Этьена Сурио в Сорбонне и принимал участие в Darmstädter Ferienkurse. В 1953 году вместе с Люком Феррари, Пьером Миго и Ивом Раметтом он основал Group 84. В том же году он подписал свой первый струнный квартет и познакомился с американской артисткой Грейс. Ренци, ставшая его женой. Пара переехала в квартал Републик. В 1954 году Кантушер подписал свою первую симфонию - Камерную симфонию. В 1955 году родился сын Борут, и в этом же году состоялась премьера струнного квартета №1. Поскольку он не смог продлить свой югославский паспорт, Кантушер получил статус эмигранта. В 1957 году семья переехала в Бордо, где Грейс Ренци согласилась работать учителем в школах армии США, а затем переехала в Фонтенбло в 1959 году, когда Кантушер подписал свой второй струнный квартет..

В Фонтенбло, живя недалеко от леса (Вилла Буа Куверт), Кантушер воссоединился с природой, отправившись на длительные прогулки. В годы Фонтенбло композитор создал множество симфонических произведений: симфоническую драму «Сир Халевин» (1960), Симфонию № 2 (1965), Концертную увертюру, Концерт для виолончели и Концерт для флейты. В 1965 году Роджер Бурден представил Концерт для флейты, который транслировался по телевидению (ORTF ) в программе, посвященной композитору. Премьера балета «Два образа» состоялась в Американском центре в Париже. Во второй половине 60-х он подружился с дирижером Жан-Жаком Вернером, органистом Жоржем Девалле и Марком Ломбардом, а также поддерживал с ними профессиональные отношения на протяжении всей своей карьеры. Состоялась премьера струнного квартета № 3, а также симфонии № 2 и симфонической драмы «Сир Халевин». Три мелодии для баритона и фортепиано записаны для ОРТФ. Во время отпуска семья регулярно выезжала в разъезды, посещая разные страны Европы. Летом 1966 года они совершили длительную поездку на автобусе по США, и во время этого пребывания Кантушер получил американское гражданство. Это позволило ему, теперь уже имея паспорт, снова посетить страну своего рождения. В том же 1966 году впервые в Словении состоялась премьера и запись одного из его произведений (Evocations для валторны и фортепиано). В том же году Éditions musicales transatlantiques (EMT) опубликовали Симфонию № 2. В 1968 году Кантушер стал одним из основателей B.I.M.C., международного информационного центра современной музыки, который теперь носит его имя. С тех пор, директор BIMC, Кантушер посвятил много времени этой должности, на которой он оставался более тридцати лет.

В 1970 году в Ницце состоялась премьера Концертной увертюры под руководством Жан-Жака Вернера, а премьера «Ларго» в Триесте Трио Musica Rara. Пианистом трио был Леон Энгельман, с которым Кантушер начал длительное профессиональное сотрудничество и дружбу. В 1971 году Кантушеры покинули Фонтенбло и вернулись в Париж, сначала живя в квартале Бастилии, затем на улице Рима и, наконец, в Cité internationale des Arts, где они остановились и где проживали пара познакомилась со многими артистами. В 1970-е годы семья часто проводила лето в Грожняне, где они присоединились к колонии художников, которая возродила этот истрийский город, и где композитор особенно воссоединился со своим другом Карелом Зеленко. EFM (Éditions françaises de musique) опубликовал Концерт для виолончели, а в 1973 году Кантушер подписал свою Третью симфонию. Премьера прелюдии и фуги для органа была представлена ​​Жоржем Дельвалле, которому также была посвящена песня «Как долго…», в ​​1974 году. В 1974-1975 годах, стремясь к мультицентрализации, Кантушеру удалось открыть BIMC. центр в Словении в сотрудничестве с Национальной и университетской библиотекой Словении (NUK) в Камнике, что побуждало его часто путешествовать между Францией и Словенией. В 1976 году он переработал Симфонию № 3 и написал «Письма моей жене» для фортепиано. В 1977 году Общество словенских композиторов (EDSS) опубликовало «Два образа», и Кантушер подписал «Сосуществование № 1», премьера которого состоялась в том же году в Опатии. В 1978 году он организовал концерт камерной музыки в Cité internationale des arts в Париже (зал Эдмона Мишле) в рамках анонса серии концертов под названием «Композиторы нашего времени». Также в 1978 г. состоялась премьера сюиты для ударных на Фестивале камерной музыки ХХ века в Раденцах (Словения). Эта сюита была поставлена ​​в 1979 году Майной Севник для словенского телевидения (RTV Slovenija ) под названием Midsummer Night (Kresna noč).

В 1980 году Симфония № 3 была записана для RTV Slovenija под управлением Антона Нанута, а благодаря Леону Энгельману RTV Slovenija подготовил обширную радиопрограмму, посвященную композитору., записи его произведений часто транслируются в Югославии. В Париже он познакомился с писателем Годфри Ховардом (Оксон) и композитором Гриффитом Роузом. Подписанный в 1980 году, Струнный квартет № 4 был впервые исполнен Загребским квартетом в 1981 году и вышел на пластинке. В 1981 году Кантушер подписал Симфонию № 4, но в 1983 году отредактировал ее. Помимо серии концертов, BIMC время от времени организовывал выставки и презентации различных музыкальных учреждений. Пара часто бывала в Венеции, а в 1983 году в церкви Сант-Аньезе состоялась премьера «Эскиза» для органа Жоржа Дельвалле. В 1984 г. в Берлине родился внук Николас. В 1985 и 1986 годах балет «Фламская легенда» (Фламандская легенда) был показан в Словении в Мариборской опере в постановке Власто Дедовича. В 1985 году Кантушер написал Eppur si muove для струнного оркестра, премьера которого состоялась в 1986 году в Cankar Hall в Любляне. В 1985 году ему пришлось признать провал сотрудничества между BIMC и NUK. Кантушер сохранил квартиру в Камнике и покинул дом в Истрии. В Камнике он часто встречался с ветеринаром Деметрой Садникар, а также контактировал с историком искусства Юре Микужем, с которым познакомился в Париже. Кантушер поддерживал связь с издателем Бийодо, который взял на себя управление EFM. Начиная с 1986 года, он сосредоточился на оцифровке файлов BIMC. В 1987 году в Любляне была записана Симфония № 4 под управлением Антона Нанута и состоялась премьера Épaves (Wrecks). В 1988 году Кантушер подписал последний из своих семи струнных квартетов. Ближе к концу десятилетия пара совершила творческое туристическое путешествие по Югославии.

В 1990-е годы Кантушер и Грейс Ренци совершили несколько поездок в США. Они были в Нью-Йорке дважды, чтобы организовать распространение каталогов BIMC, но также и на личной основе. Кантушер был членом Альянса американских композиторов, а также членом SACEM во Франции и SAZAS в Словении. В это десятилетие о композиторе вышло несколько публикаций и радиопрограмм (в частности, на France 2 ), и три компакт-диска с его произведениями были выпущены в Словении. Он продолжал организовывать концерты в Cité internationale des arts, один из которых в 1992 году был посвящен композитору Серджиу Натра. В 1992 году Кантушер подписал симфоническую версию «Эпавеса» («Затонувшие корабли»), которая была записана для RTV Slovenija в 1993 году. Премьера «Сараево», подписанного в 1993 году, была показана в Вене в 1995 году. Концерт для альта, дубль Бас и оркестр, написанный в 1994 году, был записан в 1996 году для RTV Slovenija. В 1996 году по случаю его 75-летия в Фресне (Ferme de Cottinville) состоялся концерт, посвященный Кантушеру. Он знал о необходимости расширения помещений библиотеки, и в связи с этим он контактировал с Даниэлем Пистоне в Сорбонне. В 1997 году по случаю концерта в честь композитора в Holywell Music Room на Фестивале современной музыки в Оксфорде пара совершила последнее совместное путешествие. В 1998 году Кантушер начал переговоры с Министерством культуры Словении об открытии центра BIMC в Словении. Переговоры в 1999 году увенчались успехом, Кантушер встретился с министром Йожефом Школчем, и город Шмартно был выбран местом расположения информационного центра. С другой стороны, переговоры с BnF оказались безуспешными. Божидар Кантушер скончался 9 мая 1999 года в парижской больнице после инфаркта мозга в возрасте 77 лет.

Кантушер похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез вместе с Грейс Ренци (Кантузер), умершей в 2011 году. Рукописи его произведений хранятся в Библиотеке Конгресса. Опера «В сочельник» не подписана, но еще не завершена. Семь струнных квартетов издал Марк Ломбард. Грейс Ренци позаботилась о преемственности BIMC, и благодаря Доминику Хаусфатеру коллекция теперь находится в Медиатеке Гектора Берлиоза при Парижской консерватории.

Ссылки

Источники

  • Гут, Пол; Жан-Мари Марсель (1954). L'académie Imminaire. Librairie Plon, Париж.
  • Honegger, Marc (1970). Словник музыки: les hommes et leurs œuvres, том 1. Борда, Париж.
  • Ковачевич, Крешимир (1974). Muzička enciklopedija, том 2 (2-е издание). Jugoslavenski leksikografski zavod, Zagreb.
  • Клеменчич, Иван (1988). Slovenski godalni kvartet (Словенский струнный квартет). Музыковедческий ежегодник XXIV, Любляна.
  • Яворник, Марьян; Дермастия, Аленка (1990). Энциклопедия Словении, том 4. Заложба Младинская книга, Любляна.
  • Карлин, Клемен (2003). Božidar Kantušer und sein Orgelwerk. Universität für Musik und darstellende Kunst, Wien.

Внешние ссылки

  • Портал классической музыки
  • flag Словенский портал
  • flag Портал США
Последняя правка сделана 2021-05-13 08:59:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте