Рейд «Черной пятницы» на Фьорд Фёрде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Вторая мировая война | |||||||
. Z33, атакованный самолетами союзников 9 февраля 1945 года | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Австралия. Канада. Новая Зеландия. Великобритания | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Колин Милсон | |||||||
Strength | |||||||
31 или 32 Beaufighters. 10 или 12 Мустанги P-51. 2 Warwicks | 12 Fw 190s. 1 эсминец. От 3 до 9 боевых кораблей сопровождения | ||||||
Потери и потери | |||||||
9 Бофайтеров. 1 P-51 Mustang. 14 летных экипажей KIA. 4 военнопленных | 4 или 5 Fw 190s. 2 пилота, 7 матросов KIA | ||||||
Førde Fjord Førde Fjord (Førdefjorden) фьорд в графстве Sogn og Fjordane, Норвегия |
9 февраля 1945 г. войска союзников самолеты Bristol Beaufighter понесли много потерь при атаке немецкого эсминца Z33 и сопровождающих его судов; Выжившие союзники назвали операцию «Черная пятница ». Немецкие корабли укрывались на сильной оборонительной позиции в Førde Fjord, Норвегия, вынуждая союзную авиацию атаковать массированным зенитным огнем.
Бофайтеры и их эскорт Mustang Mk III истребителей 65-й эскадрильи RAF были перехвачены двенадцатью Фокке-Вульфом Fw 190s из Jagdgeschwader 5 (5-й истребительный авиаполк) люфтваффе. Союзники повредили как минимум два немецких корабля, потеряв семь бофайтеров, сбитых зенитными орудиями. Два Beaufighter и Mustang были сбиты Fw 190, четыре или пять немецких самолетов были сбиты самолетами союзников, в том числе немецкий ас Руди Линц.
Решение атаковать Z33 и ее эскорт, вместо ближайшей группы торговых судов, следовал инструкциям британского Адмиралтейства прибрежного командования Королевских ВВС. Потери привели к тому, что торговые суда получили приоритет над эсминцами и небольшими военными кораблями. Другая эскадрилья P-51 Mustang была назначена для защиты самолетов союзников, действовавших в районе Норвегии, от немецких истребителей.
Из-за побед союзников во Франции и Восточной Европе, к концу 1944 года наземные перевозки Германии были в основном ограничены нижними балтийскими и норвежскими водами. порты в Норвегии как последние оставшиеся базы Германии для продолжения битвы за Атлантику и ведения торговли со Швецией. Когда зимой 1944–1945 годов на Балтике обледенело, Германия была вынуждена транспортировать жизненно важный импорт шведской железной руды из порта Нарвик на севере Норвегии.
В ответ на растущее значение немецких морских транспортных маршрутов через норвежские воды прибрежное командование Королевских ВВС перебросило семь эскадрилий противокорабельных самолетов с баз в восточной Англии на северную Шотландия в течение сентября и октября 1944 года. Три эскадрильи, оснащенные легкими бомбардировщиками Mosquito, дислоцировались на RAF Banff, а крыло состояло из четырех эскадрильи, эксплуатирующие тяжелые истребители Beaufighter, базировались на RAF Dallachy. Крыло Даллачи состояло из британских No. 144-я эскадрилья, канадская No. 404-я эскадрилья, австралийская No. 455-я эскадрилья и Новая Зеландия No. 489-я эскадрилья. Эти четыре эскадрильи были ветеранами многих противокорабельных операций над Северным морем.
Некоторые из членов экипажа 455-й эскадрильи позировали перед истребителем британских ВВС в Даллачи в ноябре 1944 г. Немецкие корабли, идущие вдоль норвежского побережья, плывут ночью, а днем укрываются в глубоких фьордах, где их было очень трудно атаковать. Чтобы определить местонахождение немецких кораблей, два крыла почти ежедневно отправляли самолеты на патрулирование вдоль норвежского побережья от Скагеррак до Тронхейм. В этот период эскадрильи союзников разработали тактику отправки двух «аутрайдеров» впереди основных сил патруля; эти самолеты были укомплектованы опытным экипажем и проникли во фьорды в поисках судов, которые не могли быть замечены другими самолетами. К декабрю 1944 года патрули также обычно сопровождали истребители RAF Mustang Mk III и самолет-спасатель Vickers Warwick. Однако была доступна только одна эскадрилья Мустангов, поскольку эти истребители дальнего действия были необходимы для сопровождения дневных рейдов тяжелых бомбардировщиков на Германию. Немецкие истребители начали встречаться у норвежского побережья в декабре, а с конца месяца и далее операции союзников размером с крыло возле Норвегии обычно подвергались атакам группами до 30 истребителей. В марте 1945 г. в составе люфтваффе было 85 одномоторных и около 45 двухмоторных самолетов, которые работали с десяти или двенадцати аэродромов к югу от Тронхейма.В течение первых недель 1945 года ударные крылья союзников совершил несколько операций из-за суровой погоды. 15 января крыло Banff было перехвачено 30 истребителями Fw 190 с III. Группа Jagdgeschwader 5 (III./JG 5) во время набега на город Лейрвик. В результате боев было сбито пять Mosquitos и пять Fw 190. К 9 февраля девятая и двенадцатая эскадрильи JG5 базировались в Хердла около Бергена, примерно в 65 милях (105 км) к югу от фьорда Фёрде. Эти подразделения были оснащены Fw 190, а двенадцатой эскадрильей командовал лейтенант Руди Линц, 28-летний летающий ас с 69 «убийствами» на его счету.
Немецкий эсминец Narvik-class Z33 поступил на вооружение в феврале 1943 года. Он служил в норвежских водах с июля того же года и несколько раз участвовал в боях. Он был последним немецким эсминцем, покинувшим северную Норвегию, и отплыл в Германию 5 февраля 1945 года. Предполагалось, что Z31, который завершил первоначальный ремонт в Бергене после того, как был сильно поврежден в ходе боевых действий 28 января 1945 г. присоединится к ней, чтобы совершить совместный переход на Балтику. Однако 7 февраля Z33 села на мель в Бруфьорде, повредив левый вал и винт, что привело к отказу обоих двигателей. Впоследствии ее взяли на буксир для ремонта в Тронхейме. Z33 и два буксира, которые буксировали ее, решили укрыться во фьорде Фёрде в светлое время суток 9 февраля по пути в Тронхейм.
Утром 9 февраля два новозеландских истребителя Beaufighter из 489-й эскадрильи провели патрулирование норвежского побережья. Эти самолеты впервые заметили 1500-тонное торговое судно в г. Продолжая двигаться на север, они с удивлением обнаружили эсминец типа «Нарвик» в сопровождении тральщика и двух зенитных кораблей в Førde Fjord. Самолет продолжил свое патрулирование и заметил пять больших торговых судов в Норд-Гюлене, два тральщика и зенитный корабль около Бремангера. Несмотря на удивление пилотов, командование союзников знало, что Z33 находится в этом районе, из системы связи Ультра.
Крыло Даллачи было наготове, чтобы атаковать любые корабли, обнаруженные разведывательным патрулем. Хотя группа из пяти торговых судов была очень уязвима для нападения и представляла собой стоящую цель, прибрежное командование перешло под оперативное командование Адмиралтейства и было связано своим решением уделять атакующим кораблям более высокий приоритет, чем торговым судам. В результате крыло было направлено против Z33, несмотря на то, что эсминец и его эскорт были хорошо защищены и находились в сложной позиции для атаки самолетов.
Z33 и еще один немецкий корабль на позиции, куда они плыли после обнаружения утром. от 9 февраля 1945 г.командир звена Джек Дэвенпорт, командовавший 455-й эскадрильей до октября 1944 г., а теперь входивший в состав № 18 Группа РАФ планировала атаку на Z33. План предусматривал, что два «аутрайдера» должны предшествовать основным силам и подтверждать местонахождение немецких кораблей. Затем бофайтеры прибудут к востоку от немецкой якорной стоянки, повернут на запад и атакуют корабли, прежде чем уйти через море. Давенпорт стремился свести к минимуму потери союзников, но расположение немецких кораблей в узком и защищенном фьорде означало, что операция была изначально рискованной. Руководителем забастовки был командир звена Колин Милсон, 25-летний командир 455-й эскадрильи, ветеран операций против итальянских и немецких кораблей в Средиземном и Северном морях. У Милсона были оговорки по поводу того, что могло быть дорогостоящим рейдом, особенно учитывая, что война явно подходила к концу, но выполнил приказ атаковать Z33 в меру своих возможностей.
После того, как его заметили. немецкие корабли в Фёрде-фьорде плыли дальше по фьорду и приготовились к атаке союзников. Z33 и несколько ее эскортов бросили якорь у крутых южных склонов фьорда возле деревни. Между тем, другие корабли пришвартовались у северного берега после того, как вскрыли паковый лед стрельбой. Эта якорная стоянка также была защищена зенитными батареями на берегу фьорда.
В 13:30 9 февраля Милсон вывел в воздух 31 или 32 истребителя «Бофайтер» из Даллачи. К ударной группе присоединились десять или двенадцать истребителей P-51 Mustang из No. 65-я эскадрилья RAF и два самолета Warwick аварийно-спасательных операций из No. 279-я эскадрилья RAF со спасательными плотами для помощи любому экипажу, вынужденному бросить вызов. Все четыре эскадрильи Dallachy Wing предоставили авиацию. Бофайтеры № 404 и 455 эскадрильи были вооружены ракетами «60 фунтов», в то время как самолеты из эскадрильи № 144 и одиночная эскадрилья № 489 были вооружены только четырьмя 20 мм пушка и шесть пулеметов.
Немецкий корабль, атакованный в Фьорд-ФьордПосле того, как нападавшие пересекли норвежское побережье в 15:40, два бойфтера из 144 и 489 эскадрилий отделились. от основных сил и продвигались вперед, как аутрайдеры. Два «аутрайдера» пересекли фьорд Фёрде недалеко от того места, где утром были замечены немецкие корабли. В 15:50 они отправили Милсону радиосообщение о том, что не могут видеть корабли. Затем «аутрайдеры» повернули на восток и пролетели над городом Фёрде, прежде чем исследовать следующий фьорд на севере; во время своего полета возле Фьорд-Фьорд они не заметили немецкие военные корабли в их новой позиции. Тем временем девятая и двенадцатая эскадрильи JG5 были выбиты из Хердлы в 15:50 и получили приказ атаковать Крыло Даллачи и его эскорт.
Через несколько минут основные силы налета достигли южного берега Фьорд Фёрде на север. К их удивлению, самолеты союзников пролетели прямо над немецкими кораблями и подверглись интенсивной атаке зенитных орудий, хотя ни один самолет не пострадал. В ответ Милсон повернул свои силы вправо в попытке атаковать корабли с востока на запад, как и планировалось. Однако крутые стены фьорда защищали Z33 от атак с этого направления. В результате Милсон повел отряд на запад к устью фьорда и приказал бойцам атаковать эстафету с запада на восток. Это требовало, чтобы самолет пролетел мимо встревоженных немецких оборонительных сооружений, а затем ушел через крутые горы. Узкие границы фьорда также означали, что бойфлерам приходилось атаковать индивидуально с одного направления, и они не могли подавить немецкую оборону, как они обычно пытались это сделать.
Милсон повел первую группу бойцов в Førde Fjord около 16:10. Его самолет уцелел, атаковав зенитный корабль, и другие Бофайтеры последовали за ним во фьорд. Примерно в это же время к фьорду Фёрде прибыли 12 Fw 190, которые пролетели сквозь немецкую зенитную артиллерию, чтобы перехватить истребители Beaufighter, ожидавшие своей очереди в атаку. Британские «Мустанги» были застигнуты врасплох, но нырнули, чтобы перехватить немецкие истребители. Это привело к интенсивному воздушному сражению, в котором более 50 самолетов либо участвовали в воздушных боях, либо пикировали, чтобы атаковать немецкие корабли; это был самый крупный воздушный конфликт, когда-либо происходивший над Норвегией.
Бои продолжались до 16:25. К тому времени немецкие корабли сбили семь бофайтеров. Fw 190As потребовал еще двух Beaufighter и Mustang III. Потери союзников включали шесть из одиннадцати самолетов 404-й эскадрильи, участвовавших в атаке. Всего немцы убили 14 летчиков союзников и взяли четырех военнопленных. Союзники повредили Z33 и несколько других немецких кораблей и сбили четыре или пять Fw 190. Линц и еще один немецкий пилот погибли. Кригсмарине погибли: четыре моряка на Z33 и трое на переделанном траулере VP6808; оба этих корабля были повреждены во время атаки. Также могли быть жертвы на других немецких кораблях.
После того, как покинул район Фьорд-Фьорд, уцелевшие бофайтеры, многие из которых были повреждены, вернулись в Королевские ВВС Даллачи. Некоторым из них было трудно совершить безопасную посадку, а двое были вынуждены совершить посадку на брюхо из-за повреждения шасси, но ни один самолет не погиб. Авиа и наземный экипаж были потрясены масштабами потерь, и бой получил название «Черная пятница». Потери, понесенные Даллахским крылом 9 февраля, были самыми высокими из всех ударных крыльев прибрежного командования, понесенных за одну операцию во время войны.
Немецкие истребители, многим из которых не хватало топлива и боеприпасов, также сломались. около 16:25 и вернулся на базу. В ночь с 9 на 10 февраля немецкие корабли покинули Фёрде-фьорд и продолжили путь к Тронхейму. Последующая атака союзников на корабли другим ударным крылом также не увенчалась успехом. Z33 прибыл в Тронхейм 11 февраля и был отремонтирован. Впоследствии 26 марта она отбыла в Германию и 2 апреля благополучно прибыла в Свинемюнде. Она больше не участвовала в боевых действиях и была выведена из эксплуатации в Брунсбюттеле в конце апреля, так как флоту не хватало топлива, необходимого для ее эксплуатации.
Потери, понесенные во время рейда на Фьорд Фёрде, привели к изменения в тактике, используемой противокорабельными эскадрильями RAF Coastal Command. После атаки Адмиралтейство согласилось на предложение главнокомандующего авиации сэра Шолто Дугласа, командира прибрежного командования, назначить более высокий приоритет атакующим торговым судам, чем эсминцам и небольшим военным кораблям. Вторая эскадрилья «Мустангов» также была назначена для защиты самолетов прибрежного командования, действующих вблизи Норвегии с начала марта. Милсон был награжден штангой к его Ордену «За выдающиеся заслуги» 13 июля 1945 года за его руководство и личное мужество во время рейда на Фьорд Фёрде, который был описан в цитате как «блестяще исполненный. операция ».
Рейд был отмечен в Норвегии после войны. Памятник экипажу, погибшему в бою, был открыт в городе Фёрде 8 мая 1985 года, в 40-летие освобождения Норвегии. Позже памятник был перенесен в аэропорт Бергена. В музее воздушного боя в городе Наустдал также хранятся фотографии, карты, детали самолетов и другие артефакты, относящиеся к битве.
Fw 190, которым управлял Руди Линц во время сражения., Музей военной авиации, Пунго, Вирджиния, (2012)Два истребителя Focke-Wulf Fw 190 из JG 5, которые летели против истребителей RAF Beaufighter и Mustang, сохранились до наших дней - один, F -модель планера с заводским серийным номером или Werknummer 931 862, который потерпел крушение в результате воздушных столкновений в «Черную пятницу», был обнаружен и извлечен как обломки самолета в сентябре 1983 года. В настоящее время он находится в Стоу, штат Массачусетс., и находился на восстановлении "White 1 Foundation" из Киссимми, Флорида в направлении восстановления полного летного статуса, до его передачи в 2012 году Collings Foundation. объекты в заливе Стейт для завершения работы по достижению полного годного к полетам статуса. Еще во Флориде, в 2005 году его последний пилот, бывший Люфтваффе унтерофизир Хайнц Орловски посетил его и в последний раз сел в кабину своего «подреставрированного» Fw 190F-8, примерно через шестьдесят лет после того, как он последний раз летал на нем и за пять лет до своей смерти в 2010 году. Другой пример, Fw 190A-8 с Werknummer 732 183 летал на самолете Люфтваффе, одержавшим 70 побед, Руди Линц в бою. Его Fw 190A-8 выставлен в ангаре Коттбуса Музея военной авиации в Пунго, Вирджиния, США, по состоянию на 2014 год. Примечание: изображение в этом разделе реплики Fw 1900A-8 - это не самолет "Blue 4" лейтенанта Руди Линца, а другая точная копия самолета JG 1. Сейчас в ангаре музея находится частично отреставрированный артефакт (AGO Werks No. 732 183) в правильной схеме 12. / JG 5 "Blue 4".
Места расположения нескольких самолетов Beaufighter - места захоронения - были обнаружены морскими археологами и водолазной командой 60 лет спустя. Одному месту была вручена памятная доска в присутствии одного выжившего канадского летчика, Герберта (Берта) Рамсдена, который участвовал в акции, и сестры летчика, который там погиб.
СМИ, связанные с Черной пятницей (1945) на Wikimedia Commons