Кровавое воскресенье / Красное воскресенье | |||
---|---|---|---|
Часть русской революции 1905 года | |||
Толпа просителей, под руководством отца Гапона, у Нарвских ворот, Санкт-Петербург | |||
Дата | 22 января [OS 9 января] 1905 | ||
Местоположение | г. Петербург, Российская Империя | ||
Цели | Доставить петицию царю Николаю II с призывом к реформам, таким как: ограничения государства власть чиновников, улучшение условий и времени работы, а также введение национального парламента | ||
Методы | Демонстрационный марш | ||
В результате | разгон шествия рабочих; начало русской революции 1905 года | ||
Стороны гражданского конфликта | |||
| |||
Ведущие деятели | |||
| |||
Количество | |||
| |||
Жертвы и потери | |||
|
Кровавое воскресенье или Красное воскресенье (русский : Крова́вое воскресе́нье, тр. Кровавое воскрешение, IPA: ) - это название, данное событиям воскресенья, 22 января [OS 9 января ] 1905 г. в Санкт-Петербурге, Россия, когда невооруженные демонстранты во главе с отцом Георгием Гапоном были обстреляны солдатами Императорской гвардии когда они шли к Зимнему дворцу, чтобы подать петицию к царю Николаю II в России.
Кровавое воскресенье имело тяжелые последствия для д царское самодержавие в царской России: события в Санкт-Петербурге вызвали общественное возмущение и серию массовых забастовок, которые быстро распространились на промышленные центры Российской империи. Резня в Кровавое воскресенье считается началом активной фазы революции 1905 года. Помимо начала революции 1905 года, такие историки, как Лайонел Кочан в своей книге «Россия в революции 1890–1918», рассматривают события Кровавого воскресенья как одно из ключевых событий, приведших к русской революции. 1917 года.
После освобождения крепостных в 1861 г. царем Александром II, появился новый крестьянин рабочий класс в индустриальных городах России. До эмансипации рабочий класс не мог быть создан, потому что крепостные, работавшие в городах для пополнения своих доходов, сохраняли свои связи с землей и своими хозяевами. Хотя условия труда в городах были ужасающими, их нанимали только на короткое время и возвращали в свою деревню, когда работа была завершена или пришло время возобновить сельскохозяйственные работы.
Результатом стало освобождение крепостных. в создании постоянного рабочего класса в городских районах, что создавало нагрузку на традиционное российское общество. Крестьяне «столкнулись с незнакомыми социальными отношениями, разочаровывающим режимом фабричной дисциплины и удручающими условиями городской жизни». Эта новая группа крестьянских рабочих составляла большинство рабочих в городах. Эти крестьяне, как правило, неквалифицированные, получали низкую заработную плату, работали в небезопасных условиях труда и работали до пятнадцати часов в день. Хотя у некоторых рабочих все еще были патерналистские отношения со своим работодателем, фабричные работодатели были более активными и активными, чем дворянские землевладельцы, ранее владевшие крепостными. При крепостном праве крестьяне практически не общались со своим помещиком. Однако в новых городских условиях фабричные работодатели часто использовали свою абсолютную власть в оскорбительных и произвольных манерах. Их злоупотребление властью, о чем свидетельствует продолжительный рабочий день, низкая заработная плата и отсутствие мер безопасности, привели к забастовкам в России.
«Русский термин, обозначающий забастовку, стачка, произошел от старого разговорного термина« стакаться »- заговор для совершения преступного деяния». Таким образом, российское законодательство рассматривало забастовки как преступный сговор и потенциальный катализатор восстания. Однако реакция правительства на забастовки поддержала усилия рабочих и продвинула забастовки как эффективный инструмент, который могли бы использоваться рабочими для улучшения условий их труда. Царские власти обычно вмешивались с суровым наказанием, особенно для руководителей и организаторов забастовки, но часто жалобы забастовщиков рассматривались и рассматривались как оправданные, и работодатели были обязаны исправить нарушения, по поводу которых они протестовали.
Эти исправления не касались крайне несбалансированной системы, которая явно благоприятствовала работодателям. Это вызвало продолжение забастовок и первую крупную промышленную забастовку в России, которая произошла в 1870 году в Петербурге. Это новое явление стало катализатором для многих других забастовок в России, которые увеличивались, пока не достигли пика между 1884 и 1885 годами, когда 4000 рабочих на хлопчатобумажной фабрике Морозова забастовали. Эта крупная забастовка побудила чиновников задуматься о правилах, которые ограничат злоупотребления работодателей и обеспечат безопасность на рабочем месте. В 1886 году был принят новый закон, который требовал от работодателей письменно указывать условия труда на своих предприятиях. Это включало обращение с рабочими, рабочее время и меры предосторожности, принятые работодателем. Этот новый закон также назначил фабричных инспекторов, которым было поручено сохранять производственный мир. Несмотря на эти изменения, забастовка снова достигла высоких масштабов в 1890-х годах, что привело к ограничению рабочего дня до одиннадцати с половиной часов в 1897 году.
, ведущую роль в этих событиях сыграл Шествие рабочих, чтобы подать прошение царю, русский православный священник. священник Отец Георгий Гапон. Пт. Гапон был харизматичным оратором и эффективным организатором, интересовавшимся рабочими и низшими слоями российских городов.
«Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», иначе известное как «Собрание», возглавил о. Гапон с 1903 г. Собрание находилось под патронатом Управления полиции и Санкт-Петербургской охраны (тайная полиция); в течение 1904 года членство в ассоциации быстро росло, хотя более радикальные группы считали ее «полицейским союзом» - под влиянием правительства. Цели Ассамблеи заключались в защите прав трудящихся и повышении их морального и религиозного статуса. По словам о. Гапона, эта организация служила:
… благородным усилием под руководством истинно русских образованных мирян и духовенства, чтобы воспитать среди рабочих трезвый, христианский взгляд на жизнь и привить принцип взаимопомощи, тем самым помогая улучшить жизнь и условия труда рабочих без насильственного нарушения закона и порядка в их отношениях с работодателями и государством.
— GA Гапон, цитируется в: Саблинский, Дорога в Кровавое воскресенье, 89.Ассамблея служила своеобразным профсоюзом рабочих Санкт-Петербурга. Изображенный как строго консервативный в своей поддержке самодержавия, Ассамблея была средством предотвращения революционного влияния и умиротворения рабочих, стремясь к лучшим условиям, рабочим часам и оплате. Собрание станет одним из катализаторов того, что позже будет известно как Кровавое воскресенье.
В декабре 1904 года четыре рабочих Путиловский металлургический завод в Санкт-Петербурге были уволены из-за их членства в Ассамблее, хотя директор завода утверждал, что они были уволены по не связанным с этим причинам. Практически весь коллектив Путиловского металлургического завода объявил забастовку, когда директор завода отказался удовлетворить их просьбы о приеме на работу рабочих. Забастовки сочувствия в других частях города увеличили количество бастующих до 150 000 рабочих на 382 заводах. К 21 января [О.С. 8 января] 1905 года в городе не было электричества и совсем не было газет, и все общественные места были объявлены закрытыми.
Решение о подготовке и подаче петиции было принято в ходе обсуждения вечером 19 января [OS 6 января] 1905 год, штаб-квартира движения отца Гапона - «Гапоновский зал» на Шлиссельбургском тракте в Санкт-Петербурге. Петиция, составленная в уважительной форме самим Гапоном, прояснила проблемы и мнения рабочих и призвала к улучшению условий труда, более справедливой заработной плате и сокращению рабочего дня до восьми часов. Другие требования включали прекращение русско-японской войны и введение всеобщего избирательного права. Идея петиции нашла отклик в традиционно настроенных рабочих массах. С 15 по начало 18 веков индивидуальные или коллективные петиции были устоявшимся средством обращения с жалобами в царскую администрацию. Они могли быть поданы в Петиции Приказ (канцелярия) в Москве, либо непосредственно царю или его приближенным, когда царь появлялся у дворца.
Марш на Зимний дворец не был революционным или мятежным актом. Политические группы, такие как большевики, меньшевики и эсеры не одобряли шествие из-за отсутствия в нем политических требований. Пт. Гапон даже побуждал своих последователей разрывать листовки в поддержку революционных целей. Большинство русских рабочих сохранили свои традиционные консервативные ценности православия, веру в самодержавие и безразличие к политической жизни. Рабочие Санкт-Петербурга желали справедливого обращения и лучших условий труда; поэтому они решили подать прошение царю в надежде, что он будет действовать в соответствии с этим. В их глазах царь был их представителем, который поможет им, если узнает об их положении. Бог назначил царя, поэтому царь был обязан защищать людей и делать то, что для них лучше. Их прошение было написано раболепно и закончилось напоминанием царю о его обязательствах перед народом России и их решимости сделать все возможное, чтобы их просьбы были удовлетворены. Он заключал: «И если Ты не прикажешь и не ответишь на наши мольбы, мы умрем здесь, на этой площади перед Твоим дворцом». Гапон, у которого были неоднозначные отношения с царскими властями, отправил копию петиции министру внутренних дел вместе с уведомлением о своем намерении возглавить шествие членов своего рабочего движения к Зимнему дворцу в следующее воскресенье..
Войска были развернуты вокруг Зимнего дворца и в других ключевых точках. Несмотря на призывы различных членов императорской семьи остаться в Санкт-Петербурге, царь выехал в субботу 21 января [О.С. 8 января] 1905 года в Царское Село. Заседание кабинета министров, проведенное в тот же вечер без особой срочности, пришло к выводу, что полиция объявит о его отсутствии, и что рабочие, соответственно, вероятно, откажутся от своих планов марша.
В предрассветной зимней темноте утра воскресенья, 22 января [OS 9 января] 1905 года бастующие рабочие и их семьи начали собираться в шести точках промышленной окраины. Санкт-Петербурга. Держа религиозные иконы и распевая гимны и патриотические песни (в частности, «Боже, царя храни! »), толпа «более 3000 человек» без вмешательства полиции двинулась в сторону зимы. Дворец, официальная резиденция царя. Толпа в спокойном настроении не знала, что царя нет в резиденции. Поскольку это было твердое планирование, предполагалось, что различные колонны участников марша сойдутся перед дворцом около 14:00. Оценки общего числа участников сильно варьируются от цифр полиции о 3 000 до заявлений организаторов о 50 000. Первоначально предполагалось, что женщины, дети и пожилые работники должны возглавить демонстрацию, чтобы подчеркнуть единство демонстрации. Вера Карелина, входившая в ближайшее окружение Гапона, призывала женщин принять участие, хотя ожидала, что будут жертвы. Поразмыслив, молодые люди двинулись на фронт, чтобы составить высшие ряды.
В Царском царю был сделан рапорт. Село в субботу вечером о мерах по сдерживанию участников марша. В окрестностях Зимнего дворца и вокруг него были развернуты значительные военные силы. В их состав входили части Императорской гвардии, которые обеспечивали постоянный гарнизон Санкт-Петербурга и казаков, плюс пехотные полки, доставленные по железной дороге ранним утром 9 января из Ревеля и Пскова. Войскам, насчитывавшим теперь около 10 000 человек, было приказано остановить марширующие колонны до того, как они достигнут дворцовой площади, но реакция правительственных войск была непоследовательной и беспорядочной. Отдельные полицейские приветствовали религиозные знамена и портреты царя, которые носила толпа, или присоединились к процессии. Офицеры армии по-разному говорили участникам марша, что они могут двигаться меньшими группами, призывали их разойтись или приказывали своим войскам стрелять по участникам марша без предупреждения. Когда толпа продолжала наступать, казаки и регулярная кавалерия атаковали саблями или топтали людей.
Первая стрельба произошла между 10 и 11 часами утра. Не было ни единого столкновения непосредственно перед Зимним дворцом, как это часто изображается, а скорее серия отдельных столкновений на мостах или других точках входа в центральный город. Колонна во главе с Гапоном была обстреляна у Нарвских ворот. Там было убито или ранено около сорока человек, хотя сам Гапон не пострадал.
Уже в 14:00 большие семейные группы гуляли по Невскому проспекту, как это было принято по воскресеньям после обеда, в основном не подозревая о масштабах насилия в других частях города. Среди них были группы рабочих, все еще направлявшиеся к Зимнему дворцу, как первоначально задумал Гапон. Отряд Преображенской гвардии, ранее дислоцированный на Дворцовой площади, где в резерве находилось около 2300 солдат, теперь вышел на Невский и сформировал два шеренга напротив Александровского сада. После единственного предупреждения прозвучал рожок, и по запаникованной толпе, многие из которых не участвовали в организованных маршах, прозвучало четыре залпа.
Общее количество убитых за день столкновений неясно. Царские чиновники зарегистрировали 96 убитых и 333 раненых; антиправительственные источники заявили, что погибло более 4000 человек; По умеренным оценкам, в среднем около 1000 человек убито или ранено как в результате выстрелов, так и в результате паники. Другой источник отметил, что по официальной оценке было убито 132 человека. Лев Троцкий не назвал точной цифры, но утверждал, что были убиты сотни и что многие из погибших были тайно захоронены властями.
Николай II описал этот день как «мучительный и грустный». Когда слухи распространились по городу, начались беспорядки и грабежи. Собрание Гапона было закрыто в тот день, и Гапон быстро покинул Россию.
Хотя царя не было в Зимнем дворце и не отдавал приказ войскам стрелять, он был широко обвиняли в неэффективности и бездушном подходе к кризису. Хотя для участников марша было нереалистично ожидать, что Николай выедет на Дворцовую площадь, чтобы встретить их, его отсутствие в городе вопреки некоторым советам отражает недостаток воображения и восприятия, которые он проявлял в других случаях. Убийство людей, многие из которых считали царя своим «маленьким отцом», вызвали волну горечи по отношению к Николаю и его самодержавному правлению. Широко цитируемой реакцией было «у нас больше нет царя».
Это событие было воспринято британским послом как разжигание революционной активности в России и содействие революции 1905 года. Комментарии СМИ в Великобритании и США были в подавляющем большинстве негативными по отношению к действиям и без того непопулярного режима. Писатель Лев Толстой был эмоционально затронут этим событием, отражающим отвращение либеральных, социалистических и интеллектуальных взглядов в самой России.
Непосредственные последствия Кровавого воскресенья было забастовочное движение, распространившееся по всей стране. Забастовки начались за пределами Санкт-Петербурга в таких местах, как Москва, Рига, Варшава, Вильно, Ковно, Тифлис, Баку, Батум и Прибалтийский регион. Всего в остановке работы в январе 1905 г. участвовало около 414 000 человек. Царь Николай II пытался умиротворить народ думой ; однако в конце 1905 г. самодержавие прибегло к грубой силе, чтобы остановить растущее забастовочное движение, которое продолжало распространяться. С октября 1905 года по апрель 1906 года около 15 000 крестьян и рабочих были повешены или расстреляны; 20 000 были ранены, а 45 000 отправлены в ссылку.
Возможно, самым значительным эффектом Кровавого воскресенья было резкое изменение отношения русских крестьян и рабочих. Раньше царя считали защитником народа: в ужасных ситуациях массы апеллировали к царю, традиционно через петицию, и царь отвечал своему народу, обещая все исправить. Низшие классы поверили царю. Все проблемы, с которыми сталкивались низы, были связаны с боярами России; однако после Кровавого воскресенья царь уже не отличался от бюрократов и нес личную ответственность за произошедшую трагедию. Общественный договор между царем и народом был нарушен, что лишило легитимности положение царя и его божественное право на власть. Хотя «Кровавое воскресенье» не было инициировано как революционное или мятежное движение, последствия реакции правительства заложили основы революции, поставив под сомнение самодержавие и легитимность царя.
Дмитрий Шостакович <11-я симфония от 128>с подзаголовком «1905 год» - это программное произведение, посвященное Кровавому воскресенью. Вторая часть, озаглавленная «Девятое января», представляет собой яркое изображение резни. Шестое из «Десяти стихотворений» Шостаковича на тексты поэтов-революционеров также называют «Девятым января». Отец и дядя Шостаковича присутствовали на марше в тот день, за год до рождения композитора. Роман Максима Горького Жизнь бесполезного человека (1908) изображает влияние Кровавое воскресенье о русском рабочем классе и действиях шпионов, нанятых царем.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Кровавым воскресеньем (1905). |
Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Прошение петербургских рабочих царю от 22 января 1905 г. |