Ручной топор

редактировать
Каменный инструмент Первое опубликованное изображение ручного топора, нарисованное Джоном Фрером в 1800 году. Флинт ручной топор, найденный в Winchester

A ручной топор (или ручной топор) - это доисторический каменный инструмент с двумя гранями, который наиболее часто используемым инструментом в истории человечества. Обычно его изготавливают из кремня или кремня. Это характерно для нижнего ашельского и среднего палеолита (мустьерский ) периодов. Его техническое название (бифас ) происходит от того факта, что архетипическая модель, как правило, имеет двухстороннюю каменную чешуйку и миндалевидную (миндалевидную). Оси рук имеют тенденцию быть симметричными вдоль своей продольной оси и образованы давлением или ударом. Наиболее распространенные ручные топоры имеют заостренный конец и закругленное основание, которое придает им характерную форму, и обе стороны были выбиты для удаления естественной коры, по крайней мере, частично. Ручные топоры - это разновидность нескольких более широких групп орудий или оружия.

Ручные топоры были первыми доисторическими инструментами, признанными таковыми: первое опубликованное изображение ручного топора было нарисовано Джоном Фрером и появилось в британской публикации в 1800 году. До этого времени их происхождение считалось естественным или сверхъестественным. Они были названы грозовыми камнями, потому что они были названы грозовыми камнями, потому что они были названы грозовыми камнями во время штормов или образовались внутри земли в результате удара молнии, а появились на поверхности. Их используют в некоторых регионах как амулет для защиты от штормов.

Ручной топор, возможно, использовался для разделки животных; выкапывать клубни, животных и воду; рубить дрова и снимать кору деревьев; бросить в добычу; и в качестве источника чешуйчатых инструментов.

Содержание

  • 1 Материалы
  • 2 Использование
    • 2.1 Данные анализа износа
      • 2.1.1 Макроскопические следы
  • 3 Формы
  • 4 История и распределение
  • 5 Строительство
  • 6 Анализ
    • 6.1 Технический анализ
      • 6.1.1 Инструментальный камень и кора
  • 7 Типы
  • 8 Производство
    • 8.1 Твердые поверхности молотка
    • 8,2 Твердый поверхности и кромки молотка
    • 8.3 Мягкая обработка молотка
    • 8.4 Только мягкий молоток
  • 9 Морфология
    • 9.1 Размеры и соотношения
  • 10 Типология ручного топора Bordes
    • 10.1 Неклассические образцы
    • 10.2 Инструменты, которые иногда классифицируются как бифасы
  • 11 Важность
  • 12 Галерея изображений
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки
  • 15 Библиография

Четыре класса ручных топоров:

  1. Большие, толстые ручные топоры уменьшены из стержней или толстых хлопьев, именуемых заготовками
  2. Тонкими заготовками. Хотя форма остается шероховатой и неопределенной, были предприняты усилия по уменьшению толщины чешуек или сердцевины
  3. Либо заготовка, либо грубый формализованный инструмент, такой как тесло
  4. Более тонкие формализованные типы инструментов, такие как метательные точки и тонкие бифасы

В то время как ручные топоры Класса 4 упоминаются как «формализованные инструменты», в качестве инструментов программы бифасы с любой литификации. (В других типологиях бифаса делятся на пять, а не четыре.)

Французский антиквар Андре Вейсон де Праден ввел слово бифас в 1920 году. Этот термин сосуществует с более популярным ручным топором, который был придуман Луи Лораном Габриэлем де Мортийе намного раньше. Продолжающееся использование слова biface Франсуа Бордом и Лайонелом Балу поддерживало его использование во Франции и Испании, где оно заменило термин ручной топор. Выражение «ручной топор» продолжилось на английском языке как эквивалент французского biface (bifaz на испанском языке), в то время как biface в более общем смысле к каждому предмету, который вырезан с обеих сторон методом глубокого или глубокого отщепов. Выражение Faustkeil используется в немецком языке ; Его можно перевести как ручной топор, хотя в более строгом смысле это означает «кулак клин». То же самое и в голландском, где используется выражение vuistbijl, что означает «кулачный топор». То же самое встречается и на других языках.

Однако общее впечатление об этих инструментах было основано на идеальных (или классических) предметах, которые имели совершенную форму, что привлекли внимание неспециалистов. Их типология расширила значение термина. Выделяют двуручный ручной топор и двусторонние каменные изделия. Ручной топор не обязательно должен быть двусторонним предметом, и многие двусторонние предметы являются ручными топорами. Также в Старом Свете топоры и двусторонние предметы не были эксклюзивом периода нижнего палеолита. Они появляются по всему миру и в разные доисторические эпохи, не обязательно подразумевая древнее происхождение. Литическая типология не является надежным хронологическим справочником и от нее отказались как от системы датирования. Примеры этого включают «квазибифасы», которые иногда появляются в пластах из граветтианского, солютрейского и магдаленского периодов во Франции и Испании, грубые двуликие части лупембанской культуры (9000 г. до н.э. ) или грушевидные орудия, найденные около Сагуа-ла-Гранд на Кубе. Слово «biface на английском языке» означает «biface на французском или bifaz на испанском», что может к множеству недоразумений. Режущие инструменты с двухсторонней резьбой, похожие на ручные топоры, использовались для очистки кустарников от растительности в периоды неолита и энеолита. Эти инструменты похожи на более современные тесла и были более дешевой альтернативой полированным топорам. В современных деревнях вдоль реки Сепик в Новой Гвинее по-прежнему используются инструменты, идентичные ручным топорам, для вырубки леса. «Термин« бифас »следует зарезервировать для предметов, оставшихся до Würm II-III межстадиального », хотя некоторые более поздние объекты в исключительных случаях можно было назвать бифасами.

Ручной топор не относится к топор, который часто используется в каменной типологии для описания самых разных каменных орудий труда. В то время использования таких предметов не понималось. В частном случае палеолитических ручных топоров термин «топор» неадекватен. Лайонел Балу заявлено: «Этот термин следует отклонить как ошибочную интерпретацию этих объектов, которые не являются осями». Последующие исследования подтвердили эту идею, особенно исследования признаков использования.

Материалы

Ручные топоры в основном сделаны из кремня, но риолитов, Также использовались фонолиты, кварциты и другие крупные породы. Обсидиан, природное вулканическое стекло, легко разбивается и использовалось редко.

Использование

У многих ручных топоров есть резкая граница по периметру, ни один академический консенсус не упоминает их использование. Пионеры палеолитических исследований орудий труда впервые предположили, что бифасы использовались в топоров или, по крайней мере, для использования при тяжелых физических нагрузках. Другое использование показало, что ручные топоры были многофункциональным инструментом. Различные формы и формы известного к их описанию как «ашельский швейцарский армейский нож ». Каждый тип инструмента можно было использовать для нескольких задач.

Рисунок руки, примерей ручной топор

Уэллс предположил в 1899 году, что ручные топоры использовались в качестве ракетного оружия для охоты на добычу - интерпретация, поддерживаемая Кальвином, который предположил, что некоторые из более круглых образцов ашельских ручных топоров использовались в качестве охотничьих снарядов или в качестве «летающих тарелок-убийц», предназначенных для того, чтобы бросить стадо животных в отверстие с водой, чтобы оглушить одно из них. Это утверждение было основано на результатах археологических раскопок Олоргесайли в Кении. Немногие образцы указывают на ручной топор рукоять, некоторые слишком велики для этого использования. Однако некоторые ручные топоры имеют следы тяжелых повреждений, указывающие на метание.

Кроме того, ручные топоры можно перерабатывать, затачивать и переделывать, их можно использовать для различных задач. По этой ошибочно думать о них как о топорах, они сами объявили себе таких, как копание, резка, соскабливание, рубка, протыкание и удар молотком. Кроме того, с учетом их массы, их можно использовать в качестве литического ядра для получения чешуек, которые можно использовать в качестве ножей или преобразователей для специальных целей с помощью ретуши.

Бейкер предположил, что ручной топор сам по себе был не инструментом, а стержнем, из которого были удалены чешуйки и использовались инструменты (теория чешуйчатого стержня). Однако ручные топоры часто встречаются с ретушью, такой как заточка или придание формы, что ставит под сомнение эту идею.

Другие теории предполагают, что форма частично является традицией, а частично - продуктивным ее изготовлением. Многие древние ручные топоры, по-видимому, делались из простых округлой гальки (из речных или прибрежных отложений). Необходимо отделить «начальную чешуйку», намного больше, чем остальные чешуйки (из-за наклонного угла закругленной гальки, требующего большей силы для ее отделения), создавая таким образом асимметрию. Исправляя асимметрию, удаляя материал с других граней, выполнялся более заостренный (овальный) форм-фактор. (Чтобы сломать полностью круглый ручной топор, требуется значительная коррекция формы.) Исследования 1990-х годов в Boxgrove, в мяснике пытались разрезать тушу ручным топором, показали, что ручной топор мог обнажить костный мозг.

Кон и Митен независимо друг от друга пришли к объяснению, что симметричные ручные топоры предпочитались половым отбором как индикаторы пригодности. В своей книге «Как мы это знаем» писал, что ручной топор является «очень заметным показателем физической подготовки и поэтому становится критерием выбора партнера». Миллер последовал их примеру и сказал, что они производились более миллиона лет по всей Африке, Европе и Азии, производились в больших количествах и большинстве из них. их было непрактичным для утилитарного использования. Он утвержден, что единый дизайн, сохраняющийся во времени и пространстве, не может быть объяснен культурным подражанием, проводит параллель между шалашами 'беседками (построенными для привлечения партнеров и используемыми только во время) ухаживания) и Плейстоцен гоминиды 'ручные топоры. Он назвал построение ручного топора «генетически унаследованной склонностью к созданию типа объекта». Оно использовалось в качестве ракетного оружия, потому что было доступно более эффективное оружие, такое как джавелины. Мы показали, что некоторые ручные топоры продемонстрировали большие навыки, дизайн и симметрию, выходящие за рамки того, что для использования. Некоторые из них были слишком большими, например ручной топор, найденный в Фурз Платт, Англия длиной более фута. Некоторые были слишком маленькими - меньше двух дюймов. Некоторые из них имеют симметрию, выходящую за рамки практических требований, и демонстрируют ненужное представление к форме и отделке. Миллер считает, что наиболее важным ключом к разгадке является то, что под электронной микроскопией ручные топоры не показывают следов использования или следов износа кромок. Кроме того, ручные топоры могут быть хорошими препятствиями в Захави теории принципа инвалидности: затраты на обучение высоки, риски травм, они требуют физической силы, зрительно-моторной силы, планирования, терпения., переносимость боли и устойчивости к инфекции от порезов и синяков при изготовлении или использовании такого ручного топора.

Данные анализа износа

Анализ износа-износа руки палеолита Топоры проводятся по находкам с символических мест почти по всей Европе. Кили и Семенов были пионерами этого специализированного расследования. Кили заявлено: «Морфология типичных топоров предполагает более широкий диапазон действий, чем у чешуек».

При проведении этого типа анализа необходимо преодолеть множество проблем. Один из них - это сложность наблюдения за крупными предметами в микроскоп. Из миллионов известных произведений лишь немногие были тщательно изучены. Другой вывод связан с очевидным доказательством того, что те же задачи выполняются более эффективно с использованием посуды, сделанной из хлопьев:

Возникает вопрос: зачем делать ручные топоры. же эффективность? Ответ может заключаться в том, что, как правило, ручные топоры не создавались для каких-то конкретных функций (за исключением некоторых типов) [...], они не предназначались для одной основной задачи, а выполняли гораздо более общую задачу.

— Кили

Кили основывал свои наблюдения на археологических раскопках в Англии. Предусмотрено, что в базовых поселениях, где можно было предположить будущие действия и где был обычный больший контроль над рутинной деятельностью, предпочтительные инструменты были сделаны из специальных хлопьев, таких как ракура, ножи с подкладкой, скребки. и удары. Однако ручные топоры больше подходили в экспедициях и в сезонных лагерях, где чаще встречались непредвиденные задачи. Их главным преимуществом в таких ситуациях является отсутствие специализации и приспособляемость к множеству обстоятельств. У ручного топора длинное лезвие с разными изгибами и углами, некоторые более острые, а другие более прочные, включая зазубрины и зазубрины. Все это объединено в одном инструменте. При определенных обстоятельствах можно использовать рыхлые хлопья. В качестве той же книги Кили заявляет, что некоторые из изученных ручных топоров использовались в ножей для резки мяса (например, ручные топоры из Hoxne и Caddington ). Он обнаружил, что острие другого ручного топора использовалось в качестве сверла по часовой стрелке . Этот ручной топор происходил из Клактон-он-Си (все эти памятники расположены на востоке Англии). Тот пришел к аналогичным выводам в предметы с испанского местонахождения в Амброна (в отношении Сория ). Анализ, проведенный Домингес-Родриго и его сотрудниками на примитивном ашельском поселении в Пенинже (Танзания ) с помощью серии инструментов, датированных 1,5 миллионами лет назад, показывает прозрачные микролинги, произведенные заводом фитолиты, предполагаемые, что ручные топоры использовались для обработки дерева. Среди прочего, свидетельства износа для разжигания огня были обнаружены на десятках более поздних средних палеолитических ручных топоров из Франции, что позволяет предположить неандертальцев поразил эти инструменты минералом пиритом, чтобы вызвать искры, по крайней мере, 50 000 лет назад.

Рисунок излома острия ручного топора в результате его использования.

Макроскопические следы

Некоторые топоры использовались силой, оставляющей хорошо заметные следы. Другие видимые следы могут остаться в виде шрамов от ретуши, в некоторых случаях их можно отличить от следов, оставленных первоначальным производством. Один из самых распространенных случаев - когда точка рвется. Это было замечено на сайтах в Европе, Африке и Азии. Одним из примеров является Эль-Базалито в Саламанке, где при раскопках были обнаружены фрагменты ручного топора с отметинами на кончике, которые, по-видимому, возникли в результате воздействия клина, мог бы подвергнуть объект воздействия высокого уровня скручивания, из-за которого сломался наконечник. Поломка или чрезмерный износ может повлиять на другой инструмент или другую деталь. Такой экспорт был переработан посредством вторичной обработки, как описано выше. В некоторых случаях эту реконструкцию можно идентифицировать, как coup de tranchet (французское, что означает «tranchet blow»), или просто с помощью масштабной или скалярной ретуши, которые изменяют симметрию и линия кромки..

Ашельский ручной топор, острие которого сломано и было реконструировано с помощью другой обработки.

Образует

ашельский ручной топор из Кента. Показаны типы (по часовой стрелке сверху) хордовые, фикронные и яйцевидные.

Наиболее характерной и распространенной формой является заостренная область на одном конце, режущие кромки по бокам и закругленное основание (сюда входят ручные топоры с ланцетной и миндалевидная форма, а также другие из семейства). Ручные топоры имеют различные формы, в том числе круглую, треугольную и эллиптическую, что ставит под сомнение утверждение о том, что они имели постоянное и только символическое значение. Обычно они имеют длину от 8 до 15 см (от 3 до 6 дюймов), хотя могут быть больше или меньше.

Типичный ашельский ручной топор

Их обычно делали из округлого камня, блока или каменной отщепы с помощью молотка, чтобы удалить хлопья с обеих сторон изделия. Этот молоток может быть сделан из твердого камня, дерева или рога. Последние два, более мягкие молотки могут дать более тонкий результат. Однако технологический аспект ручного топора может отражать больше различий. Например, инструменты uniface обрабатывались только с одной стороны, а частичные бифасы сохраняют значительную долю естественной коры инструментального камня, что часто позволяет легко спутать их с режущие инструменты. Кроме того, простые бифасы могли быть созданы из подходящего инструментального камня, но они редко показывают свидетельства ретуши.

. Таким образом, ручные топоры признаны многими типологическими школами в рамках различных археологических парадигм и вполне узнаваемы (по крайней мере, наиболее типичные примеры). Однако окончательной классификации они не получили. Говоря более формально, идеализированная модель объединяет серию четко определенных свойств, но никакой набор этих свойств не является необходимым или достаточным для идентификации ручного топора.

Изучение ручного топора осложняется тем, что его форма является результатом сложной цепочки технических действий, которые лишь изредка обнаруживаются на более поздних стадиях. Если эту сложность намерений во время изготовления ручного топора добавить к его разнообразию форм [...], мы поймем, что ручной топор - один из самых проблематичных и сложных объектов в доисторической эпохе

— Бенито дель Рей.

История и распространение

Самые старые известные олдовские инструменты были найдены в Гоне, Эфиопия. Они датируются примерно 2,6 млн лет назад.

Ранние образцы ручных топоров датируются 1,6 млн лет назад в позднем олдоване (режим I), названные Мэри «развитым олдованским » Лики. Эти ручные топоры стали более распространенными в отраслях типа II ашельских, которые появились в Южной Эфиопии около 1,4 млн лет назад. Некоторые из лучших образцов происходят из месторождений 1,2 млн лет в Олдувайском ущелье. Они известны в мустьерских отраслях промышленности.

К ​​1,8 млн. Человек древний человек появился в Европе. Остатки их деятельности были раскопаны в Испании на участках в бассейне Гуадикс-База и недалеко отАтапуэрка. На большинстве ранних европейских стоянок встречаются «типовые 1» или олдовские комплексы. Самые ранние ашельские поселения в Европе около 0,5 млн лет назад. Кроме того, ашельская традиция не распространилась на Восточную Азию. В Европе, особенно во Франции, самые старые ручные топоры после появляются Бестонского оледенения - Миндела, примерно 750 000 лет назад, во время так называемого кромерианского комплекса. Они стали более широко производиться во время аббевильской традиции.

Карта, показывающая примерное распространение культур с использованием бифасов в течение среднего плейстоцена (ашельский период)

Апогей производства ручных топоров пришелся на обширную область Старого Света, особенно в период Риссское оледенение в культурном комплексе, который можно назвать космополитическим и известным как ашельский. Использование ручных топоров сохранилось в среднем палеолите на гораздо большей территории и было особенно важно во время мустье, до середины последнего ледникового периода.

[В Европе] бифасы торговых центров находятся от позднего ашельского до ориньякского периода

— Пьер-Жан Тексье, Préhistoire et Technologie lithique, стр. 18

Ручные топоры, датируемые нижним палеолитом, были найдены на азиатском континенте, на Индийском субконтиненте и на Ближнем Востоке (южнее параллели 40 ° с.ш.), но они отсутствовали в районе к востоку от меридиана 90 ° в.д. . Мовиус обозначил границу (так называемая линия Мовиуса ) между культурами, которые использовали ручные топоры на западе, и те, кто производил рубящие инструменты и маленькие <357.>ретушированные каменные отще, например, сделанные пекинским человеком и культурой Ордос в Китае, или их эквиваленты в Индокитае например, Хоабинянин. Однако гипотеза Мовиуса была признана неверной, когда в 1978 году в реке Хантан, Чонгок, уезд Ёнчхон, Южная Корея, впервые в Восточной Азии было найдено много ручных топоров, изготовленных в эпоху палеолита. Некоторые из них выставлены в доисторическом музее Чонгок, Южная Корея.

Паджитанская культура с Явы традиционно считалась единственной восточной культурой, производящей ручные топоры. Однако сайт в Байсе, Китай показывает, что ручные топоры производились в Восточной Азии.

В Северной Америке ручные топоры составляют одну из доминирующих инструментальных секторов, начиная с терминала плейстоцен и продолжался на протяжении голоцена. Например, традиции точки Фолсома и точки Хлодвига (вместе известных как рифленые точки) связаны с палеоиндейцами, некоторыми из первых людей. колонизировать новый мир. В доисторические времена Австралии технология ручного топора практически не использовалась.

Строительство

Эксперименты по раскалыванию применили относительную легкость изготовления ручного топора, что могло помочь объяснить их успех. Кроме того, они требуют небольшого обслуживания и позволяют выбирать сырье - любой породы будет достаточно, которая поддерживает раковинную трещину. Их изготовление легко импровизировать и исправить ошибки, не требуя детального планирования. Для изучения необходимого техник не требуется длительного или требовательного обучения. Эти факторы в совокупности позволяют использовать эти объекты на всей доисторической эпохи. Их адаптивность делает их эффективными в самых разных задачах, тяжелых, таких как копание почвы, валка деревьев или перелом костей, до таких деликатных, как разрезание связок, нарезка мяса или перфорация различных материалов.

Наконец, ручной топор представляет собой прототип, который может быть усовершенствован, что приведет к появлению более развитых, инструментальных и сложных инструментов, таких как наконечники различных снарядов, ножи, тесла и топоры.

Анализ

Учитывая типологические трудности в сущности ручного топора, при их анализе важно принимать во внимание их археологический контекст (географическое положение, стратиграфия, наличие других элементов, связанных с тем же уровнем, хронологией и т. Д.). Необходимо изучить их физическое состояние, чтобы установить любые естественные изменения, которые могли произойти: патина, блеск, износ, механические, термические и / или физико-химические изменения, такие как растрескивание, чтобы отличить эти факторы от оставшихся шрамов. во время изготовления или использования инструмента.

важный сырье является важным фактором из-за результата, который может быть получен при его обработке, и для раскрытия экономики и передвижения доисторических людей. В Олдувайском ущелье сырье было наиболее доступно примерно в десяти километрах от ближайших населенных пунктов. Однако кремень или силикат легко доступны на речных террасах западной Европы. Использование ресурсов потребовало разных стратегий. Поставка важных материалов в производственном процессе, поскольку мастера палеолита могли адаптировать свои к доступным материалам, методы адекватные результаты из самого сложного сырья. Несмотря на это, изучить зернистость породы, текстуру, наличие швов, прожилок, примесей или трещин и т. Д.

Для изучения использования отдельных предметов необходимо искать следы износа, такие как псевдоретуши, поломки или износ, в том числе полированные участки. Если находится изделие в хорошем состоянии, его можно отправить на анализ износа и износа, который более подробно обсуждается ниже. Помимо этих общих черт, общих для всех резных археологических предметов, ручные топоры нуждаются в техническом анализе их изготовления и морфологическом анализе.

Технический анализ

Технический анализ ручного топора разрушает каждую из фаз в его цепной операции (последовательность операций). Цепочка очень гибкая, так как производитель инструментов может сосредоточиться только на одном из звеньев, придерживаясь или в равной степени на каждом звене. Связи, рассматриваемые в этом типе исследования, начинаются методы извлечения сырья, включают его использование, обслуживание в течение всего срока его службы и, наконец, его утилизацию.

Изготовитель инструментов может приложить немало усилий, чтобы найти сырье высшего качества или наиболее подходящий инструментальный камень. Таким образом, больше усилий вкладывается в создание хорошей основы, но экономится время на создание камня: то есть усилия сосредотачиваются на начале производственной цепочки. Точно так же ремесленник может сосредоточить самые большие усилия на производстве, чтобы качество или пригодность были менее важны. Это минимизирует начальные усилия, но цеп к увеличению усилий в конце операочки.

Инструментальный камень и кора головного мозга

Простой ручной ашельский топор, сделанный из крупной пластинки кварцита (направление удара: поперечное)

Ручные топоры чаще всего изготавливаются из округлой гальки или узла, но многие также делаются из крупной чешуи. Ручные топоры, сделанные из хлопьев, впервые появились в начале ашельского периода и со временем стали более распространенными. Изготовить ручной топор из отщепа на самом деле проще, чем из гальки. Это также быстрее, поскольку хлопья, скорее всего, будут ближе к желаемой форме. Это упрощает манипуляцию и требует меньше выступов для чистовой инструмента обработки; также легче прямые края. При анализе ручного топора, сделанного из отщепа, следует помнить, что его форма была предопределена (с помощью техники Леваллуа или техники Комбевы или аналогичных). Несмотря на это, необходимо отметить характеристики инструмента: тип чешуи, пятку, направление складки.

Естественная внешняя или корка инструментального камня, корающая в результате эрозии и физико-химических изменений выветривание отличается от внутренней части камня. В случае черта, кварца или кварцита, это изменение в основном механическое, кроме цвета и износа, оно имеет те же характеристики, что и внутреннее пространство. с точки зрения твердости, вязкости и т. д. Однако кремень окружен корой известняка, которая мягкая и не подходит для каменных орудий. Инструменты для использования в ручных инструментах. Различия в коре головного мозга между посудой не следует рассматривать как показатель их возраста.

Многие частично обработанные ручные топоры не дальнейшей дальнейшей работы, чтобы стать эффективным инструментом. Их можно рассматривать как простые ручные топоры. Менее подходящий инструментальный камень требует более тщательной обработки. У некоторых образцов кора головного мозга неузнаваема из-за полной обработки, которой она подверглась, в результате чего были устранены любые остатки первоначальной коры.

Типы

Можно выделить несколько типов ручного топора:

Ручной топор Uniface.
Частичный бифас.
  • Uniface - отслаивающийся на одном лице с полностью покрытым корой другая сторона. Эта характеристика не дисквалифицирует такие инструменты, как ручные топоры, и не указывает на их возраст.
  • Частичный бифас - кора головного мозга присутствует на основании и инструмента центральной части. Общая площадь, не имеющая трещин, может достигать 2/3 ее длины.
  • Бифасы с покрытием базальной коры - только основание артефакта покрыто корой, которая не покрывает более трети общей длины. В некоторых случаях присутствует как на основании, так и на одной стороне, тем воздействующей на один край: такие инструменты называются «с естественным источником». Де Мортилье подчеркивается наличие или отсутствие коры по краю в XIX веке: «Даже на некоторых из лучших обработанных деталей часто можно увидеть, иногда на основании, но чаще сбоку, небольшую область. то, что не было обработано, то есть неразрезанное. Можно подумать, что это ошибка или ошибка. Наиболее вероятной причиной этого является то, что это было сделано намеренно. Существует большое количество ручных топоров с неразрезанным основанием, необработанной или частично очищенной... на этих деталях намеренно оставлена ​​область для захвата, она называется пяткой. (Эта гипотеза остается недоказанной и обычно не используется.)
Ручной топор с необработанным основанием.
Бифас с боковой спинкой.
  • Ручные топоры с остаточной корой. на ребре - все их лезвия сломаны, кроме небольшого участка, где остается кора (оставляя небольшой участок без острого края). 409>
  • Ручные топоры с режущей кромкой по всей окружности - окружность отколотая до режущей кромки, хотя некоторые остаточные области могут сохраняться на любом лице, не влияя на эффективность режущей кромки.

Производство

Старые топоры изготовлены прямым ударом каменным молотком, и их можно было отличить по толщине и извилистой границей. Мустьерские ручные топоры производились из мягкой заготовки из рога или дерева, они намного тонь ше, симметричнее и имеют прямой край. Опытному кремневому топору требуется менее 15 минут для изготовления ручного топора хорошего качества. Простой ручной топор можно сделать из пляжной гальки менее чем за 3 минуты.

В производственном процессе используется литообработка. Этот этап обычно важен при изготовлении ручного топора, например, для ручных топоров, сделанных из хлопьев или подходящего инструментального камня. Важная проблема - это орудие, которое использовалось для формирования бифаса. Если использовалось несколько орудий, важно выяснить, в каком порядке они использовались и какой результат был получен каждый из них. Наиболее распространенные орудия:

Ручной топор, изготовленный с помощью твердого молотка, без дополнительной обработки.

Жесткие поверхности молотка

Ручной топор можно изготавливать без последующей обработки лезвий. молоток был наиболее распространенным ударным инструментом, использовавшимся во время ашельских времен. Результирующий артефакт обычно легко узнаваем по его размеру и неровным краям, так как после удаления чешуек остаются четко выраженные ударные луковицы и компрессионные кольца. Отбойный молоток образует небольшое количество широких и глубоких чешуек, оставляющих длинные края на инструменте, поскольку их сильно вогнутая форма дает изогнутые края. Поперечное сечение неправильное, часто суб ромбическое, а пересечение граней образует острый угол от 60 ° до 90 °. Форма аналогична сердцевине, так как неровности, образовавшиеся в процессе скалывания, не удаляются. Полученные выемки использовались в производственной последовательности. Обычно этот тип изготовления дает «частичные бифасы» (неполная обработка, при которой многие области остаются покрытыми корой), «унифасы» (инструменты, которые были обработаны только на одной поверхности), «бифасы в аббевилльском стиле. "и" ядрообразные бифасы ". Этот тип изготовления обычно указывает на возраст, когда был изготовлен инструмент, а вместе с другими археологическими данными может дать контекст, позволяющий оценить его возраст.

Ручной топор сформирован с использованием твердого молотка, края также обработаны твердым молотком.

Твердые поверхности и кромки молотка

Эти ручные топоры имеют более сбалансированный вид, поскольку модификация состоит из вторая (или третья) серия ударов, чтобы сделать изделие более однородным и улучшить отделку. Модификация часто называется «ed», а иногда выполняется с помощью инвазивного ретуширования или с использованием более мягких, маргинальных, неглубоких ударов, которые применяются только к наиболее заметным неровностям, оставляющим чешуйчатые следы. Модификация кромок твердым молотком проводилась с начала ашельского периода и сохранилась до мустерианцев. Следовательно, он должен быть включен в качестве индикатора хронологии, он должен включаться в качестве других дополнительных и независимых археологических данных. Ручные топоры, полученные в результате этой методологии, имеют более классический профиль с более симметричной миндалевидной или овальной формой и с меньшей долей коры исходного ядра. Не всегда целью ретуширования является уменьшение неровностей или деформаций кромки. Фактически было показано, что в некоторых случаях ретушь проводилась для заточки кромки, которая была затуплена в результате использования, или точки, которая плохилась.

Мягкая обработка молотком

Ручной топор, вероятно, шероховатый - извлекали твердым молотком, а затем ретушировали мягким молотком.

Некоторые ручные топоры были сформированы твердым молотком и обработаны мягким молотком. Удары, приводящие к глубоким раковинным трещинам (первая стадия изготовления), можно отличить от сильных трещин в результате заточки мягким молотком. Последний оставляет более мелкие, более растянутые и широкие рубцы, иногда с небольшими множественными ударными волнами. Однако следы, оставленные маленьким твердым молотком, могут оставить следы, аналогичные следам мягкого молотка.

Обработанные мягким молотком детали обычно сбалансированы и симметричны, а также могут быть относительно гладкими. Мягкие молотки впервые появились в ашельский период, что позволяет использовать инструменты с такой маркировкой в ​​качестве оценки post quem, но без большей точности. Основным преимуществом "мягкого молотка" является то, что позволяет использовать его с минимальными потерями сырья. Однако для того, чтобы их было использование эффективным, необходимо качественное сырье. Нет исследований, сравнивающих эти два метода точки выхода на единицу веса материалов или разницы в использовании энергии. Использование мягкого молотка требует большего использования силы flintknapper и более крутой кривой обучения, хотя он предлагает больше хлопьев при меньшем количестве сырья.

Мягкий молоток только

Ручной топор, изготовленный с мягкого молотка, использование каких-либо следов от твердого молотка.

Ручные топоры, сделанные с использованием только мягкого молотка, гораздо реже. В большинстве случаев по крайней мере, начальная работа выполнялась твердым молотком, прежде чем последующее отслаивание мягким молотком стирало все следы этой работы. Мягкий молоток не подходит для всех типов различных материалов. Следовательно, необходимо начинать с твердого молотка или отщепа в качестве сердечника, поскольку его край будет хрупким (также можно использовать плоские гладкие камешки). Это означает, что, хотя можно было изготовить ручной топор с использованием мягкого молотка, разумно предположить, что для изготовления заготовки использовался твердый молоток, за которым следовали один или несколько этапов ретуши для отделки деталей. Однако степень разделения между фазами не определена, поскольку работа может быть выполнена за одну операцию.

Работа с мягким молотком позволяет молотилу лучше контролировать раскалывание и сокращенные отходы сырья, позволяя получать более длинные, острые и однородные кромки, что увеличивает срок службы инструмента. Ручные топоры, сделанные с помощью мягкого молотка, обычно более симметричны и гладкие, с прямолинейными краями и неглубокими углублениями, широкими и гладкими, так что трудно различить, где начинается один отщеп и заканчивается другой. Они обычно правильное двояковыпуклое поперечное сечение, пересечение двух поверхностей образует кромку с острым углом, обычно около 30 °. Они были обработаны с большим мастерством и поэтому более эстетичны. Обычно они связаны с периодами высокоразвитого производства инструментов, такими как Micoquien или Mousterian. Изготовление мягких молотков ненадежно как единственный метод датирования.

Ручные топоры были созданы как инструменты, и поэтому они изнашивались, изнашивались и / или ломались во время использования. Реликвии претерпели кардинальные изменения на протяжении всей своей жизни. Часто встречаются заостренные кромки, восстановленные точки и профили, деформированные в результате переделки с целью продления срока службы деталей. Некоторые инструменты были переработаны позже, в результате чего Бордес заметил, что ручные топоры «иногда встречаются в верхнем палеолите». Их присутствие, которое является вполне нормальным для периода, Перигордиан, часто связано, на других уровнях, с коллекцией мустьерских или ашельских инструментов.. ".

Морфология

Базовая схема морфологического описания ашельского ручного топора.

Ручные топоры традиционно были ориентированы самой узкой частью вверх (предполагая, что это была самая активная часть, что вполне разумно с учетом ручных топоров Следующие типологические условные обозначения используются для облегчения. Ось симметрии лицо, которое называется морфологической осью, обычно является наиболее правильным и лучше обработанным.

  • Конечная зона - наиболее распространенная форма - заостренная, более или менее острая или овальная.

    • Некоторые ручные топоры имеют закругленные или многоугольные (т. Е. Не заостренные) концы концевых концов, в то время. как у других концев концевых частей поперечны оси, называемые скалывателем или лопатообразными. - напротив оконечного конца (обычно бол ее широкого и толстого) его можно охарактеризовать как зарезервированный (частично или полностью обработанный, но не обрезанный); или вырезать, с закругленным (многоугольным).
    • Кромки - выпуклые, прямолинейные или вогнутые и более или менее ровные. Края у некоторых экземпляров зубчатые - зубчатые или зубчатые. Некоторые экземпляры имеют незаточенные края. Профиль обработанных кромок ручного топора может быть правильным без выраженных прямолинейных отклонений (кромка слегка изогнута в виде S ) или кромка может быть более извилистой и волнообразной. образуются ярко выраженные изгибы или отклонения профиля кромки. На некоторых образцах только отдельные элементы настроены в рабочую кромку.
    • Поперечный разрез - горизонтальный разрез, сделанный на некотором расстоянии от основания. Можно различить ретушь или восстановление на поврежденных частях краев. Обычно встречаются следующие типы поперечного сечения: треугольный (подтреугольный и спинка треугольный), ромбический (ромбовидный и спинка ромбовидный), трапеция (трапеция и спинка трапеции), пятиугольник (пятиугольник и пятиугольник спинка), многоугольник, двояковыпуклый или двояковыпуклый (суб линзовидный).
    • Профиль. По определению, ручные топоры имеют примерно сбалансированный контур с морфологической осью, который также служит осью двусторонней симметрии, и плоскостью, которая служит осью двусторонней симметрии. Не все ручные топоры идеально симметричны. Симметрия была достигнута только после тысячелетия развития. Симметрия не может сделать инструменты более полезными. Ручные топоры использовались в тяжелых физических задачах. Они изнашивались, изнашивались и ломались, и их часто ремонтировали с ретушью краев, восстановлением острия или полной переработкой. Большинство обнаруженных предметов - это останки, предметы, которые были выброшены после долгой эксплуатации в инструментах, во время которых они часто были повреждены и / или приспособлены для специальных задач. Такие части потеряли ту симметрию, которая была у них изначально. Профили ручного топора можно разделить на следующие категории:
    Бифас-профили
    Biface triangulaire.png Biface amygdaloide.png Biface flexueux.png Coup de poing acheléen.jpg Biface.jpg
    Треугольник
    Миндалевидный
    Кордиформ
    Ланцетный
    Микоквин
    Biface discoide.png Biface ovalaire.png Biface limande.png Biface naviforme.png Biface losangique. png
    Дискоидный
    Яйцевидный
    Эллиптический
    Naviform
    Ромбический
    Biface-hachereau.png Biface lageniform e.png Biface abbevillien.png Biface nucleiforme.png Знак вопроса.svg
    Splitter
    Spatulate
    Abbevillian
    Nucleiform
    Прочие

    Размеры и соотношения

    Основные размеры, которые необходимо измерить на ручном топоре Acheulean

    Hand При измерениях топора морфологическая ось используется в качестве ориентира и для ориентации. Помимо длины, ширины, глубины, специалисты предложили диапазон других физических величин. Наиболее распространенными из них были предложены Bordes и Balout:

    • Максимальная длина (L)
    • Максимальная ширина (m)
    • Максимальная глубина (e)
    • Расстояние от основания до зоны максимальной ширины)) (a)
    • Ширина 3/4 пути вдоль куска (o)

    Aи o можно использовать для определения поперечного сечения контура и измерения углового краев (при условии, что это не область, покрытая исходной корой). Эти угловые измерения для кромок производятся с Использование гониометра.

    Длина кромки, вес и длина хорды, описываемая кромками (если кусок имеет поперечный лицевую панель терминала).Эти измерения позволяют установить морфологические и технические соотношения (например, соотношение между весом и длиной Режущими кромками или соотношением между молотком, используем для формирования деталей, и полученным углом и т. д.).

    Наиболее часто используемые коэффициенты были установлены Бордесом для морфолого-математического класса. назвал «классическими бифасами»:

    • индекс округления основания - позволяет разделить классические бифасы на треугольные, миндалевидные и овальные семейства. Отношение L / a обеспечивает следующие пороги разделения:
    Bifaz-Redondeamiento de la base.gif СемействоПорог
    Треугольные бифасы (наиболее правильные). или субтреугольные (для нерегулярных)L a < 2.75 {\displaystyle {\frac {L}{a}}<2.75}{ {\ frac {L} {a}}} <2.75
    Миндалевидные бифасы2,75 < L a < 3.75 {\displaystyle 2.75<{\frac {L}{a}}<3.75}2,75 <{{\ frac {L} {a}}} <3,75
    Овальные бифасы3,75 < L a {\displaystyle 3.75<{\frac {L}{a}}}3.75 <{{\ frac {L} {a}}}
    • Индекс удлинения - отделяет обычные бифасы от коротких (и, иногда, от удлиненных). Например, в семействе овальных бифасов указатель отличает дискоидные бифасы от других типов; в миндалевидных бифасах он определяет ланцетные или микоквинские бифасы. Индекс рассчитывается с использованием л / м. Пороги:
    Бифаз-индекс alargamiento.gif удлинениепорог
    короткие бифасыL м < 1.3 {\displaystyle {\frac {L}{m}}<1.3}{{\ frac {L} {m}}} <1.3
    обычные бифасы1, 3 < L m < 1.6 {\displaystyle 1,3<{\frac {L}{m}}<1.6}1,3 <{{\ frac {L} {m}}} <1.6
    Удлиненные бифасы1,6 < L m {\displaystyle 1.6<{\frac {L}{m}}}1.6 <{{\ frac {L} {m}}}
    • Поперечный / плоский указатель - отделяет толстые бифасы от плоских и используется только на определенных типах. В миндалевидных бифасах (наряду с удлинителем) он отличает миндалевидные бифасы (толстые) от сердцевидных бифасов (плоские). Индекс рассчитывается с использованием м / э. Пороги:
    Bifaz-index de aplastamiento.gi f Поперечное сечениеПорог
    Толстые бифасыme < 2.35 {\displaystyle {\frac {m}{e}}<2.35}{{\ frac {m} {e}}} <2.35
    Плоские бифасыme>2.35 {\ displaystyle {\ frac {m} {e}}>2.35}{{\frac {m}{e}}}>2.35
    • Другие индексы применимы к другим типам бифасов (частичные бифасы, бифасы с необработанным основанием или тесак, лопатка, аббевилля). <791.>Типология ручных топоров Bordes

      Ручные топоры настолько разнообразны, что фактически не имеют единой общей характеристики... [...] несмотря на некоторые попытки классифицировать ручные топоры, некоторые из них к началу [20-го] века... их исследование не полностью соответствует ни одному типологическому списку

      — Габриэль Кэмпс

      руководство сильно повлияла устаревшая и в основном морфологическая система метода "метод Бордеса". им ручным топорам, можно определить путем определения размеров и математических методов, игнорируя при этом почти все субъективные критерии. «Различать разные ручные топоров не всегда легко. Часто здесь нет места для сомнений, однако есть ряд случаев, когда сложность реальности ». В большинстве случаев система согласуется с ранее установленными категориями (хотя и немного меняет их определение). Балаут сделал аналогичную попытку категоризации.

      ГруппаИзображениеТип
      T. R. I. A. N. G. U. L. A. RBifaz triangular.jpg Треугольник

      . Треугольные бифасы были установлены Анри Брёй как плоские основанный, шаровидный, покрытый корой, с двумя прямыми краями, которые сходятся в острой апикальной зоны.. Позднее Бордес изменил определение, сделав его более узким. Для Бордеса треугольный бифас - это образец развитой, работающей и сбалансированной морфологии; это плоские детали с тремя прямолинейными или слегка выпуклыми краями, они должны быть плоскими (m / e>2,35) и с коротким прямым основанием (индекс округления основания L / a < 2.5).. Специалисты различают небольшие вариации в этих строгих пределах, например удлиненно -треугольные (L / m < 1.6), or pieces with slightly concave edges. Bordes named the latter «Sharks teeth» for their similarity to the fossilized teeth of Carcharodon megalodon, которые часто появляются рядом с археологическими памятниками, где были обнаружены эти инструменты). Субтреугольные бифасы имеют общую форму, похожую на треугольник, но более неправильную и менее симметричную.. Треугольные. бифасы редко встречаются в нижнем палеолите (за исключением позднего ашеля в некоторых регионах Франции), и хотя они чаще встречаются в среднем палеолите (особенно в мустье), они практически бесследно исчезают.

      A.. L.. M.. O.. N.. D.. -.. S.. H.. A.. P.. E.. DBifaz amigdaloide.jpg Амигдалоид . являются наиболее распространенными бифасами в этой стране. группе, что определяется их миндалевидной формой, тенденцией к симметричности и метрическими показателями, общими для этой категории. звание (латинское вместо миндальное ), они представляют собой бифасы обычной длины (1.3 < L/m < 1.6), somewhat thick (m/e < 2.35) and with an average base roundness index for this category (2.75 < L/a < 3.75). The base may be unworked or worked. They may have a sharp-pointed or oval apical zone. In some cases it may be slightly rounded (and narrow).. Миндалевидные бифасы почти идентичны сердцевидным бифасам, за исключением, что последние толстые, а первые плоские. Миндалевидные бифасы обычно имеют грубую отделку и высокую степень покрытия коркового слоя. Это не обязательно показатель развития или хронологии.
      Bifaz cordiforme. jpg Cordiform . Сердцевидный бифас идентичен миндалевидному, если смотреть спереди, так как имеет те же значения индекс (индекс удлинения: 1,3 < L/m < 1.6; and base roundness index: 2.75 < L/a < 3.75). When seen from the side it appears to be a flat biface (m/e>2,35). Иногда, хотя это не является определяющим, они работают с большим мастерством, лучше завершаются, с меньшим количеством коры головного мозга и большим балансом. У них также могут быть более острые, прямолинейные края, повышающие эффективность.. Их название, которое происходит от латинского cor (сердце ), было предложено де Пертес в 1857 г. Он стал представителем, когда был принят Брейлем, Коммоном и Гури в 1920-х.. Бордес математически определил их как плоские бифасы с закругленными короткими основаниями и заостренной или овальной конечной зоной. Он определил восемь вариантов, включая удлиненную форму (L / m>1,6) и еще один, более неправильный, названный Subcordiform. Сердцевидные бифасы были распространены как в ашеле, так и в мустье.
      Bifaz lanceolado.jpg Ланцетные

      . Ланцетные бифасы наиболее эстетичны и стали типичным образом развитого ашельских бифасов. Их название с их формой, похожей на лезвие копья. Он был изобретен де Пертесом (копье-топор).. Бордес определил ланцетный бифас как удлиненный (L / m>1,6) с прямолинейными или слегка выпуклыми краями, острой вершиной и закругленным основанием (2,75 < L/a < 3.75). They are often globular to the extent that it is not a flat surface (m/e < 2.35), at least in its basal zone.. Они обычно сбалансированы и хорошо отделаны, с выпрямленными шлифованными краями. в высшей степени характерны для последних стадий ашельского периода - или микокского, как его называют, - и мустьерского периода в ашельской традиции (соответствующих с микокскими бифасами, описанными ниже).. Бифас с ланцетным профилем, более грубо обработанный и неровный, возможно, из-за отсутствия отделки, его обычно называют бифасом в стиле фикрон от французского термина.

      Bifaz micoquiense.jpg Micoquien

      . Микокский бифас получил свое название от французской пещеры Ла Микок в общине Ле-Эзи-де-ТайакДордонь ), которая также дала свое название. Имя периода в конце ашельского языка Микоквин., что микоквинская культура не была отдель Как называемого индексного артефакта, одного из последних типов бифасов, которые могут быть использованы в качестве хронологического маркера, так называемого индексного артефакта. Бифасы характерны для конца ашельского периода и были развиты во время межледниковья Рис-Вюрм.. Бифасы микоквин похожи на ланцетные, они миндалевидные (2,75 < L/a < 3.75), elongated L/m>1,6) и толстые (m / e < 2.35) with a rounded, often unworked base, but with markedly concave edges and an acute point.. Ланцетные и микокские бифасы обычно связаны. Возможно, повторная заточка ланцетного бифаса привела к микоквинскому бифасу. распространены в Старом Свете.

      O.. V.. A.. LBifaz ovoide-Valladolid.jpg Дискоидный

      . Дискоидный бифас полностью круглой или овальной и характеризуются формы индекса формы округления основания более 3,75 и устройством удлинения менее 1,3.. Этот тип бифаса обычно возникает как простые отретушированные чешуйки или режущие инструменты, сделанные из чешуек.. Дискоидные бифасы, которые были переработаны и переработаны, были повреждены из-за непрерывного переточки. не могут быть информирующими, хотя особенно хорошо обработанные образцы встречаются среди солютрейской культуры в Перигор.

      Bifaz ovoide.jpg Яйцевидных

      . Яйцевидные бифасы примерно овальные (вид кривой, которой описание несколько неоднозначно, но более или менее яйцевидной формы). Де Пертес опубликовал определение в 1857 году, которое мало изменилось.. Бордес заявил, что яйцевидные бифасы похожи на дискоиды, но более вытянуты (1.3. < L/m < 1.6) and logically have a base rounding index related to the oval bifaces (greater than 3.75). Both the base and the terminal zone are rounded (if the base is short they are almost symmetrical), although the greatest width is below the longitudinal midway point.. Яйцевидные бифасы, очевидно, появились в середине ашельского периода, хотя они не являются артефактами-указателями и вместе с миндалевидными телами наиболее распространенным типом бифаса среди ашельских культур.

      Bifaz eliptico.jpg Эллиптические . Эллиптические бифасы также известны как Лимандес (от французского слова, означающего камбала ). Они имеют три оси симметрии: двустороннюю, двустороннюю и горизонтальную. Если основание короткое, они практически идентичны на конечном конце, что затрудняет идентификацию верха снизу.. На практике их размерные соотношения равны яйцевидным. инструментов, за исключением того, что эллиптические бифасы обычно более вытянуты (L / м>1, 6), а их максимальная ширина (м) ближе к их средней длине.. Эллиптические бифасы встречаются повсюду в ашельском и мустьерском периодах. более осторожный и сбалансированный d со временем. Бордес обычно отличал плоские эллиптические бифасы (m / e>2,35, истинный Limandes) от толстых эллиптических бифасов (m / e < 2.35, Protolimandes).

      неклассические образцы

      Многие образцы не поддаются объективной классификации. Бордес создал группу, которую он назвал " неклассические бифасы », к которым не применяются математические индексы.

      • Ядроформные бифасы - трудно отличить настоящий бифас от сердечника с модифицированными краями, который иногда использовался в качестве инструмента. Деталь также может быть заготовкой или случайное происхождение. Несмотря на их грубый вид, ядрообразные бифасы присутствовали как в ашельском, так и в мустьерском периодах.
      Ядроформные бифасы из ашельского поселения в Торральба в Сории (Испания).
      • Треугольные бифасы - Эти бифасы имеют вершину, которая не является ни заостренной, ни закругленной. Они обладают относительно широким конечным краем, поперечным к морфологической оси. Этот край обычно более или менее субпрямолинейный, слегка вогнутый или выпуклый. Иногда они входят в состав классические типы, как они имеют уравновешенную, хорошо законченную форму. Бифасы-ножницы были определены Чавайоном в 1958 году как «бифас с концевой фаской» (biface à bise au terminal), в то время как Бордес просто назвал их «тесаками» (hachereaux). Текущий термин был предложен на французском языке Гишаром в 1966 году (biface-hachereau). Термин «бифас-тесак» был предложен на испанском языке в 1982 году (bifaz-hendidor), где слово «бифас» использовалось как существительное, относящееся к типологической группе, к которой принадлежит изделие из-за его двухстороннего моделирования и использования «тесак». как прилагательное из-за его морфологии. Технически это бифасы, но морфологически они похожи на тесаки, хотя их индивидуальность совершенно различна:

      Некоторые авторы считают их тесаками Bordes 1961, p. 63, с чем не согласен Ж. Шавайон; Техника резьбы, используемая для создания бифаса, ни в коей мере не похожа на процесс изготовления тесака

      — Алимен

      Универсальность бифаса, в том числе этого типа, противоречит технологической простоте тесака, даже хотя их морфология и функции могут быть похожими.

      • Бифасы в абвильском стиле - этот ручной топор получил свое название от французского муниципалитета в Абвиль, где они были впервые найдены в каменоломне марл . в долине реки Сомма. Первоначально они были связаны с аббевильской культурой, для которой они являются индексной окаменелостью (хотя, как это ни парадоксально, эти ручные топоры особенно редки на стоянке Абвиль). Аббевилля - это начальная архаическая фаза архулеев, даже если она не всегда появляется в стратиграфическом регистре. Архаические ручные топоры, такие как топоры из Аббевиля, можно найти на протяжении всего нижнего палеолита, что не предполагает каких-либо хронологических или культурных ссылок, подтверждающих термин бифас в аббевильском стиле. Эти ручные топоры обрабатывались только твердым молотком, без ретуши, что делало их извилистыми. Они асимметричны, разнообразны и неправильны, причем их форма обычно определяется формой самого камня. Их основание покрыто корой вместе с большими площадями по бокам. Они имеют тенденцию быть относительно толстыми.
      Бифас в абвильском стиле из ашельских археологических раскопок Сан-Исидро в Мадриде (Испания).
      Частичный бифас из ашельских слоев долины Мансанарес в Мадриде (Испания).
      • Частичные бифасы : они не затрагивают более чем небольшую часть ядра. Они были созданы всего несколькими ударами, хотя это зависит от правильного выбора сердечника. Их часто трудно распознать как режущие инструменты, но их общий вид и отделка квалифицируют их как бифасы. Экстремальный возраст отрасли, к которой они принадлежат, и экономия усилий позволяют квалифицировать их:

      Такая неполная, но такая тщательная рубка в сочетании с морфологией сердцевины позволяет нам говорить о готовом ручном топоре, это больше не работало, потому что в этом не было необходимости, тем самым экономя энергию.

      — Бенито дель Рей и Бенито Альварес

      Инструменты, иногда относящиеся к категории бифасов

      Ручные топоры составляют важную группу артефактов ашельского периода. Они особенно важны для археологических раскопок под открытым небом (Килли предположил, что они реже встречаются в пещерах). Ручные топоры, рубящие инструменты и трехгранные кирки считаются основной утварью, которую обычно изготавливали из камней, блоков или каменных конкреций. Однако такая группировка проблематична, поскольку эти инструменты часто также изготавливались из (крупных) чешуек. Другое распространенное предложение - называть чешуйчатые инструменты микропромышленностью, в отличие от более общих размеров, называемых макроиндустрией, которые включают ручные топоры и тесаки. Однако некоторые скребки величиной с топор.

      • Наиболее сложные режущие инструменты и частичные ручные топоры связаны между собой, и их часто трудно различить. Концепция рубящих инструментов основана на отсутствии у них формальной стандартизации (что типично для ручных топоров) и включает возможность того, что части представляют собой мелкие стержни, что немыслимо для бифасов (кроме ядерообразных).
      • Хотя ручные топоры и тесаки иногда служили для аналогичных задач, их конструкция принципиально отличается.
      • Трехгранные кирки больше не считаются специализированным типом ручного топора.

      Другая группа инструментов, обычно связанных с ручными топорами, - это орудия с остроконечным острием бифаса из нижнего и среднего палеолита Старого Света. Разница между этими двумя типами основана на тонкой, легкой обработке последнего с помощью мягкого молотка и в морфологии, которая предполагает определенную функцию, например, в качестве острия снаряда или ножа. Представители этих инструментов включают хорошо известные примеры из специализированной литературы:

      Термин «листовая часть» должен начинаться с префикса «конечная точка», поскольку многие из них не имеют точек. Они были спорадически обнаружены в ряде мустьерских стоянок во Франции, но чаще всего они встречаются на мустьерских стоянках центральной Европы и африканских стоянках конца атерианского периода

      — Бордес
      • Бифасовые орудия с острием листьев в Центральной Европе называются блатцпитценами.. Это метательные точки, относящиеся к среднему палеолиту, листообразной формы. Они часто бывают двоякими и плоскими, что делает их похожими на листовые пластинки солютрина лавра. Их можно отличить только из их археологического контекста. Блатцпитцен сохранился в некоторых культурах верхнего палеолита. Кусочки восточноевропейской селенской культуры (как блатшпитцен, так и микокские бифасы) могут быть связующим звеном, соединяющим традиции нижнего и среднего палеолита с объектами из верхнего палеолита и более поздних времен.
      Blattspitzen.png Ateriense Punta foliácea.png Pieza foliacea bifacial-1.png Pieza foliacea bifacial-2.png
      Центральной Европы. blattspitzenатерианский кусок острияСтилбэй остриекусок острия, Сбайкия, Алжир
      • ручные топоры, найденные в Африке, происходят из атерианских культура Северной Африки и Стилбей культура Восточной Африки. Оба этих случая относятся к мустьерским культурам, хотя ониотносительно поздние и имеют свой собственный стиль, в конце так называемого африканского среднего каменного века. В обоих случаях встречаются различные объекты: треугольные, овальные и другие, состоящие из листьев. Ручные топоры и унифасы пришли из других культур.

      Важность

      Ручной топор помог установить, что древние люди были способны создавать относительно сложные инструменты, которые также отражали чувство эстетики. Публикации Фрера и, что еще более важно, Буше де Перт во Франции в 19 веке описывали предметы, которые были сбалансированы, симметричны и выполнены с формальной чистотой. Подобные произведения Виланова и Пьера издавали в Испании. Эту работу продолжили Перес де Баррадас и дель Прадо в начале 20 века.

      Искусство прошло долгий период становления, прежде чем стало красивым; но это не значит, что оно когда-либо перестало быть искренним и грандиозным искусством, иногда более искренним и грандиозным, чем прекрасным; в человечестве есть творческая природа, которая проявляется, как только подтверждается ее существование. Когда он не был обеспокоен или напуган, этот полубог, действуя спокойно, нашел материал в своем окружении, чтобы вдохнуть жизнь в его дух.

      Гете, Беседы с Эккерманом.
      Тонко обработанный ручной топор с копьями из участок Сан-Исидро недалеко от Мадрида.

      Как пояснил Леруа-Гурхан, важно спросить, что понималось под искусством в то время, учитывая психологию несовременных людей. Археологические данные, свидетельствующие о быстром прогрессе в направлении симметрии и баланса, удивили Леруа-Гура. Он чувствовал, что может распознать красоту в ранних доисторических инструментах, сделанных во время ашельского периода:

      Мне трудно признать, что эти существа не испытывали определенного эстетического удовлетворения, они были превосходными мастерами, которые знали, как выбирать материал, устранять дефекты и т. Д. Ориентируйте трещины с абсолютной точностью, вытягивая из грубого кремневого стержня форму, которая точно соответствовала их желанию. Их работа не была автоматической или руководствовалась серией действий в строгом порядке, они могли мобилизовать в каждый момент отражение и, конечно же, удовольствие от создания красивого объекта.

      — Леруа-Гурхан

      Многие авторы ссылаются на только на исключительные предметы. Большинство ручных топоров имели тенденцию к симметрии, но не имели художественной привлекательности. Как правило, рассматриваются только самые яркие произведения искусства, в основном коллекции 19 или начала 20 века. В то время недостаток знаний о доисторических технологиях не позволял распознать человеческие действия в этих объектах. Другие коллекции были созданы поклонниками, чьи интересы не были научными, поэтому они собирали только предметы, которые считали выдающимися, отказываясь от более скромных элементов, которые иногда были необходимы для интерпретации археологических раскопок. Исключение составляют места, методично изученные экспертами, где великолепно вырезанные, многочисленные ручные топоры вызывали у археологов восхищение художниками:

      Таково совершенство резьбы на некоторых ручных топорах, что создается впечатление, будто художник получал от них огромное удовольствие как таковой, по крайней мере, очевидно, поскольку работа не делает детали более эффективными. Во всяком случае, мы не можем сказать из этого удаления, было ли это искусством или полезностью ручного топора, которого добивались, делая их так хорошо. Хотя в глубине души мы уверены, что они искали красоты, эстетики, поскольку они могли бы достичь такой же эффективности с более грубыми изделиями.

      Открытие в 1998 году овального ручного топора превосходного качества в Сима-де-лос-Уэсос в горах Атапуэрка, смешанные с ископаемыми останками Homo heidelbergensis, снова разожгли этот спор. Учитывая, что это единственный каменный остаток из этого участка памятника (возможно, могильника), в сочетании с качествами изделия, которое потребовало особого обращения, его даже окрестили Экскалибур и он стал звездным предметом. Однако символическое значение этого примера, в частности, и ручных топоров в целом, в последние годы увеличилось, подпитывая как научные, так и более общие дискуссии и литературу.

      Баш предложил следующий контраргумент:

      Искусство всегда одно и то же, кого-то можно назвать художником, только если он знает, как создать в объективных пределах эквивалент нуминозного комплекса, переживаемого индивидуально и выраженного подходящим образом по отношению к обществу, в котором живет художник. В этом случае можно отличить художественное произведение от полезного инструмента, хотя это тоже может быть красиво. Когда доисторический человек смог достичь чудес, которыми являются ашельские топоры, он не стал произведением искусства; он также не стал произведением искусства, когда использовал свои навыки и опыт, чтобы построить дом или приспособить каменные убежища или пещеры для проживания или убежища.

      — Мартин Альмагро

      Парадоксально, но среди множества ашельских предметов ручные топоры являются одним из самых простых инструментов. Они не требуют такого тщательного планирования, как другие типы объектов, обычно сделанные из чешуек, менее ярких, но более сложных.

      У археологов есть свидетельства наличия ручных топоров, которым 1,2 миллиона лет в Мелка Кунтуре (Эфиопия), но самому старому из Консо-Гардула может быть 1,9 миллиона лет: хотя сейчас известно, что они являются наследие ряда человеческих видов, с Homo ergaster самым ранним, вплоть до 1954 г. не было никаких убедительных доказательств того, кто изготавливал ручные топоры: в том же году в Тернифине, Алжир, обнаружен Арамбург остается то, что он назвал «Атлантропом» вместе с некоторыми ручными топорами. Все виды, связанные с ручными топорами (от H. ergaster до H. neanderthalensis ), демонстрируют развитый интеллект, который в некоторых случаях сопровождается современными функциями, такими как относительно сложные технологии, системы защиты от неблагоприятных погодных условий ( хижины, контроль над огнем, одежда) и определенные признаки духовного осознания (ранние признаки искусства, такие как украшение тела, вырезание костей, ритуальное обращение с телами, артикулированный язык).

      Галерея изображений

      Примечания

      Ссылки

      Библиография

      • Бойд, Роберт (2008). Как эволюционировали люди. Нью-Йорк: W. W. Norton Company. ISBN 978-0-393-93271-3.
      • Бенито дель Рей, Луис (1982). "Aportación a un estudio tecnomorfológico del bifaz: Studia Zamorensia". III . Ediciones de la Universidad de Salamanca, Colegio Universitario de Zamora: 305–323. Для цитирования журнала требуется | journal =()
      • Brézillon, Michel (1985). Dictionnaire de la Préhistoire. Librairie Larousse, Париж. ISBN 978-2-03-075437-5.
      • AS Barnes / HH Kidder, Differentes de débitage à La Ferrassie. Bull. Soc. Préhist. Franç. 33, 1936, 272–288.
      • C. A Bergmann/MB Roberts, Flaking technology at the Acheulean site of Boxgrove, West Sussex, England. Rev. Arch. Picardie, Numero Special, 1– 2, 1988, 105–113.
      • Bordes, François (1961). Typologie du Paléolithique ancien et moyen. Bordeaux : Impriméries Delmas.
      • F. Bordes, Le couche Moustérienne du gisement du Moustier (Dordogne): typologie et techniques de taille. Soc. Préhist. Française 45, 1948, 113–125.
      • F. Bordes, Observations typologiques et techniques sur le Périgordien supérieur du Corbiac (Dordogne). Soc. Préhist. Française 67, 1970, 105–113.
      • F. Bordes, Le débitage levallois et ses variantes. Бык. Soc. Préhist. Française 77/2, 1980, 45–49.
      • P. Callow, The Olduvai бифасы : технология и сырье. В: М. Д. Лики / Д. A. Roe, Олдувайское ущелье Vol. 5. (Кембридж, 1994) 235–253.
      • Х. Л. Диббл. Последовательности редукции при изготовлении мустьерских орудий во Франции. В: О. Соффер (Hrsg.), Плейстоцен Старого Света, региональные перспективы (Нью-Йорк, 1987).
      • P. Р. Фиш, Помимо инструментов: дебитирование среднего палеолита: анализ и культурный вывод. J. Anthr. Res. 1979, 374–386.
      • Ф. Ноулз, Stone-Worker's Progress (Oxford, 1953).
      • Марек Кон / Стивен Митен Топор, продукты полового отбора ?, Antiquity 73, 1999, 518–26.
      • K. Куман, Олдуанская промышленность из Стеркфонтейна: сырье и основные формы. В: Сопер Р. / Г. Пвити (Hrsg.), Аспекты африканской археологии. Документы 10-го Конгресса Панафриканской ассоциации доисторических и родственных исследований. Univ. of Zimbabwe Publications (Harare 1996) 139–146.
      • J. М. Мерино, Tipología lítica. От редакции Munibe 1994. Suplemento, (Сан-Себастьян, 1994). ISSN 1698-3807.
      • H. Мюллер-Бек, Zur Morphologie altpaläolithischer Steingeräte. Ethnogr.-Archäol.-Zeitschr. 24, 1983, 401–433.
      • М. Новичок, Некоторые количественные эксперименты в производстве ручных топоров. Мировая арка. 3, 1971, 85–94.
      • Th. Вебер, Die Steinartefakte des Homo erectus von Bilzingsleben. В кн.: Мания Д. / Th. Вебер (Hrsg.), Бильзингслебен III. Верёфф. Landesmus. Воргеш. Halle 39, 1986, 65–220.
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:17:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте