Бирлинн

редактировать
Средневековый шотландский корабль

Резьба с изображением бирлинна на надгробной плите XVI века в часовне Макдуфи, Оронсей, гравюра 1772 года.

birlinn (шотландский гэльский : bìrlinn) был деревянное судно, приводимое в движение парусом и веслом, широко использовалось на Гебридских островах и Вест-Хайлендс в Шотландии с Средневековья. Варианты названия на английском языке и Lowland Scots включают «берлин» и «бёрлинг». Галло-норвежский термин может происходить от норвежского byrðingr (корабль из досок). Было высказано предположение, что местная родословная также может быть прослежена до судов, подобных лодке типа Broighter (первый век до нашей эры), оснащенной веслами и квадратным парусом, без необходимости предполагать, что это конкретный викинг. влияние дизайна. Однако неизвестно, представляет ли модель Broighter деревянное судно или обтянутую кожей лодку типа currach. Большинство ученых подчеркивают влияние викингов на birlinn.

birlinn был построен из клинкера, и на них можно было плавать или кататься на лодке. У него была одинарная мачта с квадратным парусом. У меньших судов этого типа могло быть всего двенадцать весел, у более крупных галер West Highland их было целых сорок. Более четырехсот лет, вплоть до семнадцатого века, бирлинн был главным судном на Гебридских островах.

В 1310 году король Роберт Брюс предоставил Томасу Рэндольфу, 1-му графу Морей реддендо или хартию, сделав его лордом острова Мэн в обмен на шесть бирлин. 26 весел. В отчете 1615 года Тайному совету Шотландии проводилось различие между галерами, имеющими от 18 до 20 весел, и бирлиннами, имеющими от 12 до 18 весел. Никаких намеков на структурные различия не было. В отчете говорилось, что на весло приходилось три человека.

birlinn появляется в шотландской геральдике как «lymphad », от шотландского гэльского долго фхада.

Содержание
  • 1 Использование
  • 2 Строительство и техническое обслуживание
  • 3 Такелаж и паруса
  • 4 Aileach: реконструкция
  • 5 Ирландия
  • 6 Военно-морские технологии
  • 7 Возможные изменения в конструкции
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Использование

С точки зрения дизайна и функций между ними было значительное сходство местные бирлинны и корабли, используемые норвежскими пришельцами на острова. В условиях острова корабли были необходимы для ведения войны, которая была обычным явлением в этом районе, и местные лорды широко использовали бирлинны, по крайней мере, с тринадцатого века. Самой сильной из региональных военно-морских держав были Макдональдс Айлей.

Владыки островов позднего средневековья содержали самый большой флот на Гебридских островах. Не исключено, что суда типа бирлинна использовались в 1156 г. в морском сражении , в котором Сомерлед, лорд Аргайлла, предок лордов, прочно обосновался на Гебридских островах, столкнувшись с его зять, Годред Олафссон, король островов.

В 1608 Эндрю Стюарт, лорд Очилтри был послан Джеймсом VI из Шотландии для подавления вражды в Западные острова. Его приказы включали уничтожение кораблей, названных в его поручениях лимфадами, галеры и бирлинны, принадлежащие мятежным подданным.

Хотя сохранившиеся свидетельства в основном относятся к бирлиннам на военно-морском флоте. В контексте, существуют независимые свидетельства коммерческой деятельности, для которой такие перевозки были бы необходимы. Есть некоторые свидетельства существования торговых центров в Айлей, Гиге, Кинтайре и Кнапдейле, а в четырнадцатом веке между острова, Ирландия и Англия под покровительством местных лордов. В противном случае бирлинн использовался в основном для перевозки войск, рыбной ловли и перевозки скота.

Строительство и обслуживание

В некотором смысле бирлинн был параллелен более прочному океанскому кораблю норвежской конструкции.. Корабли викингов были двусторонними, с килем, прикрепленным к носу и корме. На основе киля сооружен панцирь из тонкой обшивки (планка ), доски соединены ребрами и скреплены железными гвоздями. Затем симметричные ребра или рамы были привязаны к ремням или закреплены с помощью швеллеров. Поверх большей части нервюр была наложена тонкая перекладина и перекладина. Мачта располагалась на миделе или около того, также использовались весла, в том числе рулевое. У форштевня и кормовой стойки иногда были тщательно вырезанные выемки для концов досок, с коленями, прикрепляющими упоры к ремням, и балки, соединяющие головки шпангоутов.

Западная Шотландия, Внутренние Гебридские острова показаны темно-синим цветом. Именно там и на материке древесина была наиболее доступной.

Корпус имел общее сходство с норвежским рисунком, но корма и корма могли иметь более крутой наклон (хотя необходимо учитывать искажение изображения). Сохранившиеся изображения показывают руль направления. Практика строительства лодок девятнадцатого века в Хайлендсе, вероятно, была применима и к бирлиннам: примерами являются использование высушенного мха, пропитанного дегтем, для конопатки, а также использование строительных материалов.

Дуб был древесиной, которую предпочитали как в Западной Шотландии, так и в Скандинавии, поскольку она была прочной и устойчивой к гниению. Реже использовались другие породы древесины. Вероятно, что на Внешних островах Западной Шотландии всегда не хватало древесины, но береза ​​, дуб и сосна были в изобилии на Внутренних островах и на материке. Обилие древесины в Лохабере было пресловутым: «B'e sin fiodh a chur do Loch Abar» («Приносить дрова в Лохабер») говорилось о всяком лишнем предприятии.

Среди используемых инструментов, вероятно, были тесла, топоры, шнеки и насадки для ложек, аулы, плоскости, ножи для вытяжки и утюги вместе с другими инструментами, типичными для набора североевропейских плотников. Как и в традиционном судостроении, измерения в основном производились на глаз.

Традиционная практика укрытия лодок в береговых вырубах ("наустах") - небольших искусственных гаванях - вероятно, также использовалась с бирлинн. Есть свидетельства в укрепленных местах построенных гаваней, пристани для лодок и морских ворот.

Влияние норвежских методов кораблестроения, хотя и правдоподобно, но является предположительным, поскольку на сегодняшний день не было обнаружено значительных остатков бирлинна. Однако традиционные методы и термины постройки лодок могут дать представление о конструкции судна.

Такелаж и паруса

Резные изображения бёрлинна шестнадцатого века и ранее показывают типичный такелаж : распорки, форштаги и ахтерштаги, ванты (носовые и кормовые), фал и стаксель (подвижная петля, используемая для крепления ярда или багра к мачте). На передней кромке находится руль с цапфой, вставленный в пиноли. Не исключено, что использовались деревянные дуги или лонжероны (норвежцы называли их beitass ). Это использовалось, чтобы выдвинуть переднюю шкаторину паруса по ветру.

Традиционная практика Хайленда заключалась в изготовлении парусов из жесткой, толстой шерсти с веревками. из мха-пихты или вереска. Средневековые паруса в Хайленде, как и повсюду, показаны сшитыми из множества маленьких квадратов, и есть возможные свидетельства наличия точек рифа.

Айлах: реконструкция

Репродукция 16 -оар Хайленд-галера, Айлах, была построена в 1991 году в Мовилле в Донеголе. Он был основан на изображениях таких судов в скульптуре Вест-Хайленд. Несмотря на хорошие ходовые качества судна, его дизайн был описан как вводящий в заблуждение из-за чрезмерного упора в плане на тесные скульптурные изображения. Судно было спроектировано с высокой, почти вертикальной, кормой и носом. Оказалось, что на одно весло поместиться больше одного гребца, и опоры были слишком близко друг к другу. Менее сжатые изображения четырнадцатого и пятнадцатого веков показывают сосуды, которые длиннее и крупнее.

Ирландия

Ирландская длинная фхада, судя по современным источникам, напоминала свой западный хайлендский эквивалент, хотя там до сих пор нет археологического подтверждения.

Анналы четырех мастеров описывают использование флотов в ирландском контексте, часто с шотландскими связями. В 1413 году Туатал Ó Майл, возвращаясь из Ольстера в Коннахт с семью кораблями, столкнулся с сильным штормом (anfadh na mara), который гнал их на север, в Шотландию: уцелел только один из кораблей. В 1433 году Макдональд с островов прибыл в Ольстер с большим флотом (co c-cobhlach mór), чтобы помочь О'Ниллам в войне с О'Доннеллами.

В Ирландии весельные суда широко использовались для ведения войны. и пиратство со стороны О'Мэлли и О'Флатертиса, западных лордов, чья база находилась в Коннахте. Английские официальные лица сочли необходимым противопоставить им подобные суда. Самым известным из этих местных правителей был Гринне Ни Мхайл, из которого сэр Ричард Бингхэм сообщил в 1591 году, что в ее распоряжении двадцать судов. Она, как и ее отец, вела обширную морскую торговлю.

Между Ирландией и Шотландией существовало постоянное морское сообщение, и наемников из Хайленда обычно доставляли в Ирландию на бирлиннах.

Военно-морская техника

Бирлинн во время гребли отличался скоростью и в результате часто мог уклоняться от преследователей. Пушки не устанавливались даже в более поздний период: «Бирлинн» был слишком легким, а надводный борт - слишком низким. Однако он был очень подходящим для рейдов, и с опытными стрелками на борту мог создать грозную защиту от небольших судов. Суда этого типа были наиболее уязвимы, когда их выбрасывали на берег или загоняли в угол более тяжелым судном, несущим пушку.

Возможные изменения в конструкции
печать Джона Мойдартаха (от 1572 г.). На нем изображен бирлинн с приподнятой палубой.

Есть некоторые свидетельства того, что к концу шестнадцатого века на дизайн бирлинна повлияли новые веяния. На резьбе, сделанной в Арасайге в 1641 году, изображено судно с опущенными носом и кормой. На английской карте северо-востока Ирландии, сделанной не позднее 1603 года, изображены «флотилии Красноногих [горцев] Кантайра» с одномачтовыми судами, как и раньше, но с квадратным парусом, установленным на наклонной балке реверса и небольшая каюта на корме, выступающая назад. Две печати Кланранальда, прикрепленные к документам, датированным 1572 годом, показывают бирлинн с приподнятыми палубами на носу и корме, мотив, повторяющийся в более поздних геральдических устройствах. Если бы такие изменения произошли, они отразили бы влияние юго-востока и, в конечном итоге, Средиземноморья. Подтверждающие доказательства были подвергнуты критике за то, что они неубедительны и неубедительны, но есть наглядные свидетельства аналогичных событий на ирландской галере.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Колдуэлл, Дэвид Х. (2007), «Иметь правильную экипировку: горцы с запада, сражающиеся в Ирландии» в «Мире Галлоугласа»: короли, военачальники и воины в Ирландии и Шотландии, 1200–1600 гг. Даффи, Шон (ред.). Дублин: Four Courts Press. ISBN 978-1-85182-946-0
  • Гринхилл, Бэзил (ред.) (1976), Археология лодки: новое вводное исследование (первое издание), Лондон: Адам и Чарльз Блэк, ISBN 0-7136-1645-8 CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Риксон, Денис (1998), The West Highland Galley (первое издание), Эдинбург: Birlinn, ISBN 1-874744-86-6
  • Watson, J. Carmichael (ed.) (1934). Гэльские песни Мэри МакЛауд. Blackie Son Limited [1]
Дополнительная литература
  • Macauley, John (1996), Birlinn - Longships of the Hebrides. The White Horse Press. ISBN 9781874267300
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:18:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте