Бьярмаленд

редактировать
Бьярмаленд (Биармия), как показано в Carta marina (1539) от Олауса Магнуса

Бьярмаленд (также пишется Бьярмленд и Бьярмия; латинское : Биармия или Бьярмия; древнеанглийский : Беормаленд) был территорией, упомянутой в норвежских сагах с Эпоха викингов и в географических отчетах до 16 века. Этот термин обычно относился к южным берегам Белого моря и бассейну реки Северная Двина (по-фински - Вьенанйоки), а также, предположительно, к некоторым из прилегающие территории. Сегодня эти территории составляют часть Архангельской области из России, а также Кольского полуострова.

Содержание

  • 1 норвежских путешественников в Бьярмаленд
  • 2 Идентификация
  • 3 Происхождение названия: Bjarmians
  • 4 Предпосылки
  • 5 Более позднее использование
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Норвежские путешественники в Bjarmaland

Норвежская карта путешествия Охтери

Согласно Путешествию Охтери (ок. 890 г. н.э.), норвежский купец Оттар (Охтер) сообщил королю Альфреду Великому, что он плыл 15 дней вдоль северного побережья, а затем на юг, наконец, достигнув большой реки, вероятно, Северной Двины. В устье реки жили беормы, которые в отличие от кочевых саамских народов вели оседлый образ жизни, а их земля была богатой и густонаселенной. О там не знал их языка, но он сказал, что он похож на язык саамского народа. Бьярмиане рассказали Ohthere о своей стране и других странах, которые с ней граничили.

Позже было предпринято несколько экспедиций из Норвегии в Бьярмаланд. В 920 году Эрик Кровавый Топор совершил экспедицию викингов, а также Харальд II из Норвегии и Хокон Магнуссон из Норвегии в 1090 году.

Самая известная экспедиция была экспедицией Торе Хунда (Торе Пса), который вместе с некоторыми друзьями прибыл в Бьярмаленд в 1026 году. Они начали торговать с местными жителями и купили много шкур, после чего притворились, что уезжают.. Позже они втайне построили берег и разграбили место захоронения, где бьярмиане воздвигли идола своего бога. У этого бога на коленях была чаша с серебром, а на шее - ценная цепь. Торе и его людям удалось сбежать от преследующих Бьярмианцев с их богатой наградой.

Идентификация

Название Бьярмаланд появляется в древнескандинавской литературе, возможно, относясь к местности, где в настоящее время расположен Архангельск и где ему предшествовало рядом с поселением Бьярмиан. Первое упоминание этого имени происходит в описании путешествий Охтера из Халогаланда, которое было написано примерно в 890 году.

Имя пермцы уже встречается в Древнейший документ Руси, Летопись Нестора (1000–1100). Перечислены также имена других уральских племен, в том числе некоторых самодийских народов, а также вепсов, черемисов, мордов и Чудес.

Топоним Бьярмаланд также использовался позже как немецким историком Адамом Бременским (11 век), так и исландцем Снорри Стурлусоном (1179–1241) в Bósa saga ok Herrauðs, рассказывающая о его реках, вытекающих в Гандвик. Однако неясно, ссылаются ли они на тот же Бьярмаленд, который упоминался в «Путешествии Охотера». Имя бьярмского бога Джомали настолько близко к слову «бог» на большинстве финских языков, что бьярмийцы, вероятно, были финской группой. Фактически, языки, принадлежащие к другим языковым группам, никогда не предлагались в рамках серьезных исследований.

Олаус Магнус обнаружил Бьярмаланд на Кольском полуострове в своей Carta marina et descriptio septentrionalium terrarum (1539), в то время как Йоханнес Шефферус (1621–1679) отождествил его с Лапландией.

Происхождение названия: Бьярмианцы

Бьярмы не могут быть напрямую связаны с какими-либо группа людей, живущих сегодня, но вполне вероятно, что это была отдельная группа финских говорящих в районе Белого моря. Топонимы и заимствованные слова в диалектах в север России указывает на то, что говорящее на финском языке население раньше проживало в этом районе. Также в русских летописях упоминаются группы людей в этом районе, связанные с финно-угорскими языками.

. Соответственно, многие историки предполагают, что термины beorm и bjarm произошли от уральского слова perm, что относится к «странствующим купцам» и представляет древнепермскую культуру. Однако некоторые лингвисты считают эту теорию спекулятивной.

Недавние исследования уральского субстрата в северных русских диалектах показывают, что несколько других уральских групп, кроме пермцев, проживавших в Бьярмаланде, предположительно включали венских карелов, саамов. и Квенс. По словам Хелимского, на языке говорили c. 1000 г. н.э. в северной Архангельской области, которую он называет Лоп ', был тесно связан с саамскими языками, но отличался от них. Это идеально соответствовало бы мнению Оттара.

Бьярмианская торговля достигла юго-востока до Болгара, у Волги, где бьярмы также взаимодействовали со скандинавами и фенноскандинавами, который отправился на юг из области Балтийского моря.

Предыстория

Северная Земля (Аполлинарий Васнецов, 1899).

Современные историки предполагают что богатство бьярмов было связано с их прибыльной торговлей вдоль Северной Двины, реки Камы и Волги до Болгара и другие торговые поселения на юге. На этом пути серебряные монеты и другие товары обменивались на шкуры и моржовые клыки, привезенные бьярмианцами. На самом деле могильники в современном Пермском крае являются богатейшим источником сасанидского и согдийского серебра из Ирана. Дальше на север бьярмы торговали с саамами.

Похоже, что скандинавы в некоторой степени использовали Двинский торговый путь, помимо Волжского торгового пути и Днепровского торгового пути. В 1217 году два норвежских торговца прибыли в Бьярмаленд, чтобы купить шкуры; один из торговцев продолжил свой путь на юг, чтобы пройти в Россию, чтобы прибыть в Святую Землю, где он намеревался принять участие в Крестовых походах. Второй оставшийся торговец был убит бьярмианами. Это побудило норвежские официальные лица предпринять кампанию возмездия в Бьярмаланде, разграбленном ими в 1222 году.

Похоже, что 13 век стал свидетелем упадка бьярмов, которые стали данниками Новгородской республики. В то время как многие славяне бежали от монгольского вторжения на север, в Белоозеро и Бьярмаланд, перемещенные бьярмы искали убежище в Норвегии, где им были предоставлены земли вокруг Фьорд Маланген, созданный Хоконом IV Норвегии в 1240 году. Более важным для упадка, вероятно, было то, что с началом крестовых походов торговые пути приобрели более западную ориентацию. или значительно сместился к югу.

Когда новгородцы основали Великий Устюг, в начале 13 века, у бьярмов появился серьезный конкурент в торговле. Все больше и больше поморов прибывали в этот регион в XIV и XV веках, что привело к окончательному покорению и ассимиляции бьярмийцев славянами.

Дальнейшее использование

коллаборационист режим Квислинга планировал построить норвежские колонии на севере России после будущего успеха операции «Барбаросса», которые должны были называться Бьярмаланд; но этим планам так и не суждено было сбыться.

См. также

    Примечания

    Ссылки

    Логотип для Nordisk familjeboks uggleupplaga.png Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok, шведской энциклопедии, опубликованной между 1904 и 1926 годами, теперь находящейся в общественном достоянии.

    • Steinsland, G. и Meulengracht Sørensen, P. (1998): Människor och makter i vikingarnas värld. ISBN 91-7324-591-7
    • Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. [Путешествие норманнов к Белому морю]. Санкт-Петербург, 1906.
    Последняя правка сделана 2021-05-12 08:38:27
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте