Биннендизе

редактировать
Биннендизе
Binnendieze 's-Hertogenbosch.jpg
Местоположение
СтранаНидерланды
Физические характеристики
Источник
• местоположениеГроте Хекель
• координаты51 ° 41′7 ″ N 5 ° 18′29 ″ E / 51,68528 ° N 5,30806 ° E / 51,68528; 5,30806 (Binnendiezesource)
Рот
• местоположениеДизе
• координаты51 ° 41′45 ″ с.ш., 5 ° 18′3 ″ в.д. / 51,69583 ° с.ш., 5,30083 ° в.д. / 51.69583; 5,30083 (Binnendiezemouth) Координаты : 51 ° 41'45 ″ N 5 ° 18'3 ″ E / 51,69583 ° N 5,30083 ° E / 51,69583; 5.30083 (Binnendiezemouth)
Особенности бассейна
ProgressionMeuseСеверное море

Binnendieze - общее название для всех рек и каналов внутри городских стен с-Хертогенбос, Нидерланды. Это главная достопримечательность. У северо-западной оконечности городских стен место слияния реки Биннендизе с реками Aa и Dommel образует короткую реку Dieze, приток реки Meuse (голландский : Maas).

Содержание

  • 1 Dieze and Dommel
  • 2 The Binnendieze
    • 2.1 Естественная ситуация
    • 2.2 Groote Hekel
    • 2.3 Groote Stroom
    • 2.4 Doode Stroom
    • 2.5 Verwerstroom
    • 2.6 Vughterstroom
    • 2.7 Kerkstroom
    • 2.8 Kleine Vughterstroom
    • 2.9 Binnenhaven (внутренняя гавань)
  • 3 Борьба за сохранение
  • 4 Галерея
    • 4.1 Binnendieze (Inner Dieze)
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Диз и Доммель

Карта 1850-х годов с Доммелем

Доммель берет свое начало в Бельгии и течет через Эйндховен и с-Хертогенбос, чтобы присоединиться к Маасу. Однако внутри Хертогенбоса и ниже по течению Доммель известен как (Биннен) Диез. На это есть исторические причины. В прошлом местные жители считали Esschestroom, или Run, который проходит от Oisterwijk до Гальдера, как основное русло реки Dommel. Поэтому они применили название «Dieze» ко всему участку между Ойстервейком и Маасом.

Когда Доммель стал считаться главной рекой, участок Дизе между Ойстервейком и Гальдером был переименован в Эсчеструм, или Ран. Участок между Гальдером и Хертогенбосом был переименован в Доммель. Однако за воротами Хертогенбоса Доммель сохранил название «Dieze», позднее измененное на «Binnendieze».

Когда укрепления Хертогенбоса были демонтированы в 1870-х годах, русло главного ручья Доммеля было перенаправлено на запад от города. Он создал «Nieuwe Dommel», который теперь известен как Dommel. Он проходит более или менее «параллельным» маршрутом с «Dieze». Операция также создала новое слияние Доммеля с (отводом) реки Аа. Однако с местной точки зрения эти искусственные утечки присоединились к Dieze. которая уже текла из городской гавани Хертогенбос в Маас.

Биннендизе

Естественная ситуация

Часть Dieze внутри Хертогенбоса известна как Binnendieze, или внутреннее Dieze. До вмешательства человека Доммель тек к востоку от города и изгибался к югу и востоку от Виндмоленберга (естественная высота). Затем он продолжил путь туда, где сейчас находится Hinthamereinde. Здесь он соединялся с Аа, где сейчас находится западная дверь «Слуиса 0» (замок). Вместе они снова направились на запад.

Groote Hekel

Groote Hekel

Когда в четырнадцатом веке была построена вторая городская стена, место слияния рек Dieze и Aa оказалось внутри городских стен. Другой перекресток, разделение Dieze и его стока Verwerstroom, также находился внутри этих стен. К югу от этого раскола были построены водные ворота. Он назван Groote Hekel в честь лучей (Hekels), которые блокировали водные ворота. От Groote Hekel основное русло Groote Stroom течет на восток, меньшее Verwerstroom течет на запад. Оба стали известны как Биннендизе. Однако это название было применено и к другим ручьям в городе. Некоторые из них были руками Dieze, другие были искусственно связаны с ним.

Водные ворота Грут-Хекель впервые упоминаются в 1399 году. Первоначально у них было три ворот, поэтому они были известны как «Де Дрие Хекелен». Он давал баржам из Доммеля доступ к городу и откачивал воду из Босше Брук. Самые западные ворота были замурованы в 1634-1668 годах, вероятно, для того, чтобы отводить меньше воды из важного в военном отношении Босше-Брука. До 1880 года ворота можно было заблокировать от врагов, но нельзя было заблокировать воду в Доммеле.

В 1880 году был построен двойной замок с внешней стороны двух оставшихся ворот. Поэтому средневековые ворота можно увидеть только изнутри городских стен. Глядя на них, сразу к востоку от двух оставшихся водных ворот виден еще один ряд из двух больших ворот и одного меньшего врата. Это остатки паровой насосной станции, построенной в начале 1880-х годов и разрушенной в 1965 году.

Groote Stroom

Watergate в первой городской стене

Первоначальный основной ход Биннендизе известен как Groote Stroom. Он начинается у Groote Hekel в южной городской стене, затем изгибается на восток, прежде чем течет обратно на запад, где соединяется с городской гаванью на улице Яна Хейнса. Полный курс трудно различить, потому что в 1962 году Рыночная площадь и ров старого города были засыпаны. В его ходе были и более ранние интервенции.

Когда в начале XIII века была построена первая городская стена, часть естественного русла реки восточно-западного участка Гроте-Струм (называемого Марктструмом) оказалась внутри городские стены. В стене сделана действующая водяная заслонка. К востоку от него Гроте Камень был отклонен и проведен через северный ров. Следующим серьезным вмешательством было соединение между Гроте Камнем и Вугтерструмом к северу от первых городских стен. Это было достигнуто путем рытья участка, который сейчас проходит вдоль Ян-Хайнсстраат, вероятно, в 1250–1275 годах. В 1300-1319 гг. Была отрезана большая изгиба Каменоломни Грута. Это привело к строительству моста Герлингзе на улице Хинтхамер.

В Groote Stroom находятся одни из самых впечатляющих достопримечательностей Биннендизе. Водные ворота в первой городской стене - одни из них. Примечательно, что такие ворота, на смену которым пришли более поздние постройки, сохранились. Его расположение было решающим, потому что добраться до него можно было только по воде. В этих воротах есть канавки, в которые можно вставить балки, чтобы остановить воду Dieze. Неясно, была ли какая-то связь с отсутствием таких возможностей на Grote Hekel.

Камень Дуд

Вид на Камень Дуд

Камень Дуд - заполненная часть поворота, которая была отрезана от Камня Грута в 1300-1319 годах. Этот изгиб просуществовал более 500 лет. Северная часть продолжала быть связующим звеном между Аа и оставшимся Камнем Гроте, как оно существует сейчас. Южная часть вела через тихую часть города. Во время строительства второй городской стены в четырнадцатом веке были построены водные ворота под названием «Кляйне Хекель». Это позволило баржам из Аа войти в город и продолжить движение по северному участку. Аа были отвлечены, чтобы прокормить новые северные городские рвы. Южный участок начал постепенно исчезать с карт в восемнадцатом веке.

Во время строительства Зюйд-Виллемсваарт в 1820-х годах Кляйне-Хекель к северу от этого канала была снесена, а участок Биннендизе от Кляйне-Хекель до Гроот-Камня был разрушен. отрезан от Аа. Отсюда он стал известен как «Doode Stroom» (мертвый поток). Doode Stroom не получал много пресной воды, и поэтому начал вонять. Это был один из первых водотоков, у которого была канализация и который был засыпан, небольшая часть к востоку от «Ахтер-де-Моллен» в 1922 году, остальная часть - в 1929 году.

В 2018 году городское развитие привело к маловероятному повторному открытию Камень Дуд рядом с Зюид Виллемсварт. Ниже Europeesch Keramisch Werk Centrum (EKWC) был обнаружен подвал, в котором находились стены набережной и уцелевший бывший мост союзника Ахтера де Моллена. Оказалось, что после того, как ручей отводили через трубу, поток просто перекрыли стальными балками, перекрытыми каменной кладкой. Муниципалитет и девелопер проекта сразу согласились на получение прибыли от этого обстоятельства. Сделать небольшой мост видимым было бы хорошо для туризма, но также значительно увеличило бы стоимость построек на территории. К середине 2020 года проект все еще продолжался.

Ферверструм

Ферверструм с каноэ

Ферверструм - естественная, меньшая ветвь Доммеля / Диз. Он отделяется от этой реки сразу за городскими стенами у Groote Hekel. Часть Verwerstroom между Groote Hekel и Музеем Noordbrabants проходит по (естественному) руслу реки. Здесь такие названия улиц, как Verwerstraat, Volderstraatje и Raamstraatje (без именной таблички), напоминают о производстве шерстяных тканей. Verwer в переводе с голландского означает тех, кто красит ткань. Фуллинг (голландский : Vollen) был грязной работой войлока шерстяной ткани. После этого ткань нужно было промыть и высушить на стеллажах (голландский : рамэн).

Ферверструм выходил на северную арку Висбруга

Часть к северу от музея, к северу от перекрестка с «Kleine Vughterstroom» был вырыт, чтобы подвести воду к первым городским стенам. Он продолжается вдоль этих бывших стен к северо-западу, вдоль Snellestraat. К северу от пересечения улиц Snellestraat и Postelstraat отель Verwerstroom резко поворачивает на запад. Все это обеспечивает связь между Groote Hekel и городской гаванью, которая питается Vughterstroom.

Изначально Ферверструм слился с Вугтерструмом в Висбруге. Когда во второй половине четырнадцатого века была построена вторая городская стена, участок Ферверструма вдоль Круисстраат от ее последнего поворота возле Гардианенхофа до Висбруга был засыпан. Этим объясняется неестественный изгиб в Guardianenhof. Это также объясняет северную арку в Висбруге. Это оригинальный выход из Verwerstroom, который снова стал видимым в 1976 году.

В настоящее время южную часть Verwerstroom можно увидеть с мостов на Zuidwal, Volderstraatje, Beurdsestraat, Oud Bogardenstraatje, Paradijsstraaje, Waterstraat (Музей Нордбрабанц) и Кляйн Ломбардье. Изюминкой этой части Verwerstroom является проход прямо перед фасадом музея Noordbrabants. На Snellestraat он виден только в двух местах. В Guardianenhof есть вид на Verwerstroom, который показывает, что он меняет курс, протекая под мостом на Postelstraat. Действительно, главная достопримечательность Verwerstroom и других частей Binnendieze заключается в том, что над ним были построены дома. Это означает, что по Verwerstroom все еще можно перемещаться, но с улицы его почти не видно.

Vughterstroom

Vughterstroom

Ручей Vughterstroom начинался как рука Доммеля на высоте крепости Святого Антония. Затем он продолжил путь к западу от города, вероятно, в русле между нынешним Доммелем и железнодорожной станцией. Он снова коснулся города, где сейчас находится цитадель. Оттуда он примерно следовал течению нынешнего Dieze. До того, как Dieze был «создан» в пятнадцатом веке, основное русло Dommel / Dieze текло на восток от него. Vughterstroom соединяется с этой дорогой к северу от города, вероятно, около Engelen.

В тринадцатом веке (вероятно, 1250-1275) песчаный гребень к западу от Grote Stroom был прорыт, создавая соединение с поворот от Vughterstroom к Groote Stroom. Затем город начал раскапывать на юг до Коренбругстраат, чтобы создать гавань. Естественный Вугтерструм пришлось отвести через эту гавань, чтобы она оставалась достаточно глубокой. Поэтому к югу от Коренбругстраат был вырыт канал, пока он не встретился с естественным Вугтерструмом между Ламстратье и Капуцийненпортом. Выкопанный участок от гавани вместе с естественной частью, расположенной выше по течению, до его соединения с Кляйне Вугтерструм, теперь называется Вугтерструм. Когда в четырнадцатом веке была построена вторая городская стена, Vughterstroom оказался внутри стен, с водными воротами на Kuipertjeswal. Природная часть к югу от перекрестка с Kleine Vughterstroom, включая водные ворота, была засыпана.

Vughterstroom - теперь одна из самых известных частей «Binnendieze». Улица, которая проходит рядом с ним, очень тихая и имеет множество видов на воду. В северной части много кафе, ресторанов и террас. Это также одна из отправных точек популярных морских прогулок по Биннендизе.

Керкструм

Входы в Керкструм

Керкструм назван в честь протекающего под хором церкви Святой Екатерины. Это короткий естественный ручей, который впадает в Kleine Vughterstroom. Из городского рва в Керкструм есть два входа. Оба называются Круисбродершекель. Старый Kruisbroedershekel был довольно узким, но, тем не менее, для его закрытия требовался «Hekel». И только в 1880 году его превратили в шлюз. Новый Kruisbroedershekel датируется 2002 годом и был создан, чтобы (опять же?) Дать лодкам доступ к Kerkstroom. Из невысокой дыры в стене к западу от старого Хекеля через стены начинается коридор. Внутри была сделана комната, которая показывает вторую городскую стену четырнадцатого века и ворота 16 века, которые были обнаружены во время строительства. Коридор продолжает выходить в Kerkstroom сразу за стеной.

Церковь Святой Екатерины датируется 1913 годом. В ней находится хор предыдущей средневековой церкви. Если быть более точным: хор был частью средневековой церкви, которая была разрушена, когда в 1840-х годах была построена другая церковь, сохранившая средневековый хор. В свою очередь церковь 1840-х годов была снесена, но хор снова остался. Несомненно, это связано со строительством хора над Керкструмом. Дом к северу от церкви показывает, что он был построен прямо над Керкструмом, потому что у него есть арка, проходящая через первый этаж фасада. Продолжая движение на север к нескольким домам вдоль Kruisbroedersstraatje, мост через Kleine Vughterstroom объявляет о конце Kerkstroom.

Кляйне Вугтерструм

Под синагогой

Кляйне Вугтерструм - это естественный ручей. Он отклоняется от Verwertroom к северу от музея Noordbrabants. Он начинается как очень длинный застроенный участок, известный как Хеллегат. К западу от бывшей синагоги он выходит на несколько метров на Принс Бернардстраат. Он снова выходит на довольно длинный участок вдоль сада муниципальных офисов, но вдали от глаз общественности. Затем Kleine Vuhgterstroom пересекает Sint Jorisstraat невидимым. Его второе публичное выступление проходит к востоку и западу от небольшого моста на Круисбройдерстраате, недалеко от его перекрестка с Керкструмом. Пешком на западный участок также можно увидеть с Kruisbroedershof. После исчезновения Kleine Vughterstroom снова всплывает в закрытом помещении перед погружением под Vughterstraat.

Кляйне Вугтерструм, вероятно, наименее известная часть Биннендизе. Он виден на улице только в двух местах. Тем не менее, во время прогулки на лодке Kleine Vughterstroom действительно предлагает захватывающие виды. Первый - Хеллегат, участок около 100 м. В 1884 году часть сада, в котором сейчас находится музей Нордбрабанц, была закрыта. Он создал коридор, который настолько длинный, что доходит до полной темноты. В 1966 году рухнул фундамент зала собраний провинциального представительного органа Северного Брабанта, который располагался над Хеллегатом. Государственным служащим пришлось изо всех сил стараться сохранить важные документы и уменьшить давление на эти фонды. Они были отремонтированы с помощью простой бетонной конструкции. Другая достопримечательность Kleine Vughterstroom - это скрытый участок прямо перед пересечением Vughterstraat, хотя технически большая часть этого принадлежит Vughterstroom.

Бинненхавен (внутренняя гавань)

Бинненхавен на севере

Нынешний Бинненхавен (внутренняя гавань) примерно расположен между (скрытым) мостом на Висстраат и Бомбругом в Олимоленсингеле. Западная набережная носит название Бреде-Хейвен, а восточная - Смалле-Хейвен. Северо-восточная сторона, где раньше была эспланада из Цитадели Хертогенбос, известна как Гендельскаде.

В середине тринадцатого века современная гавань Хертогенбос, вероятно, недалеко от Толбруга, стала непригодной. Затем город прорвался через песчаную гряду, чтобы соединить Vughterstroom и Groote Stroom. Это соединение является частью Groote Dieze, которая проходит под Zevensteensebrug на Orthenstraat и, вероятно, была выкопана в 1250–1275 годах. Он создал часть Smalle Haven (узкая гавань). Затем город продолжил рыть широкий канал на юг до Коренбругстрат. Так образовался Бинненхейвен, хотя он еще не был таким широким. На Коренбругстрат рыбный рынок упоминается в тринадцатом веке. На Лепельстрат было место для разворота небольших кораблей. Когда в четырнадцатом веке была построена вторая городская стена, гавань оказалась внутри городских стен. В стене был проделан шлюз для стока воды из Vughterstroom.

В пятнадцатом веке вода Зварт, которая вела от Камня Грута к Маасу, была заменена каналом под названием Диз. Диз был вырыт в основном вдоль русла Vughterstroom в 1441–1449 годах и, следовательно, как продолжение Binnenhaven. Водные ворота под названием «Aan de Boom» были построены, чтобы позволить судам проходить через городские стены между гаванью и «Dieze». В современную эпоху были снесены верхние этажи водных ворот. В девятнадцатом веке восточная башня была удалена для облегчения судоходства, и теперь осталось только основание западной башни.

Набережная Бреде-Хейвен также была создана произведениями пятнадцатого века. Это единственный участок центра города Хертогенбос, напоминающий каналы городов Голландии, и это не случайно. На всех других участках Биннендизе (меньшие) каналы проходят через задние дворы домов. В Бинненхейвене и в городах Голландии каналы проходят перед домами. То же самое и с восточной набережной Бинненхейвен, которая называется Смалле-Хейвен. В начале 1630-х годов часть домов были снесены и построена новая набережная, чтобы увеличить пропускную способность гавани и позволить судам использовать обе ее стороны. В семнадцатом и восемнадцатом веках члены очень важной гильдии шкиперов, все протестанты, жили вдоль гавани Брид. Они были взаимосвязаны и контролировали судоходство Хертогенбоса. В 1710 году у города было более или менее регулярное сообщение с городами в Голландии и Зеландии, а также с Антверпеном и Аахеном.

Небольшая гавань на севере

Эспланада / Гендельскаде стала доступна для строительства после 1874 года. компании. Сигарная фабрика Houtman была основана на Гендельскаде в 1881 году. Вскоре на ней работало чуть более сотни производителей сигар. Они производили сигары марки La Paz, популярной у короля Нидерландов Вильгельма III. Первая мировая война положила конец фабрике Houtman, но бренд La Paz все еще существует. В 1922 году здания Хаутмана на Гендельскаде были куплены транспортной компанией Йоса Биквильдера. Биквилдер использовал здания для расширения в качестве складской компании, чтобы товары можно было хранить до или после транспортировки. Здания фабрики все еще существуют и дают представление о том, насколько определенные фабрики могут выглядеть как любое другое здание того времени.

Продуктовая сеть De Gruyter оставит неизгладимый след в Бинненхейвене. Когда-то это была крупнейшая продуктовая сеть Нидерландов. Он продавал только продукты собственного бренда и имел три фабрики в Хертогенбосе, чтобы производить их. Самый большой завод располагался на Бинненхейвене. В 1960-х годах Де Грюйтер слишком медленно адаптировался к новой концепции супермаркета и был отстранен от конкуренции. В 1976 году закрылись последние магазины.

Продуктовая сеть оставила узнаваемые фасады магазинов с голубой плиткой по всей Нидерландам. Массивное пятиэтажное здание фабрики на Бинненхейвене, широко известное как «Желтая опасность», было снесено. На смену ему пришел большой комплекс дешевого, но менее популярного социального жилья. Это привело к крайне непривлекательному фасаду Smalle Haven. Тем не менее, его единый стиль позволяет посетителям получить представление о размерах бывшего завода.

Борьба за сохранение

После того, как Биннендизе утратил свои оборонительные и транспортные функции, в девятнадцатом и начале двадцатого века он стал чем-то вроде открытой канализации. Позже стали доступны альтернативные методы удаления отходов, например очень широкие канализационные трубы, проложенные по дну ручьев. В 1920-х годах дом Дуд был первой частью Биннендизе, которая была засыпана после установки бетонной канализационной трубы. Было некоторое сожаление, но протестов не было, потому что здоровье населения пошло на пользу. Тем не менее, еще до Второй мировой войны возможности туризма были в некоторой степени понятны, и в середине 1930-х годов были организованы первые морские прогулки для туристов.

Плакетка в память о Берже и Ван дер Эрденах

Реальная угроза для Биннендизе произойдет из-за роста автомобильного движения после Второй мировой войны. В Хертогенбосе это привело к тому, что в 1962 году рынок Марктрум и старый городской ров были засыпаны без особых протестов. Затем, пока национальное правительство было занято составлением списка памятников для защиты национального наследия, корпорация тайно готовила структурный план 1964 года. Этот план предполагал наличие автомагистралей, отрезавших углы от центра города, и «прорывов». Всего будет разрушено около 25% всех зданий в центре, Бинненхейвен будет засыпан, и от Биннендизе не останется ничего особенного. Он был представлен всего за 6 дней до рассмотрения в муниципальном совете. Структурный план 1964 года вызвал бурю протеста со стороны местных жителей, объединенных в Comité Behoud Binnenstad (Комитет по сохранению центральной части города), а также со стороны многих национальных организаций. План пережил голосование, но это было только начало борьбы.

В первые годы местное протестное движение не имело реальной власти. Ситуация изменилась в сентябре 1966 года, когда Хайн Берже и Ян ван дер Эрден были избраны в муниципальный совет от новой партии Beter Bestuur (лучшее правительство). Берже и Ван дер Эрден боролись за сохранение центра города и, в частности, за сохранение Биннендизе. Практически сразу после избрания они попросили сделать отчет о Биннендизе. Муниципальным властям потребовалось 23 месяца, чтобы представить этот отчет совету. Позже выяснилось, что существующий отчет был скрыт, и был составлен новый отчет. Новый отчет объединил будущее Биннендизе и строительство канализационной системы, которой еще не было в центре города. В отчете сообщается, что самый дешевый способ реализовать канализационную систему - это использовать Биннендизе в качестве места, а затем заполнить ее. Это также создаст место для дорог и место для парковки. Остался только сегмент Вугтерструма и два небольших фрагмента Камня Грута.

В январе 1969 года судьба Биннендизе будет решена на заседании муниципального совета. Между тем Rijksdienst voor Monumentenzorg (служба национального наследия), проинформированная Бетером Бестууром, придерживается другого мнения. На третий день дебатов из Гааги прибыл эскиз, в котором большие части Биннендизе были обозначены как охраняемый городской пейзаж. Несмотря на сильную оппозицию, план выдержал дебаты с большим большинством голосов. Однако фактически выполнить его стало очень сложно из-за вмешательства Гааги. 21 декабря 1972 года правительство издало указ о защите внутренней части города Хертогенбос. К тому времени корпорация под руководством нового мэра Г. ван де Вена уже сменила курс.

Галерея

Биннендизе (Внутренний Диз)

Грут Струм

Верверструм

Vughterstroom

Ссылки

  • Hagemans, Wim (2019), «De burger wist niet waar het stadsbestuur mee bezig was» [Граждане не знали, что делало муниципальное правительство], Bossche Kringen (на голландском), Kring Vrienden van 's-Hertogenbosch, нет. 2
  • Hagemans, Wim (2020), «Deuken in structuurplan, Binnendieze lijkt verloren» [Вмятины на структурном плане, Бинендизе кажется потерянным], Bossche Kringen (на голландском), Kring Vrienden van 's -Hertogenbosch, нет. 1
  • Heurn, J.H. (1776), Historie der stad en Meyerye van 's-Hertogenbosch (на голландском языке), II
  • Hoogma, Do. "Камень Грута" [Камень Грута]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хугма, До. "Керкструм" [Керкструм]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хугма, До. «Кляйне Вугтерструм» [Кляйне Вугтерструм]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хугма, До. "Верверсструм" [Верверсструм]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хугма, До. "Vughterstroom" [Vughterstroom]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хупкенс, Эд (2009). "Порода в малых размерах" [Широкое и маленькое]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Хупкенс, Эд (2010). "Geen naambordje" [без таблички с именем]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.
  • Криэль (15 июля 2002 г.). "Aanleg nieuwe Kruisbroedershekel" [Строительство нового Kruisbroedershekel]. BastionOranje (на голландском). Пол Криеле.
  • Легет, Дж. (2001). "De bebouwing langs de Brede Haven te 's-Hertogenbosch" [Здания вдоль Brede Haven в' s-Hertogenbosch]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер. }}
  • Стекети, Брэм (2000). "Кеерслуис де Гроте Хекель" [Лок де Гроте Хекель]. Энциклопедия Босше (на голландском языке). Тон Ветцер.

Заметки

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:34:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте