Блакумен

редактировать

Рунический камень с Готланда Рунический камень G134 XI века , имеющий отношение к Блакумену (кладбище Сьонхем, Готланд, Швеция)

Блэкумен или Блёкуменн - народ, упоминаемый в скандинавских источниках XI-XIII веков. Сохранилось и название их земли Blokumannaland . Виктор Спинеи, Флорин Курта, Флорин Пинтеску и другие историки идентифицируют их как румын (вариант экзонима Влах ), а Омельян Прицак утверждает, что это были половцы. Джудит Йеш добавляет возможность, что эти термины означали «черных мужчин», значение которых неясно. Историки идентифицируют Блокуманналенд как земли к югу от Нижнего Дуная, которые в средние века населяли валахи, добавляя, что этот термин может относиться либо к Валахии (к северу от Дуная) или Африка в современном исландском языке.

Содержание

  • 1 Блёкумен на руническом камне G134
  • 2 Блёкуменн в книге Flatey
  • 3 Blokumannaland
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
    • 6.1 Первичные источники
    • 6.2 Вторичные источники
  • 7 Дополнительная литература

Блакумен на руническом камне G134

Варяжские торговые посты на Черном море (теперь на карте изображены земли образуют Румынию как населенную румынами, но их присутствие в тот период не является общепризнанным)

Единственным сохранившимся примером варианта этнонима Блакумен была надпись на руническом камне на кладбище Сьонхем в Готланд в Швеции. Формы рун на памятном камне предполагают, что он был воздвигнут примерно в 1050 году нашей эры. Согласно надписи, варяжская пара по имени Хроувисл и Хрудельфр установили камень в память об одном из своих сыновей Хрудфуссе, который был вероломно убит Блакуменом во время путешествия за границу. Хотя надпись не содержит дополнительной информации о преступлении, Спиней расширяет ее, утверждая, что Хронфус был убит влахами в регионах к востоку от Карпатских гор. Курта предполагает, что Хронфус был торговцем, направлявшимся в Константинополь, который был атакован и убит влахами к северу от Нижнего Дуная. Йеш также предполагает, что Хронфус был купцом «в заграничном путешествии», и предполагает, что он был убит местными купцами, которые предали его доверие. Йеш переводит Блакумена как Влахов, противопоставляя их предательство своей ненадежности, как утверждает Кекауменос. Йеш также допускает возможность того, что этот термин мог означать «чернокожих», и в этом случае значение неясно. Прицак отказывается отождествлять блакуменов в надписи с валахами, вместо этого заявляя, что это были половцы, миграция которых в самые западные районы Причерноморских степей началась примерно в то время, когда был установлен мемориальный камень. возведен. Спиней возражает против этого взгляда на том факте, что несколько упоминаний о Блакумене или Блёкумене (например, в «Саге об Эймунде») происходят в контексте, имевшем место за десятилетия до самого раннего появления половцев в Причерноморской степи. Spinei также говорит, что если его понимать как «черные половцы», то этот термин не соответствует варяжской этнической терминологии (происходящей из германской или восточно-славянской традиции именования), что он не засвидетельствован в зеркальных формах на других языках (например, as * cumani nigri на латыни или * mauro Koumanoi на греческом), и что сопоставление скандинавского прилагательного и имени собственного греческого или латинского происхождения (за счет немецкого слова Walven, обозначающего половцев) дает Blakumen («черные половцы»)) и Blokumannaland («земля черных половцев») крайне маловероятны.

Хроувисл и Хрудельфр, они установили камни в память о [их] трех сыновьях. Это в память о Хронфуссе. Блакумен предал его в экспедиции. Боже, помоги душе Хронфусса. Бог предал тех, кто предал его.

Рунический камень G134

Блёкуменн в Книге Флатей

Блёкумен упоминается в Флатейярбоке, исландском манускрипте из конец 14 века, в котором сохранилась биография 13 века короля Норвегии Олафа. Это произведение содержит отдельную главу о приключениях норвежского принца Эймунда при дворе князя Яризлейфа в Новгороде. В этой главе рассказывается, что Эймунд сообщил Джаризлейфру об отбытии брата Джаризлейфа, Буризлафа, в Тиркланд, и добавил, что Буризлаф готовился атаковать Джаризлейф с огромной армией, сформированной из Тюркира, Блёкумена и других народов. Курта, Спиней и другие ученые отождествляют Яризлейфа с Ярославом Мудрым, а Буризлафа с Святополком I из Киева. Они утверждают, что ссылка на Тыркир и Блёкумен доказывает, что Святополк I нанял печенегов и валахов, когда он решил пойти войной на Ярослава. Кроме того, они предполагают, что Blökumenn из Flatey Book, как и Blakumen из рунической надписи из Готланда, были валахи из Молдавии или Валахии.

«[Буризлафу] было легче проиграть его знамя, чем его жизнь, - сказал Эймунд, - и я понял, что он сбежал и провел зиму в Тиркланде. Теперь он собирается возглавить другую армию против [Яризлейфа]. Он собрал непобедимую армию с Тюркиром, Блёкуменом и многие другие мерзкие люди, и я также слышал, что он, скорее всего, откажется от своей христианской веры и передаст оба царства этим неприятным людям, если ему удастся отнять Россию у вас [Jarizleifr]

Сага Эймунда

Блокуманналенд

Блокуманналенд - территория, упомянутая в Снорри Стурлусоне Heimskringla («Круг света») из 13 век. Книга повествует о том, как византийский император Алексиос I Комнин, которого звали Кирьялакс, вторгся в Блокуманналанд, где он сражался с языческими племенами. Поскольку эти язычники не были идентифицированы, существуют разногласия относительно фактической даты византийского вторжения. Например, Спиней отождествляет события, описанные в Хеймскрингле, с битвой при Левунионе 1091 года нашей эры, которая закончилась катастрофическим поражением печенегов византийцами. Он утверждает, что Blokumannaland относится к территории, населенной валахами к югу от Нижнего Дуная. С другой стороны, Сандаакер предполагает, что битва произошла в 1040 году нашей эры, а последняя дата - 1122 год нашей эры - была предложена Эллисом Дэвидсоном и Блендалем. Александру Маджеру говорит, что Стурлусон анахронично упомянул земли к югу от Дуная как Блокумманаланд, потому что последний термин относился к Второй болгарской империи во времена Стурлусона. На современном исландском языке термин Blokumannaland может относиться либо к Валахии, либо к Африке.

. Следующее произошло в Греции, когда там правил король Кирьялакс. экспедиция против Blokumannaland. Когда он прибыл на равнины Пезины, языческий царь выступил против него с непреодолимым войском. У них была рота всадников и огромные повозки с амбразурами наверху.

Снорри Стурлусон Хеймскрингла

См. Также

Ссылки

Источники

Первичные источники

  • Снорри Стурлусон: Хеймскрингла: История королей Норвегии (Перевод Ли М. Холландера) (2009). Американо-скандинавский фонд. ISBN 978-0-292-73061-8.
  • Сага об Эймунде (1989). В «Викингах в России: сага Ингвара» и «Сага об Эймунде» (переведены и представлены Германом Палссоном и Полом Эдвардсом). Издательство Эдингбургского университета. С. 69–89. ISBN 0-85224-623-4.

Вторичные источники

  • Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг.. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Jesch, Judith (2001). Корабли и люди в позднюю эпоху викингов: Словарь рунических надписей и скальдических стихов. Boydell Brewer. ISBN 978-0-85115-826-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Пинтеску, Флорин (2001). «Присутствие викингов в восточном романе в контексте средиземноморья [Присутствие викингов на землях восточной романтики в средиземноморском контексте]». Studia Antiqua et Archaeologica. Centrul Interdisciplinar de Studii Arheoistorice. VIII : 257–272. ISSN 1224-2284. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Маджеру, Александру (2013). Византийская военная организация на Дунае, 10–12 вв. Брилль. ISBN 978-90-04-21243-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Прицак, Омелян (1981). Происхождение Руси: Старые скандинавские источники, кроме саг. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-64465-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Виктор Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники к северу от дельты Дуная с X по середину XIII века. Koninklijke Brill NV. ISBN 978-90-04-17536-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Валерий Йотов (2007). Викинги в Балканы (X-XI века). Стратегические и тактические изменения. Новые археологические данные. Archaeologia Baltica. 8 . pp. 321–327. ISSN 1392-5520. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

  • (на венгерском языке) Schütz, István (2002). Fehér foltok a Balkánon: Bevezetés az albanológiába és a balkanisztikába [Пустые пятна в Балканы: Введение в албанологию и балканистику]. Balassi Kiadó. ISBN 963-506-472-1.
  • Виктор Спинеи (1986). Молдавия в XI – XIV веках.. Editura Academiei Republicii Socialiste Româna.
  • Йотов, Валерий (2007). Викинги на Балканах (10-11 вв.). Стратегические и тактические изменения. Новые археологические данные. Archaeologia Baltica. 8 .. 321–327. ISSN 1392-5520.
Последняя правка сделана 2021-05-12 10:03:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте