Черный лось

редактировать
Лидер Оглала Лакота
Черный Лось. Хедака Сапа
Black Elk.jpg Николас Черный Лось, дочь Люси Черный Лось и жена Анна Брингс Уайт, фото около 1910 года.
Родился(1863-12-01) 1 декабря 1863 года. Литл-Паудер-Ривер, Вайоминг, США
Умер19 августа 1950 (1950-08-19) (86 лет). Пайн-Ридж, Южная Дакота, США
Место отдыхаКатолическое кладбище Святой Агнесы, Мандерсон, Южная Дакота
Род занятийКатехизатор
Слуга Божий. Николас Черный Лось
Покровительство Коренные американцы

Гетака Сапа, широко известный как Черный Лось (1 декабря 1863 - 19 августа 1950), был wičháša wakȟáŋ («знахарь, святой»), хейока из оглала народа лакота и просветитель о его культуре. Он был троюродным братом военачальника Сумасшедшего Коня и сражался вместе с ним в битве при Литтл-Бигхорне. Он пережил Резню Раненого Колена и путешествовал по Европе в рамках Шоу Дикого Запада Буффало Билла. Он обратился в католицизм, стал катехизатором, и римско-католическая епархия Рапид-Сити открыла официальную причину его беатификации в римской Католическая церковь в 2016 году. Однако, как говорят, он отказался от религии ради своей традиционной "религии трубы" на смертном одре.

Черный Лось наиболее известен благодаря книгам, которые он продиктовал американским этнологам. Он записал семь священных обрядов сиу этнологу Джозефу Эпесу Брауну, которые были опубликованы в 1947 году в книге «Священная трубка». Ближе к концу своей жизни он работал с этнологом Джоном Нейхардтом, чтобы обсудить его религиозные взгляды, видения и события из своей жизни, которые Нейхардт опубликовал в своей книге Черный лось говорит в 1932 году. С тех пор эта книга была опубликована в многочисленных изданиях, последний раз в 2008 году. С 1970-х годов эти работы вызывают большой интерес среди членов Движения американских индейцев, а также среди тех, кто хотел узнать больше о Индейские религии.

Содержание

  • 1 Детство
  • 2 Видение
  • 3 Битва при Литтл-Бигхорн
  • 4 Дикий Запад Буффало Билла
  • 5 Резня Раненого Колена
  • 6 Поздние годы
  • 7 Семья
  • 8 Наследие
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Детство

Черный Лось родился у Оглала Лакота семья в декабре 1863 года вдоль реки Литл-Паудер (на месте, которое, как считается, находится в современном штате Вайоминг). Согласно способу измерения времени Лакота (именуемому Зимний счет ), Черный Лось родился в «Зиме, когда были убиты четыре вороны на реке Язык ".

Видение

Когда Черному Лосю было девять лет, он внезапно заболел; он лежал ничком и не отвечал в течение нескольких дней. В это время у него было великое видение, в котором его посетили Громовые Существа (Вакинян) «... духи были представлены добрыми и любящими, полными лет и мудростью, как почитаемые человеческие деды». Когда ему было семнадцать лет, Черный Лось подробно рассказал знахарю, Блэк Роуд, о видении. другие знахари деревни были «поражены величием видения».

Черный Лось научился многому в своем видении, чтобы помочь исцелить свой народ. Он происходил из длинной семьи знахарок и целителей. в его семье; его отец был знахаром, как и его дяди по отцовской линии. В конце своей жизни старейшиной он рассказал Нейхардту о своем видении. представил себе большое дерево, которое символизировало жизнь земли и всех людей. Позже Нейхардт опубликовал эти отчеты в Black Elk Speaks. С конца двадцатого века книги Нейхардта вновь привлекли к себе внимание, в основном со стороны не лакота. Аннотированное издание было опубликовано Государственным университетом Нью-Йорка в 2008 году.

В одном из своих видений Черный Лось описывает, как его доставили в центр земли и на центральную гору мира. Мифолог Джозеф Кэмпбелл отмечает, что «ось мира, центральная точка, полюс, вокруг которого все вращается... точка, где неподвижность и движение вместе... »- тема также и в нескольких других религиях. Кэмпбелл рассматривал заявление Черного Лося как один из ключей к пониманию всемирного религиозного мифа и символов в целом.

Из книги ДеМалли:

И пока я стоял там, я видел больше, чем могу сказать, и понял больше, чем я видел; ибо я священным образом видел формы всех вещей в духе и формы всех форм, поскольку они должны жить вместе, как одно существо. И я увидел, что священный обруч моего народа был одним из многих обручей, образующих один круг, шириной как дневной свет и как звездный свет, а в центре росло одно могучее цветущее дерево, чтобы укрыть всех детей одной матери и одного отца. И я увидел, что это свято.

Битва при Маленьком Бигхорне

Черный Лось присутствовал на Битве при Маленьком Бигхорне. Джон Нейхардт писал:

Солдат лежал на земле и все еще брыкался. Подъехал лакота [сиу] и сказал мне: «Мальчик, слезай и сними с него скальп». Я вышел и начал это делать. У него были короткие волосы, а мой нож был не очень острым. Он скрипнул зубами. Затем я выстрелил ему в лоб и получил скальп.... Через некоторое время [на поле боя] я устал оглядываться. Я не чувствовал ничего, кроме крови, и мне это надоело. Так что я вернулся домой с некоторыми другими. Я совсем не сожалел. Я был счастливым мальчиком.

Дикий Запад Буффало Билла

Черный Лось (L) и Лось Оглала Лакота сфотографированы в Лондоне, Англия, в их танцах на траве регалиях, в то время как гастролировал с Диком Западом Буффало Билла, 1887

В 1887 году Черный Лось отправился в Англию с Диком Западом Буффало Билла, опыт, который он описал в главе двадцатой книги Black Elk Говорит. 11 мая 1887 года труппа устроила командное представление для королевы Виктории, которую они назвали «бабушкой Англии». Черный Лось был среди толпы на ее Золотом юбилее.

Весной 1888 года Дикий Запад Буффало Билла отплыл в Соединенные Штаты. Черный Лось отделился от группы, и корабль ушел без него, скрестив его с тремя другими Лакота. Впоследствии они присоединились к другому шоу Дикого Запада, и следующий год он провел в туре по Германии, Франции и Италии. Когда Буффало Билл прибыл в Париж в мае 1889 года, Черный Лось получил билет, чтобы вернуться домой в Пайн-Ридж, прибыв осенью 1889 года. Во время своего пребывания в Европе Черному Лосю была предоставлена ​​«прекрасная возможность изучить образ жизни белого человека., "и он научился говорить на элементарном английском языке.

Резня Раненого Колена

Черный лось участвовал в боях на Резне Раненого Колена в 1890 году. Находясь верхом на лошади, он атаковал солдат и помог спасти некоторых раненых. Он прибыл после того, как многие из группы Пятнистого Лося (Big Foot) были застрелены, и он был ранен пулей в бедро.

Поздние годы

По крайней мере, на десять лет, начиная с 1934 года, Черный Лось вернулся к работе, связанной с его выступлениями в более раннем возрасте с Буффало Биллом. Он организовал индийское шоу на священных Черных холмах. Но, в отличие от шоу Дикого Запада, которое используется для прославления войны коренных американцев, Black Elk создал шоу, чтобы рассказать туристам о культуре лакота и традиционных священных ритуалах, включая Sun Dance.

первый фильм Black Elk. жена Кэти обратилась в католицизм, и их трое детей крестились как католики. После смерти Кэти в 1904 году Черный Лось, которому тогда было 40 лет, обратился в католицизм. Он также стал катехизатором, обучая других христианству. Он снова женился и имел еще детей от второй жены; они также были крещены и воспитывались как католики. Он сказал, что его дети «должны жить в этом мире». В августе 2016 года Римско-католическая епархия Рапид-Сити открыла официальную причину его беатификации в Римско-католической церкви.

Семья

Блэк Элк женился на своей первой жене, Кэти Уор Боннет, в 1892 году. Она обратилась в католицизм, и все трое их детей были крещены католиками.

Его сын, Бенджамин Черный Лось (1899–1973), стал известен как «Пятое лицо горы Рашмор », позируя в 1950-х и 1960-х годах для туристов у мемориала. Бенджамин сыграл незарегистрированную роль в фильме 1962 года Как был завоеван Запад.

После смерти Кэти в 1903 году Черный Лось стал католиком в следующем 1904 году, когда ему было за 40. Он был крещен именем Николай и позже служил катехизатором в церкви. После этого другие знахари, включая его племянника Дурака Ворона, стали называть его одновременно Черным Лосем и Николасом Черным Лосем.

Вдовец Черный Лось снова женился в 1905 году на Анне Брингс Уайт, вдова с двумя дочерьми. Вместе у них родилось еще трое детей, которых они также крестили католиками. Пара была вместе до ее смерти в 1941 году.

В начале 1930-х годов Черный Лось разговаривал с Джоном Нейхардтом и Джозефом Эпесом Брауном, что привело к публикации Книги Нейхардта. Его сын Бен переводил рассказы Черного Лося на английский язык, пока он говорил. Дочь Нейхардта Энид записала эти отчеты. Позже она расположила их в хронологическом порядке для использования Нейхардтом. Таким образом, процесс состоял из множества этапов, и в пересчете и записи было задействовано больше людей, чем Черный Лось и Нейхардт.

После того, как Черный Лось поговорил с Нейхардтом в течение нескольких дней, Нейхардт спросил, почему Черный Лось "отложил в сторону" "его старая религия и крестил его детей. По словам [дочери Нейхардта] Хильды, Черный Лось ответил: «Мои дети должны были жить в этом мире». В своих мемуарах 1995 года Хильда Нейхард написала, что незадолго до своей смерти Черный Лось взял свою трубку и сказал своей дочери Люси Looks Twice: «Единственное, во что я действительно верю, - это религия трубки».

Наследие

С 1970-х годов книга Черный лось говорит стала популярной среди тех, кто интересовался коренными американцами в Соединенных Штатах. С ростом активности коренных американцев среди многих возрос интерес к религиям коренных американцев. В рамках Движения американских индейцев, особенно среди неместных и городских потомков, которые не выросли в традиционной культуре, «Говорящий черный лось» был важным источником для тех, кто теперь искал религиозное и духовное вдохновение. Однако некоторые критики полагают, что Джон Нейхардт, как автор и редактор, возможно, преувеличил или изменил некоторые части истории, чтобы сделать ее более доступной и продаваемой для целевой белой аудитории 1930-х годов, или потому, что он не полностью понимал контекст Лакота..

Некоторые разыскивали племянника Черного Лося Фрэнка Дурака Кроу, также знахаря, для получения информации о местных традициях.

11 августа 2016 г. Компания Geographic Names официально переименовала пик Харни, самую высокую точку в Южной Дакоте, пик Черного Лося в честь Николаса Черного Лося и в знак признания значения горы для коренных американцев.

21 октября 2017 г. для канонизация Николая Блэк Лося была официально открыта Римско-католической епархией Рапид-Сити, Южная Дакота, что подготовило почву для возможности его признания в конечном итоге святым. Теперь он обозначен как «Слуга Божий » - титул, указывающий на то, что его жизнь и дела исследуются Папой и Католической церковью на предмет возможной канонизации. Его работа по распространению Евангелия с коренными и некоренными людьми и по гармонизации веры с культурой Лакота была отмечена на мессе.

Книги рассказов Черного Лося
  • Говорит Черный Лось : Быть историей жизни Holy Man of the Oglala Sioux (как было сказано Джону Г. Нейхардту ), Bison Books, 2004 (первоначально опубликовано в 1932 году): Black Elk Speaks
  • The Sixth Дед: Учения черного лося, данные Джону Г. Нейхардту, под редакцией Рэймонда Дж. ДеМалли, University of Nebraska Press ; новое издание, 1985. ISBN 0-8032-1664-5.
  • Священная трубка: отчет Черного Лося о семи обрядах оглала сиу (как рассказано Джозефу Эпесу Брауну ), MJF Books, 1997
  • Духовное наследие американских индейцев (как рассказано Джозефу Эпесу Брауну), World Wisdom, 2007
Книги о черном лосе
  • Черный лось: Святой человек оглалы, Майкл Ф. Стелтенкамп, University of Oklahoma Press ; 1993 ISBN 0-8061-2541-1
  • Николас Черный Лось: знахарь, миссионер, мистик, с картины Майкла Ф. Стельтенкампа, University of Oklahoma Press ; 2009. ISBN 0-8061-4063-1
  • Шестой дедушка: Учения черного лося, данные Джону Г. Нейхардту, под редакцией Раймонда Дж. ДеМалли; 1985
  • Черный лось и пылающая радуга: личные воспоминания о святом Лакоте, Хильда Нейхардт, Университет Небраски, 2006. ISBN 0-8032-8376 -8
  • Религия черного лося: танец солнца и католицизм лакота, Клайд Холлер, Syracuse University Press ; 1995
  • Черный лось: колониализм и католицизм лакота, Дамиан Костелло, Orbis Books ; 2005
  • Black Elk Reader, под редакцией Клайда Холлера, Syracuse University Press ; 2000
  • Черный лось, провидец Лакоты, с картины Гарри Олдмидоу, Мировая мудрость ; 2018

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Черный лось
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:05:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте