Черная пятница (1945)

редактировать
Военная операция 9 февраля 1945 года
Рейд «Черной пятницы» на Фьорд Фёрде
Часть Вторая мировая война
Два корабля у берега водоема возле крутых заснеженных холмов. Большая часть водоема покрыта льдом. . Z33, атакованный самолетами союзников 9 февраля 1945 года
Дата9 февраля 1945 года
МестоположениеФьорд Фёрде, Норвегия 61 ° 28'N 05 ° 39'E / 61,467 ° N 5,650 ° E / 61,467; 5,650 Координаты : 61 ° 28'N 05 ° 39'E / 61,467 ° N 5,650 ° E / 61,467; 5,650
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Австралия. Канада. Новая Зеландия. Великобритания Германия
Командиры и лидеры
Австралия Колин Милсон
Strength
31 или 32 Beaufighters. 10 или 12 Мустанги P-51. 2 Warwicks 12 Fw 190s. 1 эсминец. От 3 до 9 боевых кораблей сопровождения
Потери и потери
9 Бофайтеров. 1 P-51 Mustang. 14 летных экипажей KIA. 4 военнопленных4 или 5 Fw 190s. 2 пилота, 7 матросов KIA
Фьорд Фёрде расположен в Северном море Førde Fjord Førde Fjord Førde Fjord (Førdefjorden) фьорд в графстве Sogn og Fjordane, Норвегия

9 февраля 1945 г. войска союзников самолеты Bristol Beaufighter понесли много потерь при атаке немецкого эсминца Z33 и сопровождающих его судов; Выжившие союзники назвали операцию «Черная пятница ». Немецкие корабли укрывались на сильной оборонительной позиции в Førde Fjord, Норвегия, вынуждая союзную авиацию атаковать массированным зенитным огнем.

Бофайтеры и их эскорт Mustang Mk III истребителей 65-й эскадрильи RAF были перехвачены двенадцатью Фокке-Вульфом Fw 190s из Jagdgeschwader 5 (5-й истребительный авиаполк) люфтваффе. Союзники повредили как минимум два немецких корабля, потеряв семь бофайтеров, сбитых зенитными орудиями. Два Beaufighter и Mustang были сбиты Fw 190, четыре или пять немецких самолетов были сбиты самолетами союзников, в том числе немецкий ас Руди Линц.

Решение атаковать Z33 и ее эскорт, вместо ближайшей группы торговых судов, следовал инструкциям британского Адмиралтейства прибрежного командования Королевских ВВС. Потери привели к тому, что торговые суда получили приоритет над эсминцами и небольшими военными кораблями. Другая эскадрилья P-51 Mustang была назначена для защиты самолетов союзников, действовавших в районе Норвегии, от немецких истребителей.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Битва
    • 2.1 Предварительные сведения
    • 2.2 Атака
  • 3 Последствия
  • 4 Примечания
    • 4.1 Сноски
    • 4.2 Цитаты
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Общие сведения

Из-за побед союзников во Франции и Восточной Европе, к концу 1944 года наземные перевозки Германии были в основном ограничены нижними балтийскими и норвежскими водами. порты в Норвегии как последние оставшиеся базы Германии для продолжения битвы за Атлантику и ведения торговли со Швецией. Когда зимой 1944–1945 годов на Балтике обледенело, Германия была вынуждена транспортировать жизненно важный импорт шведской железной руды из порта Нарвик на севере Норвегии.

В ответ на растущее значение немецких морских транспортных маршрутов через норвежские воды прибрежное командование Королевских ВВС перебросило семь эскадрилий противокорабельных самолетов с баз в восточной Англии на северную Шотландия в течение сентября и октября 1944 года. Три эскадрильи, оснащенные легкими бомбардировщиками Mosquito, дислоцировались на RAF Banff, а крыло состояло из четырех эскадрильи, эксплуатирующие тяжелые истребители Beaufighter, базировались на RAF Dallachy. Крыло Даллачи состояло из британских No. 144-я эскадрилья, канадская No. 404-я эскадрилья, австралийская No. 455-я эскадрилья и Новая Зеландия No. 489-я эскадрилья. Эти четыре эскадрильи были ветеранами многих противокорабельных операций над Северным морем.

Шесть молодых людей в летных костюмах. костюмы, стоящие перед двухмоторным монопланом времен Второй мировой войны Некоторые из членов экипажа 455-й эскадрильи позировали перед истребителем британских ВВС в Даллачи в ноябре 1944 г. Немецкие корабли, идущие вдоль норвежского побережья, плывут ночью, а днем ​​укрываются в глубоких фьордах, где их было очень трудно атаковать. Чтобы определить местонахождение немецких кораблей, два крыла почти ежедневно отправляли самолеты на патрулирование вдоль норвежского побережья от Скагеррак до Тронхейм. В этот период эскадрильи союзников разработали тактику отправки двух «аутрайдеров» впереди основных сил патруля; эти самолеты были укомплектованы опытным экипажем и проникли во фьорды в поисках судов, которые не могли быть замечены другими самолетами. К декабрю 1944 года патрули также обычно сопровождали истребители RAF Mustang Mk III и самолет-спасатель Vickers Warwick. Однако была доступна только одна эскадрилья Мустангов, поскольку эти истребители дальнего действия были необходимы для сопровождения дневных рейдов тяжелых бомбардировщиков на Германию. Немецкие истребители начали встречаться у норвежского побережья в декабре, а с конца месяца и далее операции союзников размером с крыло возле Норвегии обычно подвергались атакам группами до 30 истребителей. В марте 1945 г. в составе люфтваффе было 85 одномоторных и около 45 двухмоторных самолетов, которые работали с десяти или двенадцати аэродромов к югу от Тронхейма.

В течение первых недель 1945 года ударные крылья союзников совершил несколько операций из-за суровой погоды. 15 января крыло Banff было перехвачено 30 истребителями Fw 190 с III. Группа Jagdgeschwader 5 (III./JG 5) во время набега на город Лейрвик. В результате боев было сбито пять Mosquitos и пять Fw 190. К 9 февраля девятая и двенадцатая эскадрильи JG5 базировались в Хердла около Бергена, примерно в 65 милях (105 км) к югу от фьорда Фёрде. Эти подразделения были оснащены Fw 190, а двенадцатой эскадрильей командовал лейтенант Руди Линц, 28-летний летающий ас с 69 «убийствами» на его счету.

Немецкий эсминец Narvik-class Z33 поступил на вооружение в феврале 1943 года. Он служил в норвежских водах с июля того же года и несколько раз участвовал в боях. Он был последним немецким эсминцем, покинувшим северную Норвегию, и отплыл в Германию 5 февраля 1945 года. Предполагалось, что Z31, который завершил первоначальный ремонт в Бергене после того, как был сильно поврежден в ходе боевых действий 28 января 1945 г. присоединится к ней, чтобы совершить совместный переход на Балтику. Однако 7 февраля Z33 села на мель в Бруфьорде, повредив левый вал и винт, что привело к отказу обоих двигателей. Впоследствии ее взяли на буксир для ремонта в Тронхейме. Z33 и два буксира, которые буксировали ее, решили укрыться во фьорде Фёрде в светлое время суток 9 февраля по пути в Тронхейм.

Битва

Подготовка

Утром 9 февраля два новозеландских истребителя Beaufighter из 489-й эскадрильи провели патрулирование норвежского побережья. Эти самолеты впервые заметили 1500-тонное торговое судно в г. Продолжая двигаться на север, они с удивлением обнаружили эсминец типа «Нарвик» в сопровождении тральщика и двух зенитных кораблей в Førde Fjord. Самолет продолжил свое патрулирование и заметил пять больших торговых судов в Норд-Гюлене, два тральщика и зенитный корабль около Бремангера. Несмотря на удивление пилотов, командование союзников знало, что Z33 находится в этом районе, из системы связи Ультра.

Крыло Даллачи было наготове, чтобы атаковать любые корабли, обнаруженные разведывательным патрулем. Хотя группа из пяти торговых судов была очень уязвима для нападения и представляла собой стоящую цель, прибрежное командование перешло под оперативное командование Адмиралтейства и было связано своим решением уделять атакующим кораблям более высокий приоритет, чем торговым судам. В результате крыло было направлено против Z33, несмотря на то, что эсминец и его эскорт были хорошо защищены и находились в сложной позиции для атаки самолетов.

Два корабля у берега водоема возле крутых заснеженных холмов. Большая часть водоема покрыта льдом. Z33 и еще один немецкий корабль на позиции, куда они плыли после обнаружения утром. от 9 февраля 1945 г.

командир звена Джек Дэвенпорт, командовавший 455-й эскадрильей до октября 1944 г., а теперь входивший в состав № 18 Группа РАФ планировала атаку на Z33. План предусматривал, что два «аутрайдера» должны предшествовать основным силам и подтверждать местонахождение немецких кораблей. Затем бофайтеры прибудут к востоку от немецкой якорной стоянки, повернут на запад и атакуют корабли, прежде чем уйти через море. Давенпорт стремился свести к минимуму потери союзников, но расположение немецких кораблей в узком и защищенном фьорде означало, что операция была изначально рискованной. Руководителем забастовки был командир звена Колин Милсон, 25-летний командир 455-й эскадрильи, ветеран операций против итальянских и немецких кораблей в Средиземном и Северном морях. У Милсона были оговорки по поводу того, что могло быть дорогостоящим рейдом, особенно учитывая, что война явно подходила к концу, но выполнил приказ атаковать Z33 в меру своих возможностей.

После того, как его заметили. немецкие корабли в Фёрде-фьорде плыли дальше по фьорду и приготовились к атаке союзников. Z33 и несколько ее эскортов бросили якорь у крутых южных склонов фьорда возле деревни. Между тем, другие корабли пришвартовались у северного берега после того, как вскрыли паковый лед стрельбой. Эта якорная стоянка также была защищена зенитными батареями на берегу фьорда.

Атака

В 13:30 9 февраля Милсон вывел в воздух 31 или 32 истребителя «Бофайтер» из Даллачи. К ударной группе присоединились десять или двенадцать истребителей P-51 Mustang из No. 65-я эскадрилья RAF и два самолета Warwick аварийно-спасательных операций из No. 279-я эскадрилья RAF со спасательными плотами для помощи любому экипажу, вынужденному бросить вызов. Все четыре эскадрильи Dallachy Wing предоставили авиацию. Бофайтеры № 404 и 455 эскадрильи были вооружены ракетами «60 фунтов», в то время как самолеты из эскадрильи № 144 и одиночная эскадрилья № 489 были вооружены только четырьмя 20 мм пушка и шесть пулеметов.

Корабль, плывущий по водному пространству среди глыб льда и взрывов на воде Немецкий корабль, атакованный в Фьорд-Фьорд

После того, как нападавшие пересекли норвежское побережье в 15:40, два бойфтера из 144 и 489 эскадрилий отделились. от основных сил и продвигались вперед, как аутрайдеры. Два «аутрайдера» пересекли фьорд Фёрде недалеко от того места, где утром были замечены немецкие корабли. В 15:50 они отправили Милсону радиосообщение о том, что не могут видеть корабли. Затем «аутрайдеры» повернули на восток и пролетели над городом Фёрде, прежде чем исследовать следующий фьорд на севере; во время своего полета возле Фьорд-Фьорд они не заметили немецкие военные корабли в их новой позиции. Тем временем девятая и двенадцатая эскадрильи JG5 были выбиты из Хердлы в 15:50 и получили приказ атаковать Крыло Даллачи и его эскорт.

Через несколько минут основные силы налета достигли южного берега Фьорд Фёрде на север. К их удивлению, самолеты союзников пролетели прямо над немецкими кораблями и подверглись интенсивной атаке зенитных орудий, хотя ни один самолет не пострадал. В ответ Милсон повернул свои силы вправо в попытке атаковать корабли с востока на запад, как и планировалось. Однако крутые стены фьорда защищали Z33 от атак с этого направления. В результате Милсон повел отряд на запад к устью фьорда и приказал бойцам атаковать эстафету с запада на восток. Это требовало, чтобы самолет пролетел мимо встревоженных немецких оборонительных сооружений, а затем ушел через крутые горы. Узкие границы фьорда также означали, что бойфлерам приходилось атаковать индивидуально с одного направления, и они не могли подавить немецкую оборону, как они обычно пытались это сделать.

Милсон повел первую группу бойцов в Førde Fjord около 16:10. Его самолет уцелел, атаковав зенитный корабль, и другие Бофайтеры последовали за ним во фьорд. Примерно в это же время к фьорду Фёрде прибыли 12 Fw 190, которые пролетели сквозь немецкую зенитную артиллерию, чтобы перехватить истребители Beaufighter, ожидавшие своей очереди в атаку. Британские «Мустанги» были застигнуты врасплох, но нырнули, чтобы перехватить немецкие истребители. Это привело к интенсивному воздушному сражению, в котором более 50 самолетов либо участвовали в воздушных боях, либо пикировали, чтобы атаковать немецкие корабли; это был самый крупный воздушный конфликт, когда-либо происходивший над Норвегией.

Бои продолжались до 16:25. К тому времени немецкие корабли сбили семь бофайтеров. Fw 190As потребовал еще двух Beaufighter и Mustang III. Потери союзников включали шесть из одиннадцати самолетов 404-й эскадрильи, участвовавших в атаке. Всего немцы убили 14 летчиков союзников и взяли четырех военнопленных. Союзники повредили Z33 и несколько других немецких кораблей и сбили четыре или пять Fw 190. Линц и еще один немецкий пилот погибли. Кригсмарине погибли: четыре моряка на Z33 и трое на переделанном траулере VP6808; оба этих корабля были повреждены во время атаки. Также могли быть жертвы на других немецких кораблях.

Последствия
Двухмоторный моноплан времен Второй мировой войны, лежащий на брюхе на траве. Оба его пропеллера скручены, а за ним у земли летит другой самолет. Эскадрилья № 144 Beaufighter, которая приземлилась на брюхе в Королевских ВВС в Даллахи, получив повреждения от Z33 и Fw. 190

После того, как покинул район Фьорд-Фьорд, уцелевшие бофайтеры, многие из которых были повреждены, вернулись в Королевские ВВС Даллачи. Некоторым из них было трудно совершить безопасную посадку, а двое были вынуждены совершить посадку на брюхо из-за повреждения шасси, но ни один самолет не погиб. Авиа и наземный экипаж были потрясены масштабами потерь, и бой получил название «Черная пятница». Потери, понесенные Даллахским крылом 9 февраля, были самыми высокими из всех ударных крыльев прибрежного командования, понесенных за одну операцию во время войны.

Немецкие истребители, многим из которых не хватало топлива и боеприпасов, также сломались. около 16:25 и вернулся на базу. В ночь с 9 на 10 февраля немецкие корабли покинули Фёрде-фьорд и продолжили путь к Тронхейму. Последующая атака союзников на корабли другим ударным крылом также не увенчалась успехом. Z33 прибыл в Тронхейм 11 февраля и был отремонтирован. Впоследствии 26 марта она отбыла в Германию и 2 апреля благополучно прибыла в Свинемюнде. Она больше не участвовала в боевых действиях и была выведена из эксплуатации в Брунсбюттеле в конце апреля, так как флоту не хватало топлива, необходимого для ее эксплуатации.

Потери, понесенные во время рейда на Фьорд Фёрде, привели к изменения в тактике, используемой противокорабельными эскадрильями RAF Coastal Command. После атаки Адмиралтейство согласилось на предложение главнокомандующего авиации сэра Шолто Дугласа, командира прибрежного командования, назначить более высокий приоритет атакующим торговым судам, чем эсминцам и небольшим военным кораблям. Вторая эскадрилья «Мустангов» также была назначена для защиты самолетов прибрежного командования, действующих вблизи Норвегии с начала марта. Милсон был награжден штангой к его Ордену «За выдающиеся заслуги» 13 июля 1945 года за его руководство и личное мужество во время рейда на Фьорд Фёрде, который был описан в цитате как «блестяще исполненный. операция ».

Рейд был отмечен в Норвегии после войны. Памятник экипажу, погибшему в бою, был открыт в городе Фёрде 8 мая 1985 года, в 40-летие освобождения Норвегии. Позже памятник был перенесен в аэропорт Бергена. В музее воздушного боя в городе Наустдал также хранятся фотографии, карты, детали самолетов и другие артефакты, относящиеся к битве.

Fw 190, которым управлял Руди Линц во время сражения., Музей военной авиации, Пунго, Вирджиния, (2012)

Два истребителя Focke-Wulf Fw 190 из JG 5, которые летели против истребителей RAF Beaufighter и Mustang, сохранились до наших дней - один, F -модель планера с заводским серийным номером или Werknummer 931 862, который потерпел крушение в результате воздушных столкновений в «Черную пятницу», был обнаружен и извлечен как обломки самолета в сентябре 1983 года. В настоящее время он находится в Стоу, штат Массачусетс., и находился на восстановлении "White 1 Foundation" из Киссимми, Флорида в направлении восстановления полного летного статуса, до его передачи в 2012 году Collings Foundation. объекты в заливе Стейт для завершения работы по достижению полного годного к полетам статуса. Еще во Флориде, в 2005 году его последний пилот, бывший Люфтваффе унтерофизир Хайнц Орловски посетил его и в последний раз сел в кабину своего «подреставрированного» Fw 190F-8, примерно через шестьдесят лет после того, как он последний раз летал на нем и за пять лет до своей смерти в 2010 году. Другой пример, Fw 190A-8 с Werknummer 732 183 летал на самолете Люфтваффе, одержавшим 70 побед, Руди Линц в бою. Его Fw 190A-8 выставлен в ангаре Коттбуса Музея военной авиации в Пунго, Вирджиния, США, по состоянию на 2014 год. Примечание: изображение в этом разделе реплики Fw 1900A-8 - это не самолет "Blue 4" лейтенанта Руди Линца, а другая точная копия самолета JG 1. Сейчас в ангаре музея находится частично отреставрированный артефакт (AGO Werks No. 732 183) в правильной схеме 12. / JG 5 "Blue 4".

Места расположения нескольких самолетов Beaufighter - места захоронения - были обнаружены морскими археологами и водолазной командой 60 лет спустя. Одному месту была вручена памятная доска в присутствии одного выжившего канадского летчика, Герберта (Берта) Рамсдена, который участвовал в акции, и сестры летчика, который там погиб.

Примечания

Сноски

Цитаты

Ссылки
Внешние ссылки
  • Портал о Второй мировой войне

СМИ, связанные с Черной пятницей (1945) на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-12 09:06:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте