Бирка

редактировать
археологический памятник на острове Бьоркё в Швеции
Бирка
Birka Ansgar 2008.jpg Крест Ансгарс в Бирке
МестоположениеЭкерё Муниципалитет, Швеция
Координаты59 ° 20′10 ″ N 17 ° 32′43 ″ E / 59,33611 ° N 17,54528 ° E / 59,33611; 17,54528 Координаты : 59 ° 20'10 ″ N 17 ° 32'43 ″ E / 59,33611 ° N 17,54528 ° E / 59,33611; 17,54528
История
Основан8 век
Заброшен10 век
ПериодыЭпоха викингов
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное названиеБирка и Ховгорден
ТипКультурные
Критерииiii, iv
Определены1993 (17-я сессия )
Справочный номер555
Государство-участникШвеция
РегионЕвропа и Северная Америка

Бирка Об этом звуке слушайте (Бирка в средневековых источниках), на острове Бьоркё (буквально: «Березовый остров») в современной Швеции, была важная эпоха викингов центр, который обрабатывал товары из Скандинавии и Финляндии, а также Центральной и Восточной Европы и Востока. Бьоркё находится в Озеро Меларен, в 30 км к западу от современного Стокгольма, в муниципалитете Экерё.

Бирка была основана около 750 г. н.э. и процветала более 200 лет. Она была заброшена c. 975 год нашей эры, примерно в то же время Сигтуна был основан как христианский город примерно в 35 км к северо-востоку. Было подсчитано, что население Бирки в эпоху викингов составляло от 500 до 1000 человек.

Археологические раскопки Бирка и Ховгорден на соседнем острове Адельсе, составляют археологический комплекс, который иллюстрирует сложные торговые сети викингов Скандинавии и их влияние на последующую историю Европы. Бирка (наряду с Ховгорденом), которая считается старейшим городом Швеции, была ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия с 1993 года. Серебряное кольцо из могилы эпохи викингов в Бирке - первое кольцо с арабской надписью той эпохи, найденной в Скандинавии.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание Римберта
    • 2.1 Плацдарм христианских миссионеров
    • 2.2 Короли
    • 2.3 Церковь
    • 2.4 Вероятная крепость
    • 2.5 Сборка Тин
  • 3 Описание Адама Бременского
    • 3.1 Местоположение и порт
    • 3.2 Епископ
    • 3.3 Местоположение гробницы Унни
    • 3.4 Разрушение
  • 4 Археологические раскопки Бьёркё
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История
Расположение в Швеции Реконструкция жилья Реконструкция лодок Карта Бьоркё и Бирка сегодня Карта Бьоркё, конец 17 века, из Suecia antiqua et hodierna. Гравюра Виллема Свидде.

Бирка была основана примерно в 750 году нашей эры либо королем для контроля и расширения торговли, либо возникла из сезонных торговых мест. Это одно из первых городских поселений в Скандинавии. Бирка была балтийским звеном в речном и волостном пути через Ладогу (Альдейгья) и Новгород (Холмсгард) в Византийскую империю и Аббасид Калифат. Бирка была также важна как место первой известной христианской общины в Швеции, основанной в 831 году святым Ансгаром.

В качестве торгового центра Бирка, скорее всего, предлагала меха и изделия из железа, а также ремесленные изделия в обмен на различные материалы из большей части Европы и Западной Азии. Меха добывали у саамов, финнов и людей на северо-западе России, а также у местных охотников. Меха включали медведя, лисицы, куницы, выдры, бобра и других видов. Рога оленя были важным предметом обмена, как и вырезанные вручную гребни из рогов. Также обменялись моржовые зубы, янтарь и мед.

Иностранные товары, найденные в могилах Бирки, включают стеклянную и металлическую посуду, керамику из Рейнской области, одежду и ткани, в том числе китайский шелк, Византийская вышивка тончайшей золотой нитью, парча с золотом паспарту и плетеные шнуры высокого качества. Начиная с девятого века, начинают появляться монеты, отчеканенные в Хайтабу на севере Германии и в других местах Скандинавии. Однако подавляющее большинство монет, найденных в Бирке, представляют собой серебряные дирхамы халифата. Английские и каролингские монеты редки.

Источники Бирки - это в основном археологические остатки. Никаких текстов из этой области не сохранилось, хотя письменный текст Вита Ансгари («Жизнь Ансгара») Римберта (ок. 865) описывает миссионерскую деятельность Ансгара около 830 г. в Бирке и Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum (Деяния епископов Гамбургской церкви) Адама Бременского в 1075 г. описывает архиепископа Унни, который умер в Бирке в 936 г. Работа святого Ансгара была первой неудачной попыткой обратить жителей из норвежской религии в христианство.

И Римберт, и Адам были немецкими священнослужителями, писавшими на латыни. Нет никаких известных норвежских источников, в которых упоминается название поселения или даже само поселение, а оригинальное норвежское название Бирка неизвестно. Бирка - это латинизированная форма, приведенная в источниках, а Бирка - это современная, неисторическая шведская форма. Латинское название, вероятно, произошло от древнескандинавского слова «бирк », которое, вероятно, означало рыночную площадь. С этим связан закон Бьяркоа (bjärköarätt ), который регулировал жизнь на рынках в Дании, Норвегии и Швеции. Оба термина в разных формах очень распространены в скандинавских топонимах и по сей день, что приводит к предположению, что все упоминания Бирки, особенно Адама Бременского, относятся к разным местам.

В обеих публикациях ничего не говорится о размере, структуре и внешнем виде Бирки. Согласно рассказу Римберта, Бирка имела большое значение, поскольку имела порт и была местом проведения региональных тин. Адам упоминает только порт, но в остальном Бирка, кажется, была для него значимой, потому что она была плацдармом христианской миссии Ансгара и потому что там был похоронен архиепископ Унни.

Вита Ансгари и Геста иногда неоднозначны, что вызвало некоторые разногласия относительно того, были ли Бирка и поселение Бьоркё одним и тем же местом. Многие другие места предлагались годами. Однако Бьоркё - единственное место, которое может показать остатки города, имеющего значение Бирки, поэтому подавляющее большинство ученых считают Бьоркё местом Бирки.

Бирка была заброшена во второй половине 10-го века. век. Судя по находкам монет, город, кажется, замолчал около 960 года. Примерно в то же время близлежащее поселение Сигтуна вытеснило Бирку в качестве главного торгового центра в районе Меларен. Причины отказа Бирки оспариваются. Способствующим фактором мог быть отскок после ледникового периода, который снизил уровень воды в Меларене, превратив его из рукава моря в озеро и отрезав Бирку от ближайшего (южного) выхода к Балтийское море. Балтийский остров Готланд был также в лучшем стратегическом положении для русско-византийской торговли и приобретал известность как оплот торговли. Историк Нил Кент высказал предположение, что этот район мог стать жертвой вражеского нападения.

Варяжские торговые станции в России пострадали примерно на столько же. Дата.

Описание Римберта

В Vita Ansgari («Жизнь Ансгара») монах, а позже архиепископ Гамбург-Бременский Римберт дает первое известное описание Бирки. Город был центром католической миссионерской деятельности в Швеции 9 века. Интересы Римберта были связаны с христианской верой, а не со шведской геополитикой, поэтому его описания Бирки в лучшем случае остаются приблизительными.

Плацдарм христианских миссионеров

Так все началось в 829 году:

Между тем случилось так, что шведские послы пришли к императору Людовику Благочестивому, и среди прочего, что им было приказано довести до сведения императора, они сообщили ему, что многие из их народа желают принять христианскую религию, и что их король до сих пор одобряет это предложение, что он разрешит Священники Бога должны жить там, при условии, что они будут признаны достойными такой милости и что император пошлет им подходящих проповедников. (Глава IX)

Ансгар затем предпринял миссию, порученную ему императором, который пожелал, чтобы он отправился к шведам и выяснил, готов ли этот народ принять веру, которую провозгласили их посланники. (Глава X)

Ансгар уже имел опыт миссионерской работы в Дании и отправился в Швецию. Римберт описывает поездку очень в общих чертах:

Мне может быть достаточно сказать, что, когда они были посреди своего путешествия, они попали в руки пиратов. Купцы, с которыми они путешествовали, защищались энергично и какое-то время успешно, но в конце концов они были побеждены и побеждены пиратами, которые забрали у них их корабли и все, что у них было, в то время как сами они едва спаслись. ногой на землю. - С большим трудом они совершили свое долгое путешествие пешком, пересекли также промежуточные моря (maria), где это было возможно, на корабле, и в конце концов прибыли в шведский порт под названием Бирка. (Главы X и XI)

Римберт не говорит, куда отплыл Ансгар или где он приземлился. Обращает на себя внимание только его заметка о нескольких «морях», которые им пришлось пересечь, чтобы добраться до Бирки с места, куда они приземлились. Поскольку Римберт упоминает, что они пересекали моря на корабле «там, где это было возможно», у них явно была альтернатива - обогнуть их, а это означает, что моря, вероятно, были многочисленными озерами на юге Швеции. Когда Ансгар снова отправился в Бирку из Германии около 852 г., все пошло легче:

Ансгар завершил путешествие, в которое отправился, и, проведя почти двадцать дней на корабле, прибыл в Бирку (Глава XXVI)

Это могло означать, что он отплыл из Гамбурга или Бремена, а не из какого-то порта в Балтийском море, поскольку в более позднем отчете Адама Бременского указано расстояние Scania и Бирка всего пять дней в море.

Короли

Несколько шведских королей 9 века, Бьёрн, Анунд и Олоф, все упоминаются в Vita. провести время в Бирке. Однако ни у одного из них не было своей резиденции, поскольку шведский король и его свита периодически перемещались между Хусбисом, частями сети королевских поместий, называемых Уппсала öd.

Король Бьёрн встретил Ансгара в Бирке, когда прибыл туда в 829 году (глава XI). Позже король Улоф встретил его там же во время своего последнего путешествия в 852 году (глава XXVI).

Церковь

Миссионерская деятельность Ансгара привела к созданию первых церквей в Швеции. Кстати, о префекте Бирки:

Немного позже он построил церковь на своей вотчине и служил Богу с величайшей преданностью. (Глава XI)

Церковь Херигара находилась недалеко от того места, где проводились тинги:

Однажды он сам сидел в собрании людей, на открытой равнине была устроена сцена для совета. Затем он вызвал своих слуг и велел отнести его в свою церковь. (Глава XIX)

Еще одна церковь была построена в Швеции, однако ее местонахождение осталось открытым:

Этот Готберт, получивший при освящении почетное имя апостола Симеона, отправился в Швецию и был с честью принят король и народ; и он начал, на фоне общей доброй воли и одобрения, строить там церковь (Глава XIV)

Изгнанный шведский король Анунд Упсейл подтверждает, что одна из церквей находилась в самой Бирке, когда он размышляет, действительно ли Бирка должны быть разграблены:

«Там, - сказал он, - много великих и могущественных богов, и в прежние времена там была построена церковь, и там много христиан, которые поклоняются Христу» (Глава XIX)

Вероятная крепость

Вход в оборонительную стену эпохи викингов на Бирке

Датчане напали на Бирку в сопровождении свергнутого короля Анунда, что вызвало большие бедствия в городе.

Находясь в большом затруднении, они бежали в соседний город (ad civitatem, quæ iuxta erat, confugerunt) и начали обещать и предлагать своим богам - но поскольку город был слабым и мало кто мог оказать сопротивление, они отправил к датчанам гонцов и просил дружбы и союза. - Хергейр, верный слуга Господа, рассердился на них и сказал: «Они уведут ваших жен и сыновей в плен, они сожгут наш город (urbs) и город (vicus)» и уничтожат вас мечом (Глава XIX)

Поскольку соседний «город» не упоминается ни в каком другом контексте, кроме как во время датского нападения, как место, где люди укрывались, вероятно, это означало близлежащую крепость. В конце концов датчане ушли, спасая Бирку от гибели.

Ассамблея Тинга

Когда Ансгар спросил, разрешит ли король Олоф утвердить христианскую религию в королевстве во время его второго визита в 852 году, король сказал ему:

По этой причине у меня нет власти и я не смею одобрять цели вашей миссии, пока я не смогу посоветоваться с нашими богами путем жеребьевки и пока я не смогу узнать волю людей по этому поводу. Пусть ваш посланник будет со мной на следующем собрании (Глава XXVI)

Когда приблизился день собрания, которое проводилось в городе Бирка, в соответствии с их национальным обычаем, король приказал сделать воззвание к народу. голосом вестника, чтобы они могли быть проинформированы о цели их миссии. - Затем король поднялся из среды собрания и немедленно приказал одному из своих посланников сопровождать посланника епископа и сказать ему, что люди единодушно склонны принять его предложение и в то же время сказать ему, что, пока их Действия были полностью согласны с ним, он не мог дать своего полного согласия до тех пор, пока на другом собрании, которое должно было состояться в другой части его королевства, он не объявил об этом решении людям, жившим в этом районе. (Глава XXVII)

Тинги были масштабными мероприятиями под открытым небом, для которых требовалось много места. Более важным событием, о котором говорил король Олоф, вероятно, был Тинг всех шведов, который проводился в конце февраля в Упсале во время Дистинга. Король был обязан подчиняться общим решениям, принятым на этом празднике, и самым влиятельным человеком на этом собрании был не король, а законодатель Тиундаленда. Местными важными вещами были вестготский тинг всех геатов в Скаре и остготский лионга тинг в окрестностях сегодняшнего Линчёпинга.

описание Адама Бременского

В Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum (Деяния епископов Гамбургской церкви) Адам Бременский много раз упоминает Бирку, и эта книга является основным источником информации о городе. После первого выпуска в 1075/6, Геста была дополнена дополнительными Схолиями до смерти Адама в 1080-х. Бирка описывается как существующий город в первоначальной версии, но затем как разрушенный в Схолии 138.

Одним из основных источников Адама был немецкий епископ Адальвард Младший из Сигтуны., а затем Скара, как намекает в Scholia 119. Он также был хорошо знаком с работами Римберта. Сам Адам никогда не был в Бирке.

Местоположение и порт

Адам описал Бирку как Геатиш портовый город и собрал много подробностей о нем.

Бирка - главный город геатишей (oppidum Gothorum), расположенный в центре Швеции (Suevoniae), недалеко (не долгое время) от храма под названием Уппсала (Ubsola) которые шведы (Sueones) высоко ценили, когда дело касалось поклонения богам; здесь образует вход в Балтийское или Варварское море, порт, обращенный на север, который приветствует все дикие народы со всего этого моря, но который опасен для тех, кто небрежно или не знает таких мест... поэтому они заблокировали этот вход в неспокойное море со скрытыми массами скал на более чем 100 стадионах (18 км). На этой якорной стоянке, которая лучше всего защищена в морском регионе Швеции (Suevoniae), все корабли, принадлежащие датчанам (Danorum), известным как норвежцы (Nortmannorum), а также славянам (Sclavorum), Сембрийцы (Semborum) и другие скифы (Scithiae) обычно собираются каждый год для различных необходимых торгов. (I 62)

Поворачивая от северных частей к устью Балтийского моря, мы сначала встречаем норвежцев (Нортманни), затем выделяется датский регион Сконе (Скония), а за ними живут Геты (Готи) на большом участке до Бирки. (IV 14)

Описав Вестергётланд и Скара, Адам пишет:

За ним Östergötland (Остготия) простирается вдоль моря, то есть называется Балтийским морем, вплоть до Бирки. (IV 23)

В следующем заявлении следует отметить использование термина «недалеко» (не долгое время), который также использовался для описания расстояния между Биркой и храмом Уппсалы:

Кроме того, нам сказали, что в этом море есть еще много островов, один из которых называется Великая Эстландия (Эстланд). Говорят, что этот остров находится довольно близко к Земле женщин (terrae feminarum ), что недалеко (не долго) от Бирки шведов. (IV 17)

У Адама также были инструкции по путешествию из Сконе в Сигтуну :

Из Сконе (Скония) у датчан можно добраться до Сигтуны (Сиктонам) или Бирки после пяти дней в море, поскольку они действительно похожи. Но по суше из Сконе через геатиш (Gothorum populos) и города Скара (Скаранем), Телгас и Бирка можно добраться до Сигтуны только через целый месяц. (IV 28)

«Телгас» больше нигде не упоминается и остается таким же спекулятивным, как и Бирка. Самым популярным отождествлением среди многих тельгских имен в Швеции является Södertälje. В Схолии 121 из IV 20 говорится также:

Для тех, кто плывет из Сконе (Скония) датчан в Бирку, путешествие занимает пять дней, из Бирки в Россию (Руцциам) также пять дней в море. (Scholia 121)

Следующее определение остается еще более загадочным:

Сожалея об их ошибках, наш архиепископ посвятил их епархиальной столицей Бирку, которая находится в центре Швеции (Sueoniae) напротив Jumne (Юмнем) столица славян и одинаково удаленная от всех берегов окружающего моря. (IV 20)

Поскольку для любого шведского города физически невозможно встретиться лицом к лицу с Юмне, последний расположен вдоль реки Одер, заявление Адама, вероятно, является недоразумением. Известно, что на противоположном берегу Одера не было места, имеющего похожее название на Бирку, поэтому вполне возможно, что что-то похожее на Юмне находилось напротив Бирки.

Епископ

Архиепископство Гамбург-Бремен, которое курировало миссионерскую работу в Скандинавии до 1103 года, назначало епископов в Швецию, по крайней мере, с 1014 года и далее, первый престол был в Скаре. Несколько епископов были назначены для Швеции в 1060-х годах, один также для Бирки.

Для Швеции были посвящены шесть: Адалвард Старший (Адалвардум) и Ацилинум, также Адальвард Младший (Адалвардум) и Тадикум, а также Симеон (Симеонем) и монах Иоанн (Иоаннем). (III 70)

Схолия 94 добавляет это следующим образом:

Адальвард Старший (Адалвардус старший) должен был руководить обеими землями геатов (uterque praefectus est Gothiae), Адальвардом Младшим Сигтуна (Сиктунам) и Уппсала (Убсалам).), Симеон (Симон) саамский народ (Скритефинго), Иоанн (Иоаннес) острова Балтийского моря. (Scholia 94)

Кроме того, после разговора о Бирке о местонахождении Иоанна было сказано следующее:

Для этого города он рукоположил первым среди нашего народа аббата Хилтина, которого он хотел назвать Иоанном. (IV 20)

Судя по всему, Иоанн поселился в Бирке, чтобы подготовиться к миссионерской работе среди множества язычников, которые наводнили Бирку со всех концов Балтийского побережья. Это было логическим продолжением Бирки как первого миссионерского города в Швеции. Здесь следует отметить, что самые большие острова в Балтийском море, Эланд и Готланд, в средние века входили в состав епархии Линчёпинг, охватывая также Эстергётланд и восточный Смоланд.

Местоположение гробницы Унни

Схолия 122 из IV 20 находит гробницу гамбургского архиепископа Унни в Бирке:

Здесь находится порт Сен Ансгар и могила святого архиепископа Унни, и, говорят, знакомое пристанище для святых исповедников нашей епархии. (Scholia 122)

Согласно Гесте, Унни умер в 936 году (I 64).

Разрушение

После того, как Бирка постоянно описывается как существующий город, Схолия 138 из IV 29 описывает Внезапная кончина Бирки. Говоря об Адальварде Младшем, епископе Сигтуны, а затем и Скаре, Адам или более поздний переписчик писал:

Во время своего путешествия он воспользовался возможностью сделать объезд в Бирку, которая сейчас является доведен до одиночества, так что едва ли можно найти остатки города; поэтому невозможно прийти к могиле святого архиепископа Унни. (Scholia 138)

Это замечание не проясняет, нашел ли Адальвард город разрушенным или это произошло после его визита, и более позднее замечание было сделано для того, чтобы предупредить будущих паломников, чтобы они больше не ходили туда напрасно. Поскольку Адальвард вернулся в Бремен уже к 1069 году и упоминается как один из источников информации Адама, можно было ожидать, что слух о гибели Бирки достиг и Адама до того, как он опубликовал свою работу полвека спустя.

Археологические раскопки Бьоркё
Раскопки 1991 года в темной земле Раскопки Бирки в июле 2004 года

Точное местонахождение Бирки также было утеряно на протяжении веков, что привело к предположениям шведских историков. Однако в так называемой «Хронике Швеции » (Prosaiska krönikan) впервые заявлено, что остров Бьоркё был Биркой уже около 1450 года:

И в Швеции было три столицы, две из которых были недалеко от Упсалы (Впсала). Одна называлась Сигтуна (сиктуна), а другая Бирка (бирка). Бирка была на острове в озере Меларен (мелар), который называется Бьоркё (birköö). Третий находился в Вестгёталанде (westergötlandh) и назывался Скара (скара).

В поисках Бирки национальный антиквар Йохан Хадорф был первым, кто попытался провести раскопки на Бьоркё в конце 17 века.

В конце 19 века Ялмар Столпе, энтомолог по образованию, прибыл на Бьорко, чтобы изучить окаменелых насекомых, найденных в янтаре на остров. Штольпе нашел на острове очень большое количество янтаря, что необычно, поскольку янтарь обычно не встречается в озере Меларен. Штольпе предположил, что остров мог быть важным торговым постом, что побудило его провести серию археологических раскопок между 1871–1895 годами. Раскопки вскоре показали, что на острове было крупное поселение, и, в конце концов, Штольпе потратил два десятилетия на раскопки острова. После того, как Björkö стали отождествлять с древней Birka, было высказано предположение, что первоначальное имя Birka было просто Bierkø (иногда пишется Bjärkö), более ранняя форма Björkö.

При раскопках была обнаружена значительная коллекция фрагментов текстиля, в основном из камерных могил. Агнес Гейджер опубликовала наиболее подробный анализ этой коллекции в 1938 году, хотя ее исследование было основано только на 5% из 4800 фрагментов ткани, сохранившихся с этого места. Коллекция представляет собой обычное разнообразие различных типов тканей, демонстрирующих высококачественные ткани, изготовленные с использованием различных технологий, таких как полосатый и саржевый. В основном сделанные из шерсти и льна, качество тканей, изученных Гейером, варьировалось от очень грубых до тонких тканей с большим количеством нитей, для создания которых требовались сложные техники. Шелк и другие материалы, такие как золотые и серебряные нити, были менее распространены.

Владение Björkö сегодня в основном находится в частных руках и используется в сельском хозяйстве. Однако это поселение археологическое, и поблизости был построен музей для выставки находок (в основном реплик), моделей и реконструкций. Это популярное место для посещения в летнее время. Полная коллекция археологических находок из раскопок на Бьоркё находится в Шведском историческом музее в Стокгольме, и многие из артефактов выставлены там.

Археологические раскопки находятся в северной части Бьоркё и занимают площадь около 7 га (17 акров ). Останки являются одновременно захоронениями и постройками, а в южной части этой местности есть также городище под названием «Борген» («Крепость»). Технология строительства зданий до сих пор неизвестна, но основным материалом было дерево. На соседнем острове находятся останки Ховгорден, поместья, в котором во время посещений размещалась свита короля.

Приблизительно 700 человек жили в Бирке, когда она была самой большой, и было найдено около 3000 могил. Его административный центр предположительно находился за пределами самого поселения, на близлежащем острове Адельсе.

. Последние крупные раскопки проводились между 1990–95 годами в районе темной земли, который, как считается, быть местом основного поселения. Сегодня Бьоркё в основном занимается сельским хозяйством, и судоходные линии доставляют туристов на остров, где в музее можно увидеть жизнь в эпоху викингов.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Биркой.
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:15:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте