Blachernitissa

редактировать

Значок Богородицы , хранившийся в Москве с 1653 г. и считающийся Блачернитисой (46 × 37,5 × 4 см; Третьяковская галерея )

Влахернитисса (греч. : Βλαχερνίτισσα), также называемая Влахернская Богородица (Θεοτόκος των Βλαλαερνών, Θεοτ, εοτ Богоматерь Влахернская (Παναγία η λαχερνίτισσα), это энкаустическая икона 7-го века, представляющая Пресвятую Богородицу и Вечную Деву Мария. Это также название, данное церкви, построенной в честь Девы Марии на участке Влахерн в Константинополе. Возможно, название Влахерны происходит от имени валаха (иногда пишется как Блах или Блази), который прибыл в Константинополь с нижнего Дуная

Содержание
  • 1 Византийский палладий
  • 2 Возрождение
  • 3 Ve Возникновение в Московии
  • 4 Изучение и реставрация
  • 5 Реплики
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Византийский палладий

Богородица считалась вспомогательный элемент покровительница преимущественно Константинополя и, действительно, всей Восточной Римской империи (которую некоторые современные западные ученые называют «Византией»). Блачернитисса необычна среди православных икон тем, что она не плоская, а сформирована в барельефе. Согласно Священному Преданию, икона Влачернитисса была сделана из воска вместе с прахом христианских мучеников, убитых в VI веке. Церковь Святой Марии Влахернской (в которой хранилась икона) находилась недалеко от Влахернского императорского дворца.

Покрова Богородицы, о котором просили почитание и молитва перед иконой, приписывают спасение Константинополя от персов во время правления Ираклия и позже от арабы. Эти чудеса ежегодно отмечаются в Православной церкви в субботу акафиста в пятую субботу Великого поста.

Новое явление

Считалось, что икона утрачена после пожар, уничтоживший церковь 29 февраля 1434 года, хотя в последующие века ее исчезновение стало ассоциироваться с падением Константинополя в 1453 году. Как и многие святые объекты византийской традиции, Блахернитисса (или ее копия из них) всплыли на Горе Афон в середине 17 века.

Является ли это той же иконой, что хранилась во Влахернских островах, является предметом научных дискуссий, поскольку древняя икона, как полагают, относилась к типу оранцев, тогда как афонская икона имеет вид стиль, называемый Одигитрия (буквально «Ведущая путь»). Было высказано предположение, что афонская икона возникла в квартале Влахерн и, возможно, даже находилась в церкви Святой Марии до того, как была перенесена на гору Афон по «соображениям безопасности». [1 ] [2 ] [3]

В 1653 году икона была отправлена ​​афонскими монахами в Москву в дар царю. Алексис. Константинопольский купец Деметриос Костинарий привез ее в Москву 16 октября 1653 г. с письмом Патриарха Паисия I, подтверждающего подлинность иконы. Царь встретил его лично, и Алексий похоронил икону в главном храме Москвы, Успенском соборе, напротив покровительницы России Владимирской Богородицы. Это событие ежегодно отмечается в Русской Православной Церкви 7 июля.

Почитание в Московии

Павла Алеппского, сопровождавшего Патриарха Антиохийского в Москву в начале 1655 г. был впечатлен благоговением, с которым хранилась икона. По его словам, Блачернитисса выглядит так, как будто «имела бы телесную форму» и «она так сильно выделялась на фоне», что зритель проникся благоговением. Он был заключен в роскошную ризу, сверкающую золотом и драгоценными камнями, так что оставались видимыми только руки и лицо Богородицы. Павел продолжает описывать, как царь поставил ее перед своим сиденьем в санях и взял с собой во время Смоленской кампании.

. Однако сирийский священнослужитель рассказывает другую историю о происхождении иконы. принята Русской Православной Церковью. Именно константинопольская вдова обнаружила икону в своем доме с горящей масляной лампой. Она пожертвовала икону, которую она определила как «то, что Ираклий был рядом с ним во время персидского похода», в Иерусалим подворье, чей настоятель отказался уступить ее Патриарх, правда, последний не пожалел средств на его получение.

1650-е годы были временем, когда Русская Церковь, управляемая Патриархом Никоном, стала придавать большое значение возобновлению своих связей со старшими членами Пентархии. Этот акцент точно соответствовал господствующей доктрине Третьего Рима, согласно которой Москва была преемницей Константинополя. Имея это в виду, подворье отправило недавно найденную византийскую реликвию в Москву и было «щедро вознаграждено» 800 динарами из царской казны.

Этюд и реставрация

При помещении в Кремль икона находилась в аварийном состоянии от старости и использования, поэтому Симон Ушаков и был вызван на «ремонт» «в 1674 году. Никодим Кондаков не смог определить возраст иконы из-за этой и более поздних реставраций, которые включали некоторое количество перекрашиваний, но с достаточной уверенностью считал, что« композиция имеет древнюю дату ».

Резная горельефная икона имеет сходство с набором икон XIII века Св. Георгия из Крыма, Охрида и Кастории. Оригинальная греческая надпись, недавно обнаруженная под слоем восковых красок, имеет параллель на свинцовой печати монастыря Трапезунт, также датируемой XIII веком. Таким образом, 13 век кажется наиболее вероятной датой для иконы.

После большевистской революции икона была перенесена из Кремля в Воздвиженка Крестовоздвиженская церковь. После сноса церкви икона вернулась в музеи Кремля; в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

Реплики

Влачернитисса так и не достигла той высоты почитания, которое Русская Православная Церковь оказывает Казанской Богородице и даже Иверская Богородица, афонская икона, копия которой заказана Патриархом Никоном. После падения Никона и смерти Алексия иконой так заброшено, что она не была эвакуирована из Кремля во время оккупации Наполеона и подверглась опасности во время Великого пожара 1812 года.

Богородица Влахернская оставалась заветным объектом личного поклонения Строгановых, Голицыных, Нарышкиных, а также знатных родов, заказавших несколько копий иконы в разгар ее почитания. в середине 17 века. Один из этих экземпляров хранился в церкви на территории Голицынского дворца в селе Влахернское под Москвой (от которого он и получил свое название), другой был помещен Нарышкиными в Высокопетровский монастырь, а третий почитался в Спасо-Влахернском монастыре под Дмитровом.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Влахерниотисса.
Последняя правка сделана 2021-05-12 08:46:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте