Блэкумен или Блёкуменн - народ, упоминаемый в скандинавских источниках XI-XIII веков. Сохранилось и название их земли Blokumannaland . Виктор Спинеи, Флорин Курта, Флорин Пинтеску и другие историки идентифицируют их как румын (вариант экзонима Влах ), а Омельян Прицак утверждает, что это были половцы. Джудит Йеш добавляет возможность, что эти термины означали «черных мужчин», значение которых неясно. Историки идентифицируют Блокуманналенд как земли к югу от Нижнего Дуная, которые в средние века населяли валахи, добавляя, что этот термин может относиться либо к Валахии (к северу от Дуная) или Африка в современном исландском языке.
Единственным сохранившимся примером варианта этнонима Блакумен была надпись на руническом камне на кладбище Сьонхем в Готланд в Швеции. Формы рун на памятном камне предполагают, что он был воздвигнут примерно в 1050 году нашей эры. Согласно надписи, варяжская пара по имени Хроувисл и Хрудельфр установили камень в память об одном из своих сыновей Хрудфуссе, который был вероломно убит Блакуменом во время путешествия за границу. Хотя надпись не содержит дополнительной информации о преступлении, Спиней расширяет ее, утверждая, что Хронфус был убит влахами в регионах к востоку от Карпатских гор. Курта предполагает, что Хронфус был торговцем, направлявшимся в Константинополь, который был атакован и убит влахами к северу от Нижнего Дуная. Йеш также предполагает, что Хронфус был купцом «в заграничном путешествии», и предполагает, что он был убит местными купцами, которые предали его доверие. Йеш переводит Блакумена как Влахов, противопоставляя их предательство своей ненадежности, как утверждает Кекауменос. Йеш также допускает возможность того, что этот термин мог означать «чернокожих», и в этом случае значение неясно. Прицак отказывается отождествлять блакуменов в надписи с валахами, вместо этого заявляя, что это были половцы, миграция которых в самые западные районы Причерноморских степей началась примерно в то время, когда был установлен мемориальный камень. возведен. Спиней возражает против этого взгляда на том факте, что несколько упоминаний о Блакумене или Блёкумене (например, в «Саге об Эймунде») происходят в контексте, имевшем место за десятилетия до самого раннего появления половцев в Причерноморской степи. Spinei также говорит, что если его понимать как «черные половцы», то этот термин не соответствует варяжской этнической терминологии (происходящей из германской или восточно-славянской традиции именования), что он не засвидетельствован в зеркальных формах на других языках (например, as * cumani nigri на латыни или * mauro Koumanoi на греческом), и что сопоставление скандинавского прилагательного и имени собственного греческого или латинского происхождения (за счет немецкого слова Walven, обозначающего половцев) дает Blakumen («черные половцы»)) и Blokumannaland («земля черных половцев») крайне маловероятны.
Хроувисл и Хрудельфр, они установили камни в память о [их] трех сыновьях. Это в память о Хронфуссе. Блакумен предал его в экспедиции. Боже, помоги душе Хронфусса. Бог предал тех, кто предал его.
— Рунический камень G134Блёкумен упоминается в Флатейярбоке, исландском манускрипте из конец 14 века, в котором сохранилась биография 13 века короля Норвегии Олафа. Это произведение содержит отдельную главу о приключениях норвежского принца Эймунда при дворе князя Яризлейфа в Новгороде. В этой главе рассказывается, что Эймунд сообщил Джаризлейфру об отбытии брата Джаризлейфа, Буризлафа, в Тиркланд, и добавил, что Буризлаф готовился атаковать Джаризлейф с огромной армией, сформированной из Тюркира, Блёкумена и других народов. Курта, Спиней и другие ученые отождествляют Яризлейфа с Ярославом Мудрым, а Буризлафа с Святополком I из Киева. Они утверждают, что ссылка на Тыркир и Блёкумен доказывает, что Святополк I нанял печенегов и валахов, когда он решил пойти войной на Ярослава. Кроме того, они предполагают, что Blökumenn из Flatey Book, как и Blakumen из рунической надписи из Готланда, были валахи из Молдавии или Валахии.
«[Буризлафу] было легче проиграть его знамя, чем его жизнь, - сказал Эймунд, - и я понял, что он сбежал и провел зиму в Тиркланде. Теперь он собирается возглавить другую армию против [Яризлейфа]. Он собрал непобедимую армию с Тюркиром, Блёкуменом и многие другие мерзкие люди, и я также слышал, что он, скорее всего, откажется от своей христианской веры и передаст оба царства этим неприятным людям, если ему удастся отнять Россию у вас [Jarizleifr]
— Сага ЭймундаБлокуманналенд - территория, упомянутая в Снорри Стурлусоне Heimskringla («Круг света») из 13 век. Книга повествует о том, как византийский император Алексиос I Комнин, которого звали Кирьялакс, вторгся в Блокуманналанд, где он сражался с языческими племенами. Поскольку эти язычники не были идентифицированы, существуют разногласия относительно фактической даты византийского вторжения. Например, Спиней отождествляет события, описанные в Хеймскрингле, с битвой при Левунионе 1091 года нашей эры, которая закончилась катастрофическим поражением печенегов византийцами. Он утверждает, что Blokumannaland относится к территории, населенной валахами к югу от Нижнего Дуная. С другой стороны, Сандаакер предполагает, что битва произошла в 1040 году нашей эры, а последняя дата - 1122 год нашей эры - была предложена Эллисом Дэвидсоном и Блендалем. Александру Маджеру говорит, что Стурлусон анахронично упомянул земли к югу от Дуная как Блокумманаланд, потому что последний термин относился к Второй болгарской империи во времена Стурлусона. На современном исландском языке термин Blokumannaland может относиться либо к Валахии, либо к Африке.
. Следующее произошло в Греции, когда там правил король Кирьялакс. экспедиция против Blokumannaland. Когда он прибыл на равнины Пезины, языческий царь выступил против него с непреодолимым войском. У них была рота всадников и огромные повозки с амбразурами наверху.
— Снорри Стурлусон Хеймскрингла