Биг Мама Торнтон

редактировать
Американский ритм-н-блюзовый певец и автор песен
Биг Мама Торнтон
Торнтон в середине-конце 1950-х Торнтон в середине-конце 1950-х
Общая информация
Имя при рожденииВилли Мэй Торнтон
Родился(1926-12-11) 11 декабря 1926 года. Аритон, Алабама, США
ПроисхождениеОкленд, Калифорния
Умер25 июля 1984 (1984-07-25) (57 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США
ЖанрыРитм-энд-блюз, Техасский блюз
Род занятийПевец, автор песен
ИнструментыВокал, барабаны, гармоника
Годы активности1947–1984
ЛейблPeacock, Arhoolie, Меркьюри, Pentagram, Backbeat, Vanguard, Ace
Ассоциированные группыMuddy Waters Blues Band, Lightnin 'Hopkins, Джон Ли Хукер, Бадди Гай

Вилли Мэй Торнтон (11 декабря 1926 - 25 июля 1984), более известный как Биг Мама Торнтон, была Американский ритм-энд-блюз певец и автор песен. Она была первой, кто записал «Hound Dog » Лейбера и Столлера в 1952 году, который стал ее самым большим хитом, оставаясь на семь недель на первом месте в чарте Billboard RB в 1953 году и было продано почти два миллиона копий. Другие записи Торнтон включали оригинальную версию "Ball and Chain ", которую она написала.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Начало карьеры
    • 1.3 Успех
    • 1.4 Поздняя карьера и смерть
  • 2 Стиль
  • 3 Наследие
  • 4 Дискография
    • 4.1 Студийные и концертные альбомы
    • 4.2 Сборники
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

В свидетельстве о рождении Торнтон указано, что она родилась в Аритоне, штат Алабама, но в интервью с Крисом Штрахвицем она назвала Монтгомери, штат Алабама своим местом рождения, вероятно потому, что Монтгомери был более известен, чем Аритон. Ее познакомили с музыкой в ​​баптистской церкви, где ее отец был священником, а мать - певицей. Она и ее шесть братьев и сестер начали петь в раннем возрасте. Ее мать умерла молодой, и Вилли Мэй бросил школу и устроился стирать и чистить плевательницы в местной таверне. В 1940 году она ушла из дома и с помощью Diamond Teeth Mary присоединилась к Hot Harlem Revue Сэмми Грина и вскоре получила имя «Новая Бесси Смит ». Ее музыкальное образование началось в церкви, но продолжилось ее наблюдением за ритм-энд-блюзовыми певицами Бесси Смит и Мемфис Минни, которыми она глубоко восхищалась.

Ранняя карьера

Карьера Торнтон начала набирать обороты, когда она переехала в Хьюстон в 1948 году. «Новый вид популярного блюза выходил из клубов Техаса и Лос-Анджелеса, полный медных валторн, нервных ритмов и остроумных текстов». В 1951 году она подписала контракт со звукозаписывающей компанией Peacock Records и выступала в Apollo Theater в 1952 году. Также в 1952 году, работая с другим артистом Peacock Джонни Отисом, она записала "Hound Dog ", первую запись, созданную ее авторами Джерри Лейбером и Майком Столлером. Пара присутствовала на записи, а Лейбер демонстрировал песню в том вокальном стиле, который они придумали; «Мы хотели, чтобы она зарычала», - сказал Столлер, что она и сделала. Отис играл на барабанах после того, как оригинальный барабанщик не смог сыграть адекватную роль. Пластинка была продана тиражом более полумиллиона копий и заняла первое место в чарте RB, что способствовало зарождению рок-н-ролла. Хотя запись сделала Торнтон звездой, она не увидела прибыли.

На Рождество 1954 года в театре в Хьюстоне, штат Техас, она стала свидетельницей своего коллеги-исполнителя Джонни Эйса, также подписавшего контракт с Герцогом. и звукозаписывающие компании Peacock, случайно застрелились и убили себя, играя из пистолета 22-го калибра. Торнтон продолжал записываться для Peacock до 1957 года и выступал в RB пакетных турах с Джуниором Паркер и Эстер Филлипс.

За успехом Торнтона с песней «Hound Dog» три года спустя последовал Элвис Пресли. записывает свою хитовую версию песни. Его запись сначала рассердила Лейбера, который написал: «Я понятия не имею, что это за кроличий бизнес. Песня не о собаке, а о человеке, жиголо-халяве». Но версия Элвиса разошлась тиражом десятью миллионами копий, так что сегодня немногие фанаты знают, что "Hound Dog" начиналась как "гимн черной женской силы". Точно так же Торнтон изначально записала свою песню «Ball 'n' Chain для начала 1960-х», и хотя лейбл решил не выпускать эту песню... они сохранили авторские права », - что означало, что Торнтон упустил гонорары за публикацию, когда Дженис Джоплин записала песню позже в этом десятилетии. Однако в интервью 1972 года Торнтон признала, что дала Джоплин разрешение на запись песни и получила лицензионные платежи от ее продаж.

Успех

Когда ее карьера пошла на убыль в конце 1950-х и начале 1960-х годов., она покинула Хьюстон и переехала в район залива Сан-Франциско, «играя в клубах в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и записывалась для нескольких лейблов», в частности, для Arhoolie Records из Беркли. В 1965 году она гастролировала с Американским фольклорным блюз-фестивалем в Европе, где ее успех был заметным, «потому что очень немногие женщины-блюзовые певицы в то время когда-либо добивались успеха через Атлантику». Находясь в том же году в Англии, она записала свой первый альбом для Arhoolie Big Mama Thornton - In Europe. В его исполнении приняли участие ветераны блюза Бадди Гай (гитара), Фред Боул (ударные), Эдди Бойд (клавишные), (бас) и . Уолтер «Шейки» Хортон (губная гармошка), за исключением трех песен, в которых Фред МакДауэлл предоставил акустическую слайд-гитару.

В 1966 году Торнтон записала свой второй альбом для Arhoolie, Big Mama Thornton с Muddy Waters Blues Band - 1966, с Мадди Уотерс (гитара), Сэмми Лоухорн (гитара), Джеймс Коттон (губная гармошка), Отис Спанн (фортепиано), Лютер Джонсон (бас-гитара) и Фрэнсис Клей (ударные). Она выступала на Джазовом фестивале в Монтерее в 1966 и 1968 годах. Ее последний альбом для Arhoolie, Ball n 'Chain, был выпущен в 1968 году. Он состоял из треков из двух ее предыдущих альбомов, а также ее композиции " Шар и цепь »и эталон« Уэйд в воде ». Небольшое комбо, в том числе ее частый гитарист, обеспечило поддержку двух песен. Исполнение Дженис Джоплин и Big Brother and the Holding Company "Ball 'n' Chain" на Monterey Pop Festival в 1967 году и выпуск песни на их альбоме номер один Cheap Thrills возродили интерес к карьере Торнтон.

К 1969 году Торнтон подписала контракт с Mercury Records, которая выпустила ее самый успешный альбом Stronger Than Dirt, который достиг многих 198 в чарте рекордов Billboard Top 200. Торнтон подписала контракт с Pentagram Records и, наконец, смогла осуществить одну из своих самых больших мечтаний. Блюзовая женщина и дочь проповедника, Торнтон любила блюз и то, что она называла «хорошим пением» госпел-исполнителей, таких как Дикси Колибри и Махалия Джексон. Она всегда хотела записать госпел, и с альбомом Saved (PE 10005) она достигла этой давней цели. В альбом вошли классические евангельские песни «О, счастливый день», «Вниз по берегу реки», «Слава, слава, аллилуйя», «У него весь мир в руках», «Господь, спаси меня», «Swing Low, Sweet Chariot», "" Еще одна река "и" Go Down Moses ".

К тому времени возрождение американского блюза подошло к концу. В то время как оригинальные блюзовые группы, такие как Thornton, в основном играли на небольших площадках, молодые люди играли свои версии блюза на огромных площадках за большие деньги. Поскольку блюз проник в другие музыкальные жанры, блюзовому музыканту больше не требовалось обнищание или география для обоснования; стиля было достаточно. В то время как дома предложений становилось все меньше и меньше, все изменилось навсегда в 1972 году, когда Торнтону предложили снова присоединиться к туру American Folk Blues Festival. Она думала, что Европа - хорошее место для себя, и, учитывая отсутствие обязательств в Соединенных Штатах, она с радостью согласилась. Турне, начавшееся 2 марта, посетило Торнтона в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, где завершилось 27 марта в Стокгольме. Вместе с ней на счету были Эдди Бойд, Большой Джо Уильямс, Роберт Пит Уильямс, Ти-Боун Уокер, Пол Ленарт, Хартли Севернс, Эдвард Тейлор и Винтон Джонсон. Как и в 1965 году, они получили признание и уважение со стороны других музыкантов, которые хотели их увидеть.

Поздняя карьера и смерть

В 1970-х годах годы пьянства начали подрывать здоровье Торнтона. Она попала в серьезную автомобильную аварию, но выздоровела, чтобы выступить на джазовом фестивале в Ньюпорте 1973 года с Мадди Уотерсом, Би Би Би. Кинг и Эдди «Чистоголовый» Винсон (запись этого выступления «Блюз - Настоящая встреча на высшем уровне» была выпущена Buddha Records ). Последними альбомами Торнтона были Jail и Sassy Mama для Vanguard Records в 1975 году. Другие песни из записи были выпущены в 2000 году на Big Mama Swings. Тюрьма запечатлела ее выступления во время концертов середины 1970-х годов в двух тюрьмах на северо-западе США. Ее поддерживал блюзовый ансамбль, который включал продолжительные джемы Джорджа «Harmonica» Смита и включал гитаристов Дуга Маклауда, Би Хьюстон и Стива Ваксмана; барабанщик Тодд Нельсон; саксофонист Билл Поттер; басист Брюс Сиверсон; и пианист Дж. Д. Николсон. Она много гастролировала по США и Канаде, играла на июньском фестивале Blues Fest в Хьюстоне и делила счет с Джоном Ли Хукером. Она выступала на блюзовом фестивале в Сан-Франциско в 1979 году и на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1980 году. В начале 1970-х годов сексуальные наклонности Торнтона стали предметом обсуждения среди поклонников блюза. В том же году Big Mama выступила на концерте "Blues Is a Woman" вместе с легендой классического блюза Сиппи Уоллес в мужском костюме-тройке, соломенной шляпе и золотых часах. Она сидела в центре сцены и играла произведения, которые она хотела сыграть, но которых не было в программе. Торнтон принял участие в фестивале Tribal Stomp в торгово-выставочном центре Монтерея, третьем ежегодном фестивале блюза в Сакраменто и блюзе на двухсотлетие Лос-Анджелеса с Би Би Кингом и Мадди Уотерсом. Она была гостьей на канале ABC-TV, организованном актером Хэлом Холбруком, и к ней присоединилась Арета Франклин, и она путешествовала по клубной сцене. Она также участвовала в отмеченном наградами телевизионном выпуске PBS «Три поколения блюза» с Сиппи Уоллес и Джинни Читэм.

Торнтон был найден мертвым в возрасте 57 лет медицинским персоналом в пансионате Лос-Анджелеса 25 июля. 1984. Она умерла от болезней сердца и печени из-за длительного злоупотребления алкоголем. Она потеряла 161 кг за короткое время в результате болезни, ее вес упал с 450 до 95 фунтов (204–43 кг).

Стиль

Торнтон выступала как нельзя лучше. характеризуется ее глубоким, сильным голосом и сильным чувством собственного достоинства. Фрэнк Шиффман, менеджер Гарлемского Apollo Theater, дал ей прозвище «Большая мама» из-за ее сильного голоса, размера и индивидуальности. Торнтон заявила, что она была громче любого микрофона и не хотела, чтобы микрофон когда-либо был таким же громким, как она. Элис Эколс, автор биографии Дженис Джоплин, сказала, что Торнтон мог петь «красивым голосом», но не хотел. Торнтон сказал: «Мое пение основано на моем опыте... Моем собственном опыте. Меня никогда ничему не учили. Я никогда не ходил в школу из-за музыки или чего-то еще». Я научился петь и дуть на губной гармошке и даже Играю на барабанах, наблюдая за другими людьми! Я не умею читать музыку, но я знаю, что пою! Я не пою, как никто другой, кроме себя ".

На ее стиль сильно повлияла госпел, который она слушала, как росла в доме проповедника, хотя ее жанр можно было описать как блюз. Торнтон был процитирован в статье 1980 года в New York Times: «Когда я приходил, слушал Бесси Смит и всех остальных, они пели от всего сердца и души и выражали себя. Вот почему, когда я исполняю песню Джимми Рида или кто-то, у меня свой способ петь. Потому что я не хочу быть Джимми Ридом, я хочу быть собой. Мне нравится вкладывать себя во все, что я делаю, чтобы я мог это чувствовать ".

Такие ученые, как Морин Махон, хвалили Торнтон за подрыв традиционных ролей афроамериканских женщин. Она добавила женский голос к области, в которой доминировали белые мужчины, а ее сильная личность нарушила стереотипы о том, какой должна быть афроамериканка. Это нарушение было неотъемлемой частью ее выступления и сценического образа. Элвис Пресли и Дженис Джоплин восхищались ее уникальным стилем пения и включили его элементы в свои собственные произведения. Ее вокальный звук и стиль исполнения являются ключевыми элементами ее стиля и узнаваемы в работах Пресли и Джоплина.

Legacy

За время своей карьеры Торнтон была номинирована на премию Blues Music Awards шесть раз. В 1984 году она была введена в Зал славы блюза . Помимо «Ball 'n' Chain» и «They Call Me Big Mama» Торнтон написал еще двадцать блюзовых песен. Ее "Ball 'n' Chain" включен в Зал славы рок-н-ролла списка "500 песен, которые сформировали рок-н-ролл".

Так было только после кавер-версии Дженис Джоплин. «Ball 'n' Chain» Торнтона, которая стала хитом. Торнтон не получил компенсации за свою песню, но Джоплин дал ей признание, которого она заслужила, открыв для нее Торнтона. Джоплин нашла свой певческий голос через Торнтона, который похвалил версию Джоплина «Ball 'n' Chain», сказав: «Эта девушка чувствует себя так же, как и я».

Позднее Торнтон получила большее признание за свои популярные песни, но она все еще недооценивается за ее влияние на блюз, рок-н-ролл и соул. Музыка Торнтона также оказала влияние на формирование американской популярной музыки. Отсутствие признания, которое она получила за "Hound Dog" и "Ball 'n' Chain", поскольку они стали популярными хитами, свидетельствует о том, что она не получила признания за всю свою карьеру в целом.

Многие критики утверждают, что Непризнание Торнтона в музыкальной индустрии является отражением эпохи расовой сегрегации в Соединенных Штатах, как физически, так и в музыкальной индустрии. Ученые предполагают, что отсутствие доступа Торнтон к более широкой аудитории (как белой, так и черной) могло стать препятствием на пути ее коммерческого успеха как вокалистки и композитора.

Первая полноценная биография Торнтона, Big «Мама Торнтон: жизнь и музыка» Майкла Шпёрке была опубликована в 2014 году.

В 2004 году была основана некоммерческая организация Willie Mae Rock Camp for Girls, названная в честь Торнтона, чтобы предлагать музыкальное образование девочкам любого возраста. с восьми до восемнадцати.

25 июня 2019 года The New York Times Magazine перечислил Биг Маму Торнтон среди сотен артистов, чьи материалы, как сообщается, были уничтожены в результате пожара Вселенной в 2008 году.

Дискография

Студийные и концертные альбомы

ГодНазваниеЛейбл
1965Big Mama Thornton - In EuropeАрхули
1966Биг Мама Торнтон с группой Muddy Water Blues BandАрхули
1969Stronger Than DirtMercury
1970Как это былоМер cury
1970Она вернуласьBackbeat
1973SavedBackbeat
1975Jail ( Live)Авангард
1975Нахальная мама! (Live)Vanguard

Compilations

YearTitleLabel
1968Ball n 'ChainАрхули
1978Mama's Pride (сборник треков из Jail и Sassy Mama)Vanguard

Источник: Big Mama Thornton at AllMusic

См. Также

  • Портал биографии

Ссылки

Библиография

  • Spörke, Michael (2014). Большая мама Торнтон: жизнь и музыка. Джефферсон, Северная Каролия: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-7759-3.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 05:00:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте