Бирса Мунда

редактировать
Борец за свободу индейских племен, религиозный лидер

Бирса Мунда
Бирса Мунда, фотография Роя (1912-72).JPG Фотография из С. Мунды и их страна К. Роя
Родился(1875-11-15) 15 ноября 1875 года. Улихату Бенгалия, президентство, Британская Индия. (современный район Кхунти, Джаркханд )
Умер9 июня 1900 (1900-06-09) (в возрасте 24). тюрьма Ранчи, Ранчи, президентство Бенгалии, Британская Индия
НациональностьИндия
ДвижениеДвижение за независимость Индии
Родители
  • Сугна Мунда (отец)
  • Карми Хату Мунда (мать)

Бирса Мунда Об этом звуке произношение ; 15 ноября 1875 - 9 июня 1900) был индейцем племенем борец за свободу, религиозный деятель и народный герой, принадлежавший к племени мунда. Он возглавил племенное религиозное милленаристское движение, возникшее в Бенгальском президентстве (ныне Джаркханд ) в конце 19 века, во время британского владычества, что сделало его важной фигурой в истории движения за независимость Индии. Восстание в основном сосредоточено в поясе Мунда Кхунти, Тамар, Сарвада и Бандгаон.

Его портрет висит в Индийском Парламентском музее ; он единственный вождь племени, удостоенный такой чести.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Период становления (1886–1894)
  • 3 Новая религия
  • 4 Племенное движение
  • 5 В популярная культура
  • 6 Память
  • 7 Цитаты
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Ранняя жизнь
Статуя Бирса Мунда в Патне

Бирса Мунда родилась 15 ноября 1875 года в Улихату в Президентстве Бенгалии, теперь в районе Кхунти в Джаркханде, в понедельник, и, следовательно, назван в честь этого дня, согласно распространенному в то время Мунда обычай. Народные песни отражают распространенное заблуждение и упоминают Улихату и Халкад как место его рождения. Улихату был родиной Суганы Мунды, отца Бирсы. Иск Улихату основывается на старшем брате Бирсы Комта Мунда, живущем в деревне, где его дом все еще существует, хотя и в ветхом состоянии.

Отец Бирсы, мать Карми Хату, и младший брат Пасна Мунда покинули Улихату и отправились в Курумбду, недалеко от Бирбанки, в поисках работы в качестве рабочих (саджедари) или земледельцев (райот). В Курмбде родились старший брат Бирсы Комта и его сестра Даскир. Оттуда семья переехала в Бамбу, где родилась старшая сестра Бирсы Чампа, а затем и сам Бирса.

Первые годы Бирса провел со своими родителями в Чалаккаде. Его ранняя жизнь не могла сильно отличаться от ранней жизни среднего ребенка Мунда. Фольклор относится к тому, как он катался и играл в песках и пыли со своими друзьями, а также к тому, что он рос сильным и красивым; он пас овец в лесу Богонда. Когда он вырос, он разделил интерес к игре на флейте, в которой он стал экспертом. Он ходил с туилой, однострунным инструментом, сделанным из тыквы, в руке и с флейтой, натянутой на пояс. Яркие моменты его детства прошли на ахара (деревенская борцовская площадка). Однако один из его идеальных современников, сопровождавший его, слышал, как он говорил о странных вещах.

Из-за бедности Бирса был доставлен в Аюбхату, деревню его дяди по материнской линии. Комта Мунда, его старший брат, которому было десять лет, отправился к Кунди Бартоли, поступил на службу к Мунде, женился и прожил там восемь лет, а затем присоединился к своему отцу и младшему брату в Халкаде. В Аюбхату Бирса прожила два года. Он ходил в школу в Салге, которой руководил некий Джайпал Наг. Он сопровождал младшую сестру своей матери Джони, которая любила его, когда она вышла замуж, в Хатангу, ее новый дом. Он вошел в контакт с христианским миссионером, который посетил несколько семей в деревне, которые были обращены в христианство, и напал на старый орден Мунда.

Поскольку он хорошо учился, Джайпал Наг порекомендовал ему поступить в Немецкую миссионерскую школу, но обращение в христианство было обязательным, чтобы присоединиться к школе, и Бирса, таким образом, обратилась в христианство и была переименована в Бирса Давид, которая позже стала Бирса Дауд. Проучившись несколько лет, он оставил Немецкую миссионерскую школу.

Период становления (1886–1894 гг.)

Длительное пребывание Бирсы в Чайбасе с 1886 по 1890 г. стало определяющим периодом его жизни. Этот период был отмечен агитацией немецких и католических христиан. В свете борьбы за свободу Сугана Мунда отозвал сына из школы. Вскоре после отъезда из Чайбасы в 1890 году Бирса и его семья отказались от членства в немецкой миссии, перестали быть христианами и вернулись к своей первоначальной традиционной племенной религиозной системе.

Он покинул Корберу после нарастания сардарских волнений. Он участвовал в агитации, вызванной народным недовольством ограничениями, налагаемыми на традиционные права мунда в заповедном лесу под руководством Гидиуна из Пиринга в районе Порхат. В 1893–94 все пустоши в деревнях, права собственности на которые принадлежали правительству, были преобразованы в охраняемые леса в соответствии с Индийским законом о лесах VII 1882 года. В Сингхбхуме, а также в Паламау и Манбхуме были начаты лесные поселения и приняты меры. принимаются для определения прав лесных поселений. Деревни в лесах были разделены на блоки удобного размера, состоящие не только из деревенских участков, но также возделываемых земель и пустырей, достаточных для нужд деревень. В 1894 году Бирса вырос сильным молодым человеком, проницательным и умным и взялся за ремонт танка «Домбари» в Горбере, поврежденного дождями.

Во время пребывания в окрестностях деревни Шанкара в Сингхбхуме он нашел подходящую подругу, подарил ее родителям драгоценности и объяснил ей свою идею брака. Позже, вернувшись из тюрьмы, он не нашел ее верной ему и оставил ее. Другая женщина, служившая ему в Халкаде, была сестрой Матиаса Мунды. После его освобождения из тюрьмы дочь Матхуры Муды из Коэнсара, которую содержала Кали Мунда, и жена Джага Мунда из Джиури настояли на том, чтобы стать женами Бирсы. Он упрекнул их и направил жену Джага Мунда к ее мужу. Еще одна довольно известная женщина, остановившаяся у Бирсы, была Сали из Буруди.

Бирса подчеркнул моногамию на более позднем этапе своей жизни. Бирса выросла из низших слоев крестьян, райотов, которые, в отличие от своих тезок в других местах, пользовались гораздо меньшими правами в системе мундари кхунткатти; в то время как все привилегии были монополизированы членами семьи основателей, райоты были ничем не лучше земледельцев. Собственный опыт Бирсы, когда он был маленьким мальчиком, которого перегоняли с места на место в поисках работы, дал ему понимание аграрного вопроса и вопросов леса; он был не пассивным зрителем, а активным участником движения, происходящего по соседству.

Новая религия

Заявление Бирсы о том, что он посланник Бога и основатель новой религии, показалось миссионерам абсурдным. В его секте были также обращенные из христианства, в основном сардары. Его простая система приношения была направлена ​​против церкви, взимавшей налог. Концепция единого Бога обратилась к его народу, который нашел его религию и экономическую религию целителем, чудотворцем и проповедником. Мунды, ораоны и харии стекались в Халкад, чтобы увидеть нового пророка и исцелиться от своих недугов. И население ораонов, и мунда до Барвари и Чечари в Паламау стали убежденными бирсаитами. Современные и более поздние народные песни отмечают огромное влияние Бирсы на свой народ, его радость и ожидания, связанные с его приходом. Имя Дхарти Аба было у всех на устах. Народная песня в Садани показала, что первый удар пересек границы кастовых индусов, и мусульмане также устремились к новому Солнцу религии.

Бирса Мунда начала советовать племенам следовать своей первоначальной традиционной племенной религиозной системе. Впечатленный его учением, он стал пророком для племен, и они искали его благословения.

Племенное движение
Статуя Бирса Мунда, созданная Набхенду Сен в Найя Море, Бокаро Стальной Город, Джаркханд

Лозунг Бирсы Мунды, угрожающий британскому раджу - Абуа радж сетер джана, махарани радж тунду джана («Пусть царство королевы закончится и наше королевство будет основано») - это вспомнили сегодня в районах Одиша, Бихар, Западная Бенгалия и Мадхья-Прадеш.

. Британская колониальная система усилилась превращение родоплеменного аграрного строя в феодальное государство. Поскольку племена с их примитивной технологией не могли производить излишки, вожди Чхотанагпура пригласили неплеменных крестьян селиться на земле и возделывать ее. Это привело к отчуждению земель, принадлежащих племенам. Новый класс тикадаров был более хищным и стремился максимально использовать свои владения.

В 1856 г. Ягиров насчитывалось около 600, и они удерживали от деревни до 150 деревень. Но к 1874 году власть старых вождей мунда или ораона была почти полностью отменена властью фермеров, введенной помещиками. В некоторых деревнях они полностью утратили свои права собственности и были низведены до положения сельскохозяйственных рабочих.

На двойные вызовы аграрного развала и изменения культуры Бирса вместе с Мунда ответили серией восстаний и восстаний под его руководством. В 1895 году в деревне Чалаккад Тамар Бирса Мунда отрекся от христианства, попросив своих соплеменников поклоняться только одному Богу и отказаться от поклонения бонгам.

Он объявил себя пророком, который пришел, чтобы вернуть потерянное царство своего народа. Он сказал, что правление королевы Виктории закончилось и началась мунда-радж. Он приказал райятам (фермерам-арендаторам) не платить арендную плату. Мунды называли его Дхарати Аба, отцом земли.

Из-за слухов о том, что те, кто не последовал за Бирсой, будут убиты, Бирса был арестован и приговорен к двухлетнему тюремному заключению. 28 января 1898 года, после освобождения из тюрьмы, он отправился со своими последователями в Чутию, чтобы собрать летопись и восстановить расовые связи с храмом. Он сказал, что храм принадлежит кольам. Христианские миссионеры хотели арестовать Бирсу и его последователей, которые угрожали их способности обращать в свою веру. Бирса ушла в подполье на два года, но посетила серию секретных встреч. В этот период он посетил храм Джагарнатха.

. Говорят, что около 7000 мужчин и женщин собрались около Рождества 1899 года, чтобы возвестить улгулаан (революцию), которая вскоре распространилась на Кхунти, Тамар, Басию и Ранчи. Основными целями были англиканская миссия в Мурху и римско-католическая миссия в Сарваде. Бирсаиты открыто заявили, что настоящими врагами являются британцы, а не христианские мунды, и призвали к решительной войне против британцев. Два года они атаковали лояльные британцам места.

5 января 1900 года последователи Бирсы убили двух констеблей в Эткедихе. 7 января они напали на полицейский участок Хунти, убили констебля и разрушили дома местных лавочников. Комиссар А. Фобс и заместитель комиссара Х.С. Стриттфилд с армией в 150 человек бросился к Кхунти, чтобы подавить восстание. Британская администрация установила вознаграждение Бирсе в размере 500 рупий. Британские войска атаковали партизан Мунда на холме Думбари, беспорядочно открыв огонь по сотням людей и убив их. Бирса сбежал на холмы Сингхбхама.

Он был арестован в лесу Джамкопай в Чакрадхарпуре 3 марта 1900 года. Согласно письму заместителя комиссара Ранчи, 460 племен были привлечены к ответственности по 15 различным уголовным делам, из которых 63 были осужден. Один был приговорен к смертной казни, 39 - к пожизненной транспортировке, 23 - к лишению свободы на сроки до четырнадцати лет. Во время судебных процессов в тюрьме погибло шесть человек, в том числе Бирса Мунда. Бирса Мунда умер в тюрьме 9 июня 1900 года.

После его смерти движение прекратилось. В 1908 году колониальное правительство приняло Закон об аренде Чотанагпура (CNT), который запрещает передачу земель племен неплеменным.

В массовой культуре
Бирса Мунда на марке Индии 1988 года

Годовщина его рождения, приходящаяся на 15 ноября, до сих пор отмечается племенами в Майсур и районах Кодагу в Карнатаке, а официальная церемония проходит в его Самадхи Стхале, в Кокар Ранчи, столица Джаркханда.

Сегодня существует ряд организаций, органов и структур, названных его именем, в частности аэропорт Бирса Мунда Ранчи, Технологический институт Бирсы Синдри, Бирса Мунда Ванваси Чаттравас, Канпур, Университет Сидхо Канхо Бирша, Пурулия и Сельскохозяйственный университет Бирсы. Боевой клич из Бихарского полка - Бирса Мунда Ки Джай (Победа Бирса Мунда).

В 2004 году вышел фильм на хинди «Улгулан-Эк Кранти» (Революция).) был сделан Ашоком Сараном. Дипрадж Рана сыграл Бирсу Мунду в фильме, и 500 бирсаитов (последователей Бирсы) появились в массовке.

В 2008 году был снят фильм на хинди, основанный на жизни Бирсы, Ганди Се Пехле Ганди (Ганди до Ганди), был поставлен Икбалом Дурраном, основанным на его собственном одноименном романе.

лауреат премии Рамона Магсайсая, писатель-активист историческая литература Махасветы Деви, Араниер Адхикар (Право в лес, 1977), роман, за который она получила премию Сахитья Академи для бенгальского языка в 1979 году, основан на его жизни и восстании мунда против британского владычества в конце 19 века; Позже она написала сокращенную версию Бирса Мунда специально для юных читателей.

Статуя Улгулана - это предполагаемая статуя Бирса Мунда высотой 150 футов, которая будет построена в Джаркханде из собранных камней от домашних хозяйств региона.

Улгулан, ежегодный фестиваль колледжей Национального университета изучения и исследований в области права в Ранчи, вдохновлен борьбой за свободу Бирса Мунда.

Гопи Найнар, режиссер Арамм, собирается снять фильм на тамильском языке о жизни Бирса Мунда. Известный тамильский режиссер и антикастовый активист Па. Ранджит будет снимать фильм на хинди, основанный на жизни Бирсы Мунды.

День памяти

Его поминают названиями следующих учреждений и организаций:

Цитаты
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Бирса Мунда.
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:24:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте